Изобретение относится к области взрывных работ с использованием авиационных средств, предназначенных для тушения лесного пожара взрывной волной. Возможно использование изобретения и для разрушения заторов льда на узких участках рек во время ледохода.
Известен бульдозер, имеющий землеройное оборудование, предназначенное для сплошной валки стоящих деревьев, стоящих перед фронтом движения огня, что позволяет приостановить распространение лесного пожара путем создания "просеки безопасности" /Международная заявка N 96/04960, A 62 C 3/02, 1996/.
Бульдозер не может обеспечить оперативное создание просеки безопасности для тушения пожара из-за низкой производительности.
Известно взрывное устройство для тушения пожара, содержащее заряды взрывчатого вещества и взрыватель, доставляемое на внешней подвеске вертолета и сбрасываемое в зону горения с помощью расцепного замка /Патент РФ N 2111032, 20.05.1998 или аналог Международная заявка N 98/47571, A 62 C 3/02, 1998/.
Ударная волна от взрыва зарядов в сочетании с распыляемым мелкодисперсным составом для тушения огня приводит к прекращению распространения пожара.
Однако известное устройство не может воспрепятствовать распространению огневого фронта верхового лесного пожара.
Использование известного взрывного устройства не позволяет потушить мощный лесной пожар, т.к. стоящие деревья способствуют активному распространению верхового пожара.
Данное изобретение направлено на решение задачи прекращения верхового лесного пожара путем массированной валки леса для быстрого создания "просеки безопасности" шириной несколько десятков метров с помощью ударной волны от взрыва зарядов.
Предлагаемое взрывное устройство содержит несколько зарядов взрывчатого вещества с датчиками высоты, размещенных в упаковке, связанной со средством доставки и снабженной устройством для сброса зарядов.
Упаковка выполнена в виде поддона, который может быть установлен на роликовый конвейер внутри фюзеляжа самолета.
Средство доставки выполнено в виде стабилизирующего парашюта, который связан с упомянутой упаковкой, выполненной в виде поддона, на котором заряды взрывчатого вещества уложены рядами через прокладки и скреплены ремнями в связку.
Поддон выполнен с возможностью установки на роликовый конвейер внутри фюзеляжа самолета, а устройство для сброса зарядов выполнено в виде разъединителя крепежных ремней.
Использование крепежных ремней позволяет выполнить взрывное устройство как единое твердое тело при использовании более одного заряда.
В предложенном устройстве могут быть использованы как боеприпасы, так и взрывчатые вещества, применяемые в горнодобывающих производствах.
Соответственно в качестве средств инициирования взрыва могут быть использованы взрыватели различных типов, в том числе неконтактные, управляемые и контактные.
Разъединитель снабжен часовым и анероидным механизмами, предназначенными для надежного срабатывания средств инициирования взрыва зарядов на безопасном расстоянии от самолета.
Стабилизирующий парашют обеспечивает ориентированное снижение взрывного устройства.
Поддон может быть изготовлен в основном из дерева.
В одном варианте выполнения взрывное устройство содержит поддон, по меньшей мере, две бомбы в качестве зарядов, крепежные ремни с петлями на концах, капроновое кольцо, на которое замкнуты петли крепежных ремней, и разъединитель капронового кольца.
Разъединитель может быть выполнен в виде резака с приводом от силовой пружины. Для управления приводом резака целесообразно использовать часовой и анероидный механизмы.
Изобретение поясняется чертежами.
Фиг. 1 - общий вид взрывного устройства с бомбами в качестве зарядов.
Фиг. 2 - схема десантирования взрывных устройств из фюзеляжа транспортного самолета.
Фиг. 3 - схема формирования "просеки безопасности".
Взрывное устройство (фиг. 1) состоит из основания в виде жесткого деревянного поддона 1 без боковых стенок, трех рядов по три авиационные бомбы 2, каждая из которых имеет заряд взрывчатого вещества и взрыватель с предохранительной чекой. Имеется подкладка 3, промежуточные прокладки 4 и 5, а также накладка 6, которые выполнены с выемками для укладки авиационных бомб 2.
