Изобретение относится к области машиностроения, а именно к уплотнениям вращающихся валов, например, центробежных компрессоров и насосов.
Известна конструкция двойного торцового уплотнения, содержащая установленное на валу опорное кольцо, по обе стороны которого расположены еще два аксиально-подвижных кольца, установленных в корпусе [1].
Однако применение таких конструкций ограничено из-за повышенного износа колец, так как они при работе контактируют друг с другом.
Наиболее близкой по назначению технической сущности и достигаемому результату является конструкция двойного торцового уплотнения, принятая за прототип и состоящая из опорного кольца, установленного на валу, а также двух аксиально-подвижных колец, герметично скрепленных между собой и установленных в корпусе, причем в этих кольцах выполнены каналы, соединяющие зазор между поверхностями трения с полостью высокого давления, благодаря чему аксиально-подвижные кольца, скрепленные между собой, самоустанавливаются относительно опорного кольца, расположенного на валу [2].
Недостатком данного уплотнения является то, что при отсутствии давления самоустановки аксиально-подвижных колец не происходит.
В основу изобретения поставлена техническая задача повышения надежности двойного торцового уплотнения за счет поддержания оптимальной величины зазора между опорным кольцом, установленным на валу, и аксиально-подвижными кольцами, жестко скрепленными между собой и расположенными в корпусе.
Поставленная задача решается тем, что в известной конструкции двойного торцового уплотнения вала, содержащей корпус, установленное на валу опорное кольцо и жестко соединенные между собой аксиально-подвижные кольца, расположенные в корпусе с обеих сторон опорного кольца, при этом рабочие торцы опорного кольца и примыкающие к ним рабочие торцы аксиально-подвижных колец образуют пары трения, отделявшие друг от друга полости высокого и низкого давления, согласно изобретению каждый из рабочих торцев опорного кольца и аксиально подвижных колец снабжен по меньшей мере одним кольцевым постоянным магнитом, причем магниты в рабочих торцах опорного кольца и магниты в рабочих торцах аксиально-подвижных колец обращены друг к другу одноименными полюсами.
Каждый рабочий торец опорного кольца и аксиально-подвижных колец может быть снабжен, например, парой кольцевых постоянных магнитов, причем магниты внутри каждой пары соединены друг с другом магнитопроводом и расположены соосно валу.
Таким образом, предлагаемое техническое решение отличается от прототипа следующими признаками:
- каждый из рабочих торцев опорного кольца и аксиально-подвижных колец снабжен по меньшей мере одним кольцевым постоянным магнитом;
- магниты в рабочих торцах опорного кольца и магниты в рабочих торцах аксиально-подвижных колец обращены друг к другу одноименными полюсами;
- рабочие торцы опорного кольца и аксиально-подвижных колец могут быть снабжены парами кольцевых постоянных магнитов;
- магниты внутри каждой пары могут быть соединены друг с другом магнитопроводом и расположены соосно валу.
Перечисленные выше признаки являются существенными отличительными признаками, которые в совокупности с известными являются необходимыми и достаточными для решения поставленной задачи:
- наличие в каждом из рабочих торцев опорного кольца и аксиально-подвижных колец по меньшей мере одного кольцевого постоянного магнита и обращение друг к другу одноименными полюсами магнитов в рабочих торцах опорного кольца и магнитов в рабочих торцах аксиально-подвижных колец обеспечивает плоскопараллельность рабочих торцовых поверхностей и поддерживает расчетную величину уплотнительного зазора в широком диапазоне давлений и частот вращения вала, что в свою очередь способствует решению поставленной технической задачи, а именно повышает надежность работы уплотнения за счет возникновения момента, стремящегося при перекосе взаимного расположения примыкающих друг к другу элементов, восстановить плоскопараллельность рабочих торцовых поверхностей колец;
- установка в каждом из колец, например, по паре кольцевых постоянных магнитов, соединение магнитов внутри каждой пары магнитопроводом и расположение их соосно валу усиливает описанный выше эффект восстановления плоскопараллельности рабочих зазоров между торцовыми поверхностями колец.
Указанная выше причинно-следственная связь подтверждает соответствие заявляемого технического решения критерию изобретательского уровня.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный разрез двойного торцового уплотнения с одним постоянным магнитом в каждом из рабочих торцев колец, а на фиг. 2 - разрез двойного торцового уплотнения, в каждом из рабочих торцев колец которого установлено по два кольцевых постоянных магнита, соединенных магнитопроводами.
Уплотнение состоит из корпуса 1, в котором установлены аксиально-подвижные кольца 2 и 3, рабочие торцовые поверхности 4 и 5 которых расположены против рабочих торцовых поверхностей 6 и 7 опорного кольца 8, установленного на валу 9. Кольца 2 и 3 жестко соединены между собой так, что расстояние между рабочими поверхностями 4 и 5 больше толщины опорного кольца 8 на 8-10 мкм. В рабочих торцах колец 2, 3 и 8 установлено по кольцевому постоянному магниту 10, 11 и 12, 13 соответственно. Магниты 10, 11 и 12, 13 обращены друг к другу одноименными полюсами.
