ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2000 года по МПК B61F5/02 

Описание патента на изобретение RU2160201C1

Изобретение относится к рельсовому транспорту и предназначено для использования при построении ходовых частей трамваев или железнодорожных подвижных составов.

Известна тележка рельсового транспортного средства (ТС), содержащая раму и колеса, оси которых посредством наклонных поводков и шарнирно соединенных с ними вертикальных стержней шарнирно связаны с рамой (SU 490987, F 16 H 21/02, 05.11.1975).

Недостаток известной тележки заключается в низкой несущей способности, обусловленной невозможностью формирования упругого компенсирующего момента.

Известны также тележки рельсовых ТС, выполненные с подрессориванием рамы. Наиболее близкой к предложенной является тележка рельсового ТС, содержащая раму, состоящую из осей с закрепленными на них колесами и двух соединяющих колесные оси продольных балок, а также люлечное устройство сопряжения с вагоном, установленное на раме с помощью системы подрессоривания, включающей в себя четыре пружинные подвески, расположенные попарно вдоль и поперек тележки и шарнирно связанные с люлькой и рамой (SU 645882, B 61 F 5/12, 05.02.1979).

Недостаток указанной тележки также определяется невысокой нагрузочной способностью, вызванной ограниченной величиной статического прогиба системы подрессоривания.

Задачей изобретения является расширение диапазона нагрузок на тележку при обеспечении равномерного нагружения колес.

Поставленная задача решается тем, что в тележке рельсового ТС, содержащей раму, состоящую из осей с закрепленными на них колесами и двух соединяющих колесные оси продольных балок, устройство сопряжения с вагоном, установленное на раме с помощью системы подрессоривания, включающей в себя четыре подвески, - каждая подвеска выполнена с двумя расположенными в вертикальной плоскости и шарнирно соединенными рычагами, нижний из которых связан с помощью шарнира с соответствующей продольной балкой, а верхний жестко соединен с торсионом, проложенным по устройству сопряжения с вагоном в направлении, перпендикулярном направлению движения тележки, при этом одноименные рычаги смежных подвесок, расположенных над одной общей продольной балкой, ориентированы встречно друг другу, одни концы торсионов жестко закреплены в устройстве сопряжения с вагоном, а другие установлены в нем с возможностью закручивания вдоль своих осей и создания упругого компенсирующего момента при изменении взаимного положения рычагов, обусловленном вертикальным или угловым перемещениями устройства сопряжения с вагоном.

Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения.

Местоположение шарниров, предназначенных для соединения нижних рычагов подвесок с продольными балками, выбрано из условия исключения горизонтального перемещения устройства сопряжения с вагоном.

Между устройством сопряжения с вагоном и рамой установлены гасители колебаний.

Устройство сопряжения с вагоном выполнено с использованием люльки.

На чертеже представлена кинематическая схема предложенной тележки рельсового ТС.

Тележка содержит раму 1, состоящую из осей 2, 3 с закрепленными на них колесами 4, 5, 6, 7 и двух соединяющих колесные оси 2, 3 продольных балок 8, 9. В состав тележки входит также устройство сопряжения с вагоном, выполненное в частном случае с использованием люльки 10, имеющей отверстие 11 под шкворень. Люлька 10 установлена на раме 1 с помощью системы подрессоривания пантографического типа, включающей в себя четыре подвески, каждая из которых выполнена с двумя расположенными в вертикальной плоскости и шарнирно соединенными рычагами (балансирами): подвеска 12 - с рычагами 13, 14, подвеска 15 - с рычагами 16, 17, подвеска 18 - с рычагами 19, 20 и подвеска 21 - с рычагами 22, 23. Нижние рычаги 14, 17 и 20, 23 связаны с помощью не отмеченных на схеме шарниров соответственно с продольными балками 8 и 9. Местоположение этих шарниров выбрано из условия исключения горизонтального перемещения люльки 10. Верхние рычаги 13, 16, 19 и 22 жестко соединены соответственно с торсионами 24, 25, 26 и 27, проложенными по люльке 10 в направлении, перпендикулярном направлению движения тележки. Расположенные над продольной балкой 8 верхние рычаги 13 и 16, нижние рычаги 14 и 17 подвесок 12 и 15, а также расположенные над продольной балкой 9 верхние рычаги 19 и 22, нижние рычаги 20 и 23 подвесок 18 и 21 ориентированы встречно друг другу. Одни концы торсионов 24-27 жестко закреплены в люльке 10, а другие установлены в ней с возможностью закручивания вдоль своих осей и создания упругого компенсирующего момента при изменении взаимного положения рычагов 13 и 14, 16 и 17, 19 и 20, 22 и 23, обусловленном вертикальным и угловым перемещениями люльки 10. Между люлькой 10 и рамой тележки установлены гасители колебаний 28 и 29, выполненные, например, гидравлическими с телескопической конструкцией.

