Изобретение относится к медицинской измерительной технике, а именно к системам контроля и управления функциональным и физиологическим состоянием летчика, а также может быть использовано для оценки профессиональной пригодности летчика.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является выбранный в качестве ближайшего аналога способ контроля и управления функциональным состоянием летчика в полете, заключающийся в сравнении полученных значений с эталонными данными, устранении рассогласования между ними и воздействии на состояние летчика (пат. РФ N 2150886, кл. A 61 B 5/16, опубл. 2000 г.).
Недостатками известного способа являются: отсутствие измерений биомедицинских параметров для контроля функционального и физиологического состояния летчика и достоверного определения его критического состояния, а также невозможность определения профессиональной пригодности летчика.
Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей способа, повышение достоверности определения функционального и физиологического состояний летчика в условиях полета, включая критическое, и определение профессиональной пригодности летчика.
Поставленная задача достигается тем, что в способе контроля и управления функциональным и физиологическим состоянием летчика в полете, заключающемся в том, что регистрируют текущие значения следующих параметров функционального состояния летчика: обжатие летчиком ручки управления самолетом, усилие обжатия летчиком ручки управления, изменение траектории движения ручки управления, усилие упора ног летчика на педалях, положение головы, дыхательный процесс с замерами фазы вдох-выдох-пауза, давление кислорода и качество смеси в тракте кислородной системы самолета, давление в противоперегрузочном костюме летчика, критическую высоту, текущую высоту и величину перегрузки, сравнивают полученные значения с эталонными, при отклонении значений регистрируемых параметров от эталонных формируют и передают сигнал на звуковой синтезатор для передачи летчику речевой информации о возникновении нештатной ситуации, при ее исключении летчиком отменяют команду, поданную на звуковой синтезатор, при выявлени критического состояния летчика подают сигнал на включение систем воздействия и стимуляции летчика, на перевод самолета в горизонтальную плоскость полета и включение автоматической системы управления полетом или посадкой, на включение защитных систем, через бортовую радиостанцию передают сообщение о потере летчиком сознания, при выходе летчика из критического состояния он отменяет команды и переходит к управлению самолетом, критическое состояние летчика выявляют, регистрируя биомедицинские параметры и сравнивая их с эталонными, при отклонении значений регистрируемых параметров от эталонных на величину, превышающую допустимую, получают информацию о том, что летчик находится в критическом состоянии и отменяют команды о формировании и передаче сигнала на звуковой синтезатор для передачи летчику речевой информации, после возвращения летчика к управлению разрешают подавать команды на звуковой синтезатор, при этом регистрируют следующие биомедицинские параметры: электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, электромиограмму, электронистагмограмму, плетизмооксигемограмму сосудов мочки уха, прессопульсограмму мочки уха, прессопульсограмму плечевой артерии, электродерморезистограмму, термограмму тела летчика, состояние глаз, давление в гермошлеме, качество выдыхаемой смеси, видеонаблюдение за поведением летчика.
Известно устройство для контроля и управления функциональным состоянием летчика, реализующее известный способ, содержащее последовательно соединенные блок измерителей, блок анализа и управления, выходной блок (или блок воздействия) (пат. РФ N 2150886, кл. A 61 B 5/16, опубл. 2000 г.).
Недостатками известного устройства являются использование ограниченного количества датчиков для измерения параметров функционального и физиологического состояния летчика, отсутствие регистрации биомедицинских параметров.
Задачей изобретения в части устройства является расширение функциональных возможностей, повышение достоверности определения функционального и физиологического состояния летчика в полете, создание возможности регистрации биомедицинских параметров.
Поставленная задача достигается тем, что в устройство контроля и управления функциональным и физиологическим состоянием летчика в полете содержащее последовательно соединенные блок функциональных измерителей, многоканальный входной интерфейс, первый блок анализа и управления, многоканальный выходной интерфейс и выходной блок, при этом блок функциональных измерителей выполнен в виде датчика обжатия летчиком ручки управления самолетом, датчика усилия обжатия летчиком ручки управления, смонтированных на ручках управления, датчика фиксации траектории движения ручки управления и датчика положения головы, размещенных в кабине самолета, датчика фиксации усилий упора ног летчика, смонтированного на педалях, датчика давления кислорода и датчика качества кислородной смеси, установленных в тракте кислородной системы самолета, датчика легочной вентиляции и термоанемометрического датчика, размещенных соответственно в кислородной маске летчика и в кислородном тракте самолета, пневмодатчика легочной вентиляции и пневмометрического датчика, смонтированных в воздушном тракте наддува воздушной смеси в противоперегрузочный костюм летчика, установленных на самолете радиовысотомера, баровысотомера, датчика перегрузки, датчика регистрации ответа летчика, датчика регистрации положения шасси, а выходной блок состоит из смонтированных в кабине самолета звукового синтезатора, бортовой радиостанции, систем воздействия на летчика и его стимуляции, автоматических систем управления полетом или посадкой самолета, системы катапультирования, системы внешней защиты самолета и системы записи на бортовой самописец, введены блок измерения биомедицинских параметров и второй блок анализа и управления, связанные между собой через многоканальный входной интерфейс, ко второму блоку анализа и управления подключены первый блок анализа и управления и выходной блок через многоканальный выходной интерфейс, при этом блок измерения биомедицинских параметров выполнен в виде установленных на теле летчика датчиков для регистрации электрокардиограммы, электроэнцефалограммы, электромиограммы, электронистагмограммы, плетизмооксигемограммы сосудов мочки уха, прессопульсограммы мочки уха, прессопульсограммы плечевой артерии, электродерморезистограммы, термограммы тела, установленных в гермошлеме системы видеонаблюдения за глазами и датчика давления, установленного в кислородной маске летчика датчика качества выдыхаемой смеси, размещенной в кабине системы видеонаблюдения.
