СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2001 года по МПК H02K1/06 H02K15/03 

Описание патента на изобретение RU2168829C1

Изобретение относится к области приборостроения и электротехники и может быть использовано при изготовлении роторов высокоскоростных электрических машин.

Известен способ изготовления ротора для электрических машин, заключающийся в выполнении монолитного вала с последующим закреплением на наружной поверхности вала магнитной системы [1].

Недостатком приведенного способа является пониженная технологичность, а также повышенные радиальные габариты получаемых роторов, приводящие к увеличению момента инерции изделия.

Известен способ изготовления ротора электрической машины, включающий изготовление полого вала с выходным концом и установку в полости вала постоянного магнита [2].

Недостатком данного способа является его пониженная технологичность и повышенная масса ротора.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому изобретению является способ изготовления ротора электрической машины, включающий изготовление полого вала с выходным концом и первого колпачка с хвостовиком, сочленяемого с валом, а также вмонтирование в полость вала постоянного магнита в виде стержня, изготавливаемого из намагничиваемого порошка путем его прессования [3].

Недостатками данного технического решения являются:
1) пониженная технологичность, обусловленная наличием дополнительных трудоемких операций (сверление и расточка глубокой полости вала под магнит);
2) повышенный расход дорогостоящего материала (при изготовлении вала, порядка 40-50% металла "уходит" в стружку, т.к. вал изготавливается из цельного монолитного куска, пруткового материала);
3) пониженный крутящий момент, передаваемый валом (т.к. основная нагрузка при вращении ротора воспринимается тонкостенной оболочкой вала).

С помощью предлагаемого технического решения достигается новый технический результат, заключающийся в повышении технологичности изготовления ротора, уменьшении расхода материала, а также в увеличении передаваемого крутящего момента.

В соответствии с предлагаемым изобретением технический результат достигается тем, что в способе изготовления ротора электрической машины, включающем изготовление полого вала с выходным концом и первого колпачка с хвостовиком, сочленяемого с валом, а также вмонтирование в полость вала постоянного магнита в виде стержня, изготавливаемого из немагничиваемого порошка путем его прессования, полый вал с выходным концом изготавливают в виде тонкостенной втулки и второго колпачка с пальцем, с последующим их сочленением.

Кроме того, вмонтирование постоянного магнита в полость вала осуществляют путем прессования и намагничивания порошка внутри тонкостенной втулки, после производят сочленение первого колпачка с хвостовиком и второго колпачка с пальцем с противоположными торцами тонкостенной втулки.

Способ изготовления ротора электрической машины поясняется с помощью фиг. 1 - 7.

Для получения ротора изготавливают колпачок 1 с хвостовиком 2, тонкостенную втулку 3 (отрезок ГОСТированной трубы из высоколегированной нержавеющей стали, например, марки 12Х18Н10Т) и колпачок 4 с пальцем 5 (см. фиг. 1). Затем втулку 3 помещают в пресс-форму 6 (см. фиг. 2), заполняют ее среднюю часть намагничивающимся порошковым составом 7 (например, на самариево-кобальтовой основе) и осуществляют его прессование (см. фиг. 3) с помощью пуансона 8 под давлением P (величину давления прессования P выбирают в зависимости от длины изготавливаемого магнита, его диаметра, размера частиц порошка, термического режима прессования и т.п.). После осуществления прессования получают тело магнита в виде стержня, размещенного и жестко сидящего внутри средней части втулки. Затем (см. фиг. 4) с помощью выталкивателя 9 втулку 3 с полученным намагничивающимся стержнем из пресс-формы 6 извлекают (при использовании разъемной пресс-формы, извлечение втулки осуществляют путем разъема пресс-формы).

Полученную втулку 3 с вмонтированным в нее стержнем подвергают воздействию поперечного магнитного поля (в графических материалах условно не показано), чем осуществляют намагничивание ее стержня, получая магнит 10, намагниченный в радиальном напряжении (см. фиг. 5).

После намагничивания стрежня осуществляют сочленение (см. фиг. 6) колпачка 1 с хвостовиком 2 и колпачка 4 с пальцем 5 с противоположными торцами втулки 3 (например, путем их запрессовки в свободные от магнита концы втулки).

При необходимости получения высокой степени соосности наружных поверхностей втулки 3, хвостовика 2 и пальца 5 последние могут быть изготовлены с припуском и совместно обработаны в центрах до номинальных размеров - диаметры d,D,d1 (см. фиг. 7).

Следует отметить, что при отсутствии на производстве технологий и оборудования для осуществления порошковой металлургии и намагничивания магнитов, для магнитной системы ротора можно использовать готовые прессованные магнитные стержни на самариево-кобальтовой основе, отшлифованные по наружному диаметру под размер втулки (средней части ротора), поставляемые по кооперации со специализированных предприятий.

