Изобретение относится к велостроению, а именно к конструкции боковых прицепов, соединяемых с велосипедом и служащих для перевозки людей и грузов.
Известен велосипед с коляской, содержащий корпус, колеса, раму, ручку, соединительное устройство для связи ее с передней вилкой и рамой велосипеда при использовании ее в качестве грузовой поворотной передней платформы и стыковочный элемент, при этом в нижней части корпуса грузовой платформы закреплена ось, установленная под углом к вертикальной оси в сторону поворота, а соединительное устройство выполнено в виде зигзагообразной трубы с закрепленными на концах втулками (см.пат. N 2003571, РФ, кл. В 62 К 27/12).
Недостатком данного велосипеда с коляской является ограниченные функциональные возможности.
Известна складная коляска-прицеп для велосипеда, имеющая шасси, состоящее из наружной прямоугольной рамы и двух внутренних рам, которые прикреплены к наружной раме в плоскости шасси параллельно боковым сторонам коляски. На боковых сторонах шасси смонтированы опоры для крепления осей двух колес, причем плоскость вращения каждого колеса находится между наружной и внутренней рамами. На шасси шарнирно закреплены две U-образные балки, которые можно поворачивать из сложенного положения параллельно шасси в выдвинутое положение перпендикулярно шасси. Балки закреплены с помощью петель, каждая из которых имеет основание, связанное с шасси между наружной и внутренней рамами, и ось, на которой вращается торец балки. Основания петель имеют цилиндрический выступ, который входит в торец внутренней рамы; отверстие, центрированное с отверстием в наружной раме, и винт, который проходит через отверстие наружной рамы и отверстие в основании. Винт завинчивают в соединитель внутренней рамы, закрепляя основание петли на наружной раме. При этом цилиндрический выступ обеспечивает установку внутренней рамы. На петлях установлены вертикальные упоры, которые ограничивают поворот в вертикальное положение. Коляска, кроме того, содержит механизм, удерживающий боковые балки в выдвинутом положении, кронштейн, соединяемый с велосипедом, а также узел шарнирного закрепления кронштейна на шасси с возможностью поворота из сложенного положения параллельно шасси в выдвинутое положение на передней стороне шасси (см. патент США, N 5020814, кл. B 62 K 27/02, 1993 г.).
Недостатками данной складной коляски-прицепа для велосипеда являются сложность конструкции, ограниченные функциональные возможности.
Наиболее близким по технической сущности и принятый авторами за прототип является боковой прицеп одноколейного транспортного средства, преимущественно велосипеда, содержащего каркас, образующий емкость для груза, колесо, смонтированное сбоку каркаса на оси, и крепежные элементы, выполненные в виде жесткой пластины с отверстиями под ось заднего колеса велосипеда и двух хомутов для соединения прицепа соответственно с трубкой цепной вилки и элементом верхней части рамы велосипеда, при этом крепежные элементы установлены на одной из боковых сторон каркаса, в нижней части которого смонтирована жесткая пластина, на которой закреплен хомут для соединения прицепа с трубкой цепной вилки, а хомут для соединения с верхней частью рамы велосипеда смонтирован на верхней кромке боковой стороны каркаса, причем в нижней части противоположной стороны последнего закреплена дополнительно жесткая пластина под ось колеса прицепа (см. а.с. СССР N 1206166, кл. B 62 K 27/12, 7/04).
Недостатком данного бокового прицепа одноколейного транспортного средства являются ограниченные функциональные возможности.
Технический результат, который может быть получен при осуществлении предлагаемого изобретения, сводится к следующему: расширение функциональных возможностей велосипеда, повышение удобства размещения пассажиров и груза, повышение устойчивости транспортного средства. Движение велоколяски может осуществляться как от совместных усилий велосипедиста и велоколясочника, так и от усилий каждого в отдельности (в зависимости от дорожных условий), что позволяет значительно снизить их энергозатраты и дает им возможность поочередно отдыхать (снижает утомляемость). Простая конструкция замков 32, 33 и соединительных тяг 30, 31 обеспечивает быстрое отсоединение коляски 2 от велосипеда 1 и использование последнего независимо от коляски 2. Использование звездочек с разным числом зубьев позволяет в 2-3 раза увеличить крутящий момент.
