Изобретение относится к области образовательных систем с аудио-визуальными и компьютерными технологиями. Оно может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками.
Известна образовательная система по патенту США N 5441415 патентообладателя John R. Lee, кл. G 09 B 3/00 с приоритетом от 06.12.1993 года. Эта образовательная система включает элемент обучения, заключающийся в подаче первого урока для обучения первому понятию или группе понятий и компьютерном средстве его осуществления, содержащем, кроме того, базу данных используемых в обучении понятий, и элемент тестирования, заключающийся в задании множества вопросов - теста, в котором каждый вопрос основан только на первом уроке, и компьютерном средстве его осуществления, последующем сравнении ответов на заданное множество вопросов - тест с правильными ответами и компьютерном средстве его осуществления, содержащем, кроме того, средство, определяющее уровень понимания первого урока и выдающее в случае низкого уровня понимания команду на подачу второго исправительного урока для повторного обучения вышеуказанному понятию или группе понятий.
К сожалению, при всех достоинствах эта образовательная система обладает существенными недостатками, такими, например, как работа только в режиме "да-нет", или возможность простого бесконтрольного угадывания ответов на заданное множество вопросов - тест. Это значительно снижает ее эффективность.
Наиболее близким техническим решением предлагаемого изобретения является прибор контроля знаний по патенту РФ N 2110096 кл. G 09 В 7/07 с приоритетом от 25.03.1994 г. Этот прибор содержит присвоение весовых коэффициентов каждому вопросу теста, подачу теста обучающимся, последующее сравнение ответов обучающихся с правильными ответами и индикацию результатов. В совокупности такая система прибора контроля знаний призвана упростить и расширить возможности обучения.
Однако некоторые недостатки этой системы, например, аналогичная вышеописанной возможность простого бесконтрольного угадывания ответов на вопросы теста, а также - жесткая априорная однозначная оценка сложности вопросов, в случае различно подготовленных контингентов и групп обучающихся могут существенно ухудшать как сам процесс обучения, так и его результаты.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности обучения и достоверности оценки уровня подготовки обучающихся, снижение у них психологических перегрузок и уменьшение влияния субъективных факторов.
Решение поставленной задачи достигается тем, что весовые коэффициенты вопросов теста изменяют в процессе тестирования и дополнительно проверяют обоснованность и корректность ответа на вопрос теста.
Компьютерное средство, присваивающее весовые коэффициенты каждому вопросу из теста, позволяет более точно определять уровень подготовки обучающихся. Наличие переменных весовых коэффициентов у каждого вопроса из теста делает компьютерный элемент тестирования, а следовательно и всю систему, более гибкой, повышая тем самым способность адаптироваться к любому уровню знаний у обучающихся. Этим обеспечивается универсальность системы по предлагаемому изобретению. Определение весовых коэффициентов может осуществляться по-разному, в зависимости от конкретных задач, решаемых системой рейтингового тестирования. Один из вариантов основан на компьютерной статистической обработке массива сведении об относительной доле правильных ответов на каждый заданный вопрос теста. Чем больше относительная доля правильных ответов на вопрос, т.е. чем больше обучающихся успешно отвечают на него, тем меньшее текущее значение весового коэффициента может быть присвоено этому вопросу, и наоборот. Другой вариант заключается в экспертной оценке сложности каждого вопроса теста. Весовой коэффициент определяется путем статистической обработки экспертных оценок сложности. Чем выше экспертная оценка сложности вопроса, тем больший весовой коэффициент присваивается, и наоборот. Желательно отдавать предпочтение комбинированным вариантам, например, сочетающим в той или иной мере два вышеописанных. Конечно, реализация комбинированных вариантов потребует большей мощности компьютерного средства (памяти, быстродействия и т.д.). Однако в некоторых ответственных случаях, например, при разрешении конфликтов, спорных вопросов, или при рассмотрении апелляций, - эти затраты вполне оправданны.
Обоснованность и корректность ответа обучающегося на вопрос теста являются одними из важнейших контрольных параметров усвоения материала. Хорошее усвоение материала обучающимся практически всегда гарантирует обоснованность и корректность его ответов. Проверка обоснованности и корректности выбранного ответа исключает возможность простого угадывания ответов. Кроме этого, фиксируются все случаи ошибок, неуловимых в образовательной системе по патенту США N 5441415 и по патенту РФ N 2110096, если обучающийся, например, сделав две ошибки, получает тем не менее правильный окончательный ответ из-за того, что последовательно сделанные ошибки взаимно компенсируют друг друга.
После завершения тестирования определяется рейтинг - универсальный показатель готовности обучающегося к освоению образовательных программ различных ступеней и категорий сложности. Компьютерное средство осуществляет индивидуализированное постадийное вычисление рейтинга каждого обучающегося, причем наибольший вклад в рейтинг вносят правильные обоснованные и корректные ответы на вопросы теста с максимальными весовыми коэффициентами; а вклад от вопросов теста, оставшихся по каким-либо причинам без ответов, или от неправильных ответов на вопрос теста, приравнивается к нулю.
