Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны двухступенчатые главные передачи (ГП), содержащие шестерни, валы, планетарный механизм, муфту переключения, совмещенные с межколесным дифференциалом, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А. И. Гришкевича. - Мн.: Высш. шк., 1985. - 240 с.)
Эти агрегаты используются в качестве двухступенчатого редуктора.
Наиболее близкой к предлагаемой ГП является двухступенчатая главная передача опытной модели автомобиля МАЗ-500А (см. там же рис. 7.10, 224 с.).
ГП состоит из ведущего вала с ведущей конической шестерней, ведомого конического колеса, зацепленного на корпусе дифференциала, планетарного механизма, расположенного между дифференциалом и ведомым коническим колесом. Переключение передач осуществляется перемещением солнечной шестерни планетарного механизма в осевом направлении. На низшей передаче солнечная шестерня остановлена относительно корпуса ГП, крутящий момент поступает с ведомого колеса ГП на эпициклическое колесо и по сателлитам на водило и корпус дифференциала. На прямой передаче солнечная шестерня зубчатым венцом соединяется с водилом, при этом планетарный механизм блокируется.
Такая ГП имеет ограниченные кинематические возможности - только две передачи при малом интервале между ними - 1,391.
Задачей изобретения является расширение кинематических возможностей агрегата.
Технический результат достигается тем, что переключение передач осуществляется муфтой, которая расположена на венце эпициклического колеса с возможностью блокировки с корпусом агрегата или ведомой шестерней привода солнечной шестерни планетарного механизма.
На чертеже изображена схема главной передачи: прямая передача в ПМ (см. верхнее положение муфты), замедляющая передача в ПМ (см. нижнее положение муфты).
В корпусе ГП 1 установлен ведущий вал 2, на котором закреплена ведущая коническая шестерня 3, зацепленная с ведомым коническим колесом 4. Колесо 4 закреплено на трубчатом валу 5, на этом валу также закреплена солнечная шестерня 6 планетарного механизма. Солнечная шестерня 6 (а) зацеплена с сателлитами 7, установленными на водиле 8 (h) и зацепленными также с эпициклическим колесом 9 (в). Эпициклическое колесо 9 имеет также наружный зубатый венец 10. Зубчатый венец 11 выполнен на корпусе ГП 1. Муфта 12 установлена на зубчатом венце 10 эпициклического колеса 9 и выборочно его соединяет или с колесом 4 или с венцом 11 корпуса 1. Ось (крестовина) 13 сателлитов 14 закреплена в корпусе дифференциала 15. Сателлиты 14 зацеплены с шестернями 16 и 17, закрепленными на полуосях 18 и 19.
Допускается установка дифференциала любого типа: конического, цилиндрического, червячного и т.д.
Главная передача также может быть любого типа: коническая, гипоидная, цилиндрическая, червячная.
Работа ГП осуществляется следующим образом.
1 передача - замедляющая в ПМ - Иah в = K + 1(см. нижнее положение муфты).
Муфта 12 находится в правом положении 1. При этом положении муфта 12 (см. фиг. 1) останавливает эпициклическое колесо 9 (в) зубчатым венцом 10 относительно зубчатого венца 11 корпуса ГП 1.
Крутящий момент передается с ведущего вала 2 парой шестерен 3-4 на трубчатый вал 5 и солнечное колесо 6 (a), через сателлиты 7, зацепленные с остановленным эпициклическим колесом 9 (в), вращение передается на водило 8 (h), от него на корпус дифференциала 15. От оси 13 момент сателлитами 14 разделяется на два потока и по шестерням 16 и 17 поступает на полуоси 18 и 19.
В этом случае получаем максимальное увеличение крутящего момента за счет большого передаточного числа в планетарном механизме, равном K+1, где K - внутренний параметр планетарного механизма, равный отношению количества зубьев эпициклического колеса к числу зубьев солнечной шестерни.
II передача - прямая в планетарном механизме - Иaв=1,0.
Переключаем муфту 12 в левое положение 11. При том муфта 12 выходит из зацепления с венцом 11 и замыкает между собой венец 10 и колесо 4, блокируя планетарный механизм, т.к. солнечная шестерня 6 (a) и эпициклическое колесо 9 (в) соединены между собой и вращаются с одинаковой скоростью.
Экономический эффект выражается в том, что за счет расширения кинематических возможностей ГП возможно или увеличение диапазона передаточных трансмиссий транспортного средства, а значит и его эксплуатационных возможностей, или упрощение коробки передач при сохранении диапазона трансмиссии. Уменьшаются нагруженность трансмиссии до ГП и размеры шестерен ГП, т.к. основная трансформация момента происходит в планетраном редукторе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2143349C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2142885C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2153425C2 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2153424C2 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2136512C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149772C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149773C1 |
ПРИВОД ВЕДУЩИХ МОСТОВ | 1998 |
|
RU2143351C1 |
ПРИВОД ВЕДУЩИХ МОСТОВ | 1998 |
|
RU2149770C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149768C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Главная передача содержит корпус, ведущую шестерню, ведомое колесо, дифференциал, планетарный механизм и зубчатую муфту, расположенную не венце эпициклического колеса планетарного механизма с возможностью блокировки с корпусом или ведомым колесом. Расширены кинематические возможности. 1 ил.
Главная передача, содержащая корпус, расположенные в нем ведущий вал с закрепленной на нем ведущей шестерней, зацепленное с ней ведомое колесо, сидящее на трубчатом валу, передающее вращение на корпус дифференциала посредством планетарного механизма, включающего закрепленную на упомянутом трубчатом валу солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпициклическое колесо, и зубчатую муфту для блокировки звеньев планетарного механизма, отличающаяся тем, что зубчатая муфта расположена на венце эпициклического колеса с возможностью блокировки с корпусом главной передачи или с ведомым колесом.
Автомобили: конструкция, конструирование и расчет | |||
Трансмиссия/Под ред | |||
А.И.Гришкевича | |||
- Мн.: Высшая школа, 1985, с.224, рис.7.10 | |||
Блокируемый дифференциал | 1988 |
|
SU1576363A1 |
Устройство для блокировки конического дифференциала | 1990 |
|
SU1713840A1 |
Способ изготовления минерального войлока | 1948 |
|
SU76465A1 |
Способ регулировки карбюраторов двигателей внутреннего горения | 1938 |
|
SU56626A1 |
УСТРОЙСТВО для НАНЕСЕНИЯ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАГОТОВОК | 0 |
|
SU314501A1 |
DE 3704654 A1, 17.09.87. |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1998-05-12—Подача