Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым, диагональным и осецентробежным компрессорам газотурбинных установок.
Известен центробежный компрессор (а.с. N 273364, БИ N 20, 1970 г. - аналог), содержащий рабочее колесо и корпус с входным и выходными патрубками, причем на входном участке корпуса предусмотрена кольцевая полость, расположенная над торцевой кромкой лопаток и соединенная с проточной частью двумя смежными кольцевыми каналами, в каждом из которых расположены ребра, наклоненные в плоскости вращения в противоположных направлениях относительно радиуса.
Отличия в процессах сжатия газов и конструкций между центробежными и осевыми, диагональными или комбинированными компрессорами накладывают специфические требования к конструкции антисрывных надроторных устройств. По этой причине эффект от применения устройства, описанного в а.с. N 273364 не обеспечивает работоспособности многоступенчатого осевого компрессора и осецентробежного компрессора с осевыми первыми ступенями в широком диапазоне эсплуатационных режимов.
Известно надроторное устройство, содержащее расположенную в корпусе перед и над лопатками рабочего колеса кольцевую полость, сообщающуюся с проточной частью турбомашины через щели между образующими решетку ребрами, в поперечном сечении наклоненными к радиусу корпуса (а.с. N 757774, опубл. 1980 г.).
Недостаток указанного решения состоит в том, что во избежании падения КПД компрессора, возникает необходимость в дополнительном регулирующем устройстве в виде поворотного кольца, которое существенно усложняет конструкцию и снижает ее надежность.
Известен являющийся ближайшим к предложенному турбокомпрессор, содержащий корпус с размещенными в нем рабочими и направляющими лопатками и кольцевую полость, расположенную на участке, перекрывающем переднюю часть торцев рабочих лопаток и периферию проточной части перед ними и сообщающуюся с проточной частью турбокомпрессора через щели между образующими решетку ребрами, расположенными под углом к радиусу корпуса (патент РФ N 2034175, опубл. 30.04.95 г. ). Недостатком указанного решения является то, что оно недостаточно полно охватывает возможные диапазоны работы компрессора.
Задачей настоящего изобретения является значительное расширение диапазона газодинамической устойчивости компрессора и аэроупругой устойчивости его лопаток при сохранении уровня КПД. Указанная задача решается за счет того, что в турбокомпрессоре, содержащем корпус с размещенными в нем рабочими и направляющими лопатками и кольцевую полость, расположенную на участке, перекрывающем переднюю часть торцев рабочих лопаток и периферию проточной части перед ними и сообщающуюся с проточной частью турбокомпрессора через щели между образующими решетку ребрами, ребра выполнены прямолинейными, угол между боковой поверхностью ребер и радиусом корпуса равен ϕr= 15°-70°, угол ϕa между боковой поверхностью ребер и осью турбокомпрессора находится в диапазоне от -40o до +40o, решетка выполнена с отношением ширины щели δщ к толщине ребра δp равным 0,7-2,3, отношение длины ребра к ширине щели δщ по нормали к их боковой поверхности равно 2,0 - 6,0, отношение высоты кольцевой полости H к радиальной проекции ребра h равно 0,2-2,0, отношение осевой протяженности решетки L к осевой проекции хорды рабочих лопаток у периферии bk' не менее 0,4, а отношение участка осевой проекции решетки на периферии рабочих лопаток l к общей протяженности решетки вдоль турбокомпрессора L находится в пределах 0,12-0,7. Турбокомпрессор может быть выполнен таким образом, что кольцевая полость снабжена дополнительными пластинами, установленными за решеткой. Дополнительные пластины могут быть выполнены криволинейными и профилированными. Стенки кольцевой полости могут быть выполнены криволинейными, а полость может быть выполнена переменной по высоте, при этом отношение высоты кольцевой полости H к радиальной проекции ребра h, равная 0,2-2,0, относится к поперечному сечению проведенному по передним кромкам рабочих лопаток на их периферии. Турбокомпрессор может быть снабжен дополнительной камерой, подключенной к кольцевой полости. Кроме того, число ребер решетки турбокомпрессора может выбираться исходя из того, что величина собственных частот лопаток отличается от величины (Zpxn) не менее чем на 5%, а собственные частоты колебаний ребер должны отличаться от величин кратных (Zn x n) не менее чем на 5%, где Zp - число ребер решетки, Zn - число лопаток рабочего колеса, n - номинальная частота вращения рабочего колеса.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется на фиг. 1-5, где на фиг. 1 - разрез ступени турбокомпрессора, на фиг. 2 - вид на решетку по стрелке Б, фиг. 3 - сечение А-А фиг. 1, на фиг. 4-5 - продольный разрез ступени турбокомпрессора.
