ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2003 года по МПК F02C7/20 F04D29/60 

Описание патента на изобретение RU2204043C2

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения.

Известен газотурбинный двигатель, наружный корпус которого связан с внутренним корпусом камеры сгорания через выходной спрямляющий аппарат компрессора и силовые стержни в сопловых лопатках 1-й ступени турбины [1].

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за замкнутой схемы силовых корпусов.

Известна также конструкция газотурбинного двигателя с внутренним корпусом статора компрессора, внутри которого образована полость, сообщающаяся с помощью перфорации с проточной частью над рабочим колесом этого компрессора [2] . Однако такая конструкция имеет низкий кпд компрессора, т.к. его статор выполнен с малым диаметром и обладает недостаточной жесткостью на изгиб.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является газотурбинный двигатель, включающий промежуточный корпус, к которому крепятся наружный корпус и силовой корпус турбокомпрессора, на котором также расположен задний узел крепления двигателя [3].

Недостатком такой конструкции является низкий кпд компрессора из-за недостаточной жесткости силового корпуса турбокомпрессора, имеющего меньший, чем у наружного корпуса, диаметр и соответственно меньшую жесткость на изгиб. При работе двигателя под давлением веса и вибраций двигателя корпус турбокомпрессора изгибается, что вызывает задевание ротора о статор, увеличение радиальных зазоров, снижение кпд и диапазона устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении кпд и диапазона устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя за счет повышения жесткости корпуса турбокомпрессора на изгиб.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, включающем компрессор, камеру сгорания и турбину, а также входной промежуточный корпус с закрепленными на нем наружным корпусом двигателя и корпусом турбокомпрессора, согласно изобретению над камерой сгорания наружный корпус двигателя и корпус турбокомпрессора соединены стойками, на выходе из компрессора установлен радиально-упорный шарикоподшипник, при этом на входном промежуточном корпусе закреплен входной поворотный направляющий аппарат, наружное кольцо которого охватывает рабочее кольцо над первой рабочей лопаткой компрессора, причем крепление наружного и рабочего колец выполнено с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора.

В процессе работы двигателя на наружный корпус газотурбинного двигателя от системы подвески действуют усилия, стремящиеся изогнуть его. Однако заявляемая конструкция позволит минимизировать упругие деформации корпуса, т.к. его жесткость на изгиб в несколько раз будет превышать жесткость корпуса турбокомпрессора, что уменьшит радиальные зазоры между статором и ротором и повысит кпд компрессора.

Выполнение крепления наружного и рабочего колец с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям позволяет парировать температурные деформации корпусов.

Кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора, позволяет повышать запасы газодинамической устойчивости компрессора.

Соединение стойками наружного корпуса двигателя и корпуса турбокомпрессора над камерой сгорания и установка радиально-упорного шарикоподшипника на выходе из компрессора способствует сохранению высокого кпд компрессора, т.к. температурные деформации ротора и статора компрессора относительно друг друга в данной конструкции направлены в одну сторону.

Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами.

На фиг. 1 показан продольный разрез газотурбинного двигателя заявляемой конструкции.

На фиг.2 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3, турбины высокого давления 4, соединенной валом 5 с компрессором 2, и силовой турбины 6, полезная мощность с которой "снимается" с помощью вала 7 со стороны входа 8 в двигатель 1.

На входе в двигатель размещен промежуточный корпус 9 двигателя 1, соединенный своим периферийным задним фланцем с наружным корпусом 10, который в свою очередь через профилированные стойки 11 над камерой сгорания 3 соединен с корпусом 12 турбокомпрессора 13.

На промежуточном корпусе 9 закреплен также входной направляющий аппарат 14 компрессора 2, поворотные обогреваемые лопатки 15 которого своими периферийными хвостовиками 16 установлены в наружном кольце 17 и поворачиваются с помощью рычагов 18, которые управляются с помощью поворотного механизма 19, ролики 20 которого катаются по наружной поверхности 21 наружного кольца 17 входного направляющего аппарата 14 компрессора 2. Поворот механизма 19 осуществляют с помощью гидроцилиндра 34, установленного на наружном корпусе 10.

Наружное кольцо 17 направляющего аппарата 14 охватывает рабочее кольцо 22, размещенное над первой рабочей лопаткой 23 ротора компрессора 2 и закрепленное на корпусе 12 турбокомпрессора 13. Наружное кольцо 17 и рабочее кольцо 22 соединены между собой телескопически в осевом направлении с помощью разнесенных между собой в осевом направлении передней 24 и задней 25 цилиндрических поверхностей, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость 26, связанная множеством каналов 27 с проточной частью 28 над первой рабочей лопаткой 23 компрессора 2.