Технический результат достигается с помощью известной велоколяски, содержащей велосипед, каркас для груза, колесо, смонтированное сбоку каркаса на оси, и крепежные элементы, при этом каркас выполнен в виде трубчатой рамы П-образной формы, плавно изогнутой вверх от середины и составляющей основу коляски, включающей три поперечные трубы, причем две последние трубы расположены на плавно изогнутой вверх трубчатой раме, на которых установлено кресло с регулятором наклона и амортизационными пружинами с возможностью перемещения вдоль трубчатой рамы, изогнутую внешнюю боковую трубу для крепления колеса, изогнутую трубу для крепления крыла с отражателями, изогнутые под углом 90 градусов переднюю и заднюю трубы и переднюю и заднюю соединительные тяги для крепления коляски к велосипеду, причем изогнутые под углом 90 градусов передняя и задняя трубы верхней частью крепятся с помощью крепежных элементов, выполненных в виде замков к трубе рулевой колонки и подседельной трубе, а нижней частью закреплены к трубчатой раме, передняя соединительная тяга своей верхней частью крепится к рулевой колонке велосипеда, а нижней частью к основанию изогнутой под углом 90 градусов передней трубы коляски, соединительная тяга одним концом крепится к нижнему мостику рамы велосипеда, а другим концом к трубчатой раме в основании изогнутой под углом 90 градусов задней трубы коляски, при этом передняя часть трубчатой рамы соединена с первой поперечной трубой с помощью вертикальной трубы, на которой установлена каретка, а третья труба выполнена в виде начала багажника для груза, при этом коляска дополнительно снабжена ножным приводом, состоящим из педалей с шатунами, установленными соосно на каретке, двух ведущих внутренней и внешней звездочек и двух ведомых внутренней и внешней звездочек, последняя установлена на тормозной втулке колеса, сопряженных между собой цепными передачами, которые снабжены щитками, причем натяжка цепных передач устанавливается с помощью колеса и ролика, при этом ведущая внутренняя звездочка установлена на оси каретки, а ведущая внешняя звездочка и ведомая внутренняя установлены на валу, последний установлен на двух подшипниках.
На чертеже дан общий вид велоколяски.
Велоколяска содержит велосипед 1 и коляску 2, которая состоит из кресла 3 с регулятором 4 наклона стенки кресла 3, амортизационных пружин 5, 6 и багажника 7, установленных на трубчатой раме 8 П-ой формы, к которой закреплено колесо 9 с крылом 10, на последнем установлены отражатели 11, при этом коляска 2 снабжена ножным приводом 12, состоящим из педалей 13 с шатунами 14, установленными соосно на оси каретки 15, двух ведущих 16, 17 звездочек, одна из которых является внутренней, а другая внешней и двух ведомых 18, 19 звездочек, одна из которых является внутренней, а другая внешней, последняя расположена на тормозной втулке колеса 9, сопряженных между собой цепными передачами 20, 21, последние снабжены щитками 22, 23, причем натяжка цепных передач 20, 21 осуществляется за счет ролика 24 и колеса 9, при этом внутренняя ведущая 16 звездочка установлена на оси каретки 15, а внешняя ведущая 17 звездочка и внутренняя ведомая 18 звездочка установлены на валу 25, последний установлен на двух подшипниках (на чертеже не показано). Трубчатая рама 8 П-ой формы выполнена плавно изогнутой вверх от середины и содержит дополнительно три поперечных трубы (на чертеже не показано), а также изогнутую внешнюю боковую трубу 26 для крепления колеса 9, изогнутую внешнюю боковую трубу 27 для крепления крыла 10, изогнутые под углом 90 градусов переднюю 28 и заднюю 29 трубы, переднюю 30 и заднюю 31 соединительные тяги для крепления коляски 2 к велосипеду 1, при этом передняя 28 и задняя 29 трубы верхней частью крепятся с помощью крепежных элементов, выполненных в виде замков 32, 33 к трубе руля 34 рулевой колонки 35 и подседельной трубе 36, а нижней частью закреплены к трубчатой раме 8, причем изогнутость труб 28, 29 под углом 90 градусов и оптимальное удаление от продольной оси велосипеда 1 выполнено с возможностью обеспечения свободного вращения велосипедистом педалей. Передняя 30 соединительная тяга своей верхней частью крепится к рулевой колонке 35 велосипеда 1, а нижней частью к основанию трубы 28 коляски 2, задняя 31 соединительная тяга одним концом крепится к нижнему мостику 37 рамы велосипеда 1, а другим концом к трубчатой раме 8 в основании трубы 29 коляски 2. Передняя часть трубчатой рамы 8 соединена с первой поперечной трубой (на чертеже не показано) с помощью вертикальной трубы 38, на которой крепится каретка 15, при этом первая поперечная труба служит опорой для ног, а на второй и третьей поперечных трубах (на чертеже не показано) установлено кресло 3 с возможностью перемещения вдоль продольной оси трубчатой рамы для изменения расстояния между креслом 3 и педалями 13 в зависимости от роста велоколясочника, а также с возможностью раскладывания спинки кресла 3 коляски 2 горизонтально для использования коляски 2 в качестве грузовой платформы. Третья поперечная труба является началом багажника 7, кроме того на передней части трубчатой рамы 8 установлено два кронштейна 39 для крепления защитного каркаса (на чертеже не показано).
