СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2001 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2163212C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим во льдах и разрушающим ледяной покров.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном (Козин В. М. , Онищук А.В. "Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна". - ПМТФ, Новосибирск. - Изд-во ВО "Наука", 1994. - N 2, с. 78-81), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ максимальна.

Недостатком способа является высокая (резонансная) скорость при его реализации, что сопровождается большими энергозатратами и риском повреждения верхних строений судна при выполнении ледокольных работ вблизи торосов или замерзших разводьях, ограниченных размеров в паковых льдах.

Сущность изобретения заключается в разработке способа разрушения ледяного покрова при движении подо льдом судна со скоростью, меньшей резонансной.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в уменьшении энергозатрат при разрушении льда и снижении риска повреждения корпуса судна.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ при его движении.

Отличительные: регистрируют степень разряжения, возникающего на корпусе судна, при помощи датчика давления, затем скорость судна постепенно увеличивают, при достижении судном скорости, обеспечивающей разрушение льда за счет максимального разряжения, возникающего на корпусе судна, дальнейшее увеличение скорости прекращают.

Известно (см. 1. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988.- 288 с.), что при движении тела в жидкости в средней его части возникает область пониженного давления. При этом максимальное разряжение возникает при скорости тела, значительно меньшей скорости, соответствующей возбуждению поверхностных волн наибольшей амплитуды. Таким образом, если подводное судно перемещать подо льдом со скоростью, соответствующей максимальному разряжению, то это приведет к деформации и разрушению ледяного покрова при скорости судна, существенно меньшей резонансной, т.е. скорости, при которой амплитуда ИГВ максимальна.

Для определения и поддержания скорости движения подводного судна, соответствующей максимальному разряжению, можно использовать датчик гидростатического давления. Место установки датчика давления зависит от особенностей распределения давлений по корпусу подводного судна при его движении под поверхностью воды при отсутствии волнового сопротивления [1]. При этом в носовой и кормовой оконечностях происходит повышение давления в жидкости и его понижение в центральной части корпуса. Если датчик давления расположить в центральной части корпуса, то по его показаниям можно определить степень разряжения, возникающего на корпусе судна.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно с минимальной скоростью и одновременной регистрации давления при помощи датчика, установленного в центральной части корпуса судна. После этого скорость подводного судна постепенно увеличивают. По мере увеличения скорости давление в жидкости начнет падать. При достижении максимального разряжения дальнейшее увеличение скорости прекращают и продолжают перемещать судно с найденной таким образом скоростью. При этом прогибы льда резко увеличатся, и начнется разрушение ледяного покрова.

Предлагаемое изобретение поясняется графически. На фиг. 1 показана схема распределения давлений по корпусу подводного судна при отсутствии волнового сопротивления [1].

На фиг. 2 представлена схема процесса разрушения ледяного покрова за счет разряжения, возникающего на корпусе подводного судна.

Под ледяным покровом 1 на безопасной глубине H перемещают подводное судно 2. В центральной части корпуса устанавливают датчик давления 3, по показаниям которого судят о величине разряжения. При скорости движения подводного судна, соответствующей максимальному разряжению на корпусе, увеличение скорости прекращают и продолжают движение с найденной таким образом скоростью. Вследствие чего прогиб льда 4 над судном резко увеличится и начнется его разрушение (сплошной лед 4 превратится в поле битого льда 5).

Похожие патенты RU2163212C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2143374C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137665C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2139809C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2143372C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2154000C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229412C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137664C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2180304C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137667C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2175293C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 163 212 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к судостроению в частности к судам, плавающим во льдах и разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет перемещения подводного судна подо льдом на безопасной глубине погружения со скоростью, обеспечивающей непрерывное разрушение льда за счет разряжения на корпусе судна. Скорость определяют и поддерживают по минимуму гидростатического давления с помощью датчика давления, установленного в центральной части корпуса судна. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 163 212 C1

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что регистрируют степень разряжения, возникающего на корпусе судна, при помощи датчика давления, затем скорость судна постепенно увеличивают, при достижении судном скорости, обеспечивающей разрушение льда за счет максимального разряжения, возникающего на корпусе судна, дальнейшее увеличение скорости прекращают.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2163212C1

КОЗИН В.М., ОНИЩУК А.В
Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна
ПМТФ
- Новосибирск: Наука, 1994, № 2, стр.78-81
RU 2056320 C1, 20.03.1996
СПОСОБ ЛЕГИРОВАНИЯ СТАЛИ МАРГАНЦЕМ 2002
  • Наконечный Анатолий Яковлевич
  • Урцев В.Н.
  • Хабибулин Д.М.
  • Аникеев С.Н.
  • Платов С.И.
  • Капцан А.В.
RU2212452C1
US 3841252 A, 15.10.1974.

RU 2 163 212 C1

Авторы

Козин В.М.

Онищук А.В.

Даты

2001-02-20Публикация

1999-07-23Подача