Изобретение относится к лакокрасочной промышленности, в частности к производству красок для разметки проезжей части автомобильных дорог и аэродромов с асфальтовым, бетонным или асфальтобетонным покрытием.
Известна краска для дорожной разметки, содержащая пигментную суховальцованную пасту, коллоксилин, сополимер бутилакрилата и акриловой кислоты, эфир канифоли глицериновый, хлорпарафин, органические растворители [Патент N 2067601 РФ, заявл. 05.07.93 г.].
Недостатками известной краски являются низкая стойкость получаемого покрытия к статическому воздействию воды и соли, низкая стойкость к абразивному износу, низкое содержание массовой доли нелетучих веществ в краске и связанная с этим малая толщина покрытия.
Известен также состав для дорожной разметки, наиболее близкий по техническому решению и достигаемым результатам к предлагаемой краске, содержащий акриловый пленкообразователь, пластификатор, пигмент, наполнители, органические растворители [Патент РФ N 2109786, заявл. 10.09.1998 г.] - прототип.
Недостатками известной краски являются низкая твердость получаемого покрытия и низкая износостойкость, длительное время высыхания краски.
Задача изобретениям - повышение твердости получаемого покрытия, его износостойкости, сокращение времени высыхания краски до 20 - 30 минут.
Техническое решение задачи достигается тем, что в заявленном составе краски дополнительно содержится смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Акриловый пленкообразователь - 10,0 - 11,0
Смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС - 2,5 - 3,5
Пигменты - 8,8 - 11,0
Наполнители - 47,5 - 42,7
Пластификатор - 2,0 - 3,0
Органические растворители - Остальное до 100%
В качестве акрилового пленкообразователя используется сополимер бутилакрилата с метилметакрилатом и метакриловой кислотой по ТУ 6-02-5757599-116-88 БМС-98 или сополимер бутилметариклата с метилметакрилатом и метакриловой кислоты по ТУ 6-02-5757599-116-88 БМС-86 (50-процентные растворы).
Характеристики остальных ингредиентов:
- смола поливинилхлоридная хлорирования ПСХ-ЛС по ОСТ 6-01-37-88;
- пластификатор - хлорпарафин ХП-470 по ТУ 6-01-568-76 или ТУ 6-01-16-90 или фосфатные (трихлорэтилфосфат по ТУ 6-06-241-92, трибутилфосфат по ТУ 6-02-733-84), фталатные (дибутилфталат, диоктилфталат по ГОСТ 8728-88);
- пигменты - диоксид титана по ГОСТ 9808-84, по ТУ 6-10-1650, пигмент желтый светопрочный по ГОСТ 5691-77;
- наполнители - мел технический дисперсный марки МТД-2 по ТУ 5743-008-05346453-97 или мел природный обогащенный по ГОСТ 12085, глинозем ГП по ТУ 1711-040-00196368-95, микрокальцит по ТУ 6-10-13-45-76, термосульфат кальция по ТУ 301-11-23-93, микробарит отбеленный по ТУ 6-10-943-76, микротальк для лакокрасочной промышленности по ГОСТ 19284-79 и др.;
- органические растворители - ацетон технический по ГОСТ 2768-84, бутилацетат нормальный технический по ГОСТ 8981-78, толуол нефтяной по ГОСТ 14710-78 (в соотношении 50 : 10 : 40 мас.%).
Изготовление краски состоит из следующих операций:
1. приготовление раствора смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС в смеси органических растворителей;
2. приготовление пленкообразующей основы краски смешением раствора смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС с акриловым пленкообразователем;
3. смешение пленкообразующей основы с пигментами и наполнителями с добавкой пластификатора - преддиспергирование полученной суспензии (в диссольвере или другом аппарате);
4. диспергирование состава в бисерной или шаровой мельнице с контролем степени перетира пигментов, наполнителей, массового содержания нелетучих веществ, вязкости;
5. отбор проб и проведение полного анализа, испытаний по техническим характеристикам известными способами.
Полученная краска наносится машинами для разметки дорог отечественного или зарубежного производства или краскораспылителем, валиком, кистью.
Изобретение иллюстрируется примерами конкретного выполнения в сравнении с прототипом (табл.1).
Испытания свойств краски и покрытий из нее проводятся по стандартным методикам: определение массовой доли нелетучих веществ - по ГОСТ 6989, определение скорости высыхания краски - по ГОСТ 19007, условия вязкость краски - по ГОСТ 8420, степени перетира - по ГОСТ 6589, укрывистости высушенной пленки - по ГОСТ 8784, адгезии покрытия - по ГОСТ 15140, стойкости покрытия к статическому воздействию воды - по ГОСТ 9.403, солестойкость (путем погружения) и износостойкость при истирании песком - по методике [Лабораторный практикум по техническому анализу и контролю производств лакокрасочных материалов и покрытий. М, "Химия", 1989, с. 160, с.128], условной светостойкости и белизны покрытия - фотоэлектрическим прибором ФБ-2 по ГОСТ 21903 и инструкции по его эксплуатации.
