АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ Российский патент 2000 года по МПК F24H7/00 

Описание патента на изобретение RU2145404C1

Изобретение относится к тепловым аккумуляторам и может быть использовано в технических устройствах, потребляющих тепловую энергию при неравномерном ее получении или расходовании, в частности в системе предпусковой подготовки транспортных средств (ТС) при пониженных температурах окружающего воздуха.

Аккумулятор теплоты (АТ), используемый для предпусковой подготовки ТС, должен способствовать надежному запуску двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и разогреву салона (при необходимости). Аккумулятор теплоты запасает энергию в процессе работы ДВС, сохраняет ее и отдает при запуске ТС. Запасание энергии происходит за счет скрытой теплоты фазового перехода теплоаккумулирующего состава (ТАС) в интервале рабочих температур системы охлаждения или системы смазки транспортного средства.

К аккумуляторам теплоты, применяемым на ТС, предъявляются жесткие требования, в том числе:
максимальная удельная энергоемкость (теплосодержание);
широкий диапазон изменения рабочих температур;
малые габариты и вес;
автономность;
минимальное потребление электроэнергии от источника тока ТС;
использование избыточной теплоты ДВС для запасания энергии;
малое время отдачи тепловой энергии теплоносителю;
высокая надежность работы отдельных элементов и АТ в целом;
низкая вероятность попадания ТАС в систему охлаждения или в другие системы ТС;
высокая технологичность изготовления элементов конструкции и сборки АТ в заводских условиях;
простота конструкции.

Известен аккумулятор теплоты (авторское свидетельство СССР N 857656, аналог), содержащий корпус, снабженный со стороны его внутренней поверхности слоем теплоизоляции, в котором соосно корпусу размещен теплоаккумулирующий элемент, снабженный кожухом, при этом с целью интенсификации теплообмена теплоаккумулирующий элемент выполнен в виде блока из параллельных рядов полых цилиндров, заполненных веществом, изменяющим свое агрегатное состояние в интервале рабочих температур, причем цилиндры расположен в каждом ряду параллельно и перпендикулярно относительно цилиндров смежных рядов.

Использование данного технического устройства в качестве аккумулятора теплоты для ТС затруднено по причинам:
малой (отнесенная к объему) энергоемкости;
относительно низкого коэффициента теплообмена;
большого количества трубок в единице объема АТ;
неэффективной теплоизоляции.

Необходимость применения большого количества трубок обусловлена конструкцией АТ. Это обстоятельство приводит к снижению надежности работы АТ, поскольку протяженность герметизирующих швов резко возрастает, а значит, и увеличивается вероятность разгерметизации одной или нескольких трубок. Кроме того, в данном техническом решении не рассмотрен вопрос герметизации трубок, имеющий важнейшее значение при проектировании АТ.

Перечисленные выше другие недостатки очевидны и не требуют анализа.

Известен аккумулятор теплоты (Auto Motor und Sport, ФРГ, N 8, 1992, аналог), содержащий цилиндрический корпус с теплоизоляцией, входное и выходное отверстия, капсулы, представляющие собой плоские полые пластины и расположенные вдоль оси корпуса, которые заполнены ТАС (гидроксид бария), изменяющим свое агрегатное состояние в интервале рабочих температур системы охлаждения ДВС. Применение плоских капсул позволяет улучшить теплофизические характеристики АТ и облегчить задачу, связанную с компенсацией внутренних усилий, поскольку такая конструкция может деформироваться и нейтрализовать возникающие усилия.

Недостатком известного АТ является усложнение конструкции, так как размещение плоских капсул вдоль оси корпуса требует применения нескольких типоразмеров капсул и специльных уплотнений в корпусе. Плоские капсулы имеют протяженные соединительные швы, что ведет к повышению вероятности разгерметизации капсул с тяжелыми последствиями для ТС, так как попадание гидроксида бария в теплоноситель системы охлаждения приводит к выходу из строя последнего. Кроме того, процесс заправки и герметизации плоских прямоугольных капсул предполагает разработку и применение сложнейших технологических устройств.

