Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизельным двигателям внутреннего сгорания.
Известен двигатель внутреннего сгорания с качающимися поршнями, расположенными на двух валах, поршни идут навстречу друг другу и качаются в противоположных направлениях (заявка ФРГ N 3900375, кл. F 02 B 57/00, опубл. 27.09.89). Однако наличие двух валов значительно осложняет конструкцию.
Известен двигатель внутреннего сгорания с качающимся поршнем, содержащий корпус с кольцевой камерой, поршень с валом с системой торцевых и радиальных уплотнений, совершающий колебательные движения в кольцевой камере, и механизм преобразования колебательного движения во вращательное (патент РФ N 2079680, кл. F 02 B 53/00, опубл. БИ N 14, 1997). К недостаткам данного двигателя следует отнести конструктивную сложность механизма преобразования колебательного движения во вращательное, что приводит к большой вероятности неисправностей и поломок, а наличие только одного поршня уменьшает мощность двигателя.
Наиболее близким по количеству существенных признаков и достигаемому результату к заявляемому изобретению является двухтактный двигатель внутреннего сгорания с качающимся поршнем, содержащий корпус с кольцевой камерой сгорания, поршень с валом с уплотнением, совершающий колебательные движения в камере, рычаг, посаженный на вал и связанный через шатун с коленчатым валом (патент ФРГ N 3811760, кл. F 02 B 53/00, F 01 C 9/00, опубл. 01.06.89).
Недостатком данного изобретения является то, что поршень занимает значительную часть объема камеры сгорания двигателя и не позволяет разместить второй поршень. Кроме того, поршень качается на угол больше 90 градусов, что приводит к значительным потерям при передаче усилий на коленчатый вал за счет разложения сил на составляющие.
Задача решаемая изобретением - упростить конструкцию, уменьшить габариты и массу двигателя и одновременно увеличить его эффективность.
Поставленная задача решается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания с качающимся поршнем, содержащем корпус с кольцевой камерой, поршень с валом с уплотнением, совершающим колебательные движения в кольцевой камере, рычаг, посаженный на вал и связанный через шатун с коленчатым валом, согласно изобретению двигатель дополнительно снабжен вторым поршнем, при этом поршни выполнены в виде двух оппозитно расположенных призм, посаженных на вал, а камеры сгорания снабжены форсунками, впускными и выпускными клапанами с двух сторон.
Уплотнения между поршнями и валом выполнены лабиринтными. Использование лабиринтного уплотнения приводит к отсутствию трения между поршнями и стенками корпуса двигателя. По сравнению с обычными двигателями отпадает необходимость смазывания поршней, масло не будет сгорать в цилиндрах, уменьшится его расход и количество выделяемых токсичных газов. Система смазки существенно упростится и количество масла в картере также уменьшится в несколько раз.
Внутри вала с противоположной стороны от рычага выполнены шлицы. Выполнение шлицов позволяет состыковать два модуля двигателя вместе, при этом второй модуль необходимо взять без картера и рычага.
В двигателе внутреннего сгорания длина шатуна равна двум радиусам рычага. При таком соотношении длин шатуна и радиуса рычага обеспечивается передача силы поршня на коленчатый вал с меньшими потерями.
На фиг. 1 представлена схема заявляемого двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - разрез двигателя по оси; на фиг. 3 - схема передачи силы от поршня на коленчатый вал в заявляемом двигателе.
Двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с камерами сгорания 2, снабженными крышками 3 с ребрами жесткости 4. В центре корпуса 1 установлен пустотелый вал 5, закрепленный на подшипниках 6, размещенных по центрам крышек 3 и в стенке картера 7. На пустотелом валу 5 жестко оппозитно закреплены два поршня 8 прямоугольной формы. По периметру поршни 8 уплотнены лабиринтом 9. Между корпусом 1, крышками 3 и валом 5 расположены две камеры сгорания 2. Камеры сгорания 2, двухсторонние, так как снабжены клапанами впуска 10, выпуска и форсунками, расположенными между клапанами с обеих сторон (клапаны выпуска и форсунки на фиг. не обозначен). В полостях между крышками 3, корпусом 1 и камерами сгорания 2 размещены газораспределительные валики 11, получающие вращение от шестерни 12, сидящей на коленчатом валу 13. На вал 5 через шлицевое соединение 14 закреплен рычаг 15 с шатуном 16, связанным с коленчатым валом 13. Для стыковки модулей внутри полого вала 5 выполнены шлицы 17.
Рабочий процесс в двигателе протекает в следующем порядке.