Полученные результаты испытаний композиции предлагаемой краски и покрытий в сравнении с прототипом (табл.1, табл.2) свидетельствуют о достижении цели изображения:
- твердость покрытия из новой краски на 30 - 50% выше,
- износостойкость покрытия из новой краски на 30 - 40% выше,
- краска высыхает за 10 - 20 минут быстрее.
Содержание в композициях акрилового пленкообразователя, равное 10,0 - 11,0 мас. %, является оптимальным. При содержании акрилового пленкообразователя более 11,0% увеличивается время высыхания (более 30 минут нежелательно), а при содержании менее 10% ухудшаются физико-механические показатели покрытия (прочность к удару, износостойкость, эластичность).
Оптимальное содержание смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС составляет 2,5 - 3,5 мас.%. Большее содержание приводит к нарастанию структурной вязкости краски, затрудняя процесс нанесения на дорожные покрытия, а меньшее содержание - к ухудшению адгезии, эластичности пленки.
Соответственно оптимальным соотношением акрилового пленкообразователя и смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС подобраны пределы по содержанию в композиции пластификатора, равные 2,0 - 3,0 мас.%. При содержании пластификатора более 3,0 мас.% отмечается худшая твердость покрытия, а при меньшем - низкая прочность при ударе.
Оптимальным содержанием смеси растворителей в краске является 27 - 32 мас.%. При меньшем содержании растворителя отмечена его недостаточная растворяющая способность пленкообразующей основы краски, при большем содержании - резко снижается показатель "условная вязкость".
Подобранная совокупность компонентов, их оптимальное соотношение обеспечивают гарантированное получение высококачественной краски.
Предприятием-заявителем разработана нормативная и технологическая документация, выполнена техническая подготовка производства и организовано промышленное изготовление предложенной краски.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АТМОСФЕРОСТОЙКАЯ ЭМАЛЬ | 1999 |
|
RU2148607C1 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2004 |
|
RU2267509C1 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2004 |
|
RU2267507C1 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2004 |
|
RU2267508C1 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2009 |
|
RU2385337C1 |
АТМОСФЕРОСТОЙКАЯ ЭМАЛЬ | 2000 |
|
RU2167178C1 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2010 |
|
RU2425076C1 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2009 |
|
RU2418022C2 |
ИЗНОСОСТОЙКАЯ КРАСКА ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ | 2009 |
|
RU2418832C2 |
КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ | 2008 |
|
RU2353637C1 |
Изобретение относится к лакокрасочной промышленности. Предлагаемая краска предназначается для разметки проезжей части автомобильных дорог и аэродромов с асфальтовым, бетонным или асфальтобетонным покрытием. Описывается краска дорожная разметочная, включающая акриловый пленкообразователь, пигменты, наполнители, пластификатор, органические растворители, отличается тем, что дополнительно содержит смолу поливинилхлоридную хлорированную ПСХ-ЛС при следующем соотношении компонентов, мас.%: акриловый пленкообразователь 10,0-11,0; смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС 2,5-3,5, пигменты 8,8-11,0; наполнители 47,5-42,7; пластификатор 2,0-3,0; органические растворители остальное до 100%. Технико-экономический результат изобретения заключается в создании новой дорожной разметочной краски с повышенными эксплуатационными характеристиками, в частности с повышенной износостойкостью, солестойкостью и водостойкостью. Сопутствующим экономическим эффектом является расширение сырьевой базы производства за счет разнообразных наполнителей, сокращения расхода дорогостоящего диоксида титана, возможность использования краски для ремонта фасадов зданий. 2 табл.
Краска дорожная разметочная, включающая акриловый пленкообразователь, пигменты, наполнители, пластификатор, органические растворители, отличающаяся тем, что дополнительно содержит смолу поливинилхлоридную хлорированную ПСХ-ЛС при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Акриловый пленкообразователь - 10,0 - 11,0
Смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС - 2,5 - 3,5
Пигменты - 8,8 - 11,0
Наполнители - 47,5 - 42,7
Пластификатор - 2,0 - 3,0
Органические растворители - Остальное до 100%
СОСТАВ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ | 1997 |
|
RU2109786C1 |
Полимерная композиция | 1977 |
|
SU730745A1 |
КРАСКА ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ | 1993 |
|
RU2067601C1 |
Авторы
Даты
2000-08-27—Публикация
1999-12-15—Подача