Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкциям транспортных судов. Это могут быть грузовые, пассажирские и суда другого назначения.
Известны суда для перевозки грузов (US 4348972 A, SU 1217717 A, SU 1625768 A и FR 2533192 A), включающие основной корпус, подъемно-разгрузочные приспособления и другое палубное оборудование, а также вспомогательные корпуса по бокам основного корпуса, служащие для увеличения устойчивости и грузоподъемности судна.
Недостатком ранее известных технических решений являются малая маневренность судна, особенно при малых скоростях, большой инерционный путь торможения, относительно малая скорость грузообработки.
Цель настоящего изобретения - расширить диапазон скоростей судна, а значит повысить скорость доставки грузов и пассажиров, усовершенствовать операции грузообработки, свести погрузочно-разгрузочные операции судна к одной операции - стыковке грузового корпуса судна, а значит уменьшить время стоянки в портах и универсализировать перевозимые судном грузы, кардинальным способом улучшить маневренность судна на всем диапазоне скоростей, увеличить срок и дальность автономного плавания, увеличить плавучесть, устойчивость, грузоподъемность, т.е. улучшить характеристики техники безопасности судна, а в итоге, добиться снижения себестоимости грузоперевозок.
Поставленная цель достигается тем, что судно содержит средний корпус и боковые корпуса, где средний корпус выполнен с возможностью его соединения-разъединения с боковыми корпусами, и судовые энергетические установки размещены в боковых корпусах. Боковые корпуса выполнены с возможностью размещения в них выдвижных межкорпусных креплений. Судовые двигатели обеспечивают силу тяги из условия сведения к минимуму напряжений в конструкциях межкорпусных креплений. Угол межкорпусных креплений между средним и боковыми корпусами выполнен с возможностью сведения к минимуму напряжений в конструкциях межкорпусных креплений и оптимальному совмещению вектора силы тяги судовых двигателей боковых корпусов с направлением оси движения среднего корпуса.
Способ погрузки-разгрузки и транспортировки грузов заключается в том, что они осуществляются вышеуказанным транспортным судном, где погрузка-разгрузка представляет собой соединение-разъединение среднего корпуса с боковыми корпусами судна, а его транспортировка обеспечивается закреплением среднего корпуса к боковым корпусам судна межкорпусными креплениями.
На фиг. 1 изображена схема транспортного судна - тримарана-Y.
На фиг. 2 изображена схема соединения-разъединения тримарана-Y со средним корпусом.
На фиг. 3 изображена схема тримарана-Y без среднего корпуса.
Конструктивно судно является тримараном. Судно 1 состоит из трех корпусов (фиг. 1): средний (грузовой) корпус 2 и боковые корпуса 3. Боковые корпуса оснащены судовыми энергетическими установками (с гребными винтами 4). Средний корпус 2 судна является грузовым и присоединяется к боковым корпусам межкорпусными навесными (палубными) креплениями 9, межкорпусными выдвижными (телескопическими) креплениями-упорами 5. Боковые корпуса 3 соединены между собой стационарными межкорпусными креплениями и палубой 6. На палубе 6 находится надстройка 7 и на боковых корпусах - надстройки 8. На среднем корпусе 2 располагаются грузовые люки 10.
Рассмотрим операцию по погрузке судна. Погрузка судна представляет собой фактически процесс соединения среднего корпуса 2 с боковыми корпусами 3 (фиг. 2). Средний корпус, являясь функционально самостоятельным плавсредством, заранее грузится в порту и ожидает прибытия судна. Судно, маневрируя двигателями, наплывает на средний корпус 2, размещая его между своими боковыми корпусами 3 (возможно толкание грузового корпуса судном-толкачом). Далее происходит процесс соединения среднего корпуса 2 с боковыми корпусами 3. Средний корпус 2 крепится к боковым корпусам 3 межкорпусными креплениями 5 и 9. Судно готово к транспортировке груза и следует в порт назначения.
Рассмотрим операцию по разгрузке судна. Разгрузка судна представляет собой процесс разъединения среднего корпуса 2 от боковых корпусов судна (фиг. 2), которая происходит после освобождения межкорпусных креплений 5 и 9, после чего судно отплывает от среднего корпуса 2 (возможна отбуксировка среднего корпуса 2 судном-буксировщиком). Затем судно плывет к другому среднему (грузовому) корпусу, который уже загружен и готов для соединения и транспортировки.
Грузовые осадки боковых и среднего корпусов выполняются такими, что обеспечивают свободное срабатывание крепежных замков, узлов и других механизмов межкорпусных креплений 5 и 9 при соединении-отсоединении. В случае отклонения массы груза в среднем корпусе от расчетной (в пределах допустимого), предусматривается возможность регулировки величины осадки боковых корпусов судна через забор (выброс) морской воды в боковых корпусах (для снятия возникающих напряжений в межкорпусных креплениях).
Большое значение в данном судне будут иметь конструкции межкорпусных креплений, и поэтому они должны быть выполнены таким образом, чтобы обеспечить надежность как при погрузочно-разгрузочных операциях (соединение-разъединение судна со средним корпусом), так и при транспортировке. Необходимым условием при соединении-разъединении является отсутствие или минимизация напряжений в межкорпусных креплениях. Наряду с межкорпусными креплениями 5 и 9, между корпусами 2 и 3 возможно применение различных межкорпусных палубных сооружений.
