Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в качестве энергохолодильной системы для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, например для специальных фортификационных сооружений и подводных лодок.
Известно устройство машины Вюлемье-Такониса, представляющей собой механически замкнутую систему, состоящую из холодильной машины и двигателя, причем последний развивает такую мощность, которая необходима холодильной машине. Цикл осуществляется за счет подвода теплоты от внешнего источника. В качестве рабочего тела используются вещества не разрушающие озоновый слой, например гелий, воздух и т.д. Однако для эффективного осуществления рабочего цикла машины необходимо, чтобы тепло, подводимое к машине, было бы достаточно высокого термодинамического потенциала (Архипов А.М., Марфенина И.В., Микулин Е.И. Теория и расчет криогенных систем. М.: Машиностроение, 1978, - стр. 305).
Известен способ получения искусственной газовой смеси и повышения термодинамического потенциала отработавших сред дизельной энергоустановки, работающей по замкнутому циклу, для объектов без связи с атмосферой. Суть этого способа заключается в окислении металла кислородом из состава двуокиси углерода (CO2) при высокой температуре с выделением значительного количества теплоты, что позволяет получить дополнительную полезную работу в другом тепловом двигателе, например газовой турбине. Недостатком этих энергоустановок является то, что при отсутствии связи с атмосферой для их функционирования необходимы системы предварительного запаса или регенерации кислорода, что приводит к усложнению конструктивного исполнения и увеличению объемов материальных сред внутри объекта (описание изобретения к патенту РФ N 2013588).
Известно окисление щелочноземельного металла магния в кислороде, в сухом и влажном воздухе, в углекислом газе. Известен способ получения водорода в результате взаимодействия щелочноземельного металла магния с водяным паром по реакции Mg + H2O = MgO + H2 при 425-575oC (Окисление металлов / Под. ред. Ж. Бенара. Перевод с французского. - М.: Металлургия, 1969. - Т. 2, с. 314-327).
Известны химические свойства нитрида магния и реакции его взаимодействия с водяным паром, двуокисью и окисью углерода при высоких температурах (Самсонов Г.В., Кулик О.П., Полищук B.C., Получение и методы анализа нитридов. - Киев: "НАУКОВА ДУМКА", 1978, -с. 213-214).
Известен способ организации рабочего процесса дизеля на водородном топливе для повышения КПД дизеля и уменьшения концентрации вредных компонентов выхлопа, при котором водород непосредственно впрыскивается в камеру сгорания в конце такта сжатия под давлением 8 МПа с помощью специальной форсунки. Для воспламенения смеси служит керамическая калильная свеча с встроенным вольфрамовым электронагревателем. Электронагреватель включается на режимах пуска и прогрева дизеля, на остальных режимах свеча обеспечивает температуру 1170 - 1270К за счет выделяющегося при сгорании топлива тепла (Мищенко А.И. // Автомобильная промышленность. 1986. N 11. С. 8-10).
Известны автономные стационарные энергохолодильные системы для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, представляющих собой структурно-функциональное объединение преобразователя прямого цикла (ППЦ) и преобразователя обратного цикла (ПОЦ), предназначенных для совместного производства электрической энергии и холода за счет энергии высокотемпературного источника теплоты. Энергохолодильные системы могут создаваться на основе различных типов преобразователей, причем ППЦ служит для получения электрической энергии, а ПОЦ - для получения холода. Для нормального функционирования ППЦ и ПОЦ от них необходимо отводить тепло (1 и 2 законы термодинамики), и ввиду отсутствия связи с атмосферой, это низкопотенциальное тепло должно аккумулироваться и складироваться внутри объекта. Поэтому охлаждение преобразователей осуществляется за счет теплоаккумулирующего вещества (ТАВ),в качестве которого выступает вода, при температуре около +4oC, что обуславливает необходимость создания хранилищ с большими объемами для хранения холодной воды и воды, аккумулировавшей тепло преобразователей. Недостатком является то, что хотя структурно-функциональное объединение ППЦ и ПОЦ позволяет сократить потребление TAB за счет переключения схем подачи холодной воды в холодильники преобразователей, однако, и в этом случае запасы TAB составляют значительный процент от объема объекта в целом, что приводит к большой стоимости строительства объектов данного типа (Гришутин М.М., Севастьянов А.П. Теория и методы расчетов автономных энергохолодильных установок. М.: Изд. МЭИ, 1992,- 240 с.).
