Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям глиссирующих судов, оборудованных интерцепторами.
Предшествующий уровень техники
Известны быстроходные суда, описанные в патентах RU 2131373, 1999 г. и RU 2131822, 1999 г. Суда содержат корпус с килеватым днищем, имеющим один или два поперечных редана, за которыми размещены выдвижные интерцепторы. Система автоматического управления интерцепторов позволяет повысить ходовые и мореходные характеристики судна.
Однако описанные технические решения не позволяют в полной мере использовать особенности формы корпуса судна и интерцепторов с системой автоматического управления для повышения мореходных характеристик.
Наиболее близким аналогом представляемого изобретения является скоростное судно, описанное в патенте RU 2167078, содержащее два корпуса с килеватым днищем и выдвижными активными элементами управления подъемной силой (интерцепторами). Судно оснащено подводными крыльями с управляемыми закрылками. Крылья могут крепиться к корпусу при помощи одной или нескольких стоек. Судно снабжено водометным движителем, водозаборное отверстие которого расположено в днище корпуса перед интерцепторами.
Оснащение водометными движителями, устанавливаемыми в кормовой части, придает судну дополнительные преимущества по сравнению с судами, оборудованными другими типами движителей. При движении судна с выдвинутыми интерцепторами непосредственно перед интерцепторами образуется зона повышенного давления. Отверстия водозаборника в днище корпуса находятся в этой зоне, забор воды из которой несколько повышает эффективность работы водометных движителей.
Сущность изобретения
Предлагаемое изобретение позволяет еще более повысить эффективность работы водометных движителей за счет сужения и ограничения зоны повышенного давления вокруг водозаборных отверстий.
Согласно изобретению глиссирующее судно содержит два узких корпуса, соединенных мостом. За транцем на срезе днища (за реданом) в корме каждого корпуса размещены одна пара или две пары автоматически управляемых секций интерцепторов, которые представляют собой пластины, установленные на рычагах или в направляющих и с помощью которых они выдвигаются за срез днища (редана) в поток вертикально.
Скула в кормовой части каждого корпуса снабжена с каждого борта вертикальной шайбой протяженностью от транца в нос от 0,5 до 8 ширин корпуса и высотой от 0,05 до 0,25 ширины корпуса.
Рабочая высота интерцепторов, т. е. их максимальный выдвиг в поток по вертикали, зависит от режима движения судна и составляет от 0,005 до 0,07 от ширины днища в месте установки интерцепторов. Конструктивная высота интерцептора превышает рабочую на 5-15%, чтобы исключить образование между задней кромкой редана и рабочей поверхностью интерцептора щели более 0,5-1,5 мм.
Интерцепторы выполнены с острой нижней кромкой для обеспечения устойчивого срыва потока с этой кромки, установлены заподлицо с задней кромкой редана (убранное положение) и имеют возможность выдвигаться из-за нее путем поворота на рычагах или перемещением в направляющих.
Каждый корпус судна выполнен с остроскулыми обводами килеватым днищем и транцевой кормой или с комбинированными обводами в первой трети длины круглоскулыми с интегральной скулой и в следующих двух третях остроскулыми с килеватым днищем и транцевой кормой.
Угол килеватости днища от миделя до транца в предпочтительном варианте исполнения изменяется в диапазоне от 0 до 15o.
Угол килеватости днища на транце в районе интерцепторов составляет 0-20o.
В предпочтительном варианте исполнения конструкция крепления крыла может предусматривать режим подъема крыла в нос на угол 60o-140o, для обеспечения осмотра и выполнения регламентных работ.
Перечень фигур чертежей
Сущность изобретения поясняется на представленных чертежах.
На фиг. 1 схематически изображен вид судна сбоку.
На фиг. 2 схематически изображен вид одного из корпусов судна со стороны днища.
На фиг.3 схематически изображен вид одного из корпусов судна сзади.
На фиг. 4 показана одна из возможных схем оснащения судна подводным крылом.
