РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ Российский патент 2000 года по МПК F03B3/12 F03B3/04 

Описание патента на изобретение RU2156883C2

Изобретение относится к области гидротурбостроения и может быть использовано при изготовлении рабочих колес пропеллерных гидротурбин,
В пропеллерных гидротурбинах лопасти рабочего колеса постоянно закреплены с оптимальным углом установки. При этом каждая лопасть оснащена присоединительным фланцем, который установлен в соответствующем гнезде корпуса и закреплен в нем, в частности болтами (1). Такое традиционное рабочее колесо является ближайшим аналогом настоящего изобретения.

В рабочем колесе пропеллерной гидротурбины только лопасти требуют периодического осмотра и, при необходимости, ремонта или замены. Для этого необходимо осуществлять демонтаж лопастей. Однако в известных пропеллерных гидротурбинах фланец лопасти традиционно выполняют круглым с размещением его в глубоком круглом гнезде корпуса, а поэтому лопасти невозможно демонтировать через камеру рабочего колеса, которая не позволяет выдвинуть лопасти с фланцем из цилиндрических гнезд корпусов в радиальном направлении. Поэтому приходится демонтировать все рабочее колесо, что увеличивает трудоемкость технического обслуживания,
Основной задачей настоящего изобретения явилось создание такого рабочего колеса пропеллерной гидротурбины, в которой лопасти были бы соединены с корпусом таким образом, чтобы каждую лопасть можно было бы демонтировать отдельно с выводом из камеры рабочего колеса.

Эта задача решается в рабочем колесе пропеллерной гидротурбины, которое содержит корпус с конусом и лопасти с присоединительными фланцами, закрепленными в ответных гнездах корпуса, и в котором, в соответствии с сущностью настоящего изобретения, фланец каждой лопасти выполнен в форме прямоугольника, а гнезда в корпусе со стороны конуса выполнены открытыми.

Такое решение позволяет после разборки фланцевого соединения сдвинуть каждую лопасть в осевом направлении через открытую сторону гнезда, а затем вынуть через отсасывающую трубку, что значительно увеличивает ремонтопригодность рабочего колеса. Кроме того прямоугольная форма фланца лопасти исключает вероятность ее разворота, устраняя действие соответствующего момента сил на крепежные болты и тем самым исключая необходимость установки специальных шпонок, воспринимающих усилия среза от момента, которые существуют в рабочих колесах традиционного исполнения. Прямоугольная форма фланца согласно изобретению, помимо описанных выше достоинств, имея большую площадь, чем традиционно выполняемые круглые фланцы, позволяет увеличить площадь заделки корневого сечения лопасти и тем самым повысить ее прочность и жесткость.

Фланец лопасти может быть скреплен с корпусом с помощью обычно применяемого болтового соединения, но может быть использовано и другое известное соединение фланца с корпусом, в частности, в форме ласточкина хвоста, способное противостоять действию центробежной силы. Осевая сила, действующая на лопасть, относительно невелика и во многих случаях усилия стягивания болтового соединения может оказаться достаточным для восприятия этого усилия. Однако при необходимости значительного повышения запаса прочности можно применить какое-либо специальное известное средство для восприятия осевой силы. Одним из таких средств может быть палец, вставленный с внутренней стороны корпуса через отверстие в нем во фланец лопасти.

Сущность настоящего изобретения поясняется следующим далее подробным описанием одного из примеров его реализации, изображенного на прилагаемых чертежах, на которых:
фиг. 1 показывает рабочее колесо пропеллерной гидротурбины при виде на него в радиальном направлении;
фиг. 2 - рабочее колесо на фиг. 1 в меридиальном разрезе по А-А на фиг. 1.

Рабочее колесо пропеллерной гидротурбины, как это изображено на чертежах, содержит корпус 1 с закрепленными у его конца конусом 2 и лопасти 3. Каждая лопасть 5 выполнена с присоединительным фланцем 4, к которому у корневого сечения выполнен плавный переход. Фланец 4 имеет прямоугольную форму и установлен в отвечающее ему по форме и размерам гнездо 5 в корпусе 1 рабочего колеса. Гнездо 5 выполнено со стороны конуса 2 открытым. Фланец 4 скреплен с корпусом 1 с помощью болтов 6. С внутренней стороны корпуса 1 через отверстие в нем установлен палец 7, входящий своим концом в выточку фланца 4 и тем самым фиксирующий лопасть 3 от смещения в осевом направлении.

При необходимости съема лопастей 3 сначала демонтируется конус 2. Затем у снимаемых лопастей выдвигается из выточки во фланце 4 лопасти палец 7, вывинчиваются крепежные болты 6 и лопасти смещаются вниз (по чертежу) через открытую сторону гнезда 5 до выхода из этого гнезда. Установка лопастей осуществляется в обратном порядке.