Пример.
На первом этапе обучения каждый обучающийся обеспечивается учебным материалом и с помощью преподавателя происходит процесс обучения.
Затем наступает очередь элемента тестирования. Компьютерное средство выдает каждому обучающемуся свой индивидуальный вариант теста. Тест может содержать любое количество вопросов, но, с точки зрения недопущения психологических перегрузок, оптимальными являются двенадцать вопросов. Каждый вопрос из теста имеет заранее установленный некоторый весовой коэффициент, определенный соответствующим компьютерным средством путем статистической обработки оценок сложности вопросов независимыми экспертами. Все вопросы теста базируются только на изученном материале и ни один не выходит за его рамки. Кроме этого, вопросы в тесте целесообразно располагать таким образом, чтобы порядковый номер вопроса в тесте коррелировал с величиной его весового коэффициента. То есть, первый вопрос в тесте имеет самый маленький весовой коэффициент, следующие вопросы - все больше и больше, а двенадцатый вопрос имеет самый высокий весовой коэффициент. Обучающийся отвечает на вопросы теста в произвольном порядке, по его желанию. Время для ответов на вопросы теста ограничено, например, четырьмя часами. По окончании отведенного времени для каждого обучающегося фиксируется количество вопросов, заявленных им для проверки. Если обучающийся не успел в отведенное время ответить на какой-либо вопрос, или по какой-либо другой причине вопрос из теста остался без ответа, то эти задания на проверку не поступают, и вклад в рейтинг от вопроса с отсутствующим ответом приравнивается к нулю. Все данные обучающимися ответы на вопросы теста регистрируются для их последующего сравнения с правильными ответами. Если ответ на вопрос неправильный, т.е. результат сравнения с правильным ответом оказался отрицательным, то сведения об этом сразу поступают на компьютерное средство вычисления рейтинга, где вклад в рейтинг от такого вопроса с неправильным ответом приравнивается к нулю. Если ответ на вопрос правильный, т.е. результат сравнения с правильным ответом оказался положительным, то производится проверка обоснованности и корректности этого ответа. Сведения об отрицательном результате проверки, т.е. если правильный конечный ответ на вопрос теста получен путем угадывания или нескольких взаимнокомпенсирующих ошибок, поступают в компьютерное средство вычисления рейтинга, где вклад в рейтинг от такого вопроса с правильным, но угаданным, или необоснованным, некорректным ответом приравнивается к нулю. Если результат проверки положительный, то есть на вопрос теста обучающимся дан правильный обоснованный и корректный ответ, то компьютерное средство вычисления рейтинга фиксирует вклад в рейтинг от такого вопроса теста. Если в процессе тестирования выясняется, что относительно легкий вопрос, например N 3, вызывает повышенные затруднения данного контингента тестируемых, то его весовой коэффициент может быть повышен. Соответственно если вопрос N 12 требует у большинства тестируемых неожиданно малых затрат времени для правильного ответа, то есть очень легок для решения, то его весовой коэффициент может быть понижен. В заключение у каждого обучающегося появляется свой рейтинг - универсальный показатель готовности обучающегося к освоению образовательных программ различных ступеней и категорий сложности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ | 2001 |
|
RU2175782C1 |
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ | 2005 |
|
RU2356100C2 |
Система критериально-ориентированного тестирования | 2016 |
|
RU2649550C2 |
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ | 2013 |
|
RU2526945C1 |
Способ оценки соответствия компетенций обучаемого заданному уровню | 2017 |
|
RU2657228C1 |
СПОСОБ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2230490C1 |
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 2006 |
|
RU2315364C1 |
Трансформируемая образовательная платформа симуляционного экзамена и тренинга (ТОПСЭТ) | 2021 |
|
RU2761714C1 |
СПОСОБ КОНКУРСНОГО ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ | 2002 |
|
RU2204859C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ | 2018 |
|
RU2695829C1 |
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками. Техническим результатом является повышение эффективности обучения и достоверности оценки уровня подготовки обучающихся. Технический результат обеспечивается за счет того, что система рейтингового тестирования уровня подготовки обучающихся включает присвоение весовых коэффициентов каждому вопросу теста, подачу теста обучающимся, последующее сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, индикацию результатов, весовые коэффициенты вопросов теста изменяют в процессе тестирования и дополнительно проверяют обоснованность и корректность ответа на вопрос теста.
Система рейтингового тестирования уровня подготовки обучающихся, включающая присвоение весовых коэффициентов каждому вопросу теста, подачу теста обучающимся, последующее сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, индикацию результатов, отличающаяся тем, что весовые коэффициенты вопросов теста изменяют в процессе тестирования и дополнительно проверяют обоснованность и корректность ответа на вопрос теста.
US 5441415 A, 06.12.1993 | |||
ПРИБОР КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1994 |
|
RU2110096C1 |
Авторы
Даты
2000-02-10—Публикация
1998-05-28—Подача