Ротор 29 компрессора 2 установлен в промежуточном корпусе 9 с помощью роликового радиального подшипника 30 и в опоре 31 камеры сгорания 3 с помощью радиально-упорного шарикоподшипника 32.

Крепление двигателя к раме осуществляется за промежуточный корпус 9 (передняя подвеска) и за корпус подвески 33 (задняя подвеска).

Заявляемое устройство работает следующим образом.

При работе двигателя 1 на наружный корпус 10 от системы подвески действуют усилия, стремящиеся изогнуть корпус 10. Однако упругие деформации корпуса 10 от этих усилий минимальны, т.к. жесткость корпуса 10 на изгиб, имеющего увеличенный диаметр, в несколько раз выше, чем корпуса 12 турбокомпрессора 13, что позволяет уменьшить радиальные зазоры между статором и ротором и обеспечить высокий кпд компрессора 2.

Так как радиально-упорный шарикоподшипник установлен на выходе из компрессора, то направления температурных деформаций ротора и статора компрессора 2 совпадают, что также способствует сохранению высокого кпд компрессора 2 при работе двигателя 1.

Т. к. гидроцилиндр 34, управляющий поворотом лопаток 15 входного направляющего аппарата 14, расположен на наружном корпусе 10, закрепленном на промежуточном корпусе 9, на котором также установлен аппарат 14 с механизмом поворота лопаток 19, то взаимная осевая неподвижность гидроцилиндра 34 и механизма 19 также способствует повышению надежности работы компрессора 2. Кольцевая замкнутая полость, связанная множеством каналов с проточной частью компрессора, уменьшает неравномерность потока воздуха на входе в компрессор, повышая тем самым запасы его газодинамической устойчивости.

Источники информации
1. С. А. Вьюнов и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1989, стр. 34, рис. 2.1а.

2. Патент РФ 2036333, МКИ F 04 D 29/54, 27/02, 1995 г.

3. С. А. Вьюнов и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1989, стр. 24, рис. 2.1б.

Похожие патенты RU2204043C2

название год авторы номер документа
СТАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2188969C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Хрящиков М.С.
  • Тункин А.И.
  • Фадеев С.И.
  • Язев В.М.
  • Кузнецов В.А.
RU2241840C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Рудин Л.В.
RU2173796C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2544414C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА 1999
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2166672C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2545110C1
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
  • Торопчин С.В.
  • Тункин А.И.
  • Ошканов Н.М.
RU2179647C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Фадеев С.И.
  • Трушников А.П.
  • Сычев В.К.
  • Язев В.М.
RU2256801C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Иванов В.В.
  • Трубников В.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2211936C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 204 043 C2

Реферат патента 2003 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель включает компрессор, камеру сгорания и турбину, а также промежуточный корпус с закрепленными на нем наружным корпусом двигателя и корпусом турбокомпрессора. Над камерой сгорания наружный корпус двигателя и корпус турбокомпрессора соединены стойками. На выходе из компрессора установлен радиально-упорный шарикоподшипник. На входном промежуточном корпусе закреплен входной поворотный направляющий аппарат, наружное кольцо которого охватывает рабочее кольцо над первой рабочей лопаткой компрессора. Крепление наружного и рабочего колец выполнено с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора. Изобретение повышает кпд и диапазон устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя за счет повышения жесткости корпуса турбокомпрессора на изгиб. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 204 043 C2

Газотурбинный двигатель, включающий компрессор, камеру сгорания и турбину, а также промежуточный корпус с закрепленными на нем наружным корпусом двигателя и корпусом турбокомпрессора, отличающийся тем, что над камерой сгорания наружный корпус двигателя и корпус турбокомпрессора соединены стойками, на выходе из компрессора установлен радиально-упорный шарикоподшипник, при этом на входном промежуточном корпусе закреплен входной поворотный направляющий аппарат, наружное кольцо которого охватывает рабочее кольцо над первой рабочей лопаткой компрессора, причем крепление наружного и рабочего колец выполнено с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204043C2

ВЬЮНОВ С.А
и др
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1989, с
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта 1922
  • Мадьярова А.
  • Туганов Т.
SU24A1
рис
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 1993
  • Максимов И.В.
  • Ошканов Н.М.
  • Тункин А.И.
RU2056544C1
СТАТОР ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2036333C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОРПУСОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Сладков М.К.
  • Марчуков Ю.П.
  • Райков Ю.В.
RU2117796C1
GB 1507156 А, 14.12.1976
US 4246274 A, 20.01.1981
Устройство для формирования растра на экране электронно-лучевой трубки 1987
  • Новиков Анатолий Васильевич
  • Капанин Владимир Александрович
SU1511762A1

RU 2 204 043 C2

Авторы

Решетников Ю.Е.

Сулимов Д.Д.

Кузнецов В.А.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-05-03Подача