Предложенная тележка может быть снабжена тяговым приводом. Кроме того, на ней могут быть установлены тормозные механизмы.

Работает тележка следующим образом.

В ненагруженном состоянии люлька 10 располагается в крайнем верхнем положении, при этом в системе подрессоривания углы между рычагами 13 и 14, 16 и 17, 19 и 20, 22 и 23 имеют максимально возможные значения (70-90o), а торсионы 24-27 воспроизводят минимально возможные крутящие моменты.

В случае вертикального или углового перемещений люльки 10 под действием веса вагона или сил инерции углы между указанными выше рычагами системы подрессоривания уменьшаются. Это вызывает более сильное закручивание соответствующих торсионов. Возникающие упругие моменты компенсируют действие внешних сил.

Встречное ориентирование одноименных рычагов смежных подвесок и соответствующее местоположение шарниров, соединяющих нижние рычаги 14 и 17, 20 и 23 с продольными балками 8 и 9, препятствует появлению горизонтальных составляющих перемещений люльки 10, поскольку в любой ситуации обеспечивается баланс создаваемых торсионами крутящих моментов.

В процессе движения тележки и воздействия на нее вертикальных и горизонтальных сил происходит динамическое сжатие, либо расширение рычажного ромба, образованного подвесками 12 и 15, 18 и 21, а также увеличение, либо уменьшение крутящих моментов торсионов 24 и 25, 26 и 27 до достижения новых равновесных состояний в системе подрессоривания. Таким образом, в предложенном техническом решении имеет место продольно сбалансированное подвешивание люльки 10.

При боковых колебаниях люльки 10, например, вследствие неравномерностей рельсового пути поглощение появляющейся энергии производится гасителями колебаний 28, 29.

Предложенная тележка характеризуется повышенной нагрузочной способностью и улучшенной продольной и поперечной динамикой. Увеличенный запас устойчивости предопределяет ее широкое применение при построении рельсовых ТС.

Похожие патенты RU2160201C1

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Бауров Е.В.
  • Володин А.Н.
  • Воронцов А.С.
  • Глазов С.А.
  • Кеменов В.А.
  • Кожевников В.С.
  • Платонов В.Ф.
  • Прищепенко А.Н.
  • Семенов Е.Д.
  • Смирнов П.П.
RU2166449C1
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Приходько Владимир Иванович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Никишин Игорь Викторович
  • Шавлак Ирина Васильевна
  • Шкабров Олег Анатольевич
RU2220863C2
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белоусов Сергей Вячеславович
  • Василенко Александр Иванович
  • Рейдин Павел Викторович
  • Савинов Сергей Юрьевич
  • Тринда Антон Владимирович
  • Назаров Владимир Михайлович
RU2573100C1
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2008
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Коваленко Юрий Николаевич
  • Стеринзат Яков Моисеевич
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Данилко Сергей Александрович
RU2376181C2
Тележка рельсового двухэтажного пассажирского транспортного средства 2017
  • Лебедев Владимир Александрович
  • Кобищанов Владимир Владимирович
RU2688453C2
ТЕЛЕЖКА ПРИВОДНАЯ ПОВОРОТНАЯ ДЛЯ ТРАМВАЯ С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА 2022
  • Семизоров Дмитрий Юрьевич
  • Макаров Андрей Владимирович
  • Миронов Роман Анатольевич
  • Евсюнин Василий Петрович
  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Неволин Георгий Сергеевич
  • Шафиков Наиль Мидхатович
RU2803361C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2001
  • Абрамов Борис Александрович
  • Решетов Вячеслав Алексеевич
  • Соловьев Вадим Митрофанович
  • Истомин Юрий Николаевич
RU2274571C2
СИСТЕМА НАКЛОНА КУЗОВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2011
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Сазонов Игорь Валентинович
  • Гусев Вадим Юрьевич
RU2475391C1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СТАБИЛИЗАТОРОМ БОКОВОЙ КАЧКИ 2013
  • Брандштеттер Кристьян
  • Казерер Герхард
  • Планкенштайнер Кристиан
  • Зумнич Михаэль
RU2632035C2
ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА 2005
RU2302956C1