Велоколяска эксплуатируется следующим образом.
Коляска 2 крепится к велосипеду 1 с помощью изогнутых под углом 90 градусов передней 28 и задней 29 труб и передней 30 и задней 31 соединительных тяг, причем передняя 28 и задняя 29 трубы верхней частью крепятся с помощью крепежных элементов, выполненных в виде замков 32, 33 к трубе руля 34 рулевой колонки 35 и подседельной трубе 36, а нижней частью крепятся к трубчатой раме 8. Передняя 30 соединительная тяга своей верхней частью крепится к рулевой колонке 35 велосипеда 1, а нижней частью к основанию трубы 28 коляски 2, задняя 31 соединительная тяга одним концом крепится к нижнему мостику 37 рамы велосипеда 1, а другим концом к трубчатой раме 8 в основании трубы 29 коляски 2. Перед посадкой велоколясочник регулирует наклон спинки кресла 3 с амортизационными пружинами 5, 6, регулятором 4 и усаживается в кресло 3 коляски 2, ноги устанавливает на педали 13 ножного привода 12, состоящего из шатунов 14, установленных соосно на каретке 15, и, воздействуя ногами на педали 13, приводит в действие внутреннюю ведущую 16 звездочку, которая через цепную передачу 20, снабженную щитком 22, сопряжена с внутренней ведомой 18 звездочкой, находящейся на одном валу 25 с внешней ведущей 17 звездочкой, которая посредством цепной передачи 21, снабженной щитком 23, передает крутящий момент на внешнюю ведомую 19 звездочку, закрепленную на тормозной втулке колеса 9 с крылом 10, на котором установлены отражатели 11, причем колесо 9 закреплено с помощью изогнутой внешней боковой трубы 26. Велосипедист, находясь на велосипеде 1, направляет движение велоколяски. Ручная кладь укладывается на багажник 7, расположенный за креслом 3. При опускании спинки кресла 3 и смещении его вперед, коляска 2 может быть использована в качестве грузовой платформы для перевозки различных грузов без велоколясочника, только за счет усилий велосипедиста. При необходимости на коляску 2 дополнительно устанавливается защитный каркас с помощью двух кронштейнов 39.
Предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом и другими техническими решениями имеет следующие преимущества:
1. Велоколяска может быть использована как в хозяйственных, так и в туристических (деловых) целях, а также как тренажер для реабилитации людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Возможность состыковки велоколяски с любыми велосипедами.
3. Увеличение посадочных мест (с велосипедом два + груз) без увеличения нагрузки на велосипедиста. Возможность использования мускульной силы другого человека, участвующего при езде вдвоем, за счет независимого от велосипеда привода.
4. Снижение энергозатрат за счет повышения эффективности педалирования и распределения нагрузки.
5. Увеличение крутящего момента (тяговых характеристик) благодаря особенностям привода велоколяски. При необходимости можно установить механизм переключения скоростей.
6. В основу конструкции взяты узлы и детали, выпускаемые отечественной промышленностью.