Из вышеприведенного следует, что предложенное техническое решение имеет преимущества по сравнению с известным, а именно:
1) повышается технологичность изготовления ротора, т.к. отпадает необходимость в трудоемких операциях, таких как сверление и расточка глубокого глухого отверстия (за счет изготовления средней части ротора из готовой ГОСТированной трубы);
2) уменьшается расход дорогостоящего металла за счет уменьшения его отходов;
3) увеличивается передаваемый крутящий момент ротора, т.к. тонкостенная втулка и магнит образуют монолитную систему (за счет врезания частиц порошка во внутреннюю стенку втулки при прессовании и, кроме того, не требуется шлифование наружной поверхности магнита, при котором снимается его наиболее упрочненный наружный слой).

Следовательно, при использовании предложенного решения достигается новый положительный технический результат, заключающийся в повышении технологичности изготовления изделия, уменьшении расхода материала, а также в увеличении передаваемого ротором крутящего момента.

В настоящее время на предприятии по материалам заявки изготовлен опытный образец ротора, который при испытаниях подтвердил достижение вышеуказанного технического результата.

Источники информации
1. Авт. св. N 468336, МКИ H 02 K 21/12, СССР, 1975 г.

2. Патент РФ N (а.c. N 5050666/07 от 03.07.92 г., положительное решение от 28.10.93 г.), МПК H 02 K 21/12.

3. Патент РФ N (а.c. N 97112972/09 от 28.07.97 г., положительное решение от 20.01.99 г.), МПК H 02 K 21/14, H 02 K 21/12, H 02 K 15/03, H 02 K 15/14 (прототип).

Похожие патенты RU2168829C1

название год авторы номер документа
МАШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА К НЕЙ 1997
  • Мурашев В.М.
  • Свиридов К.Н.
RU2140702C1
ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Марков Александр Михайлович
RU2289186C2
ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Мурашев В.М.
  • Свиридов К.Н.
RU2067349C1
ДАТЧИК ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ 1997
  • Коростышевский И.М.
  • Рябиков А.С.
  • Хапалов В.В.
  • Доливец В.Г.
  • Компилецкий В.Н.
RU2136003C1
ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВНУТРЕННИМ СТАТОРОМ 2005
  • Марков Александр Михайлович
RU2292107C2
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Градов Борис Иванович
  • Ляховецкий Владимир Евгеньевич
RU2273943C1
ПОГРУЖНАЯ БЕСШТАНГОВАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2018
  • Вдовин Эдуард Юрьевич
  • Локшин Лев Иосифович
  • Лурье Михаил Адольфович
RU2695163C1
ШПИНДЕЛЬ С ЗАЖИМНЫМ ЦЕНТРИРУЮЩИМ ПАТРОНОМ 2009
  • Куликов Николай Иванович
  • Суханов Александр Борисович
  • Пухлов Дмитрий Валерьевич
  • Рябин Дмитрий Александрович
  • Куприянов Андрей Дмитриевич
RU2400331C1
МНОГОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ВЕНТИЛЬНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Сбитнев Станислав Александрович
  • Шмелёв Вячеслав Евгеньевич
RU2369953C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1999
  • Кириллов В.А.
  • Семенов В.Д.
RU2155430C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 168 829 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области приборостроения и электротехники и может быть использовано при изготовлении роторов высокоскоростных электрических машин. Технический результат заключается в повышении технологичности производства, уменьшении расхода материала и увеличении передаваемого ротором крутящего момента. Технический результат достигается путем изготовления полого вала с выходным концом и первого колпачка с хвостовиком, сочленяемого с валом, а также вмонтирования в полость вала постоянного магнита в виде стержня, изготавливаемого из намагничиваемого порошка путем его прессования. Полый вал с выходным концом изготавливают в виде тонкостенной втулки и второго колпачка с пальцем, с последующим их сочленением. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 168 829 C1

1. Способ изготовления ротора электрической машины, включающий изготовление полого вала с выходным концом и первого колпачка с хвостовиком, сочленяемого с валом, а также вмонтирование в полость вала постоянного магнита в виде стержня, изготавливаемого из намагничиваемого порошка путем его прессования, отличающийся тем, что полый вал с выходным концом изготавливают в виде тонкостенной втулки и второго колпачка с пальцем, с последующим их сочленением. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что вмонтирование постоянного магнита в полость вала осуществляют путем прессования и намагничивания порошка внутри тонкостенной втулки, после чего производят сочленение первого колпачка с хвостовиком и второго колпачка с пальцем с противоположными торцами тонкостенной втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2168829C1

ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Мурашев В.М.
  • Свиридов К.Н.
RU2067349C1
МАШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА К НЕЙ 1997
  • Мурашев В.М.
  • Свиридов К.Н.
RU2140702C1
RU 94040203 A1, 27.08.1996
US 4591749 A, 27.05.1986
ЭРКЕР ЗДАНИЯ 1992
  • Максименко Владимир Андреевич
RU2015266C1
КОНВЕЙЕРНЫЙ ПРИЕМНИК БАЗОВОЙ СТАНЦИИ СОТОВОЙ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ УПЛОТНЕНННЫХ СИГНАЛОВ С РАСШИРЕННЫМ СПЕКТРОМ 1996
  • Джеффри А. Левин
  • Дэвид Е. Вернер
  • Кеннет Д. Истон
RU2154913C2

RU 2 168 829 C1

Авторы

Мурашев В.М.

Свиридов К.Н.

Даты

2001-06-10Публикация

1999-12-15Подача