СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2000 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2149792C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ ДВО РАН, 1993 г., 44 с).

Известно техническое решение (2. Козин В.М., Онишук А.В. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна / ПМТФ, Новосибирск: Наука, 1994. N2. С.78-81), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью vр, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальна.

Недостатком метода является невозможность увеличения амплитуды ИГВ, т.е. его ограниченная ледоразрушающая способность, при заданных параметрах судна и условиях плавания в ледовой обстановке.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном резонансным способом.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ при его движении с резонансной скоростью.

Отличительные: после возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн скорость судна снижают, судно дифферентуют на нос и вновь начинают перемещать его с резонансной скоростью в момент достижения первым за кормой судна гребнем волны середины корпуса судна.

Известно (3.Костюков А.А.Сопротивление воды движению судов. Л.: Судостроение, 1996. 447с.), что при обтекании тела жидкостью под углом атаки α > 0 вследствие циркуляционного движения жидкости вокруг него на верхней поверхности тела возникает область пониженного давления, а на нижней - область повышенного давления и наоборот. При этом соответствующие равнодействующие гидродинамические силы прикладываются примерно посередине хорды профиля, т.е. тела. Таким образом, если движущееся судно имеет дифферент на нос (α < 0), то на верхней поверхности его корпуса будет возникать область повышенного давления. Если эту область разместить под вершиной ИГВ, то выгиб льда (вершина волны) возрастет, т.е. возрастет ледоразрушающая способность ИГВ.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно со скоростью vр для возбуждения резонансных ИГВ. Если амплитуда этих волн оказывается недостаточной для разрушения ледяного покрова, то скорость судна снижают и придают ему дифферент на нос (α < 0). При снижении скорости судна ИГВ начнут его обгонять. В момент, когда первый за кормой гребень ИГВ (он самый высокий [2]) достигнет середины корпуса (этот момент можно определить при помощи, например, эхолота, установленного в средней части судна), скорость судна вновь увеличивают до резонансной и продолжают его дальнейшее движение с указанной скоростью. За счет дифферента на нос над корпусом судна возникнет область повышенного давления. При указанном маневрировании эта область будет расположена под вершиной волны, что вызовет увеличение выгиба льда. Соответственно возрастет амплитуда ИГВ и их ледоразрушающая способность.

Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 и фиг. 2 показана схема реализации предлагаемого решения.

Под ледяным покровом 1 (см. фиг. 1) на заданном заглублении H начинает движение со скоростью vр подводное судно 2, которое возбуждает резонансные ИГВ-З максимальной амплитуды A1. Если амплитуда возбуждаемых волн 3 недостаточна для разрушения льда 1, то скорость судна 2 снижают и дифферентуют его на нос (см. фиг. 2). В момент, когда первая за кормой судна вершина ИГВ-4 достигнет середины корпуса (этот момент определяют при помощи эхолота 5, установленного посередине судна 2), скорость судна увеличивают до vр и продолжают его дальнейшее движение с указанной скоростью. При дифференте на нос (α < 0) над корпусом судна возникает область повышенного давления 6. При описанном выше маневрировании эта область будет расположена под вершиной волны 7, что вызовет увеличение амплитуды волны до значения A2(A2>A1). Соответственно возрастут изгибные напряжения в ледяном покрове и ледоразрушающая способность ИГВ.

Похожие патенты RU2149792C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2149791C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2149794C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2158694C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2165372C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2161578C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2150406C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
  • Онищук А.В.
RU2144481C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2175295C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2139809C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2170688C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 149 792 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова. Технический результат достигается за счет увеличения амплитуды изгибно-гравитационных волн посредством повышения давления под вершиной волны за счет дифферентовки судна на нос. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 149 792 C1

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью, отличающийся тем, что после возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн скорость судна снижают, дифферентуют его на нос и вновь начинают перемещать его с резонансной скоростью в момент достижения первым за кормой судна гребнем волны середины корпуса судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2149792C1

Козин В.М., Онищук А.В
Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна
- ПМТФ
Новосибирск: Наука, 1994, N 2, с
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов 0
  • Гаврилов С.А.
SU78A1
RU 2056320 C1, 20.03.96
GB 212452 A, 26.07.89
ПОДВОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 1997
  • Козин В.М.
  • Онищук А.В.
RU2123450C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1988
  • Вертинский П.А.
SU1600204A1

RU 2 149 792 C1

Авторы

Козин В.М.

Даты

2000-05-27Публикация

1999-05-20Подача