Изобретение относится к линиям электроснабжения и устройствам, расположенным вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой, а именно к токопроводящим устройствам, расположенным вдоль рельсов и в местах их соединений.
Известно рельсовое стыковое соединение, содержащее токопроводящий элемент в виде металлического желоба с отогнутыми внутрь краями помещенный в пространство между шейками стыкуемых рельсов и рельсовой накладкой. Желоб имеет С-образное поперечное сечение и расположен своей продольной осью параллельно продольной оси соединяемых рельсов. Отогнутые прямолинейные участки желоба имеют поперечные надрезы и своими концами контактируют с накладкой, а основание желоба прилегает к шейкам соединяемых рельсов [1].
Недостатком этой конструкции является нестабильность контакта токопроводящего элемента и одного из стыкуемых рельсов из-за возможного смещения шеек стыкуемых рельсов в поперечном направлении. Такое смещение возникает в результате допускаемых отклонений размеров при изготовлении рельсов, а отсутствие прилегания токопроводящего элемента к одной из шеек вызвано его высокой жесткостью в направлении смещения стыкуемых рельсов.
Известно другое рельсовое стыковое соединение, содержащее накладки, закрепленные на шейках стыкуемых рельсов симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось рельсов, и соединенные между собой и с шейками рельсов болтами, установленными по обе стороны от стыка и размещенные в полостях между шейками стыкуемых рельсов и внутренними поверхностями накладок токопроводящие элементы в виде рессоры, каждый из которых симметричен относительно горизонтальной плоскости, проходящей через продольную ось рельсов и имеет среднюю часть в форме арки, обращенной выпуклостью в сторону накладки и соединенную с прямолинейными концевыми участками поверхностями сопряжения, при этом угол между касательными плоскостями к поверхности сопряжения в местах соединения с арочным и прямолинейным участками рессоры выполнен большим 90o так, что концы прямолинейных участков обращены в противоположные стороны и опираются на шейки соединяемых рельсов, а арочный участок опирается на накладку [2].
Такое техническое решение обеспечивает постоянный контакт стыкуемых рельсов за счет возможности самоустановки упругого токопроводящего элемента своими концами на шейках стыкуемых рельсов. Надежность этого контакта определяется, в том числе, усилием прижатия концов рессоры к шейкам стыкуемых рельсов. Величина усилия прижатия зависит от свойств материала, формы и размеров упругого токопроводящего элемента, а также величины его упругой осадки в пространстве между накладкой и шейками стыкуемых рельсов. Пространство для размещения рессоры ограничено в продольном направлении расстоянием между стержнями ближайших к стыку крепежных болтов, а в поперечном - внутренним торцом накладки. Однако форма и способ закрепления токопроводящего элемента - рессоры, размещенного в этом пространстве, предопределяет его высокую жесткость, что в условиях колебания величины осадки рессоры, возникающих вследствие допусков на изготовление элементов конструкции, может привести к разрушению рессоры в процессе монтажа и эксплуатации. В процессе осадки токопроводящей рессоры под действием монтажных деформаций свободные концы прямолинейных участков могут отгибаться в сторону, противоположную поверхности шейки рельса, уменьшая площадь контакта, повышая жесткость рессоры и, тем самым, увеличивая скорость нарастания действующих напряжений и опасность разрушения.
Целью изобретения является повышение надежности электрического контакта элементов рельсового стыкового соединения за счет увеличения упругости токопроводящей рессоры и создания дополнительного токопроводящего контура. Указанная цель достигается тем, что в рельсовом стыковом соединении, содержащем рельсовые накладки, крепежные болты, соединяющие рельсовые накладки с шейками стыкуемых рельсов, токопроводящие рессоры, установленные симметрично с двух сторон между накладками и шейками стыкуемых рельсов и имеющие среднюю часть в форме арки, обращенной выпуклостью в сторону накладки, прямолинейные участки и сопрягающие поверхности, соединяющие последние со средней арочной частью рессоры таким образом, что касательные плоскости, проведенные к сопрягающим поверхностям в местах сопряжения средней арочной части и концевых прямолинейных участков расположены под углом друг к другу, абсолютная величина угла α между касательными плоскостями к сопрягающей поверхности в местах сопряжения с арочным и с каждым из прямолинейных участков выполнен меньшим 90o, концы прямолинейных участков рессоры обращены навстречу друг другу и расположены с упором в накладку, при этом сопрягающие поверхности арочного и прямолинейного участков рессоры расположены с упором в шейку стыкуемых рельсов.
Прямолинейные участки могут быть выполнены сужающимися в направлении торца.
Концы прямолинейных участков могут быть подогнуты в сторону арочного участка рессоры.
Поверхность сопряжения арочного и прямолинейного участков может быть выполнена в виде тора.
Промышленное применение изобретения поможет повысить надежность и увеличить токопроводность электрического контакта в рельсовом стыке за счет наличия двух параллельных соединений для каждой токопроводящей рессоры и повышения допустимой упругой деформации рессоры.
На приведенных чертежах иллюстрируется рельсовое стыковое соединение.
На фиг. 1 показан вид рельсового стыкового соединения спереди со стороны накладки; на фиг. 2 показан его продольный разрез А-А по рельсовому стыку; на фиг. 3 - поперечный разрез Б-Б фиг. 1; на фиг. 4 - токопроводящая рессора, вид сбоку; на фиг. 5 - токопроводящая рессора, вид сверху; на фиг. 6 - вид токопроводящей рессоры сверху с сопрягающей поверхностью в виде тора; на фиг. 7 - фрагмент I, увеличено.
