СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02B75/02 

Описание патента на изобретение RU2166652C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к способам работы и конструкциям двигателей внутреннего сгорания.

Для оценки новизны и изобретательского уровня первого из независимых объектов заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания, включающий подачу воздуха и кислорода в цилиндр, сжатие, впрыск топлива, воспламенение горючей смеси с осуществлением рабочего хода, при этом с целью интенсификации процесса сгорания топлива воздух и кислород дополнительно перемешивают и завихряют, см. а.с. СССР N 1229409, F 02 M 29/06.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания, включающий впуск рабочей смеси в цилиндр, сжатие, сжигание в камере сгорания с осуществлением рабочего хода и выпуск отработанных газов, характеризующийся тем, что при впуске свежей порции рабочей смеси одновременно осуществляют сжатие в цилиндре вспомогательного рабочего тела, сообщенного с источником высокого давления, см. патент РФ N 2044146, F 02 C 5/12.

По наибольшему количеству сходных признаков и достигаемому при использовании результату данное техническое решение выбрано в качестве прототипа заявляемого способа.

Недостатком прототипа является то обстоятельство, что для повышения мощности и крутящего момента двигателя необходим источник высокого давления, т. е. компрессор, на работу которого затрачивается часть механической энергии двигателя.

Задачей изобретения является повышение мощности и крутящего момента двигателя внутреннего сгорания без применения компрессора.

Сущность первого независимого объекта заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного выше технического результата.

В способе работы двигателя внутреннего сгорания, включающем впуск воздуха или рабочей смеси в цилиндр, сжатие, сжигание рабочей смеси в камере сгорания с осуществлением рабочего хода и выпуск отработанных газов, работу каждого цилиндра двигателя внутреннего сгорания осуществляют в шесть тактов, при этом после впуска воздуха или рабочей смеси в цилиндр в следующем такте осуществляют перекачку содержимого этого цилиндра в другой цилиндр, находящийся в последующем такте, после чего осуществляют окончательное наполнение цилиндра воздухом или рабочей смесью, вслед за чем в этом же такте осуществляют впуск в этот цилиндр дополнительного объема воздуха или рабочей смеси путем перекачки ее из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте.

В этом заключается совокупность существенных признаков первого независимого объекта заявляемого изобретения, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Кроме этого, заявленное решение имеет факультативные признаки, характеризующие его частные случаи, конкретные формы его материального воплощения либо особые условия его использования, а именно перекачку дополнительного объема воздуха или рабочей смеси из другого цилиндра осуществляют в конце такта окончательного наполнения цилиндра.

Для оценки новизны и изобретательского уровня второго из независимых объектов заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения.

Известен двигатель внутреннего сгорания с раздельным циклом, содержащий блок из двух цилиндров с поршнями, коленчатым валом и камерой сгорания с форсунками для топлива воды, а также воздушный трубопровод с воздушным клапаном, который установлен в головке двигателя и сообщен с полостью первого цилиндра, при этом камера сгорания сообщена через впускной клапан с первым цилиндром, через выпускной клапан - со вторым цилиндром, а выхлопной трубопровод через выхлопной клапан сообщен с полостью второго цилиндра, причем поршень второго цилиндра установлен с отставанием от первого цилиндра, см. патент РФ N 1822465, F 02 B 1/00.

Известен двигатель внутреннего сгорания, включающий блок цилиндров, каждый из которых имеет поршень и связанный с коленчатым валом клапанный механизм, включающий клапан впуска рабочей смеси и клапан выпуска отработанных газов, а также источник высокого давления, причем поршень установлен в цилиндре с образованием подпоршневой полости, которая через картер сообщена с источником высокого давления, см. патент РФ N 2044146, F 02 C 5/12.

По наибольшему количеству сходных признаков и достигаемому при использовании результату данное техническое решение выбрано в качестве прототипа заявляемого устройства.

Недостатком известного устройства является его сложная конструкции, обусловленная наличием источника высокого давления - компрессора.

Задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение эффективности работы двигателя высокого давления.

Сущность второго независимого объекта заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного выше технического результата.

В двигателе внутреннего сгорания, включающем блок цилиндров, каждый из которых имеет поршень и связанный с распределительным валом клапанный механизм, включающий клапан впуска воздуха или рабочей смеси и клапан выпуска отработанных газов, блок цилиндров содержит N цилиндров, где N - целое число, кратное шести, при этом клапанная система каждого цилиндра снабжена дополнительным клапаном выпуска воздуха или рабочей смеси, перекачиваемой по перепускному трубопроводу в другой цилиндр, находящийся в последующем такте, а также дополнительным клапаном впуска воздуха или рабочей смеси, перекачиваемой по перепускному трубопроводу из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте.

Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием у каждого из двух независимых объектов новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных нам объектах техники аналогичного назначения.

Непосредственный технический результат, который может быть получен при реализации существенных признаков заявленного изобретения, заключается в том, что за три оборота коленчатого вала в один объем цилиндра помещают почти два объема воздуха или рабочей смеси без применения компрессора за счет перекачки воздуха или рабочей смеси из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте.

Получение упомянутого технического результата обеспечивает появление у объекта изобретения в целом ряда новых полезных свойств, а именно увеличение количества топлива для организации более эффективного процесса сгорания, что влечет за собой увеличение крутящего момента и мощности двигателя.

Указанное позволяет признать заявленное техническое решение соответствующим критерию "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено:
на фиг. 1 - диаграмма работы шестицилиндрового шеститактного поршневого двигателя внутреннего сгорания;
на фиг. 2 - диаграмма фаз газораспределения;
на фиг. 3 - блок цилиндров двигателя в момент, когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке (ВМТ), а цилиндр, соответственно, в начале такта рабочего хода;
на фиг. 4 - порядок осуществления перекачки в двигателе с рядным расположением цилиндров;
на фиг. 5 - то же в двигателе с V-образным расположением цилиндров.

Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров 1 - 6, каждый из которых имеет поршень 7, связанный с коленчатым валом 8, и связанный с распределительным валом (на чертежах условно не показан) клапанный механизм, включающий основной клапан впуска воздуха или рабочей смеси 9 (ВО), клапан выпуска отработанных газов 10 (ВОГ), дополнительный клапан выпуска воздуха или рабочей смеси 11 (ВДС), а также дополнительный клапан впуска воздуха или рабочей смеси 12 (ВД). Блок цилиндров содержит N цилиндров, где N - целое число, кратное шести (6, 12, 18 и т.д.). На диаграмме работы шеститактного двигателя приняты следующие условные обозначения тактов: С - сжатие, Рх - рабочий ход, Вып - выпуск отработанных газов, Н - наполнение первичное, П - перекачка, ХОН - ход окончательного наполнения. Стрелками обозначены направления движения поршня каждого цилиндра, наклонными стрелками обозначена перекачка.

Способ с использованием заявленного устройства реализуют следующим образом.

Рассмотрим работу шеститактного двигателя внутреннего сгорания, условно начиная с первого такта - такта рабочего хода, во время которого осуществляется полезная работа. В конце такта рабочего хода открывается ВОГ клапан 10. Во втором такте - такте выпуска отработанных газов происходит очищение цилиндра 1 от продуктов сгорания. В конце этого такта открывается ВО клапан 9 и происходит продувка цилиндра 1. В третьем такте - такте первичного наполнения ВО клапан 9 открыт, ВОГ клапан 10 закрывается в начале этого такта. В этом такте заканчивается продувка и происходит первичное наполнение цилиндра 1. В начале четвертого такта - такта перекачки закрывается ВО клапан 9, открывается ВДС клапан 11 и происходит перекачка дополнительного воздуха или рабочей смеси по перепускному трубопроводу (на чертеже условно не показан) в цилиндр 6, находящийся в пятом такте, а в конце этого такта закрывается ВДС клапан 11. Пятый такт - такт окончательного наполнения. После закрытия ВДС клапана 11 происходит повторное открытие ВО клапана 9 и начинается повторное наполнение цилиндра 1 воздухом или рабочей смесью. Почти в самом конце пятого такта ВО клапан 9 закрывается и открывается ВД клапан 12, через который воздух или рабочая смесь по перепускному трубопроводу (на чертеже условно не показан) под давлением поступает из цилиндра 2, находящегося в конце четвертого такта - такта перекачки. Шестой такт - сжатие. В первой трети хода поршня 7 ВД клапан 12 закрывается, и происходит сжатие почти двойной порции воздуха или рабочей смеси. В конце шестого такта происходит искровой разряд или впрыск, что приводит к сгоранию рабочей смеси и переходу в первый такт - такт рабочего хода.

Такой шеститактный способ работы двигателя внутреннего сгорания позволяет за три оборота коленвала 8 в объем цилиндра 1 поместить двойную порцию воздуха или рабочей смеси без применения компрессора, что приводит к увеличению крутящего момента и мощности двигателя.

Шеститактный цикл работы двигателя внутреннего сгорания реализуется в дизеле или бензиновом двигателе с любым принципом смесеобразования и числом цилиндров, кратным шести. Такой двигатель можно использовать в качестве компрессора, для чего сжатый в четвертом такте воздух следует пустить в ресивер или к конкретному потребителю, что расширяет функциональные возможности двигателя.

