Изобретение относится к однокорпусным малотоннажным судам, использующим водоизмещающие и динамические силы поддерживания.
Известен корпус малого судна, состоящий из нижней водоизмещающей и верхней глиссирующей частей. При этом водоизмещающая часть имеет очень большое относительное удлинение L/Вн ≥ 10, а ширина верхней глиссирующей части по крайней мере в три раза превосходит ширину нижней части: Вв/Bн ≥ 3. Здесь L - длина корпуса; Вн - ширина водоизмещающей (нижней) части; Вв - ширина глиссирующей (верхней) части (см. Бюллетень "Изобретения" N 22, август 1998, заявка N 96109617).
Это позволяет использовать оптимальное соотношение водоизмещающих и динамических сил посредством выбора в указанных пределах главных размерений нижней и верхней частей корпуса.
Задачей предлагаемого изобретения является расширение пределов соотношений главных размерений L/Вн и Вв/Вн, в которых возможна оптимизация относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении подобных водоизмещающе-глиссирующих судов.
Очевидно, что приближение Вв/Вн к единице (Вв/Вн ---> 1) означает увеличение относительной роли водоизмещающих сил. Но у современных малотоннажных водоизмещающих судов относительное удлинение редко выбирается более четырех (по соображениям остойчивости, обитаемости). Однако, если у водоизмещающе-глиссирующего судна верхняя часть выполнена, например, в виде глиссирующей лыжи постоянной ширины Вв почти по всей длине, а нижняя водоизмещающая в плане имеет чечевицеобразную или ромбовидную форму (короткая цилиндрическая вставка с плавными носовым и кормовым сужениями) с максимальной шириной Вн, близкой к Вв, то такой корпус не будет "заныривать" носовой частью при волнении, а кормовая часть не будет излишне погружаться в воду; глиссирование будет оказывать стабилизирующее влияние, в частности, при циркуляции.
При более высоких значениях Вв/Вн может оказаться оптимальным и большее относительное удлинение L/Вн, особенно при длинной цилиндрической вставке.
В случае весьма короткой и широкой глиссирующей лыжи (например, L/Вв~2) наличие водоизмещающей части (даже небольшого водоизмещения), позволит смягчить динамические удары глиссирующего судна о поверхность воды, снизить мощность энергоустановки, необходимой для выхода на режим глиссирования, снизить чувствительность к перегрузкам и т.п.
Таким образом, эффект оптимизации относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении водоизмещающе-глиссирующих судов различного назначения (речные трамваи, разъездные и туристские катера, яхты, водные мотоциклы, суда для рыболова-любителя и т.д.) возможен в весьма широком диапазоне соотношений главных размерений водоизмещающей части и глиссирующей лыжи: L/Вн≥3; Вв/Вн≥ 1,2.
В передней нижней (погруженной) части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули - подводные крылья, позволяющие при движении уменьшить смачиваемую поверхность и сопротивление судна.
Поверхность глиссирующей лыжи может иметь реданы, килеватость.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРПУС МАЛОГО СУДНА | 1996 |
|
RU2132795C1 |
ЭКРАНОХОД | 2013 |
|
RU2545566C1 |
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" | 2022 |
|
RU2776632C1 |
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2015 |
|
RU2622171C1 |
КОРПУС ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО СУДНА-ПОЛУКАТАМАРАНА | 2012 |
|
RU2502627C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2211167C2 |
ГЛИССИРУЮЩИЙ КОРПУС СУДНА "ВИНДЖЕТ" | 2007 |
|
RU2330776C1 |
ГИБРИДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2624142C2 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2212352C1 |
Стабилизированный корпус однокорпусного моторного судна, использующий серфирование на водной подушке, c глубоко погруженным опорным элементом | 2018 |
|
RU2708813C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания малотоннажных однокорпусных судов. Корпус судна содержит верхнюю глиссирующую и нижнюю водоизмещающую части. Относительное удлинение нижней водоизмещающей части L/BH ≥ 3, где L - длина судна; ВH - максимальная ширина нижней части корпуса. Ширина верхней глиссирующей части (BB) больше максимальной ширины нижней части по крайней мере в 1,2 раза: BB/BH ≥ 1,2. В передней погруженной части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули-крылья. Глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость. Технический результат реализации изобретения заключается в оптимальном использовании соотношения сил поддержания судна, получаемых за счет водоизмещения и глиссирования. 2 з.п. ф-лы.
L/Bн ≥ 3,
а ширина верхней глиссирующей части больше ширины (максимальной) нижней части по крайней мере в 1,2 раза:
Вв/Вн ≥ 1,2,
где L - длина судна;
Вн - ширина (максимальная) нижней части;
Вв - ширина верхней части.
RU 96109716 A1, 10.08.98 | |||
Катера и яхты | |||
Прибор для заливки свинцом стыковых рельсовых зазоров | 1925 |
|
SU1964A1 |
Мордвинов Б.Г | |||
Справочник по малотоннажному судостроению | |||
- Л.: Судостроение, 1987, с.567 | |||
Пикша А | |||
Проектирование катеров | |||
- Л.: Судпромгиз, 1963, с.38-41. |
Авторы
Даты
2000-05-10—Публикация
1999-01-10—Подача