Для большей наглядности соотношение размеров между отдельными узлами и элементами конструкции судна на чертежах изменено.
Подробное описание конструкции устройства
Глиссирующее судно содержит два узких корпуса 1, соединенных мостом 2, за транцем 3 на срезе днища (за реданом) в корме каждого корпуса размещены пара секций или две пары секций автоматически управляемых интерцепторов 4, которые представляют собой пластины (секции пластин) установленные на рычагах или в направляющих с помощью которых специальным приводом или приводами они выдвигаются за срез днища (редана) в поток вертикально. Предусмотрено раздельное автоматическое управление каждой секцией интерцепторов, которое позволяет совместно с изменением угла атаки носового крыла (крыльев) или закрылков на крыле поддерживать заданную посадку корпуса по крену и дифференту и стабилизировать судно при движении на волнении, т.е. компенсировать бортовую и килевую качку, а также обеспечивать программный выход в крыльевой режим движения и координированный разворот (циркуляцию).
Каждый корпус 1 судна выполнен с остроскулыми или комбинированными обводами, килеватым днищем и транцевой кормой. Угол килеватости на транце в районе интерцепторов 4 составляет 0-20o.
Скула в кормовой части (в кормовой трети по длине) каждого корпуса 1 снабжена с каждого борта вертикальной шайбой 5 протяженностью от транца в нос от 0,5 до 8 ширин корпуса 1 и высотой от 0,05 до 0,25 ширины корпуса 1. Шайбы 5 предназначены для повышения гидродинамического качества каждого корпуса и судна в целом, а также для ограничения зон повышенного давления около водозаборных отверстий.
В кормовой оконечности каждого корпуса 1 размещено рулевое устройство с одним или двумя подвесными перьями рулей 6, конструктивными узлами их крепления и рулевыми приводами. Рули 6 предназначены для улучшения стабилизации судна на курсе и повышения маневренных качеств.
В носовой части судна расположены стойки 7, несущие подводное крыло 8 (или крылья 8), конструктивно выполненные по одному из следующих вариантов.
Вариант 1. На каждом корпусе 1 размещено крыло 8 с одной (Т-образное) или двумя стойками 8 (фиг. 1, 2).
Вариант 2. На мосту 2 размещено неразрезное крыло 8а с одной (Т- образное) или двумя стойками 7 (фиг. 4).
Вариант 3. На мосту 2 и корпусах 1 размещено неразрезное трехстоечное крыло 8а, бортовые стойки которого крепятся неподвижно к корпусам 1, а средняя - к мосту 2 (на чертежах этот вариант размещения стоек не показан).
Крыло с удлинением 5-9 и стойки спрофилированы для достижения бескавитационного режима обтекания во всем диапазоне скоростей и снабжено управляемыми закрылками с хордой 20-30% от хорды крыла. В предпочтительном варианте исполнения закрылки разделены на 3-6 секций с возможностью отдельного управления каждой из них.
Возможен вариант исполнения крыла автоматически управляемого полноповоротного вместе со стойкой (стойками).
В этом варианте стойка (стойки) крыла закреплена в корпусе на оси в опорах и посредством рычага связана с приводом, который обеспечивает перемещение стойки и соответственно крыла на угол ±4÷±7o по командам от системы автоматического управления.
В предпочтительном варианте исполнения конструкция крепления крыла (крепление стойки) может предусматривать режим подъема крыла в нос на угол 60-140o, для обеспечения осмотра и выполнения регламентных или ремонтных работ на крыле.
Углы килеватости днища каждого корпуса меняются по длине и составляют на миделе 0-35o, а на транце 0-20o.
Оптимальные величины и соотношение углов килеватости корпуса для каждого конкретного варианта судна определяются расчетным путем и модельными испытаниями в опытовом бассейне. При этом увеличение углов килеватости приводит к снижению гидродинамического качества судна, но вызывает снижение перегрузок при движении на волне.