Для образования связки посредством крепления к поддону 1 предусмотрены пара ремней 7, расположенных со стороны головных частей бомб 2, пара ремней 8, расположенных со стороны хвостовых частей бомб 2, и капроновое кольцо 9, которое замыкает ремни 7 и 8, пропущенные через отверстия 10, расположенные парами вблизи углов поддона 1. Каждый из ремней 7 и 8 пропущен через два отверстия 10 симметрично относительно соответствующего угла поддона 1 так, что над накладкой 6 одна часть каждого из ремней 7 и 8 расположена в продольном направлении, а другая часть расположена в поперечном направлении.
Для разрезания капронового кольца 9 на заданной высоте над поверхностью земли установлен разъединитель 11, который имеет резак с приводом от силовой пружины. Для управления приводом резака используют часовой и анероидный механизмы.
Одновременно капроновое кольцо 9 соединено фалом 12 со стабилизирующим парашютом 13, который предназначен для ориентации зарядов 2 при спуске.
Предохранительная чека взрывателя каждого заряда бомб 2 гибкой связью соединена с фалом 12.
Привод резака разъединителя 11 от силовой пружины может быть выполнен аналогично приводу вытяжного механизма полуавтомата парашюта комбинированного (ППК-УВ, ППК-1М).
Разъединитель 11 предназначен для разъединения ремней 7 и 8 на заданной высоте над поверхностью земли.
Перед вылетом самолета поддоны 1 взрывного устройства фиксируют на рольганговом конвейере в фюзеляже самолета, установленными на полу расцепными замками от перемещений до момента сброса.
В десантно-транспортный самолет Ил-76 могут быть установлены 24 взрывных устройства с общим полетным весом до 30 тонн.
В самолет C-130 "Геркулес" могут быть установлены взрывные устройства с общим полетным весом до 20 тонн.
Последовательный сброс взрывных устройств (фиг. 2) осуществляют над еще не горящим лесом вдоль фронта пламени при переводе самолета на траекторию полета с углом тангажа около 15 градусов для безостановочного перемещения взрывных устройств на поддонах 1 под действием силы гравитации.
Взрывное устройство может быть использовано также для ликвидации в экстремальных случаях на реках ледяного затора и затора при молевом сплаве леса, вызывающих наводнения.
За каждый рейс самолета Ил-76 можно сбросить 280 фугасных авиабомб типа ФАБ-100 и обеспечить валку леса (фиг. 3) для создания "просеки безопасности" шириной до 60 м и длиной 500-1000 м.
В зависимости от ситуации могут варьироваться высота сброса и скорость полета самолета, количество взрывных устройств, сбрасываемых за один вылет.
В случае лесного низового пожара поддоны могут быть загружены пакетами с огне-пенообразующими, порошкообразными и другими невзрывающимися веществами для тушения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕСАНТНО-ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБРОСА С ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА | 2003 |
|
RU2230689C1 |
СПОСОБ СБРАСЫВАНИЯ С САМОЛЕТА ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАСТЕНИЙ | 2002 |
|
RU2231481C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2180639C1 |
ПАРАШЮТНАЯ ПЛАТФОРМА | 1999 |
|
RU2156718C1 |
Способ дистанционного автоматизированного тушения пожаров и огнетушащий элемент для его осуществления | 2020 |
|
RU2749587C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ТУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА | 2002 |
|
RU2237501C2 |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ АВИАБОМБА | 2010 |
|
RU2439479C1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ВЕРХОВЫХ И НАЗЕМНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2146544C1 |
Способ тушения лесных пожаров | 1989 |
|
SU1657199A1 |
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ И/ИЛИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1997 |
|
RU2111032C1 |
Изобретение относится к взрывным средствам, предназначенным для тушения лесных пожаров. Взрывное устройство содержит несколько зарядов взрывчатого вещества с датчиками высоты, размещенных в упаковке в виде поддона. Заряды уложены на упаковке рядами через прокладки и скреплены ремнями в связку. Упаковка связана со стабилизирующим парашютом и снабжена устройством для сброса зарядов в виде разъединителя крепежных ремней. Изобретение повышает эффективность борьбы с верховым лесным пожаром путем массированной валки леса. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ И/ИЛИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1997 |
|
RU2111032C1 |
US 4344489, 17.08.1982 | |||
СПОСОБ АЛКИЛИРОВАНИЯ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ ОЛЕФИНАМИ | 2012 |
|
RU2603193C2 |
DE 19500477, 21.11.1995. |
Авторы
Даты
2001-07-27—Публикация
1999-11-17—Подача