Поршни 8 с валом 5 совершают колебательные движения на угол 60 градусов от левой мертвой точки до правой и обратно. Вал 5 поворачивается на подшипниках 6, которые установлены по центрам крышек 3 и в стенке картера 7, рычаг 15, посаженный на вал 5 через шлицевое соединение 14, также поворачивается на угол 60 градусов. Движение рычага 15 через шатун 16 передается на коленчатый вал 13. При повороте нижнего поршня 8 вправо в камеру сгорания 2 с левой стороны поступает через клапан впуска 10 воздух, при обратном движении поршня 8 воздух сжимается и в этот момент через форсунку подается распыленное топливо, в левой половине камеры сгорания начинается рабочий ход, соответственно через рычаг 15 и шатун 16 движение передается коленчатому валу 13. В правой половине нижней камеры сгорания 2 в этот момент происходит выпуска воздуха, а в правой половине верхней камеры сгорания 2 будет происходить цикл сжатия. В левую половину верхней камеры сгорания 2 впрыскивают топливо и в ней начинается рабочий ход. Рычаг совершает возвратно-поступательное движение на угол 60 градусов от точки a до точки e. На фиг. 3 показана схема передачи силы от поршня (рычага) к коленчатому валу. При прямом ходе, когда рычаг проходит точку "b" - передача силы будет почти без разложения на составляющие. При обратном ходе подобная картина наблюдается в точке "f". При прямом ходе передача силы будет выгоднее до точки "c", при обратном ходе до точки "q". Точки "c" и "q" совпадают. Это происходит благодаря тому, что поршень и рычаг при движении описывают дугу. Наилучший результат получится при длине шатуна, равной двум радиусам рычага. В точке "c" передача силы будет как у обычного двигателя.
Заявляемый двигатель внутреннего сгорания конструктивно очень прост, имеет два поршня, следовательно, превосходит по мощности прототип.
В предлагаемой конструкции две камеры сгорания соответствуют четырехцилиндровому двигателю. Вместо четырех поршней только два. Вместо четырех шатунов нужен только один. И коленчатый вал всего с одной шатунной шейкой. Благодаря этому резко сокращается количество подвижных деталей и их масса, масса и объем двигателя уменьшается в 2,5 раза. Уменьшается трение. Соответственно уменьшаются потери мощности на перемещение подвижных деталей. Не будет износа цилиндра, так отсутствует трение между поршнями и цининдрами.
Кроме вышеизложенного, предлагаемая конструкция значительно проще по устройству, а значит дешевле в производстве, что упростит процесс эксплуатации и ремонта. На одно изделие металла потребуется в 2,5 - 3 раза меньше, а значит выигрывает и экология.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2518793C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2361098C1 |
МНОГОТОПЛИВНЫЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ | 2005 |
|
RU2285814C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2209325C1 |
ЧЕТЫРЁХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2532734C1 |
МОТОРНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2528245C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2178826C1 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА | 2013 |
|
RU2524577C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО НАГРЕВАНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА | 2011 |
|
RU2465479C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2557138C2 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизельным двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с двумя камерами сгорания, снабженными крышками с ребрами жесткости. В центре корпуса установлен пустотелый вал, закрепленный на подшипниках, размещенных по центрам крышек и в стенке картера. На пустотелом валу жестко оппозитно закреплены два поршня прямоугольной формы. По периметру поршни уплотнены лабиринтом. Камеры сгорания двухсторонние, так как снабжены клапанами впуска, выпуска и форсунками, расположенными между клапанами с обеих сторон. В полостях между крышками, корпусом и камерами сгорания размещены газораспределительные валики, получающие вращение от шестерни, сидящей на коленчатом валу. На вал через шлицевое соединение закреплен рычаг с шатуном, связанным с коленчатым валом. Для стыковки модулей внутри полого вала выполнены шлицы. В предлагаемой конструкции две камеры сгорания соответствуют четырехцилиндровому двигателю. Изобретение позволяет резко сократить количество подвижных деталей и их массу, массу и объем двигателя уменьшить в 2,5 раза, уменьшить трение, соответственно уменьшить потери мощности на перемещение подвижных деталей, исключить износ цилиндров, упростить конструкцию. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
DE 3811760 C1, 01.06.89 | |||
Двигатель внутреннего сгорания с качающимися поршнями | 1985 |
|
SU1326746A1 |
SU 12945017 A1, 07.03.87 | |||
Двигатель внутреннего сгорания с возвратно-качательным движением поршня | 1986 |
|
SU1462007A1 |
EP 0247223 A1, 02.12.87 | |||
DE 3127498 A1, 14.04.83 | |||
US 5203287 A, 20.04.93 | |||
DE 4123176 C1, 27.08.92. |
Авторы
Даты
2000-01-10—Публикация
1998-07-20—Подача