Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны двухступенчатые главные передачи (ГП), содержащие опоры, валы, шестерни, планетарный механизм, муфту переключения, совмещенные с межколесным дифференциалом, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях. (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И. Гришкевича. - Мн.: Высш. шк., 1985, - 240 с.)
Такие агрегаты имеют ограниченные кинематические возможности и высокую металлоемкость.
Наиболее близкой к предлагаемой главной передаче является двухступенчатая главная передача опытной модели автомобиля МАЗ-500А (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И. Гришкевича. - Мн.: Высш. шк., 1985. рис. 7. 10, 224 с.).
Главная передача состоит из корпуса с размещенными в нем ведущим валом, выполненным вместе с ведущей конической шестерней, зацепленной с ведомым колесом. Это колесо закреплено на корпусе, в котором расположены планетарный механизм и дифференциал (см. там же рис. 7, 9, 223 с.). Внутри ведомого конического колеса выполнено эпициклическое колесо планетарного механизма (ПМ), которое сателлитами сообщается с водилом ПМ, закрепленным на корпусе дифференциала. Солнечная шестерня ПМ выполнена вместе с зубчатым венцом муфты переключения. ПМ реализует две передачи: первая - замедляющая, когда солнечная шестерня остановлена зубчатым венцом относительно корпуса ведущего моста, вторая - прямая, когда ПМ блокируется осевым перемещением солнечной шестерни до зацепления с зубчатым венцом водила.
Такая ГП имеет ограниченные кинематические возможности - передаточное число ПМ на низшей передаче составляет только 1,391. Передаточное число ГП в целом без ПМ равно 7,24 и 10,1 при понижающей передаче в ПМ. ГП имеет значительную массу и габариты, т.к. помимо центрального редуктора содержит еще два колесных редуктора с остановленным водилом (см. там же рис. 7, 8б, 221 с.).
Задачей изобретения является расширение кинематических возможностей ГП при малых габаритах и массе. С ведомым зубчатым колесом соединено водило планетарного механизма, на ведущем валу закреплена дополнительно вторая шестерня, введенная в зацепление с дополнительным зубчатым колесом, соединенным трубчатым валом с солнечной шестерней, одна муфта расположена на корпусе дифференциала и выполнена с возможностью его блокировки с водилом и эпициклическим колесом соответственно, другая муфта расположена на трубчатой опоре корпуса дифференциала и выполнена с возможностью его блокировки с солнечной шестерней, обе муфты соединены одним ползуном.
Технический результат достигается тем, что планетарный механизм реализует три передачи. На ведущем валу закреплены две шестерни, одна из них зацеплена с ведомой шестерней, соединенной с солнечной шестерней планетарного механизма, другая ведущая шестерня зацеплена с ведомой шестерней, соединенной с водилом, на корпусе дифференциала расположена муфта выборочного соединения с одним из трех звеньев планетарного механизма.
На фиг. 1 изображена схема главной передачи с коническими шестернями и дифференциалом.
На фиг. 2 - главная передача с цилиндрическими шестернями. В корпусе главной передачи 1 установлен ведущий вал 2, на котором закреплены ведущие шестерни 3 и 4, зацепленные с ведомыми шестернями 5 и 6 (см. фиг. 1 и 2). Ведомая шестерня (колесо) 5 трубчатым валом 7 соединяется шестерней 8 (a), а колесо 6 соединяется с водилом 9(h) планетарного механизма. Сателлиты 10 установлены на водиле 9 и зацеплены с солнечной шестерней 8 и эпициклическим колесом 11 (b). Муфта 12 расположена на ступице 13 корпуса дифференциала 14 со стороны планетарного механизма. На оси (крестовине) 15 дифференциала установлены сателлиты 16, зацепленные с полуосевыми шестернями 17 и 18, которые зацеплены на полуосях 19 и 20. Муфта 21 расположена на ступице 22 трубчатой опоры 23 корпуса дифференциала 14. Муфты 14 и 21 соединены ползуном 24.
Шестерни привода планетарного механизма могут быть как коническими (гипоидными), так и цилиндрическими; возможно применение дифференциала любого типа: конического, цилиндрического, повышенного трения и т.д.
Работа ГП осуществляется следующим образом:
I передача. Муфта 12 и 21 в правом положении (см. фиг. 2 верхнее положение муфт). Крутящий момент поступает по ведущему валу 2 на две ведущие шестерни и разделяется на два потока. Один поток от шестерни 3 передается на колесо 5, по трубчатому валу 7 на солнечную шестерню 8 (a) и сателлиты 10. Второй поток от шестерни 4 поступает на колесо 6, далее на водило 9 (h). Оба потока сателлитами 10 передаются на эпициклическое колесо 11 (b) и муфтой 12, находящейся в крайнем правом положении, снимаются на ступицу 13 и корпус дифференциала 14. Увеличенный крутящий момент от оси 15 сателлитами 16 разделяется на два потока: шестерню 17 и полуось 19, шестерню 18 и полуось 20. Муфта 21 выключена.