На чертеже показана схема устройства контроля и управления функциональным и физиологическим состоянием летчика в полете, содержащая блок функциональных измерителей - "а", блок измерения биомедицинских параметров - "б", первый 30 и второй 31 блоки анализа и управления, соединенные с общими входным 32 и выходным 33 многоканальными интерфейсами.
Входными элементами дискретного ввода являются схемы обработки сигналов датчиков.
Оконечными элементами дискретного вывода являются транзисторные или иные ключи с реле, контакты которых управляют цепями нагрузок.
Обработка информации и формирование команд обеспечивается ЭВМ в соответствии с программой обработки и управления.
В блок функциональных измерителей "а" входят следующие датчики:
датчик 1 обжатия летчиком ручки управления самолетом;
датчик 2 усилия обжатия ручки смонтирован на ручке управления и фиксирует усилие, с которым летчик обжимает ручку;
датчик 3 фиксации траекторий движения ручки управления в полете смонтирован в кабине самолета и фиксирует положение ручки во время полета;
датчик 4 фиксации положения и траектории движения головы смонтирован в кабине самолета и сигнализирует об отклонении положения головы от вертикали;
датчик 5 фиксации усилий упора ног смонтирован в самолете на педалях или других местах, предназначенных для упора ног, фиксирует концентрацию летчика для восприятия перегрузок;
датчик 6 легочной вентиляции смонтирован в кислородной маске летчика и регистрирует дыхательный процесс и правильное использование кислородного оборудования;
датчик 7 давления кислорода смонтирован в тракте кислородной системы самолета и сигнализирует об аварийном остатке кислорода;
датчик 8 качества смеси смонтирован в тракте кислородной системы самолета и сигнализирует о порциональном содержании кислорода, азота и других газов в воздушной смеси, поступающей в дыхательную трубку летчика;
термоанемометрический датчик 9 смонтирован в кислородном тракте самолета и позволяет производить замеры фазы вдох-выдох-пауза;
пневмометрический датчик 10 смонтирован в воздушном тракте наддува воздушной смеси в противоперегрузочный костюм летчика и обеспечивает съем информации о давлении в противоперегрузочном костюме;
пневмодатчик 11 легочной вентиляции смонтирован в воздушном тракте наддува воздушной смеси в противоперегрузочный костюм летчика и обеспечивает возможность замера фазы вдох-выдох-пауза;
радиовысотомер 12 смонтирован на самолете для определения опасной высоты полета;
баровысотомер 13 смонтирован на самолете для определения текущей высоты полета;
датчик 14 перегрузки смонтирован на самолете для определения величины перегрузки;
датчик 15 смонтирован на самолете и сигнализирует об убранном шасси при взлете и выпущенном шасси при посадке;
датчик 16 регистрации ответа летчика смонтирован на самолете и регистрирует ответную реакцию летчика на запрос Системы.
Блок измерения биомедицинских параметров "б" состоит из установленных на теле летчика датчиков, регистрирующих:
17 электрокардиограмму;
18 электроэнцефалограмму;
19 электромиограмму;
20 электронистагмограмму;
21 плетизмооксигемограмму сосудов мочки уха;
22 прессопульсограмму мочки уха;
23 прессопульсограмму плечевой артерии;
24 электродерморезистограмму;
25 термограмму тела летчика,
а также следующих датчиков и систем:
системы видеонаблюдения 26 за глазами летчика установленной в гермошлеме; датчика 27 давления, установленного в гермошлеме;
датчика 28 качества выдыхаемой смеси, установленного в кислородной маске летчика;
системы 29 видеонаблюдения за поведением летчика, размещенной в кабине.
В выходной блок "в" входят:
бортовая радиостанция 34;
система 35 воздействия на летчика - подача 100% кислорода из кислородного тракта самолета;
система 36 шумо- и звукостимуляции;
система 37 электростимуляции;
система 38 автоматического управления полетом;
система 39 катапультирования;
система 40 защиты самолета при угрозе извне;
система 41 записи текущей информации с блоков "а" и "б" в реальном масштабе времени на бортовой самописец самолета;
система 42 автоматической посадки;
звуковой синтезатор 43;
Устройство работает следующим образом.
Во время полета сигналы с датчиков 1-16 поступают в блок анализа 30, а с датчиков и систем 17-29 - в блок 31. В блоках анализа 30 и 31 поступающие сигналы анализируются методом сравнения. За основу для сравнения принимаются данные, полученные научным и экспериментальным путем после долголетних исследований, и вносятся в блок анализа как критерий. Показания датчиков и систем 1-29 постоянно записываются в бортовой самописец 41.
