Изобретение относится к области военной техники, а более конкретно к области средств индивидуальной защиты членов экипажа танков, БМП и других боевых машин Сухопутных войск, где члены экипажа в условиях профессиональной деятельности вынуждены использовать шлемы.
Известны шлемофоны, предназначенные для защиты головы членов экипажа танка (БМП) от ударов при движении танка (БМП), защиты органов слуха от воздействия внешних акустических шумов, а также для осуществления радио- и телефонной связи.
Каждый из таких шлемофонов содержит шлем, вмонтированные в него ларингофоны и телефоны, а также шнур с вилкой (см., например, "Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-72Б", М., Воениздат, 1971, с. 502 - 504).
Такие шлемофоны не обеспечивают надежной защиты головы члена экипажа при резких перемещениях (как линейных, так и угловых) боевой машины, например при ее движении по препятствиям или на большой скорости по пересеченной местности. Кроме того, из-за совмещения нескольких функций в одном устройстве (защита от ударов, защита от шумов и обеспечение радиотелефонной связи) такие шлемофоны характеризуются относительно большим весом (более 2 кг).
Известен также шлем экипажа боевой машины (см., например, "Шлемы для членов экипажей бронированных машин" в книге "Военная техника и эргономика", сер. C - Вооружение и техника Сухопутных войск. Научно-технический сборник. N 4, 1975 г., с. 24 - 32). Этот шлем по технической сути и существенным признакам является наиболее близким к заявляемому и принят за его прототип. Одновременно он является базовым объектом предлагаемого шлема. Он содержит внутренний шлем, закрепленную на нем защитную каску и переговорное устройство. С введением защитной каски надежность защиты головы несколько повысилась, однако вместе с этим вес шлема в целом еще более увеличился. Это привело к увеличению нагрузки от надетого (относительно тяжелого) шлема на мышцы шеи и спины и, как следствие, к снижению точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации в движущемся танке (БМП). Наряду с этим члены экипажа танка (БМП) преждевременно устают, снижается их работоспособность.
Задачей настоящего изобретения является повышение точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания, индикации и снижение усталости членов экипажа в движущейся боевой машине.
Указанная задача достигается тем, что на рабочем месте члена экипажа боевой машины установлено устройство фиксации известного шлема в виде гофрированного патрубка с вставленной в него пружиной, соединенного неподвижно одним концом с внутренней поверхностью боевой машины, а другим через разъемное соединение со шлемом. Разъемное соединение содержит гнездо, закрепленное на конце гофрированного патрубка, и штырь, закрепленный на внешней лобовой поверхности защитной каски.
Изобретение поясняется фиг. 1 "Шлем члена экипажа боевой машины" где:
1 - Внутренний шлем;
2 - Защитная каска;
3 - Микрофон переговорного устройства;
4 - Гофрированный эластичный патрубок;
5 - Пружина;
6 - Основание устройства фиксации;
7 - Гнездо разъемного соединения;
8 - Штырь разъемного соединения;
9 - Внутренняя поверхность боевой машины.
Основание устройства фиксации 6 крепится непосредственно к внутренней поверхности боевой машины в зоне расположения приборов прицеливания и наблюдения.
При посадке члена экипажа в боевую машину (БМ) он одевает предлагаемый шлем с закрепленным на лобовой поверхности штырем разъемного соединения 8.
Предлагаемый шлем работает следующим образом.
При выполнении членом экипажа профессиональной деятельности в движущейся БМ (наблюдение через смотровые приборы, ведение стрельбы с помощью прицелов, управленческой деятельности командира БМ и т.д.) штырь разъемного соединения 8 входит в гнездо 7. Таким образом, шлем получают дополнительную опору. Гофрированный эластичный патрубок 4 с вставленной в него пружиной 5 за счет своей гибкости обеспечивают необходимую свободу движений головы члена экипажа БМ в зоне приборов наблюдения, прицеливания и индикации.
Наличие дополнительной опоры позволит зафиксировать шлем относительно приборов наблюдения, прицеливания и индикации в требуемом алгоритмом деятельности положении. Это приводит к повышению точности выполнения штатных операций, так как наличие дополнительной опоры уменьшает вертикальную и горизонтальную амплитуду колебаний головы с надетым шлемом и позволяет удерживать их в требуемом положении с меньшими усилиями, затрачиваемыми членами экипажа при движении БМ.
В процессе сравнительных испытаний, связанных с выполнением профессиональной деятельности в ходе длительного пребывания членов экипажа в движущейся БМ, установлено, что точность выполнения штатных операций и работоспособность при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации членами экипажей, использующих предложенный шлемофон, существенно выше, чем у членов экипажей, использующих известные шлемы. Наряду с этим установлено, что введенные дополнительно элементы не затрудняют выполнение членами экипажей остальных функциональных обязанностей, не требуют изменения приобретенных навыков при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации, а надежность предложенных шлемов не ниже надежности известных.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА БОЕВОЙ МАШИНЫ | 1999 |
|
RU2162199C1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА БОЕВОЙ МАШИНЫ | 1999 |
|
RU2162588C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ ОПЕРАТОРОВ | 2002 |
|
RU2229672C1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170676C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА ТАНКА ОТ ОТРАВЛЕНИЯ ПОРОХОВЫМИ ГАЗАМИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ШТАТНЫМ СНАРЯДОМ | 2001 |
|
RU2191961C1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2190256C1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА | 1999 |
|
RU2171962C1 |
СИСТЕМА ДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТАНКА | 2001 |
|
RU2202758C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2186326C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛЬБОЙ ИЗ ОРУДИЯ УПРАВЛЯЕМЫМ СНАРЯДОМ ИЛИ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТОЙ | 2007 |
|
RU2345310C1 |
Изобретение относится к области вооружений, в частности к средствам индивидуальной защиты. Техническим результатом изобретения является повышение точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации и снижение усталости членов экипажа. Сущность изобретения заключается в том, что шлем члена экипажа боевой машины снабжен устройством его фиксации, которое выполнено в виде гофрированного патрубка с размещенной внутри него пружиной. Один конец гофрированного патрубка связан со шлемом посредством разъемного соединения, а другой предназначен для неподвижного соединения с внутренней поверхностью боевой машины на рабочем месте члена экипажа. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Военная техника и эргономика, сер | |||
С, Вооружение и техника Сухопутных войск, Научно-технический сборник, 1975, N 4, с.24 - 32 | |||
УДАРОУСТОЙЧИВЫЙ ШЛЕМ | 1993 |
|
RU2064648C1 |
ИНДУКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ПЕРЕМЕШИВАНИЯ ЖИДКИХ СРЕД | 2002 |
|
RU2257017C2 |
US 3696439, 10.10.1972 | |||
US 4475248, 09.10.1984 | |||
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2421361C1 |
DE 4001894 A1, 25.07.1991. |
Авторы
Даты
2000-05-20—Публикация
1999-03-11—Подача