Дополнительные преимущества судну придает оснащение его водометными движителями 9, установленными по одному или по два в каждом корпусе 1 в кормовой части, причем водозаборные отверстия 10 движителей выполнены в днище корпуса 1 перед интерцепторами 4.
Поверхность днища перед транцем (реданом) 3 имеет симметричные участки (на фиг. 2 они имеют форму прямоугольной трапеции), ограниченные с бортов шайбами 5, что обеспечивает при движении оптимальное распределение местных углов атаки на днище.
Форму и размеры смачиваемых участков днища перед транцем 3 (реданом) определяют при модельных испытаниях при движении судна в режиме глиссирования с учетом выдвигов интерцепторов 4 и с учетом взаимодействия (впадин и скосов, образованных носовым крылом 8. которые зависят от нагрузки на крыло, и углом его атаки, а также углом установки закрылка) с носовым крылом 8.
Для обеспечения минимального сопротивления движению судна выдвиги секций 4 интерцепторов, а также углы перекладки (установки) крыла 8 или углы перекладки закрылков производят в зависимости от скорости хода. Оптимальная зависимость определяется при модельных испытаниях и уточняется при испытаниях натурного судна.
Выдвиги секций интерцепторов 4, а также углы перекладки носовых крыльев 8 или их закрылков осуществляются с помощью системы автоматического управления, обеспечивающей при движении судна на тихой (спокойной) воде повышение устойчивости движения, снижение сопротивления и улучшение маневренных качеств, а при движении на волне - умерение килевой и бортовой качки и уменьшение перегрузок.
При движении судна с выдвинутыми из-за транца 3 (редана) секциями интерцепторов 4 непосредственно перед интерцепторами 4 образуется зона повышенного давления. Образованию этой зоны способствует наличие шайб 5. Именно в зоне повышенного давления размещены отверстия 10 водозаборников водометных движителей 9, и забор воды из зоны повышенного давления повышает эффективность работы водометных движителей 9.
Промышленная применимость
Предлагаемое изобретение позволяет получить оптимальное конструктивное решение, в котором используются сочетание размеров и формы корпусов, расположение интерцепторов, крыльевого устройства, водозаборников водометных движителей, рулевых устройств, а также параметров системы управления.
Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств глиссирующего судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2165865C1 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2167078C1 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2131373C1 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2131822C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ГАЗОВЫМИ КАВЕРНАМИ И ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 1998 |
|
RU2139807C1 |
РЕДАННЫЙ КАТЕР С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2013 |
|
RU2519303C1 |
Судно переднеприводное с поперечным реданом | 2016 |
|
RU2611666C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 2007 |
|
RU2355592C1 |
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2015 |
|
RU2622171C1 |
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" | 2022 |
|
RU2776632C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания двухкорпусных глиссирующих судов с интерцепторами. Глиссирующее судно содержит два узких корпуса с килеватым днищем, соединенные мостом. В носовой части корпусов имеется подводное крыло. Интерцепторы находятся в корме каждого корпуса за транцем на срезе днища. Судно снабжено водометным движителем, водозаборное отверстие которого расположено в днище перед интерцепторами. Корпуса в кормовой части от транца в нос с каждого борта снабжены скуловыми вертикальными шайбами высотой от 0,05 до 0,25 ширины каждого корпуса и протяженностью от транца в нос, составляющей от 0,5 до 8 ширин каждого корпуса. Носовое крыло вместе со стойкой или стойками целесообразно выполнять полноповоротным с возможностью подъема вперед в нос на угол 60-140o, а стойки крыла при этом целесообразно крепить к каждому из корпусов и/или мосту судна. Корпуса судна могут иметь полностью остроскулые обводы или обводы круглоскулые в первой трети и остроскулые в последующих двух третях с углами килеватости на миделе до 35o и на транце до 20o. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств судна. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2167078C1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
СУДНО | 1994 |
|
RU2108257C1 |
US 3922994 А, 02.12.1975. |
Авторы
Даты
2003-09-20—Публикация
2002-06-10—Подача