Реферат патента 2000 года ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к рельсовому транспорту. Тележка содержит раму, состоящую из осей с закрепленными на них колесами и двух продольных балок. Имеется устройство сопряжения с вагоном, выполненное, например, с использованием люльки, которая установлена на раме с помощью системы подрессоривания. Последняя включает четыре подвески, каждая из которых выполнена с двумя шарнирно соединенными рычагами. Нижние рычаги связаны с помощью шарниров с продольными балками, верхние рычаги жестко соединены с торсионами, проложенными по люльке перпендикулярно направлению движения тележки. Технический результат - расширение диапазона нагрузок на тележку при обеспечении равномерного нагружения колес. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 160 201 C1

1. Тележка рельсового транспортного средства, содержащая раму, состоящую из осей с закрепленными на них колесами и двух соединяющих колесные оси продольных балок, устройство сопряжения с вагоном, установленное на раме с помощью системы подрессоривания, включающей в себя четыре подвески, отличающаяся тем, что каждая подвеска выполнена с двумя расположенными в вертикальной плоскости и шарнирно соединенными рычагами, нижний из которых связан с помощью шарнира с соответствующей продольной балкой, а верхний жестко соединен с торсионом, проложенным по устройству сопряжения с вагоном в направлении, перпендикулярном направлению движения тележки, при этом одноименные рычаги смежных подвесок, расположенных над одной общей продольной балкой, ориентированы встречно друг другу, одни концы торсионов жестко закреплены в устройстве сопряжения с вагоном, а другие установлены в нем с возможностью закручивания вдоль своих осей и создания упругого компенсирующего момента при изменении взаимного положения рычагов, обусловленного вертикальным или угловым перемещениями устройства сопряжения с вагоном. 2. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что местоположение шарниров, предназначенных для соединения нижних рычагов подвесок с продольными балками, выбрано из условия исключения горизонтального перемещения устройства сопряжения с вагоном. 3. Тележка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что между устройством сопряжения с вагоном и рамой установлены гасители колебаний. 4. Тележка по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что устройство сопряжения с вагоном выполнено с использованием люльки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2160201C1

Люлечное подвешивание тележки железнодорожного транспортного средства 1976
  • Чернышев Александр Александрович
  • Доронин Иван Сергеевич
SU645882A1
RU 95108424 A1, 10.01.1997
US 3707928, 02.01.1973
Устройство для охлаждения жидкости 1988
  • Корниенко Владимир Николаевич
  • Клименко Василий Васильевич
  • Машкова Наталья Николаевна
  • Казеннов Леонид Кузьмич
SU1530161A1

RU 2 160 201 C1

Авторы

Бауров Е.В.

Володин А.Н.

Воронцов А.С.

Глазов С.А.

Кеменов В.А.

Кожевников В.С.

Платонов В.Ф.

Прищепенко А.Н.

Семенов Е.Д.

Смирнов П.П.

Даты

2000-12-10Публикация

2000-04-18Подача