7. Простота в изготовлении и, как следствие, низкая себестоимость при производстве.
8. Экологически чистое транспортное средство.
9. Комфортабельность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СКЛАДНАЯ ВЕЛОКОЛЯСКА | 2006 |
|
RU2299828C1 |
СКЛАДНОЙ ВЕЛОМОБИЛЬ | 2006 |
|
RU2299827C1 |
ГРУЗОПАССАЖИРСКАЯ ВЕЛОМАШИНА | 2021 |
|
RU2758626C1 |
ВЕДУЩИЙ И ПРИЦЕПНОЙ ВЕЛОЭКИПАЖИ ДЛЯ ВЕЛОПОЕЗДА | 2013 |
|
RU2540890C1 |
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ), КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА, ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА, РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА, ПЕДАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА И КОМПЛЕКТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРИЦЕП | 2007 |
|
RU2373101C2 |
Средство биотранспорта | 1991 |
|
SU1782856A1 |
ТАНДЕМ А.Г. ДВОРЯНИДОВА | 2003 |
|
RU2247051C1 |
ВЕЛОСИПЕД-ПЕДАЛЬНИК | 2012 |
|
RU2513178C2 |
ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ЕЗДЫ В ПОЛОЖЕНИИ ПОЛУЛЕЖА | 2003 |
|
RU2239578C1 |
ПОЛНОПРИВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД | 2008 |
|
RU2379211C1 |
Велоколяска относится к транспортным средствам с боковой коляской. Велоколяска содержит велосипед и боковую раму. На раме установлено кресло, ножной привод с педалями, соединенный посредством цепных передач с установленным сбоку на раме колесом. Предлагаемое техническое решение направлено на понижение утомляемости велосипедиста и пассажира. 1 ил.
Велоколяска, содержащая велосипед, каркас для груза, колесо, смонтированное сбоку каркаса на оси, и крепежные элементы, отличающаяся тем, что каркас выполнен в виде трубчатой рамы П-образной формы, плавно изогнутой вверх от середины и составляющей основу коляски, включающей три поперечные трубы, причем две последние трубы расположены на плавно изогнутой вверх трубчатой раме и на которых установлено кресло с регулятором наклона и амортизационными пружинами с возможностью перемещения вдоль трубчатой рамы, изогнутую внешнюю боковую трубу для крепления колеса, изогнутую трубу для крепления крыла с отражателями, изогнутые под углом 90o переднюю и заднюю трубы и переднюю и заднюю соединительные тяги для крепления коляски к велосипеду, причем изогнутые под углом 90oC передняя и задняя трубы верхней частью крепятся с помощью крепежных элементов, выполненных в виде замков, к трубе руля рулевой колонки и подседельной трубе, а нижней частью закреплены к трубчатой раме, передняя соединительная тяга своей верхней частью крепится к рулевой колонке велосипеда, а нижней частью к основанию изогнутой под углом 90o передней трубы коляски, задняя соединительная тяга одним концом крепится к нижнему мостику рамы велосипеда, а другим концом к трубчатой раме в основании изогнутой под углом 90o задней трубы коляски, при этом передняя часть трубчатой рамы соединена с первой поперечной трубой с помощью вертикальной трубы, на которой установлена каретка, а третья труба выполнена в виде начала багажника для груза, при этом коляска дополнительно снабжена ножным приводом, состоящим из педалей с шатунами, установленными соосно на каретке, двух ведущих внутренней и внешней звездочек и двух ведомых внутренней и внешней звездочек, последняя установлена на тормозной втулке колеса, причем ведущие и ведомые звездочки сопряжены между собой цепными передачами, которые снабжены щитками, причем натяжка цепных передач устанавливается с помощью колеса и ролика, при этом ведущая внутренняя звездочка установлена на оси каретки, а ведущая внешняя звездочка и ведомая внутренняя установлены на валу, последний установлен на двух подшипниках.
МЮОННЫЙ ГОДОСКОП И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОБЪЕКТОВ | 2020 |
|
RU2761333C1 |
Боковой прицеп одноколейного транспортного средства | 1984 |
|
SU1206166A1 |
Авторы
Даты
2001-01-10—Публикация
1999-05-18—Подача