В корпусе 1 над торцами лопаток рабочих колес 2 выполнено надроторное устройство, состоящее из кольцевой полости 3 и кольцевой решетки, образованной ребрами 4 и щелями 5 между ними. Ребра 4 выполнены прямолинейными. Через решетку полость сообщается с проточной частью компрессора. Угол ϕr между боковой поверхностью ребер 4 и радиусом корпуса 1 равен 15-70o. Угол ϕa между боковой поверхностью ребер 4 и осью турбокомпрессора находится в диапазоне от -40 до +40o. Углы ϕr могут меняться по длине устройства и зависят от направления потока перед колесом 2, формы проточной части и других параметров ступени. Кольцевая полость 3 может быть снабжена дополнительными пластинами 6, установленными за решеткой. Кольцевая полость 3 может быть выполнена переменной по высоте, при этом отношение высоты кольцевой полости H к радиальной проекции ребра h, равное 0,2 - 2,0, относится к поперечному сечению, проведенному по передним кромкам рабочих лопаток на их периферии. Стенки кольцевой полости 3 могут быть выполнены криволинейными, а дополнительные пластины 6 могут быть выполнены криволинейными и профилированными. Турбокомпрессор может быть снабжен дополнительной камерой 7, подключенной к кольцевой полости 3. Все геометрические параметры элементов надроторного устройства выбираются таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность устройства на предсрывных режимах и не допускать снижения КПД на оптимальных режимах течения. Так для уменьшения потерь при истечении воздуха из рабочего колеса в кольцевую полость 3 угол ϕr рассчитывается по параметрам потока на периферии рабочего колеса таким образом, чтобы он был близок к направлению потока в поперечном сечении, т.е. и, как показали дополнительные исследования и эксперименты, при реальных параметрах ступеней не выходит за указанные пределы 15-70o. Угол ϕa в меньшей степени влияет на эффективность работы устройства, однако исходя из экспериментальных данных его значения должны располагаться в диапазоне от -40 до +40o. Выход за нижнюю границу диапазона приводит к падению КПД ступени, а за верхнюю границу к снижению эффективности по основной функции устройства. Осевая протяженность решетки L должна быть не менее 0,4 от осевой проекции хорды bk' рабочих лопаток у периферии. Уменьшение этой величины приводит к ухудшению эффективности устройства, поскольку при этом ослабляется циркуляционное течение в нем. Отношение ширины щели δщ к толщине ребра δp в плоскости передних кромок периферии лопаток рабочего колеса равно 0,7 - 2,3. Увеличение этого отношения за пределы указанного диапазона приводит к необходимости уменьшать толщину ребер и следовательно их прочность. Кроме того, в этом случае возрастает эффективный радиальный зазор на периферии рабочего колеса, вследствие чего снижается КПД ступени. Уменьшение этого отношения снижает проницаемость решетки и, следовательно, затрудняет перетекание через нее, т. е. ослабляет механизм действия устройства. Отношение длины ребра h' 4 к ширине щелей δщ по нормали к их боковой поверхности, равное 2,0 - 6,0, выбирается исходя из необходимости обеспечить максимальную направляющую способность решетки на ее входе и выходе. Отношение высоты кольцевой полости H к радиальной проекции ребра h в плоскости передних кромок периферии лопаток рабочего колеса выбирается в пределах 0,2-2,0, на основе расчетного определения фактора демпфирования устройства в зависимости от параметров ступеней компрессора. Уменьшение этой величины приводит к уменьшению эффективности устройства, а увеличение неоправданно увеличивает радиальные габариты. Отношение участка осевой проекции решетки на периферии рабочих лопаток l к общей протяженности решетки L вдоль турбокомпрессора находится в пределах 0,12 - 0,7. Выход за нижнюю границу резко уменьшает эффективность устройства, а выход за верхнюю границу к падению КПД ступени. Выбор указанных параметров в данных пределах производится по результатам аэродинамических расчетов и с учетом конструктивных и технологических особенностей компрессора.