Для обеспечения транспортировки среднего (грузового) корпуса в боковых корпусах размещены системы выдвижных (телескопических) межкорпусных креплений-упоров 5, которые, выдвигаясь, входят в соответствующие пазы среднего корпуса, фиксируются и закрепляются там и таким образом создают возможность передачи силы тяги боковых двигателей среднему корпусу.
Угол β межкорпусных креплений-упоров 5 (фиг. 1) будет подбираться таким образом, чтобы уменьшить напряжение в конструкциях межкорпусных креплений при плавании судна и оптимальным образом совместить вектор силы тяги судовых двигателей боковых корпусов 3 с направлением оси движения среднего корпуса 2.
Для случаев торможения в боковых корпусах предусмотрена возможность размещения аналогичных систем межкорпусных креплений-упоров в противоположной направленности с углом (180-β).
В пути при расходовании топлива осадка боковых корпусов судна будет уменьшаться, что будет вызывать напряжения в межкорпусных креплениях. Во избежание этого предусматривается синхронная закачка забортной воды.
Боковые корпуса выполняются в соответствующем водоизмещении и могут использоваться для размещения бункеров для хранения топлива. Боковые корпуса, которые в обычных классических конструкциях тримарана выполняли вспомогательную роль по увеличению устойчивости судна при волнении воды, в этом судне, можно сказать, стали основными, оснащенные судовыми энергетическими установками. Предусмотрена возможность использования боковых корпусов для транспортировки как пассажиров, так и различных грузов.
Судовые двигатели вместе с рулевыми устройствами в боковых корпусах придают высокую маневренность судну, что особенно важно при соединении-разъединении со средним корпусом и при транспортировке. Судовые двигатели боковых корпусов будут выполнены соответствующей мощности и в пути позволят поднять скорость судна до заявленных величин. Возможно использование более одного гребного винта на боковых корпусах судна.
На судне предусмотрены судовые микропроцессорные управляющие системы (СМПУС), контролирующие работу механизмов судна, в частности следящие за работой датчиков, контролирующих состояние межкорпусных креплений, и адекватно реагирующие изменением режимов работы судовых двигателей.
Использование в судне трех корпусов и размещение судовых энергетических установок в боковых корпусах позволяют изменить навигационные качества судна следующим образом:
- улучшить плавучесть судна;
- увеличить остойчивость судна;
- сделать судно практически непотопляемым;
- улучшить управляемость судна на всем диапазоне скоростей;
- увеличить устойчивость судна на курсе;
- улучшить поворотливость судна - способность судна изменять направление движения не только посредством рулевого механизма, но и путем регулирования тяги каждого из судовых двигателей, что увеличивает возможности судна при маневрировании, прохождении затруднительных участков, швартовке, а также на рейдах, при плавании во льдах и т.д.;
- разворачиваться практически на одном месте;
- улучшить управление на заднем ходу;
- увеличить скорость судна;
- увеличить ходкость судна, благодаря такому углу межкорпусных креплений, который позволит оптимальным образом передать тягу судовых двигателей боковых корпусов базовому корпусу;
- уменьшить потери скорости судна на волнении;
- практически устранить рыскание судна;
- улучшить инерционные (тормозные) качества судна, т.е. уменьшить время погашения инерции (время торможения);
- уменьшить инерционное расстояние, т.е. расстояние, проходимое судном после реверсирования главных двигателей (с полного хода вперед на полный назад).
Использование в качестве грузового корпуса судна присоединяемого среднего корпуса позволяет:
- свести операции погрузки-разгрузки судна к одной операции, что позволяет многократно уменьшить время стоянки судна в порту;
- увеличить оборачиваемость судна.
В итоге, по большому счету, все это приведет к решению главной проблемы морских грузоперевозок - ускорению грузообработки и перевозки грузов, снижению себестоимости грузоперевозок и повышению безопасности плавания судна.
Предлагаемая конструкция транспортного судна - тримарана-Y отвечает современным требованиям и тенденциям развития строительства судов - модульно-агрегатным методам их постройки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ТРИМАРАН И СПОСОБ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ | 1999 |
|
RU2155694C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ТРИМАРАН | 2000 |
|
RU2163211C1 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177430C2 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177429C2 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2177431C2 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177433C2 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177432C2 |
СУДНО-ТРИМАРАН | 1999 |
|
RU2156714C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ТРИМАРАН | 2000 |
|
RU2177434C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ТРИМАРАН | 2000 |
|
RU2177428C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортных судов-тримаранов, а также технологии погрузки, разгрузки и транспортировки грузов такими судами. Суда-тримараны могут иметь различные целевые назначения. Транспортное судно-тримаран имеет средний и боковые корпуса. Средний корпус выполнен с возможностью его отсоединения-разъединения с боковыми корпусами. Судовые энергетические установки судна размещены в его боковых корпусах. Боковые корпуса могут быть выполнены с возможностью размещения в них выдвижных межкорпусных креплений. В боковых корпусах судно-тримаран может иметь рулевые устройства. Погрузка, разгрузка и транспортировка грузов осуществляются транспортным судном-катамараном. Погрузка-разгрузка грузов представляет собой соединение-разъединение среднего корпуса с боковыми корпусами. Его транспортировка обеспечивается закреплением среднего корпуса к боковым корпусам судна межкорпусными креплениями. Технический результат реализации группы изобретений заключается в повышении эксплуатационных качеств транспортного судна-тримарана. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 2887981 A, 25.05.1959 | |||
Тримаран | 1989 |
|
SU1618697A1 |
Парусный тримаран | 1982 |
|
SU1049335A1 |
Авторы
Даты
2000-09-10—Публикация
1999-11-22—Подача