КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2001 года по МПК F04D29/56 

Описание патента на изобретение RU2171403C1

Изобретение относится к компрессорам высокотемпературных газотурбинных двигателей, в том числе наземного применения.

Известен статор компрессора газотурбинного двигателя с наружным и внутренним жестко связанными между собой корпусами. [1].

Недостатком известной конструкции является наличие жестких соединений между корпусами, которые ограничивают возможность управления радиальными зазорами между статором и ротором, что ведет к снижению КПД компрессора.

Наиболее близким к заявленному является компрессор газотурбинного двигателя, статор которого выполнен с наружным и внутренним корпусами, с системой управления радиальными зазорами между ротором и статором, при этом по меньшей мере одно из соединений между корпусами выполнено упругим [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является небольшое количество полостей для отбора воздуха из-за промежуточных ступеней компрессора, так как пространство между наружным и внутренним корпусами компрессора занято в основном системой управления радиальными зазорами между статором и ротором, а для повышения КПД газотурбинного двигателя очень важно иметь большое количество отборов от разных ступеней компрессора, что позволяет без дополнительных потерь энергии подводить к тому или иному узлу двигателя воздух с нужными температурой и давлением.

Техническая задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении надежности и КПД как компрессора, так и двигателя в целом.

Сущность технического решения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя, содержащем статор с системой управления радиальными зазорами между статором и ротором, состоящий из наружного и внутреннего корпусов с упругими соединениями между ними, согласно изобретению между наружным и внутренним корпусами размещены полости отбора воздуха из-за различных ступеней компрессора, последовательно чередующиеся в осевом направлении с полостями активного управления радиальными зазорами.

Размещение между наружным и внутренним корпусами полостей отбора воздуха из-за различных ступеней компрессора, последовательно чередующихся в осевом направлении с полостями активного управления радиальными зазорами, позволяет за счет большого количества отборов от разных ступеней компрессора без дополнительных потерь энергии подводить к тому или иному узлу двигателя воздух с нужными температурой и давлением, а также большое количество полостей отбора воздуха приводит к сливу накапливающегося на периферии проточной компрессора турбулентного пограничного слоя и отсепарированных из воздуха загрязняющих частиц, уменьшая загрязнение и эрозионный износ лопаток компрессора, все это повышает надежность и КПД как компрессора, так и двигателя в целом.

На чертеже изображен продольный разрез компрессора.

Компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 и статора 3, который в свою очередь состоит из наружного корпуса 4 и внутреннего корпуса 5. Между наружным 4 и внутренним 5 корпусами размещены чередующиеся между собой полости 6, 7 и 8 отбора воздуха из-за различных ступеней компрессора и полости 9, 10 с системой регулирования радиальных зазоров между ротором 2 и внутренним корпусом 5, причем эти полости разделены между собой с помощью упругих соединений в виде фланцев 11, 12, 13, 14 и 15, соединяющих между собой корпуса 4 и 5. Полости отбора 6, 7 и 8 на входе соединены с проточной частью 16 компрессора 1, а на выходе с помощью трубопроводов 17, 18 и 19 через внутренние полости сопловых и рабочих лопаток (не показано), а также воздушные полости масляных опор или роторов (не показано) с газовой полостью двигателя, его наружным контуром или атмосферой (не показано). В полостях 9 и 10 с системой регулирования радиальных зазоров между ротором 2 и внутренним корпусом 5 размещены перфорированные дефлекторы 20 и 21, через которые охлаждающий воздух 22, натекая на внешнюю поверхность 23 внутреннего корпуса 5, охлаждает этот корпус, осуществляя таким образом активное регулирование радиальных зазоров на основных режимах работы двигателя. Полости 9 и 10 регулирования радиальных зазоров на входе через трубопроводы 24 и 25 соединены с промежуточной ступенью компрессора (не показано), или подпорными ступенями компрессора низкого давления (не показано), или посторонним источником холодного воздуха, а на выходе - через пазы 26 и 27 - с наружным контуром двигателя или с атмосферой.