Рельсовое стыковое соединение содержит рельсовые накладки 1, крепежные болты 2, соединяющие накладки 1 с шейками 3 рельсов 4, а также токопроводящие рессоры 5, расположенные между накладками 1 и шейками 3 рельсов 4. Накладки 1 и рессоры 5 расположены по обе стороны рельсового стыка. Токопроводящая рессора 5 содержит арочный участок 6 и два прямолинейных участка 7, присоединенных к нему сопрягающими поверхностями 8, выполненными цилиндрическими 9 или тороидальными 10. При этом касательные к сопрягающей поверхности плоскости 11 и 12, проведенные в местах сопряжения с арочным участком 6 и прямолинейными участками 7 образуют углы Концы 13 и 14 прямолинейных участков 7 рессоры 5 обращены навстречу друг другу и могут быть подогнуты. Прямолинейные участки 7 могут быть выполнены зауженными в направлении к концам 13 и 14. Гайки 15 навернуты на болты 2 через пружинные шайбы 16.
Сборка рельсового стыкового соединения осуществляется следующим образом. Рельсовые накладки 1 предварительно фиксируются на шейке 3 одного из стыкуемых рельсов 4 двумя болтами 2 по одну сторону от стыка, на стержни болтов надеваются пружинные шайбы 16, гайки 15 навертываются лишь на концы болтов 2. Рессоры 5 вводятся в пространство между шейками 3 и накладками 1 до упора в стержень ближайшего к стыку болта 2, затем вводятся два болта 2 с другой стороны стыка, на них надеваются пружинные шайбы 16 и навертываются гайки 15; сборка всего соединения завершается затяжкой четырех гаек 15.
Работа рельсового стыкового соединения осуществляется так.
В плоскости стыка между рельсами существует зазор, который перекрыт токопроводящей рессорой 5. Сопрягающие поверхности 8 упираются в шейки 3 рельсов 4, замыкая контакт между ними. Электрический ток проходит от одного рельса 4 к другому через сопрягающие поверхности 8 и арочный участок 6. Дополнительный контур образован сопрягающими поверхностями 8, прямолинейными участками 7, упирающимися концами 13 и 14 в накладку 1, и участком накладки 1 между концами 13 и 14 рессоры. Рессора 5 прижимается к шейкам 3 рельсов 4 накладкой 1. В процессе монтажа и эксплуатации при любой осадке рессоры касательные к сопрягающей поверхности плоскости 11 и 12, проведенные в местах сопряжения с арочным участком 6 и прямолинейными участками 7 образуют углы При этом сопрягающие поверхности 8 могут быть выполнены цилиндрическими 9 или тороидальными 10, что улучшает возможность самоустановки рессоры 5 и условия контакта с шейками 3 рельсов 4. Подогнутые концы 13 и 14 также улучшают возможность самоустановки рессоры 5 и условия контакта с накладкой 1. Выполнение прямолинейных участков 7 зауженными к концам 13 и 14 рессоры приближает форму этих участков к форме тела равного сопротивления изгибу, снижая жесткость и увеличивая упругую осадку рессоры в целом. При этом в процессе монтажа и эксплуатации соединения угол <90o при любой величине осадки рессоры 5.
Таким образом, рельсовое стыковое соединение согласно изобретению содержит рессору, форма и расположение которой позволяют обеспечить постоянный и надежный электрический контакт в рельсовом стыковом соединении.
Источники информации
1. Аналог - а.с. СССР N 1768416, кл. B 60 M 5/00, 1988 г.
2. Прототип - а.с. СССР N 1791187, кл. B 60 M 5/00, 1989 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕЛЬСОВЫЙ СТЫКОСОЕДИНИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2252154C2 |
СОЕДИНИТЕЛЬ РЕЛЬСОВЫЙ СТЫКОВОЙ ПРУЖИННЫЙ | 2009 |
|
RU2404318C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕЛЬСОВЫЙ СТЫКОСОЕДИНИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2252155C2 |
РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1992 |
|
RU2049186C1 |
РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЕ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2005 |
|
RU2295603C1 |
Рельсовое стыковое соединение | 1989 |
|
SU1791187A1 |
СОЕДИНИТЕЛЬ РЕЛЬСОВЫЙ | 2006 |
|
RU2330912C1 |
ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ | 2003 |
|
RU2242552C1 |
Стык рельсовый безударный | 2022 |
|
RU2795710C1 |
ДВУХГОЛОВАЯ НАКЛАДКА И ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ПРОКЛАДКА К НЕЙ В РЕЛЬСОВОМ СТЫКОВОМ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕМ СОЕДИНЕНИИ | 2006 |
|
RU2297483C1 |
Изобретение относится к линиям электроснабжения с устройствами, расположенными вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой, а именно к токопроводящим устройствам, расположенным в местах соединения рельсов, представляющих собой рельсовые стыковые соединения. Рельсовое стыковое соединение состоящее из накладок 1, закрепленных болтами (2), к шейкам (3) стыкуемых рельсов (4) и токопроводящей рессоры (5). Форма и расположение рессоры позволяет обеспечить постоянный и надежный электрический контакт элементов рельсового стыкового соединения, за счет увеличения ее упругости и создания надежного токопроводящего контура. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
Токопроводящий рельсовый соединитель | 1990 |
|
SU1789370A1 |
Рельсовое стыковое соединение | 1972 |
|
SU1169853A1 |
Токопроводящий рельсовый соединитель | 1988 |
|
SU1768416A1 |
Рельсовое стыковое соединение | 1989 |
|
SU1791187A1 |
Авторы
Даты
1999-12-10—Публикация
1998-08-31—Подача