На фиг.2 показан вариант выполнения двойного торцового уплотнения, в каждом из рабочих торцев колец 2, 3 и 8 которого установлено по два кольцевых постоянных магнита 10 и 16, 11 и 17, а также 12 и 14, 13 и 15. Удаленные от рабочих торцовых поверхностей колец полюсы каждой пары кольцевых магнитов соединены между собой магнитопроводами 18.
Уплотнение работает следующим образом.
В исходном положении под действием сил магнитных полей магнитов 10 и 11 и магнитов 12 и 13 кольца 2 и 3 отталкиваются от кольца 8 и устанавливаются с определенными уплотнительными зазорами относительно последнего. Осевое перемещение вала, а вместе с ним и кольца 8 во время работы приводит к изменению величины уплотнительных зазоров между кольцами, так как кольца 2 и 3 жестко связаны между собой, то с увеличением зазора на одном участке происходит уменьшение зазора на другом.
При этом на том участке, где больше зазор, отталкивающая сила взаимодействия магнитных полей постоянных кольцевых магнитов уменьшается, а с уменьшением зазора - возрастает. Таким образом, на кольца 2 и 3 начинает действовать осевая сила, стремящаяся восстановить оптимальные зазоры между кольцами 2, 3 и кольцом 8.
При перекосе между кольцами 2 и 3 и опорным кольцом 8 на том месте, где зазор между кольцами меньше, отталкивающая сила взаимодействия магнитных полей больше, а на том, где зазор больше - сила взаимодействия уменьшается, т.е. возникает момент, стремящийся восстановить плоскопараллельность рабочих торцовых поверхностей колец, что способствует более надежной работе уплотнения.
Этот эффект усиливается при установке в каждом из рабочих торцев колец по паре и более кольцевых постоянных магнитов. Так, если расстояние между кольцевыми магнитами 14 и 17 (фиг. 2) меньше, чем между магнитами 11 и 12, то отталкивающая сила магнитных полей магнитов 14 и 17 превышает силу взаимодействия между магнитами 11 и 12. Таким образом, возникает момент, под действием которого рабочие поверхности колец двойного торцевого уплотнения, устанавливаются параллельно друг другу.
Таким образом, предлагаемое техническое решение, по сравнению с прототипом и другими техническими решениями, обладает технико-экономическими преимуществами, заключающимися в повышении надежности уплотнения, вследствие создания условий самоустановки аксиально-подвижних колец относительно вращающегося кольца, установленного на валу. Все это обеспечивает широкое применение двойных торцовых уплотнении в центробежных насосах и компрессорах.
Источники информации
1. Л. А. Кондаков, А.И. Голубев, В.Б. Овондер и др. Уплотнение и уплотнительная техника: Справочник. - М.: Машиностроение, 1986, с.290.
2. Авт. св. СССР N 1525388, МПК 6 F 16 J 15/34, БИ 44, 1989.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1999 |
|
RU2162976C2 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1999 |
|
RU2162975C2 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА | 2001 |
|
RU2218497C2 |
ЗАДВИЖКА | 2005 |
|
RU2313024C2 |
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ | 2001 |
|
RU2215189C2 |
МУФТА МНОГОДИСКОВАЯ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 2005 |
|
RU2300028C2 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА | 1996 |
|
RU2133898C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА | 1996 |
|
RU2133880C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВИНТОВ С КОНТРОЛЕМ ФОРМЫ РЕЖУЩИХ КРОМОК ИНСТРУМЕНТА | 2004 |
|
RU2293625C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВИНТОВ | 2001 |
|
RU2230632C2 |
Изобретение относится машиностроению, а именно к уплотнениям вращающихся валов. Двойное торцовое уплотнение вала содержит корпус, в котором установлены аксиально-подвижные кольца, рабочие торцовые поверхности которых расположены против рабочих торцовых поверхностей опорного кольца, установленного на валу. В рабочих торцах колец установлено по кольцевому магниту. При этом магниты обращены друг к другу одноименными полюсами. При перекосе между кольцами и опорным кольцом возникает момент, стремящийся восстановить плоскопараллельность рабочих торцовых поверхностей колец, что способствует более надежной работе уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Двойное торцовое уплотнение вала | 1987 |
|
SU1525388A1 |
Торцовое уплотнение | 1986 |
|
SU1404724A1 |
Торцевое уплотнение | 1976 |
|
SU602729A1 |
US 4071253 А, 31.01.1998 | |||
КОНДАКОВ Л.А | |||
и др | |||
Уплотнение и уплотнительная техника: Справочник | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с.290. |
Авторы
Даты
2001-02-10—Публикация
1999-01-12—Подача