Известен аккумулятор теплоты (патент РФ N 2052734 1996 г., прототип), содержащий теплоизолированный путем вакуумирования цилиндрический корпус, имеющий входное и выходное отверстия, к которым подключены впускная и выпускная трубы, размещенные в корпусе перпендикулярно к его продольной оси с образованием зазора относительно стенок капсулы, выполненные в виде кольцевых дисков, заполненные изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур ТАС, и имеющие плоские поверхности, одна из которых в каждой капсуле снабжена выступами с заданным расположением и направлением выступов в одну сторону, и разделительные пластины, установленные в кольцевом зазоре между капсулами и корпусом. В этом техническом решении протяженность соединительного шва на единицу объема ТАС несколько уменьшена, а положительный эффект (увеличение удельной энергоемкости, повышение коэффициента теплообмена и упрощение конструкции) достигается за счет дополнительного количества ТАС, размещенного внутри выступов, за счет самих выступов, заполняющих частично пространство между соседними капсулами и интенсифицирующих теплообмен посредством турбулизации потока, за счет дополнительной площади обтекания выступов, за счет системы распределения потока теплоносителя, состоящей из впускной и выпускной труб, зазоров и разделительных пластин, и обеспечивающей одинаковое обтекание всех капсул, за счет их идентичности (один типоразмер) всех капсул.

Наиболее уязвимым элементом подобного АТ является капсула с ТАС. Проблема усугубляется еще и тем, что температура ТАС при работающем ДВС достигает 120oC, а при неработающем ДВС - до температуры окружающего воздуха, т. е. перепад температур внутри герметичных капсул может составлять 150-160 градусов. Практическое использование таких капсул в АТ затруднено из-за отсутствия надежного способа одновременной герметизации заправленных при рабочей температуре (около 100oC) жидким ТАС капсул по внутреннему и внешнему швам. Наиболее сложной задачей является герметизация по внутреннему шву. Применение известных технологий герметизации подобных швов не позволяет добиться необходимой надежности работы АТ в отмеченных выше условиях их эксплуатации. Использование капсул без центрального отверстия позволяет устранить отдельные недостатки прототипа, однако и в этом случае существует вероятность разгерметизации капсул и не полностью решаются вопросы, связанные с технологией заправки капсул.

Цель изобретения - увеличение удельной массы теплоаккумулирующего состава, а значит, и удельной энергоемкости АТ, и упрощение конструкции без существенного ухудшения теплофизических и других характеристик аккумулятора теплоты.

Данная цель достигается тем, что в аккумуляторе теплоты, содержащем теплоизолированный путем вакуумирования цилиндрический корпус, впускную и выпускную трубы, размещенный в корпусе блок из параллельно расположенных капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим составом, разделительные пластины, установленные перпендикулярно продольной оси, капсулы в блоке выполнены трубчатыми, размещены в шахматном порядке с образованием в поперечном сечении межтрубного пространства множества замкнутых криволинейных треугольников выпуклостью вовнутрь, при этом блок капсул установлен в обойме, имеющей внутреннюю полость призматической формы, разделительные пластины размещены на фиксируемом расстоянии, закреплены к основаниям обоймы и выполнены гидравлически прозрачными, например, в виде перфорированного диска, вход выпускной трубы смещен относительно продольной оси корпуса на максимально возможное расстояние, а корпус снабжен съемной крышкой с входным и выходным отверстиями, в которых запрессованы упомянутые впускная и выпускная трубы.

Заявляемая конструкция аккумулятора теплоты пояснена на фиг. 1 и фиг. 2. Она представляет собой цилиндрический корпус 1 с вакуумной теплоизоляцией и крышкой 2, во входное отверстие 3 которой запрессована впускная труба 4, в выходное отверстие 5 - выпускная труба 6, размещенные в корпусе 1 герметичные капсулы 7, заполненные теплоаккумулирующим составом 8, собранные в виде блока и установленные параллельно друг к другу между двумя разделительными пластинами 9, направляющую втулку 10 в центральной части блока капсул, установленного внутри обоймы 11 с внутренней полостью призматической формы. При этом вход выходной трубы 6 в крышке 2 должен иметь максимально возможное смещение от продольной оси корпуса 1. Подобная конструкция позволяет использовать АТ как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях, поскольку в случае крепления АТ на ТС выходным отверстием сверху аккумулятор теплоты всегда будет полностью заполнен теплоносителем и все капсулы будут омываться им.

Капсулы 7 расположены в шахматном порядке плотно друг к другу и образуют в поперечном сечении межтрубного пространства множество замкнутых криволинейных треугольников. С целью размещения наибольшего количества капсул 7 внутренняя полость обоймы 11 выполнена в виде фигуры, сложной призматической формы (см. фиг. 2). Сравнивая предлагаемую конструкцию АТ и прототип, легко сделать вывод, что в первом случае удельная масса теплоаккумулирующего состава 8 при одинаковых размерах всех капсул 7 существенно больше, чем у прототипа. При этом практически не ухудшаются теплофизические или иные характеристики АТ. Особо следует отметить тот факт, что не уменьшается скорость разрядки АТ (подтверждаются теоретически и экспериментально). Подобный эффект обусловлен тем, что в сечении межтрубного пространства образуется множество криволинейных треугольников кривизной вовнутрь, через которые движется теплоноситель (на фиг. 1 показано стрелками). Хотя движение жидкости и ламинарное, т. е. практически не происходит перемешивание теплоносителя, но происходит интенсивный теплообмен, поскольку при одинаковой массе теплоносителя в данном случае площадь его соприкосновения с ТАС 8 намного выше, чем в прототипе. Выбирая соответствующий диаметр трубчатых капсул 7 по критерию минимума скорости разряда, максимума массы ТАС 8, можно получить оптимальные параметры АТ. Эксперименты и расчеты показывают, что оптимальный размер трубчатых капсул составляет 8-10 мм при толщине стенки 0,3,-0,4 мм. Толщина капсулы 7 выбирается из условия необходимой прочности и технологии их герметизации. Такие размеры капсул 7 не ухудшают технологию их заправки теплоаккумулирующим составом 8.

