Изобретение относится к области арматуростроения.
Известен пробковый кран, в корпусе которого соосно подводящему и отводящему патрубкам выполнены цилиндрические расточки, в которые помещены уплотнительные манжеты (авт.св. СССР N 496407, М.кл. F 16 K 5/04, 1975 г.).
Недостатками известного крана являются недостаточная надежность уплотнений и нетехнологичность изготовления.
Наиболее близким к заявляемому является пробковый кран, снабженный упругими нажимными элементами, установленными в корпусе по торцам эластичной втулки, и антифрикционными прокладками, размещенными между втулкой и нажимными элементами (авт.св. СССР N 676796, М.кл. F 16 K 5/04, 1979 г.).
Недостатками этого крана являются конструктивная сложность устройства и его изготовления, быстрый износ уплотнения крана.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является упрощение конструкции крана, увеличение его срока эксплуатации, повышение технологичности изготовления.
Техническим результатом изобретения является уменьшение количества составных деталей крана, увеличение надежности уплотнения за счет компенсации износа.
Задача решается тем, что в пробковом кране, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, поворотную пробку со сквозным каналом, упругое цилиндрическое уплотнение с входным и выходным отверстиями, корпус выполнен трубчатого типа с упорами в донной части и снабжен прижимной гайкой, в входном и выходном отверстиях упругого цилиндрического уплотнения установлены жесткие кольца, а пробка снабжена фиксирующей кольцевой канавкой.
При этом упоры в нижней части корпуса выполнены в форме отгибов внутрь корпуса, а жесткие кольца с внутренним диаметром, большим диаметр сквозного отверстия в пробке.
Прижимная гайка имеет опору на упругое цилиндрическое уплотнение через жесткую шайбу.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое решение отличается тем, что
- корпус выполнен трубчатого типа с упорами в донной части, выполненными в форме отгибов внутрь корпуса, и снабжен прижимной гайкой;
- во входном и выходном отверстиях упругого цилиндрического уплотнения установлены жесткие кольца;
- пробка снабжена фиксирующей кольцевой канавкой;
- жесткие кольца выполнены с внутренним диаметром, большим, чем диаметр сквозного отверстия в пробке;
- прижимная гайка выполнена с опорой на упругое цилиндрическое уплотнение через жесткую шайбу.
Таким образом, заявляемое решение соответствует критерию "новизна".
Сравнение заявляемого решения с аналогами не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежом, где изображен пробковый кран в разрезе.
Пробковый кран содержит трубчатый корпус 1 с упорами 2, поворотную пробку 3 с фиксирующей кольцевой канавкой 4, упругое цилиндрическое уплотнение 5 с жесткими кольцами 6, прижимную гайку 7, жесткую шайбу 8.
Устройство работает следующим образом.
В положении, изображенном на чертеже, пробковый кран открыт для прохода жидкости. Прижимная гайка 7 через жесткую шайбу 8 позволяет регулировать сжатие упругого цилиндрического уплотнения до упругого заполнения последним фиксирующей кольцевой канавки 4 поворотной пробки 3, что предотвращает осевой сдвиг последней. Вместе с тем жесткие кольца 6 позволяют равномерно передавать усиление прижимной гайки на упругое цилиндрическое уплотнение 5 и в донную часть крана на упоры 2 в форме отгибов, что позволяет зафиксировать нижнюю часть уплотнения на отгибах от проворачивания при повороте пробки на 90o в закрытое положение крана.
Возможный поверхностный износ упругого цилиндрического уплотнения компенсируется дополнительным поджатием прижимной гайки.
Увеличенный диаметр жестких колец позволяет без ограничений компенсировать износ уплотнения без существенного перекрытия сквозного отверстия в пробке.
Пробковый кран позволяет выполнять корпус из трубчатых заготовок, имеет минимальное количество деталей, а при изготовлении литьем нет необходимости осуществлять внутренние проточки, кроме выполнения резьбы. Конструкция проста и технологична в изготовлении, обеспечивает надежную работу, герметичность и компенсацию износа уплотнения, что повышает срок эксплуатации крана.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОБКОВЫЙ КРАН | 1999 |
|
RU2163696C2 |
ДЕГАЗАТОР ЖИДКОСТИ | 1997 |
|
RU2139120C1 |
ОТБОЙНЫЙ ШИБЕР | 1999 |
|
RU2163518C2 |
ДЕГАЗАТОР ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2156152C1 |
ДЕГАЗАТОР ЖИДКОСТИ | 1997 |
|
RU2131758C1 |
ДЕГАЗАТОР ЖИДКОСТИ | 1997 |
|
RU2131286C1 |
СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2000 |
|
RU2179280C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВЕСНОГО УГЛЯ | 1999 |
|
RU2163249C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ | 1999 |
|
RU2153149C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2171190C1 |
Изобретение может быть использовано в арматуростроении. В корпусе крана выполнены входной и выходной патрубки. Поворотная пробка имеет сквозной канал. В упругом цилиндрическом уплотнении выполнены входное и выходное отверстия. Корпус выполнен трубчатого типа с упорами в донной части и снабжен прижимной гайкой. Во входном и выходном отверстиях упругого цилиндрического уплотнения установлены жесткие кольца. Пробка снабжена фиксирующей кольцевой канавкой. При этом упоры в нижней части корпуса выполнены в форме отгибов внутрь корпуса. Жесткие кольца имеют внутренний диаметр, больший диаметра сквозного отверстия в пробке. Прижимная гайка выполнена с опорой на упругое цилиндрическое уплотнение через жесткую шайбу. Такое выполнение упрощает конструкцию крана, увеличивает срок эксплуатации и повышает технологичность. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Пробковый кран | 1975 |
|
SU676796A1 |
Пробковый кран | 1970 |
|
SU496407A1 |
КРАН ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ | 1999 |
|
RU2148198C1 |
US 4778152 A, 18.10.1988 | |||
US 3572383 A, 23.03.1971 | |||
Состав электролита солевого мостика электрохимической ячейки | 1988 |
|
SU1583821A1 |
DE 3723102 A1, 10.03.1988. |
Авторы
Даты
2001-02-27—Публикация
1999-05-05—Подача