Источник информации
1. Справочник по гидротурбинам. Л., 1984, с. 155, рис. У.18.

Похожие патенты RU2156883C2

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК НИЖНЕЙ ЦАПФЫ ЛОПАТКИ НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГИДРОТУРБИНЫ 1993
  • Сотников А.А.
  • Левин М.А.
  • Вихирев В.В.
RU2061898C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ НА РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ 1995
  • Порецкин В.М.
  • Сотников А.А.
  • Гольдфарб А.И.
  • Иванов С.В.
RU2099585C1
МНОГОСОПЛОВОЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ КОВШОВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 1994
  • Добрер М.В.
  • Матюшичев Г.А.
RU2078984C1
КОНУС ГИДРОТУРБИНЫ СО СЪЕМНЫМ ПОЯСОМ И УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ЕГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ 1995
  • Пеклер К.В.
  • Глухов А.А.
  • Елисеев А.К.
RU2084693C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЛОПАСТЯМИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Байков Г.М.
  • Клявин Л.А.
  • Смирнов А.В.
  • Череповицын А.И.
  • Шишкин В.М.
RU2106522C1
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ ГИДРОМАШИНЫ 1994
  • Майоров А.М.
  • Елисеев А.К.
RU2069792C1
СОПЛО КОВШОВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 1993
  • Коняев Е.Б.
  • Вихирев В.В.
  • Левин М.А.
  • Гах Б.З.
RU2079701C1
МАСЛОПРИЕМНИК ГИДРОТУРБИНЫ С ПОВОРОТНЫМИ ЛОПАСТЯМИ 1996
  • Зайцев А.А.
  • Пеклер К.В.
  • Явиц С.Н.
RU2107833C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЫЧАГА МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Гольдфарб А.И.
  • Фасулати Р.К.
  • Наумов В.Б.
  • Пеклер К.В.
  • Кержковский Л.В.
RU2106521C1
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ГИДРОТУРБИНЫ 1997
  • Афанасьев А.М.
  • Байков Г.М.
  • Лещенко О.Д.
  • Смирнов А.В.
RU2171396C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 156 883 C2

Реферат патента 2000 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ

Изобретение относится к области гидротурбостроения. В рабочем колесе, содержащем корпус с конусом и лопасти с присоединительными фланцами, закрепленные в ответных гнездах корпуса, фланец каждой лопасти выполнен в форме прямоугольника, а гнезда у конца корпуса со стороны корпуса выполнены открытыми, что позволяет выдвинуть лопасти через эти открытые стороны в осевом направлении и тем самым вывести их из рабочей камеры без демонтажа рабочего колеса. Использование изобретения позволяет уменьшить трудоемкость технического обслуживания рабочего колеса турбины. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 156 883 C2

1. Рабочее колесо пропеллерной гидротурбины, содержащее корпус с конусом и лопасти с присоединительными фланцами, закрепленными в ответных гнездах корпуса, отличающееся тем, что фланец каждой лопасти выполнен в форме прямоугольника, а гнезда у конца корпуса со стороны конуса выполнены открытыми. 2. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что с внутренней стороны корпуса установлены пальцы, входящие своими концами в выточки фланцев лопастей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2156883C2

Справочник по гидротурбинам
- Л.: Машиностроение, 1984, с.155, рис
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей 1921
  • Меньщиков В.Е.
SU18A1
Рабочее колесо лопаточной машины 1979
  • Бродский Владлен Романович
  • Болотников Анатолий Абрамович
  • Веремеенко Игорь Степанович
  • Зудочкин Игорь Степанович
  • Ляшко Виктор Васильевич
  • Робук Николай Николаевич
  • Фридман Лев Исаакович
  • Юрченко Владимир Захарович
SU826068A1
Замковое крепление лопасти 1972
  • Кудров Николай Дмитриевич
  • Декстер Давид Хаимович
  • Лиуконен Юрий Николаевич
SU457088A1
Пропеллерное колесо лопастной гидромашины 1990
  • Бугов Али Умарович
  • Бабанов Олег Семенович
  • Пылев Игорь Михайлович
  • Хамуков Ахмед Цацуевич
  • Соттаев Али Абдулаевич
  • Хашхожев Газали Мударович
  • Темирканов Геннадий Владимирович
SU1795143A1
US 4417852 А, 29.11.1983
Способ динамического преобразования когерентных световых пучков 1975
  • Винецкий В.Л.
  • Кухтарев Н.В.
  • Одулов С.Г.
  • Соскин М.С.
SU519104A1

RU 2 156 883 C2

Авторы

Фасулати Р.К.

Крусанов В.В.

Сапроненко Ю.В.

Пеклер К.В.

Наумов В.Б.

Даты

2000-09-27Публикация

1998-08-14Подача