Предлагаемое техническое решение позволяет существенно упростить конструкцию АТ. Действительно, размещение блока капсул в обойме 11 и закрепление их с помощью гидравлически прозрачных пластин 9 и втулки 10 не только делает конструкцию простой и надежной, но и упрощает технологию сборки блока капсул и АТ в целом. При этом блок капсул имеет значительную поверхность соприкосновения с внутренней стенкой корпуса 1, что уменьшает соответствующие механические нагрузки на конструкцию.

Заявляемая конструкция АТ работает следующим образом. При аккумулировании тепловой энергии теплоноситель, нагретый в рабочем диапазоне температур, через впускную трубу 4 подается в противоположную сторону блока капсул и заполняет пространство между разделительной пластиной 9 и корпусом 1. Затем теплоноситель движется вдоль капсул 7, при этом происходит интенсивный теплообмен между теплоносителем и ТАС 8, приводящий к расплавлению последнего. Гидравлическое сопротивление блока капсул, определяемое размерами межтрубного пространства, технически приемлемое и не превышает аналогичный показатель прототипа. После прекращения подачи теплоносителя запасенная в конструкции капсул 7 теплота сохраняется за счет вакуумной теплоизоляции. В случае необходимости использования запасенной теплоты процесс идентичен. Во входное отверстие 3 через впускную трубу 4 насосом (на фиг. 1, фиг. 2 не показан) подается холодный теплоноситель, последний отбирает запасенную теплоту от ТАС 8, который затвердевает, и нагретый теплоноситель через выходную трубу 6 выходит наружу. Этот процесс длится до тех пор, пока температуры ТАС 8 и теплоносителя не сравняются.

Трубчатая форма капсул значительно упрощает технологию их изготовления и заправки ТАС в заводских условиях. При этом заправка капсул ТАС может быть осуществлена (после заделки одного торца трубки) в различных температурных режимах ТАС. Кроме того трубчатые капсулы обладают значительной механической прочностью к воздействию внутренних давлений, возникающих в капсулах при максимальных температурах ТАС.

Примером использования данного аккумулятора теплоты может быть его применение в системе предпусковой тепловой подготовки ДВС автомобиля. При движении автомобиля охлаждающая жидкость (например, тосол) разогревает ТАС, например гидроксид бария (Tплав = 78oC, скрытая теплота плавления равна 305 кДж/кг). Во время стоянки автомобиля запасенная теплота сохраняется, а при запуске автомобиля при отрицательной температуре окружающего воздуха до минус 40oC насос с электроприводом прокачивает тосол через АТ и двигатель. При этом двигатель нагревается и запускается. Возможен и обогрев салона автомобиля.

Таким образом, в заявляемой конструкции достигается увеличение удельной массы теплоаккумулирующего состава, упрощение конструкции без существенного ухудшения теплофизических или иных характеристик аккумулятора теплоты.