Известна принципиальная схема энергохолодильной системы, содержащая дизельную энергоустановку замкнутого цикла на "синтез-газе", машину Вюлемье-Такониса, работа которой осуществляется за счет отработанных газов дизеля, разомкнутый контур с криогенным окислителем (патент РФ N 2088864. Бюл. N 24 от 27.08.97 г.). Однако длительное хранение криогенного окислителя требует значительных затрат на переконденсацию выпара окислителя или приводит к его потере, а работа дизеля на "синтез-газе" приводит к снижению КПД.
Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в сокращении объемов хранилищ TAB, повышении КПД дизеля, снижении затрат на хранение окислителя.
Для достижения данного технического результата анаэробная энергохолодильная система с регенерацией топлива, включающая в себя дизельную энергоустановку замкнутого цикла, машину Вюлемье-Такониса, работа которой осуществляется за счет отработанных газов дизеля, снабжена контуром газообразного окислителя-кислорода, контуром газообразного азота и контуром газообразного водорода, при этом в замкнутом цикле дизельной энергоустановки генерируется водородосодержащее горючее.
Введение в состав анаэробной энергохолодильной системы с регенерацией топлива газообразных контуров кислорода, азота и водорода позволяет получить новое свойство, заключающееся в возможности длительного хранения газообразного окислителя (кислорода) без потерь и исключении устройств для переконденсации выпара жидкого кислорода, а также повышении КПД дизеля за счет использования водородосодержащего горючего.
На чертеже изображена анаэробная энергохолодильная система с регенерацией топлива.
Энергохолодильная система в своем составе имеет дизельную энергоустановку замкнутого цикла, состоящую из дизеля 1, реактора 2 с накопителем твердой фазы 3, бункера со щелочноземельным металлом 4, сепаратора 5, охладителя 7, смесителя 8, а также емкости хранения технической воды и сбора конденсата 9, насоса подачи технической воды 10 и запорно-регулирующего вентиля 11, машину Вюлемье-Такониса 12, соединенную с контуром дизельной энергоустановки замкнутого цикла через нагреватель 6, разомкнутый контур газообразного азота, который включает емкость для его хранения 13 и запорно-регулирующий вентиль 14, разомкнутый контур газообразного водорода, который включает емкость для его хранения 15 и запорно-регулирующий вентиль 16, разомкнутый контур газообразного кислорода, который включает емкость для его хранения 17, запорно-регулирующие вентили 18 и 20, редукторы (регуляторы давления) 19 и 21.
Анаэробная энергохолодильная система работает следующим образом.
Предварительно, перед началом работы объекта в режиме без связи с атмосферой в нем запасается необходимое (расчетное) количество газообразных продуктов - азота, водорода, кислорода соответственно в емкостях 13, 15, 17.
При переключении дизельной энергоустановки для работы без связи с атмосферой на впуск дизеля 1 подается расчетное количество инертного наполнителя (азота из емкости 13) и топлива (водорода из емкости 15) через смеситель 8. В конце такта сжатия в камеру сгорания двигателя подается газообразный кислород из емкости 17 через запорно-регулирующий вентиль 18 и регулятор давления 19 под давлением, превышающим максимальное давление цикла. Образующаяся горючая смесь воспламеняется от калильной свечи зажигания, расположенной в камере сгорания (на чертеже не показана) дизеля 1. Процесс сгорания происходит постепенно, по мере поступления кислорода в камеру сгорания, и заканчивается в момент выгорания водорода.
Отработавшие газы дизеля 1, состоящие из азота и его окислов, непрореагировавшего кислорода, паров воды, а также некоторого количества СО и CH, обусловленного выгоранием углеводородных смазок, попадающих в камеру сгорания, поступают через накопитель твердой фазы 3 в реактор 2, куда из бункера 4 одновременно подается щелочноземельный металл, например магний.
Для окисления продуктов неполного сгорания углеводородных смазок и для поддержания устойчивого режима протекания реакций в реактор подается некоторое количество кислорода из емкости 17 через запорно-регулирующий вентиль 20 и регулятор давления 21.