Работает устройство следующим образом. При работе двигателя из проточной части 16 компрессора 1 через полости 6, 7 и 8 отбирается охлаждающий воздух нужных температуры и давления, что повышает КПД и надежность компрессора 1 из-за сброса пограничного слоя и загрязнений, отсепарированных к периферии проточной части 16, а также двигателя в целом. В полости 9 и 10 активного регулирования радиальных зазоров через перфорированные дефлекторы 20 и 21 подается охлаждающий воздух 22, который охлаждает внутренний корпус 5, уменьшая таким образом радиальные зазоры между ротором 2 и корпусом 5, за счет чего также растет КПД компрессора 1. Упругие соединения в виде фланцев 11, 12, 13, 14 и 15 между наружным корпусом 4 и внутренним корпусом 5 упруго деформируются, позволяя корпусу 5 без деформации перемещаться в радиальном направлении. При этом фланцы 11, 12, 13, 14 и 15 разделяют чередующиеся между собой полости отбора воздуха 6, 7 и 8 и полости активного регулирования радиальных зазоров 9 и 10, так как воздух в этих полостях находится с разными температурами и давлением.

Источники информации
1. SU патент N 477259, 1975 г.

2. RU патент N 2121082 C1 - прототипо

Похожие патенты RU2171403C1

название год авторы номер документа
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175404C1
ВЫСОКОНАПОРНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Гузачев Евгений Тимофеевич
RU2317447C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2396471C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2189499C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тункин А.И.
  • Рокка Н.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2210010C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175410C1
СТАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2188969C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Решетников Ю.Е.
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
RU2204043C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Рудин Л.В.
RU2173796C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Тункин А.И.
  • Рокка Н.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Максимов И.В.
RU2121082C1

Реферат патента 2001 года КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к компрессорам высокотемпературных газотурбинных двигателей, в том числе наземного применения, и позволяет повысить надежность и КПД как компрессора, так и двигателя в целом. Компрессор газотурбинного двигателя содержит статор с системой управления радиальными зазорами между статором и ротором, состоящий из наружного и внутреннего корпусов с упругими соединениями между ними. Между наружным и внутренним корпусами размещены полости отбора воздуха из-за различных ступеней компрессора, последовательно чередующиеся в осевом направлении с полостями активного управления радиальными зазорами. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 171 403 C1

Компрессор газотурбинного двигателя, содержащий статор с системой управления радиальными зазорами между статором и ротором, состоящий из наружного и внутреннего корпусов с упругими соединениями между ними, отличающийся тем, что между наружным и внутренним корпусами размещены полости отбора воздуха из-за различных ступеней компрессора, последовательно чередующиеся в осевом направлении с полостями активного управления радиальными зазорами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2171403C1

СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Тункин А.И.
  • Рокка Н.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Максимов И.В.
RU2121082C1
Устройство для регулирования радиального зазора 1970
  • Накашидзе Дмитрий Исакович
SU477259A1
СЕКЦИОННЫЙ ОТОПИТЕЛЬНЫЙ РАДИАТОР 1994
  • Терехин Н.В.
  • Шагов В.М.
  • Тарасов В.М.
RU2073818C1
US 3917433 A, 04.11.1975
ЗАЩИТА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ МОБИЛЬНОСТИ МЕЖДУ СЕРВЕРАМИ MBMS 2013
  • Хольтманнс Силке
  • Линдхольм Руне
  • Лайтинен Пекка
RU2614369C2
DE 1428106, 16.12.1971
Шарошечное долото со сферическими зубцами 1956
  • Кувыкин А.С.
  • Муратов М.У.
  • Тетюев М.А.
  • Шубович С.И.
SU108523A1

RU 2 171 403 C1

Авторы

Тункин А.И.

Аликин Н.А.

Кузнецов В.А.

Даты

2001-07-27Публикация

1999-12-21Подача