Похожие патенты RU2145404C1

название год авторы номер документа
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 1996
  • Чечин А.В.
  • Пушкин В.И.
  • Брук С.Г.
  • Гуртов А.С.
  • Филатов А.Н.
  • Фомакин В.Н.
  • Чесноков Г.Т.
RU2121630C1
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 2001
  • Чечин А.В.
  • Пушкин В.И.
  • Гуртов А.С.
  • Фомакин В.Н.
  • Михеев В.И.
  • Китаев А.И.
  • Чесноков Г.Т.
RU2206836C2
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 1995
  • Чечин А.В.
  • Пушкин В.И.
  • Фомакин В.Н.
  • Гуртов А.С.
  • Михеев В.И.
  • Борисов С.Ю.
  • Чесноков Г.Т.
  • Трушков В.Г.
RU2122162C1
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 1997
  • Чечин А.В.
  • Яременко Ю.В.
  • Пушкин В.И.
  • Михеев В.И.
  • Фомакин В.Н.
  • Чесноков Г.Т.
  • Калакутский В.И.
  • Портных А.Н.
RU2121631C1
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ - ТЕРМОС 1998
  • Чечин А.В.
  • Мирошник Г.Н.
  • Квашин А.С.
  • Яременко Ю.В.
  • Пушкин В.И.
  • Гуртов А.С.
  • Фомакин В.Н.
  • Зубков В.А.
  • Чесноков Г.Т.
  • Китаев А.И.
  • Шипаринский А.С.
  • Фролов А.А.
RU2155916C2
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 1996
  • Борисов С.Ю.
  • Гуртов А.С.
  • Мирошник Г.Н.
  • Михеев В.И.
  • Пушкин В.И.
  • Чечин А.В.
RU2128315C1
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ 2001
  • Гуртов А.С.
  • Мирошник Г.Н.
  • Михеев В.И.
  • Пушкин В.И.
  • Струихин В.Ф.
  • Филатов А.Н.
  • Фролов А.А.
  • Чесноков Г.Т.
  • Чечин А.В.
  • Шапаринский А.С.
RU2215948C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Чечин А.В.
  • Яременко Ю.В.
  • Сторож А.Д.
  • Пушкин В.И.
  • Устинов Ю.А.
  • Гуртов А.С.
  • Михеев В.И.
  • Портных А.Н.
  • Фомакин В.Н.
  • Чесноков Г.Т.
  • Логинов Б.А.
  • Китаев А.И.
RU2128291C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Чечин А.В.
  • Пушкин В.И.
  • Гуртов А.С.
  • Фомакин В.Н.
  • Андреев В.В.
RU2128828C1
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ 1999
  • Гуртов А.С.
  • Филатов А.Н.
  • Фомакин В.Н.
  • Томина В.С.
RU2156211C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 145 404 C1

Реферат патента 2000 года АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОТЫ

Изобретение предназначено для использования в устройствах, потребляющих тепловую энергию при неравномерном ее получении или расходовании. Сущность изобретения: аккумулятор теплоты содержит теплоизолированный путем вакуумирования цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия, к которым подключены впускная и выпускная трубы, размещенный в корпусе блок из параллельно расположенных трубчатых капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим составом, разделительные пластины, установленные перпендикулярно продольной оси. С целью увеличения удельной массы теплоаккумулирующего состава и упрощения конструкции без существенного ухудшения теплофизических или иных характеристик аккумулятора теплоты капсулы размещены в шахматном порядке с образованием в поперечном сечении межтрубного пространства множества замкнутых криволинейных треугольников, при этом блок капсул установлен в обойме, разделительные пластины прикреплены к основаниям обоймы и выполнены гидравлически прозрачными, а выходное отверстие смещено относительно продольной оси на максимально возможное расстояние. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 145 404 C1

Аккумулятор теплоты, содержащий теплоизолированный путем вакуумирования цилиндрический корпус, впускную и выпускную трубы, размещенный в корпусе блок из параллельно расположенных капсул, заполненных изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим составом, разделительные пластины, установленные перпендикулярно продольной оси, отличающийся тем, что капсулы в блоке выполнены трубчатыми, размещены в шахматном порядке с образованием в поперечном сечении межтрубного пространства множества замкнутых криволинейных треугольников выпуклостью внутрь, при этом блок капсул установлен в обойме, имеющей внутреннюю полость призматической формы, разделительные пластины размещены на фиксируемом расстоянии, закреплены к основаниям обоймы и выполнены гидравлически прозрачными, например, в виде перфорированного диска, вход выпускной трубы смещен относительно продольной оси корпуса на максимально возможное расстояние, а корпус снабжен съемной крышкой с входным и выходным отверстиями, в которых запрессованы упомянутые впускная и выпускная трубы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2145404C1

RU 2052734 C1, 20.01.96
Аккумулятор тепла 1985
  • Клименко Михаил Петрович
  • Пупков Иван Иванович
  • Фомичев Василий Тимофеевич
  • Маштаков Николай Савельевич
SU1323828A1
SU 1592668 A1, 15.09.90
Коронирующий электрод 1985
  • Журавлев Василий Кузьмич
  • Аршидинов Маликжан Мамежанович
SU1282900A1
DE 3331198 A1, 07.03.85.

RU 2 145 404 C1

Авторы

Чечин А.В.

Мирошник Г.Н.

Пушкин В.И.

Шапаринский А.С.

Михеев В.И.

Гуртов А.С.

Филатов А.Н.

Фомакин В.Н.

Чесноков Г.Т.

Устинов Ю.А.

Китаев А.И.

Фролов А.А.

Струихин В.Ф.

Даты

2000-02-10Публикация

1997-07-31Подача