СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДВС, РАБОТАЮЩЕГО В РЕЖИМЕ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Российский патент 2000 года по МПК F02B47/10 F02M25/10 

Описание патента на изобретение RU2158833C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано при организации работы дизелей на искусственной газовой смеси (ИГС).

Известно достаточно большое количество аппаратов, в которых производится обогащение отработавших газов (ОГ) дизеля кислородом и отбор из них углекислого газа. Например, известен способ получения ИГС, описанный в /1/. По этому способу ОГ дизеля охлаждаются впрыском в них воды и после отделения капельной влаги нейтрализуются раствором абсорбента (моноэтаноламина), смешиваются с газообразным кислородом из емкости запаса кислорода, подогреваются и подаются на впуск дизеля.

Недостатком способа является его низкая эффективность, обусловленная значительными затратами энергии на собственные нужды, а также значительными габаритами устройства, в котором он реализуется, связанные с необходимостью создания запасов хладагента (воды), абсорбента и кислорода.

Известен также способ получения ИГС для дизеля, описанный в /2/, являющийся наиболее близким аналогом. Суть данного способа заключается в том, что неохлажденные ОГ от дизеля пропускают через слой гранулированного кислородосодержащего продукта КПС (техническую надперекись натрия), при этом происходит поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Далее полученную ИГС подают на впуск дизеля.

Основными недостатками указанного способа приготовления ИГС являются:
- низкая надежность, вызванная ростом аэродинамических сопротивлений потоку ОГ при прохождении через слой гранулированного кислородосодержащего продукта ввиду оплавления и спекания гранул при контакте с высокотемпературными ОГ, содержащими пары воды (концентрация водяных паров в ОГ при работе на эксплуатационных режимах лежит в пределах 10 - 15% весовых):
- низкая надежность работы в режиме полной рециркуляции ОГ (работа по замкнутому циклу) ввиду отсутствия охлаждения рециркулирующих газов.

- низкая экономичность из-за затруднения проникновения зоны реакции внутрь гранул, поскольку твердые продукты реакций поглощения углекислого газа и выделения кислорода с поверхности гранул практически не отводятся и препятствуют продолжению данных реакций. В связи с этим значительное количество кислородосодержащего продукта в реакцию не вступает;
Задачей, решаемой изобретением, является повышение надежности и эффективности приготовления ИГС для дизеля, работающего по замкнутому циклу (ЗЦ) путем наиболее полного использования КСП и создания более благоприятных условий для работы дизеля.

Сущность изобретения заключается в приготовлении ИГС для ДВС, работающего в режиме рециркуляции ОГ. Отходящий поток ОГ двигателя разделяют на две регулируемые части. Затем одну из них орошают путем дозированного впрыска воды и пропускают в турбулентном падающем потоке через набор пластин реагента (технической надперекиси натрия). Далее обогащенную кислородом и очищенную от углекислого газа ИГС очищают от твердых частиц, продуктов химических реакций и капельной влаги и подают на смешение со второй частью потока ОГ. Затем, после охлаждения, ИГС подают в двигатель.

Признаками, отличающими изобретение от наиболее близкого аналога, являются:
1. Разделение ОГ на две регулируемые части.

2. Искусственное увлажнение части ОГ водой.

3. Пропускание ОГ параллельно поверхности реагента.

4. Очистка газовой смеси.

5. Смешивание частей потока ОГ.

6. Охлаждение ИГС с одновременным удалением конденсата.

Искусственное увлажнение части ОГ водой и пропускание ОГ параллельно поверхности реагента не выявлено из существующего уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "изобретательский уровень".

Способ приготовления рабочей газовой смеси для ДВС, работающего в режиме рециркуляции ОГ, изображен на фигуре. Способ включает отбор ОГ от дизеля 1, являющегося источником ОГ и потребителем ИГС, разделение потока ОГ на две регулируемые регулятором перепуска 2 части, орошение одной части потока водой внутри смесителя 3 посредством регулятора 4, пропуск через нейтрализатор 5, смешивание со второй частью потока ОГ в смесителе 6, пропуск через сепаратор-охладитель 7, возвращение ИГС в дизель 1.

Согласно заявленному способу нейтрализатор 5 выполнен таким образом, что поток увлажненных ОГ проходит вдоль поверхности КПС, в качестве которого может быть использована техническая надперекись натрия, реакция взаимодействия которой с увлажненными ОГ может быть описана следующими уравнениями:
2NaO2+H2O=2NaOH+3/2O2 (1)
CO2+2NaOH=Na2CO3+H2O (2)
Таким образом, при взаимодействии ОГ с реагентом одновременно выделяется O2 и поглощается CO2. Турбулентный поток ОГ и развитая поверхность массообмена в сочетании с достаточным количеством воды в ОГ позволяет интенсивно проводить процесс обработки ОГ и удаления продуктов реакции. При этом весьма важно, что интенсивность реакций (1) и (2) может регулироваться путем изменения количества паров воды в ОГ, посредством регулятора 4, что компенсирует изменения в режимах работы дизеля (внешнее возмущение), вызванное изменением нагрузки, а также нейтрализатора 5 (внутреннее возмущение), вызванное раходованием реагента.

Реакция взаимодействия ОГ с реагентом идет постадийно. Наличие избытка воды в ОГ вызывает оплавление поверхности реагента с образованием кристаллогидратов и концентрированного раствора щелочи. Продукты реакции (1) срываются с поверхности реагента потоком ОГ в виде пены (капель). Таким образом, менее активная реакция (2) происходит в условиях развитой межфазной поверхности по типу взаимодействия газ-жидкость. При этом с поверхности реагента удаляются продукты реакций.