В реакторе 12 протекают реакции, в результате которых образуются твердая MgO + С и газовая N2 + H2 + H2О(пар) фазы, сопровождающиеся выделением теплоты, которая используется для поддержания заданной температуры в зоне реакции (1000- 1500К) и повышения термодинамического потенциала газовой фазы. Твердая и газовая фазы разделяются в сепараторе 5. Газовая фаза срабатывает свой термодинамический потенциал, передавая теплоту рабочему телу машины Вюлемье-Такониса 12 через нагреватель 6. После охлаждения и конденсации паров воды в охладителе 7 газовая фаза, состоящая из смеси азота N2 и водорода H2, направляется на впуск двигателя. Охлаждение газовой фазы в охладителе 7 необходимо для обеспечения расчетного наполнения цилиндров дизеля рабочим телом.
Вода из емкости 9 насосом 10 через вентиль 11 впрыскивается в цилиндры дизеля 1 непосредственно перед подачей смеси N2 + H2 с целью снижения температуры стенок цилиндра, осуществления продувки цилиндров образующимся водяным паром и с целью снижения концентрации NOx в отработавших газах дизеля.
При выходе дизельной энергоустановки на рабочий режим прекращается подача азота из емкости 13, водорода из емкости 15 путем закрытия вентилей 14 и 16 соответственно, и дизель 1 продолжает функционировать по замкнутому циклу на постоянной по составу рабочей смеси азота и водорода (N2 + H2).
Источники информации
1. Архипов А.М., Марфенина И.В., Микулин Е.И. Теория и расчет криогенных систем. М.: Машиностроение, 1978, - стр. 305.
2. Описание изобретения к патенту РФ N 2013588.
3. Окисление металлов / Под ред. Ж. Бенара. Перевод с французского. - М. : Металлургия, 1969. - Т. 2, - с. 314-327.
4. Самсонов Г.В., Кулик О.П., Полищук B.C., Получение и методы анализа нитридов.-Киев: "НАУКОВА ДУМКА", 1978. - С.213-214.
5. Мищенко А.И. // Автомобильная промышленность. 1986. N 11. С. 8-10.
6. Гришутин М.М., Севастьянов А.П. Теория и методы расчетов автономных энергохолодильных установок. М.: Изд. МЭИ, 1992,- 240 с.
7. Патент РФ N 208864. Бюл. N 24 от 27.08.97 г. - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНАЭРОБНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2165029C1 |
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2168680C1 |
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2000 |
|
RU2166706C1 |
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА | 2000 |
|
RU2171956C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ | 2000 |
|
RU2176054C1 |
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ | 2000 |
|
RU2176055C1 |
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА С ДИЗЕЛЕМ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ | 2002 |
|
RU2214565C1 |
ДИЗЕЛЬНАЯ ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2002 |
|
RU2214569C1 |
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ ДИЗЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ | 2002 |
|
RU2214568C1 |
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА С ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКОЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ | 2002 |
|
RU2214567C1 |
В анаэробной энергохолодильной системе с регенерацией топлива работа машины Вюлемье-Такониса осуществляется за счет теплоты отработанных газов дизеля. Система включает контур газообразного окислителя - кислорода, контур газообразного азота и контур газообразного водорода. В замкнутом цикле дизельной энергоустановки генерируется водородосодержащее горючее. Использование изобретения позволит сократить объемы хранилищ теплоаккумулирующих веществ, повысить КПД дизеля, снизить затраты на хранение окислителя. 1 ил.
Анаэробная энергохолодильная система с регенерацией топлива, включающая в себя дизельную энергоустановку замкнутого цикла, машину Вюлемье - Такониса, работа которой осуществляется за счет теплоты отработанных газов дизеля, отличающаяся тем, что снабжена контуром газообразного окислителя - кислорода, контуром газообразного азота и контуром газообразного водорода, при этом в замкнутом цикле дизельной энергоустановки генерируется водородосодержащее горючее.
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА | 1995 |
|
RU2088864C1 |
Система подачи водорода в двигательВНуТРЕННЕгО СгОРАНия | 1979 |
|
SU823613A1 |
US 4715192 A, 29.12.1987 | |||
US 5291735 A, 08.03.1994 | |||
СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ НИКЕЛЯ ОТ МЕДНОГО КОНЦЕНТРАТА, | 0 |
|
SU189146A1 |
Авторы
Даты
2000-11-20—Публикация
1999-12-03—Подача