КОРПУС МАЛОТОННАЖНОГО СУДНА Российский патент 2000 года по МПК B63B1/00 B63B3/00 

Описание патента на изобретение RU2148518C1

Изобретение относится к однокорпусным малотоннажным судам, использующим водоизмещающие и динамические силы поддерживания.

Известен корпус малого судна, состоящий из нижней водоизмещающей и верхней глиссирующей частей. При этом водоизмещающая часть имеет очень большое относительное удлинение L/Вн ≥ 10, а ширина верхней глиссирующей части по крайней мере в три раза превосходит ширину нижней части: Вв/Bн ≥ 3. Здесь L - длина корпуса; Вн - ширина водоизмещающей (нижней) части; Вв - ширина глиссирующей (верхней) части (см. Бюллетень "Изобретения" N 22, август 1998, заявка N 96109617).

Это позволяет использовать оптимальное соотношение водоизмещающих и динамических сил посредством выбора в указанных пределах главных размерений нижней и верхней частей корпуса.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение пределов соотношений главных размерений L/Вн и Ввн, в которых возможна оптимизация относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении подобных водоизмещающе-глиссирующих судов.

Очевидно, что приближение Ввн к единице (Ввн ---> 1) означает увеличение относительной роли водоизмещающих сил. Но у современных малотоннажных водоизмещающих судов относительное удлинение редко выбирается более четырех (по соображениям остойчивости, обитаемости). Однако, если у водоизмещающе-глиссирующего судна верхняя часть выполнена, например, в виде глиссирующей лыжи постоянной ширины Вв почти по всей длине, а нижняя водоизмещающая в плане имеет чечевицеобразную или ромбовидную форму (короткая цилиндрическая вставка с плавными носовым и кормовым сужениями) с максимальной шириной Вн, близкой к Вв, то такой корпус не будет "заныривать" носовой частью при волнении, а кормовая часть не будет излишне погружаться в воду; глиссирование будет оказывать стабилизирующее влияние, в частности, при циркуляции.

При более высоких значениях Ввн может оказаться оптимальным и большее относительное удлинение L/Вн, особенно при длинной цилиндрической вставке.

В случае весьма короткой и широкой глиссирующей лыжи (например, L/Вв~2) наличие водоизмещающей части (даже небольшого водоизмещения), позволит смягчить динамические удары глиссирующего судна о поверхность воды, снизить мощность энергоустановки, необходимой для выхода на режим глиссирования, снизить чувствительность к перегрузкам и т.п.

Таким образом, эффект оптимизации относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении водоизмещающе-глиссирующих судов различного назначения (речные трамваи, разъездные и туристские катера, яхты, водные мотоциклы, суда для рыболова-любителя и т.д.) возможен в весьма широком диапазоне соотношений главных размерений водоизмещающей части и глиссирующей лыжи: L/Вн≥3; Ввн≥ 1,2.

В передней нижней (погруженной) части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули - подводные крылья, позволяющие при движении уменьшить смачиваемую поверхность и сопротивление судна.

Поверхность глиссирующей лыжи может иметь реданы, килеватость.

Похожие патенты RU2148518C1

название год авторы номер документа
КОРПУС МАЛОГО СУДНА 1996
  • Лобынцев Ю.И.
RU2132795C1
ЭКРАНОХОД 2013
  • Першин Владимир Владимирович
RU2545566C1
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" 2022
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2776632C1
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА 2015
  • Ненашев Максим Владимирович
  • Мишенков Александр Владимирович
RU2622171C1
КОРПУС ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО СУДНА-ПОЛУКАТАМАРАНА 2012
  • Белоненко Валентин Федорович
  • Ланг Василий Павлович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Капранцев Сергей Вячеславович
RU2502627C1
БЫСТРОХОДНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2000
  • Булдаков И.Н.
  • Василевский И.М.
  • Морин В.В.
  • Суслов М.А.
RU2211167C2
ГЛИССИРУЮЩИЙ КОРПУС СУДНА "ВИНДЖЕТ" 2007
  • Иштеев Рустэм Фаридович
  • Иштеев Марат Рустэмович
RU2330776C1
ГИБРИДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2013
  • Херрингтон Фредерик Чарльз
  • Хотери Марк Джордж
RU2624142C2
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2002
  • Породников С.А.
  • Максимов А.Л.
  • Клягин А.С.
RU2212352C1
Стабилизированный корпус однокорпусного моторного судна, использующий серфирование на водной подушке, c глубоко погруженным опорным элементом 2018
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2708813C1

Реферат патента 2000 года КОРПУС МАЛОТОННАЖНОГО СУДНА

Изобретение относится к судостроению и касается создания малотоннажных однокорпусных судов. Корпус судна содержит верхнюю глиссирующую и нижнюю водоизмещающую части. Относительное удлинение нижней водоизмещающей части L/BH ≥ 3, где L - длина судна; ВH - максимальная ширина нижней части корпуса. Ширина верхней глиссирующей части (BB) больше максимальной ширины нижней части по крайней мере в 1,2 раза: BB/BH ≥ 1,2. В передней погруженной части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули-крылья. Глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость. Технический результат реализации изобретения заключается в оптимальном использовании соотношения сил поддержания судна, получаемых за счет водоизмещения и глиссирования. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 148 518 C1

1. Корпус малотоннажного судна, состоящий из верхней глиссирующей и нижней водоизмещающей частей, отличающийся тем, что относительное удлинение водоизмещающей части
L/Bн ≥ 3,
а ширина верхней глиссирующей части больше ширины (максимальной) нижней части по крайней мере в 1,2 раза:
Ввн ≥ 1,2,
где L - длина судна;
Вн - ширина (максимальная) нижней части;
Вв - ширина верхней части.
2. Корпус по п. 1, отличающийся тем, что в передней погруженной части установлены горизонтальные рули-крылья. 3. Корпус по п.1, отличающийся тем, что глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148518C1

RU 96109716 A1, 10.08.98
Катера и яхты
Прибор для заливки свинцом стыковых рельсовых зазоров 1925
  • Казанкин И.А.
SU1964A1
Мордвинов Б.Г
Справочник по малотоннажному судостроению
- Л.: Судостроение, 1987, с.567
Пикша А
Проектирование катеров
- Л.: Судпромгиз, 1963, с.38-41.

RU 2 148 518 C1

Авторы

Лобынцев Ю.И.

Даты

2000-05-10Публикация

1999-01-10Подача