На оптимальных режимах течения в рабочем колесе 2 и при повышенных расходах давление в передней части межлопаточного канала не превышает давления на периферии проточной части перед рабочим колесом 2 и истечение воздуха из рабочего колеса 2 в надроторное устройство не происходит. Напротив, при расходе воздуха, превышающем оптимальный, может происходить подсасывание воздуха через решетку и кольцевую полость 3 в проточную часть рабочего колеса 2. При уменьшении расхода воздуха через компрессор повышение давления за ним или при локальном уменьшении скорости потока на периферии перед рабочим колесом 2 возрастают углы атаки на его лопатках, давление в передней части межлопаточного канала возрастает и становится выше давления на периферии проточной части компрессора перед колесом. Под действием возникшего перепада давлений начинается истечение воздуха через щели 5 надроторного устройства над рабочим колесом 2 в кольцевую полость 3, а из нее в проточную часть перед колесом 2. В результате этого процесса на периферии проточной части формируется циркуляционное течение, причем расход циркулирующего воздуха увеличивается по мере увеличения противодавления за рабочим колесом 2, в результате чего углы атаки на лопатках мало меняются. Интенсификации циркуляционного течения способствует использование решетки с наклоном щелей 5 в поперечном сечении в направлении вращения и над рабочим колесом 2 и перед ним. Это происходит благодаря тому, что при истечении воздуха из кольцевой полости 3 через щели 5 в проточную часть перед рабочим колесом 2 он приобретает закрутку в направлении, противоположном направлению вращения колеса 2, что увеличивает подсасывающую способность периферийного участка рабочего колеса 2 и повышает его напор. Таким образом, кольцевая полость 3 служит обводным каналом, по которому транспортируется обратный поток воздуха из рабочего колеса 2 при повышении давления за ним выше некоторого максимального значения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОКОМПРЕССОР | 1999 |
|
RU2162165C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 1993 |
|
RU2034175C1 |
КОМПРЕССОР | 2004 |
|
RU2253758C1 |
НАДРОТОРНОЕ УСТРОЙСТВО КОМПРЕССОРА И ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР | 2005 |
|
RU2282754C1 |
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ СТУПЕНЬ КОМПРЕССОРА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2294461C1 |
Установка для испытания деталей турбомашины | 2018 |
|
RU2690603C1 |
Турбокомпрессор с надроторным устройством | 2019 |
|
RU2715459C1 |
КОМПРЕССОР И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1989 |
|
RU2110700C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2005 |
|
RU2293220C2 |
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ ЗАПУСКЕ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2163978C2 |
Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым, диагональным и осецентробежным компрессорам газотурбинных установок. Данное предложение решает задачу расширения диапазона газодинамической устойчивости компрессора и аэроупругой устойчивости его лопаток при сохранении уровня КПД. В корпусе 1 над торцами лопаток рабочих колес 2 выполнено надроторное устройство, состоящее из кольцевой полости 3 и кольцевой решетки, образованной прямолинейными ребрами и щелями между ними, через решетку полость 3 сообщается с проточной частью компрессора. Кольцевая полость 3 может быть выполнена переменной по высоте и снабжена дополнительными пластинами, установленными за решеткой. Стенки кольцевой полости 3 могут быть выполнены криволинейными, а дополнительные пластины - криволинейными и профилированными. Турбокомпрессор может быть снабжен дополнительной камерой, подключенной к полости 3. 6 з.п.ф-лы, 5 ил.
ТУРБОКОМПРЕССОР | 1993 |
|
RU2034175C1 |
SU 757774 A, 23.08.1980 | |||
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 0 |
|
SU273364A1 |
US 4595340 A, 17.06.1986 | |||
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ ОТАПЛИВАЕМОЕ ЗДАНИЕ С ТЕПЛИЦЕЙ | 2015 |
|
RU2606891C1 |
Авторы
Даты
2001-01-20—Публикация
1999-12-10—Подача