Как уже упоминалось, скорость реакций (1) и (2) различна.

Предлагаемый способ позволяет, благодаря делению потока ОГ на две части регулятором 2, решить на уровне массопереноса вопрос одновременного регулирования количества CO2 и O2 и ИГС.

Совокупность признаков, изложенных в изобретении, представляет собой новую комбинацию признаков, реализуемых в условиях современного производства, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "промышленная применимость".

Список использованных источников
1. Т. Асада и Н. Масахи "Исследование полузамкнутого и замкнутого циклов дизельных двигателей", XII CIMAC, Токио, 1977 (англ.).

2. Авторское свидетельство N 1663222.

Похожие патенты RU2158833C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Тюпаев Клим Келюевич
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Петров Василий Евгеньевич
  • Путятинский Виктор Александрович
  • Терёхин Андрей Николаевич
RU2365770C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В РЕЖИМЕ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Пялов Владимир Николаевич
  • Остапенко Виталий Алексеевич
  • Замуков Владимир Вартанович
  • Бельченков Сергей Владимирович
  • Степанов Александр Александрович
  • Черевко Александр Иванович
  • Журавлев Александр Александрович
  • Агафонов Александр Николаевич
  • Александров Сергей Валентинович
  • Мотовилов Дмитрий Александрович
  • Терехин Андрей Николаевич
  • Кирюхин Сергей Николаевич
  • Марковский Леонид Степанович
  • Иванова Наталья Игоревна
RU2287069C2
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ 1999
  • Сайданов В.О.
  • Агафонов А.Н.
  • Аваков В.Б.
  • Ландграф И.К.
RU2150161C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАБОТОЙ 1999
  • Пялов В.Н.
  • Остапенко В.А.
  • Журавлев А.А.
  • Кривов В.Г.
  • Замуков В.В.
  • Балашов С.В.
  • Агафонов А.Н.
  • Терехин А.Н.
  • Дмитриев А.Ф.
  • Степанов А.А.
  • Глозман М.К.
  • Полищук С.П.
RU2163976C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩИМ ПО ЗАМКНУТОМУ ЦИКЛУ 1994
  • Агафонов А.Н.
  • Кривов В.Г.
  • Путятинский В.А.
  • Петрюк Н.И.
  • Борисов А.И.
RU2136922C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО КИСЛОРОДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАБОТУ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПО ЗАМКНУТОМУ ЦИКЛУ 2001
  • Мельников В.А.
  • Агафонов Д.Ю.
RU2213044C2
Система комплексного вторичного использования отработавших газов судовой энергетической установки 2023
  • Епихин Алексей Иванович
  • Тория Теодор Георгиевич
RU2804672C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Агафонов А.Н.
  • Корчинский В.С.
  • Мартемьянов О.Л.
  • Терехин А.Н.
  • Гулин В.С.
RU2157516C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Прутчиков И.О.
  • Емельянов Д.А.
  • Сайданов В.О.
  • Камлюк В.В.
  • Воробьев А.К.
  • Михайлов В.И.
  • Каулин Е.Л.
RU2231660C1
АНАЭРОБНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА 1999
  • Кириллов Н.Г.
  • Дыбок В.В.
  • Воскресенский С.С.
RU2165029C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДВС, РАБОТАЮЩЕГО В РЕЖИМЕ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Способ приготовления рабочей газовой смеси для двигателя внутреннего сгорания, работающего в режиме рециркуляции отработавших газов, включает в себя отвод отработавших газов от двигателя, обработку отработавших газов посредством реагента, состоящую из поглощения углекислого газа и выделения кислорода, и подачу искусственной газовой смеси на впуск двигателя. Обработку отработавших газов производят посредством разделения отработавших газов на две регулируемые части. Одну из частей орошают путем дозированного впрыска воды, пропускают падающий поток отработавших газов через набор пластин реагента, очищают от твердых частиц, продуктов химических реакций и капельной влаги. После чего смешивают со второй частью потока отработавших газов и охлаждают. Технический результат заключается в повышении надежности и эффективности приготовления искусственной газовой смеси для дизеля. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 158 833 C2

Способ приготовления рабочей газовой смеси для двигателя внутреннего сгорания, работающего в режиме рециркуляции отработавших газов, включающий в себя отвод отработавших газов от двигателя, обработку отработавших газов посредством реагента, состоящую из поглощения углекислого газа и выделения кислорода, подачу искусственной газовой смеси на впуск двигателя, отличающийся тем, что обработку отработавших газов производят посредством разделения отработавших газов на две регулируемые части, одну из которых орошают путем дозированного впрыска воды, пропускают падающий поток отработавших газов через набор пластин реагента, очищают от твердых частиц, продуктов химических реакций и капельной влаги, смешивают со второй частью потока отработавших газов и охлаждают.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2158833C2

Способ работы двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Орлов Анатолий Васильевич
  • Дыбок Василий Васильевич
  • Сергачев Сергей Николаевич
  • Виноградов Игорь Александрович
  • Егорова Светлана Григорьевна
SU1663222A1
SU 16638335 A1, 15.07.1991
SU 17178854 A2, 07.03.1992
GB 1513958 A, 14.06.1978
US 3559402 A, 24.04.1969.

RU 2 158 833 C2

Авторы

Зайченко П.А.

Дыбок В.В.

Дружинин П.В.

Прутчиков И.О.

Борисов А.И.

Каулин Е.Л.

Даты

2000-11-10Публикация

1998-06-29Подача