При использовании заявленного двигателя на автомобиле можно отказаться от компрессора путем частичного отбора сжатого воздуха в четвертом такте.

Возможность промышленного применения заявленного технического решения не вызывает сомнений, так как оно не требует значительного усложнения двигателя и может быть реализовано с использованием известных конструкций впускных и выпускных клапанов.

Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными средствами аналогичного назначения обеспечивает следующие преимущества:
- увеличение мощности и крутящего момента двигателя внутреннего сгорания;
- уменьшение объема цилиндров и габаритов двигателя при сохранении требуемой мощности;
- расширение функциональных возможностей двигателя.

Похожие патенты RU2166652C1

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Мезин Александр Дмитриевич
  • Егоров Александр Викторович
RU2407899C1
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НАЙДА 1998
  • Найда В.Ф.
RU2132954C1
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ШЕСТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1996
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Павлюк С.А.
RU2119073C1
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНЕНИЕМ ПЯТОГО ТАКТА 2019
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2747244C1
Способ работы шеститактного двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Косяк Анатолий Федорович
  • Васильев Валентин Иванович
  • Осипов Владимир Николаевич
SU1617169A1
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО СПОСОБА 2006
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
RU2327885C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Духанин Ю.И.
  • Дарбинян Р.В.
  • Коленко Н.Н.
  • Белугин А.А.
RU2246625C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Бутов В.И.
  • Олейников В.И.
  • Ершков А.В.
RU2042035C1
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Стаценко Пётр Николаевич
RU2573062C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДВОЙНЫМ НАДДУВОМ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 2020
  • Вдовичев Антон Андреевич
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Вакуненков Вячеслав Александрович
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
RU2769914C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 166 652 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам работы и конструкциям двигателей внутреннего сгорания. Способ включает шесть тактов, причем после впуска воздуха или рабочей смеси в цилиндр в следующем такте осуществляют перекачку содержимого этого цилиндра в другой цилиндр, находящийся в последующем такте, после чего осуществляют окончательное наполнение цилиндра воздухом или рабочей смесью, вслед затем в этом же такте осуществляют впуск в этот цилиндр дополнительного объема воздуха или рабочей смеси путем перекачки ее из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте. Двигатель включает блок цилиндров, который содержит N-цилиндров, где N - целое число, кратное шести, клапанная система каждого цилиндра снабжена дополнительным клапаном впуска воздуха или рабочей смеси, перекачиваемой по перепускному трубопроводу из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции и повышение эффективности работы двигателя. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 166 652 C1

1. Способ работы двигателя внутреннего сгорания, включающий впуск воздуха или рабочей смеси в цилиндр, сжатие, сжигание рабочей смеси в камере сгорания с осуществлением рабочего хода и выпуск отработанных газов, отличающийся тем, что работу каждого цилиндра двигателя внутреннего сгорания осуществляют в шесть тактов, при этом после впуска воздуха или рабочей смеси в цилиндр в следующем такте осуществляют перекачку содержимого этого цилиндра в другой цилиндр, находящийся в последующем такте, после чего осуществляют окончательное наполнение цилиндра воздухом или рабочей смесью, вслед за этим в этом же такте осуществляют впуск в этот цилиндр дополнительного объема воздуха или рабочей смеси путем перекачки ее из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перекачку дополнительного объема воздуха или рабочей смеси из другого цилиндра осуществляют в конце такта окончательного наполнения цилиндра. 3. Двигатель внутреннего сгорания, включающий блок цилиндров, каждый из которых имеет поршень и связанный с распределительным валом клапанный механизм, включающий клапан впуска воздуха или рабочей смеси и клапан выпуска отработанных газов, отличающийся тем, что блок цилиндров содержит N цилиндров, где N - целое число, кратное шести, при этом клапанная система каждого цилиндра снабжена дополнительным клапаном выпуска воздуха или рабочей смеси, перекачиваемой по перепускному трубопроводу в другой цилиндр, находящийся в последующем такте, а также дополнительным клапаном впуска воздуха или рабочей смеси, перекачиваемой по перепускному трубопроводу из другого цилиндра, находящегося в предыдущем такте.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2166652C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ работы шеститактного двигателя внутреннего горения 1933
  • Дроздов Н.И.
  • Казменко Д.В.
SU37422A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Полковников Вячеслав Петрович
  • Оранский Николай Николаевич
SU1254185A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
DE 3302604 A1, 22.09.1983
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
DE 3406732 A1, 29.08.1985
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US 4924823 A, 15.05.1990
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4367700 A, 11.06.1983.

RU 2 166 652 C1

Авторы

Власов С.В.

Даты

2001-05-10Публикация

1999-11-12Подача