При отклонении данных, поступающих от датчиков 1-16, над данными, взятыми за основу, при допустимых отклонениях данных, поступающих от датчиков и систем 17-29, блок анализа 30 формирует и передает сигнал на звуковой синтезатор 43 для передачи летчику речевой информации об угрозе (конкретно сообщается, что необходимо предпринять, например: "притяни маску", "подними голову", "обожми ручку", "напряги ноги", "проверь кислород" и др.). Летчик должен в ограниченный период времени (время реакции летчика определено расчетным и экспериментальным путем) устранить нештатную ситуацию. При этом можно определять профессиональную пригодность летчика по формуле: tд/tпр ≅ 1, где tд - действительное время реакции летчика на нештатную ситуацию, a tпр - предельно допустимое время реакции летчика. В этом случае блок анализа 30 отменяет команду, поданную на звуковой синтезатор 43, и летчик продолжает полет в обычном режиме. При недопустимом отклонении данных, поступающих от датчиков и систем 17-29, над данными, взятыми за основу, на блок 31 поступит информация о его критическом состоянии. Блок 31 формирует и передает команду блоку 30 на прекращение передачи всех команд блоку "в", кроме записи в бортовой самописец 41. Также блок 31 формирует и передает на блок "в" следующие команды:
на перевод самолета в горизонтальную плоскость полета на безопасной или заранее заданной высоте;
на передачу через бортовую радиостанцию 34 на командный пункт сообщения: "борт N 28 летчик потерял сознание";
на включение автоматической системы 38 управления полетом; на включение автоматической системы 42 посадки;
на включение системы 39 катапультирования (в случае расхода всего топлива, возгорания двигателей, повреждения самолета и др.);
на включение системы 35 подачи 100% кислорода для скорейшего восстановления летчика;
на включение системы 36 шумо- и звукостимуляторов для скорейшего восстановления летчика если это возможно;
на включение системы 37 электростимуляторов для скорейшего восстановления летчика если это не повредит здоровью летчика;
на включение систем 40 защиты самолета при угрозе извне.
В любой момент времени, когда летчик выйдет из критического состояния и будет способен контролировать ситуацию и управлять самолетом, блок 31 разрешает блоку 30 формировать и передавать команды на выходной блок "в". После чего летчик нажатием "ответной кнопки" или голосовым сообщением (датчик 16 регистрирует ответ летчика) отменяет все команды Системы и принимает управление на себя.
Таким образом, предложенное изобретение позволяет с большой достоверностью определить функциональное и физиологическое состояние летчика в полете, оперативно воздействовать на его состояние, а по полученным данным с блоков функциональных измерителей и измерения биомедицинских параметров оценивать профессиональную пригодность летчика.
Изобретение относится к измерительной технике, используемой для оценки профессиональной пригодности летчика. В способе регистрируют текущие значения параметров функционального состояния летчика и при допустимых отклонениях от эталонных формируют команду на звуковой синтезатор для передачи летчику речевой информации о возникновении нештатной ситуации. При критическом состоянии летчика включают систему его стимуляции, автоматическую систему управления полетом или посадкой и защитные системы. Критическое состояние летчика выявляют, регистрируя биомедицинские параметры и сравнивая их с эталонными. При критическом состоянии отменяют команду на звуковой синтезатор. В устройство входят блок функциональных измерителей, блок измерения биомедицинских параметров, входной и выходной интерфейсы, выходной блок, а также два блока анализа и управления. Данное техническое решение характеризуется повышенной достоверностью определения состояния летчика в условиях полета. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
включение защитных систем, через бортовую радиостанцию передают на командный пункт сообщение о потере летчиком сознания, при выходе летчика из критического состояния отменяют команды и переходят к управлению самолетом летчиком, отличающийся тем, что критическое состояние летчика выявляют, регистрируя биомедицинские параметры и сравнивая их с эталонными, при отклонении значений регистрируемых биомедицинских параметров от эталонных на величину, превышающую допустимую, получают информацию о нахождении летчика в критическом состоянии и отменяют формирование и передачу команды на звуковой синтезатор для передачи летчику речевой информации, а после возвращения летчика к управлению вновь формируют и передают указанную команду на звуковой синтезатор.
стимуляции, автоматических систем управления полетом или посадкой самолета, системы катапультирования, системы внешней защиты самолета и системы записи на бортовой самописец, отличающееся тем, что в него введены блок измерения биомедицинских параметров и второй блок анализа и управления, связанные между собой через многоканальный входной интерфейс, к выходам второго блока анализа и управления подключены первый блок анализа и управления и через многоканальный выходной интерфейс - выходной блок.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1999 |
|
RU2150886C1 |
Способ обнаружения радиоактивных ядер | 1972 |
|
SU468554A1 |
Устройство для контроля и управления функциональным состоянием оператора | 1989 |
|
SU1708303A1 |
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ ОБЪЕКТОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091057C1 |
Авторы
Даты
2001-07-20—Публикация
2000-12-05—Подача