Скорость вращения эпициклического колеса 11 и корпуса дифференциала 14 описывается следующей зависимостью
nb=Иba h•na+Иbh a •nh=(-1/K)•na+(K+1/K)•nh,
где Иba h - передаточное число ПМ при остановленном водиле и передаче усилия с эпициклического колеса на солнечную шестерню;
na - скорость вращения солнечной шестерни;
Иbh a - передаточное число ПМ при остановленной солнечной шестерни и передаче усилия от эпициклического колеса к водилу;
nh - скорость вращения водила;
K - внутренний параметр ПМ, равный отношению числа зубьев эпициклического колеса к числу зубьев солнечной шестерни.
Например, если принять скорость вращения ведущего вала П2=1000 об/мин и применить ПМ с K=2,0; шестерни 3 и 5 с передаточным числом 1,1; а шестерни 4 и 6 с передаточным числом 2,9; то скорость вращения эпициклического колеса составит:
nb= -0,5 (1000/1,1)+1,5 (1000/2,9)=62,7,
а передаточное число ГП - И0 = 1000/62,7=15,9. При уменьшении передаточного числа шестерен 4 - 6 до 2,8 передаточное число ГП снизится до 12,3. Передаточное число ГП зависит также от внутреннего параметра ПМ и соотношения числа зубьев другой пары шестерни.
II передача. Перемещаем муфты 12 и 21 в среднее положение (см. фиг. 1 верхнее положение муфт и фиг. 2 - нижнее). Крутящий момент передается с вала 2 парой шестерен 4 - 6, далее по водилу 9 на муфту 12, затем как на предыдущей передаче. Муфта 21 выключена. Шестерни 3, 5, 8, 10, 11 вращаются вхолостую.
III передача. Перемещаем муфты 12 и 21 в левое положение (см. фиг. 1 нижнее положение муфт). Крутящий момент передается с вала 2 парой шестерен 3 - 5 муфтой 21, трубчатой опорой 23 на корпусе дифференциала 14 и далее как на предыдущих передачах. Шестерни 4,6 и ПМ вращаются вхолостую.
Экономический эффект выражается в том, что по сравнению с прототипом, обеспечивающим две передачи в узком диапазоне (1,391) при значительной металлоемкости и габаритах (три планетарных механизма - два в колесных редукторах и один в центральном редукторе, пара конических шестерен и дифференциал) предлагаемая ГП имеет лучшие кинематические возможности (три передачи в широком диапазоне - 15 и более) при меньших габаритах и массе (две пары шестерен, только один планетарный механизм и диффернциал, выполненные в одном корпусе).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2149769C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2143349C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2153424C2 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2136512C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2153425C2 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149772C1 |
ПРИВОД ВЕДУЩИХ МОСТОВ | 1998 |
|
RU2143351C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149768C1 |
КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2143350C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149773C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Главная передача содержит корпус, ведущий вал с двумя ведущими шестернями, ведомый вал с ведомым зубчатым колесом, дифференциальный механизм, планетарный механизм и муфты. Ведомое зубчатое колесо соединено с водилом планетарного механизма и зацеплено с одной из ведущих шестерен. Вторая ведущая шестерня зацеплена с зубчатым колесом, соединенным трубчатым валом с солнечной шестерней планетарного механизма. Одна муфта расположена на корпусе дифференциала для его блокировки с водилом и эпициклическим колесом планетарного механизма соответственно. Другая муфта расположена на трубчатой опоре корпуса дифференциала для его блокировки с солнечной шестерней планетарного механизма. Обе муфты соединены одним ползуном. Расширены кинематические возможности передачи при малых габаритах и массе. 2 ил.
Главная передача, содержащая корпус, расположенные в нем ведущий вал с закрепленной на нем ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с ведомым зубчатым колесом, передающим вращение посредством ведомого вала дифференциальному механизму через планетарный механизм, включающий в себя эпициклическое колесо, солнечную шестерню, закрепленную на трубчатом валу, водило с сателлитами, муфту блокировки звеньев планетарного механизма, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена закрепленной на ведущем валу второй ведущей шестерней, введенным с ней в зацепление зубчатым колесом, соединенным трубчатым валом с солнечной шестерней, и муфтой, при этом водило планетарного механизма соединено с ведомым зубчатым колесом, одна муфта расположена на корпусе дифференциала и выполнена с возможностью его блокировки с водилом и эпициклическим колесом соответственно, другая муфта расположена на трубчатой опоре корпуса дифференциала и выполнена с возможностью его блокировки с солнечной шестерней, а обе муфты соединены одним ползуном.
Автомобили: конструкция, конструирование и расчет | |||
Трансмиссия / Под ред.А.И.Гришкевича | |||
- Мн.: Высшая школа, 1985, с.240, с.224, рис.7.10. |
Авторы
Даты
1999-12-20—Публикация
1998-02-24—Подача