СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ ПРИ ИСПЫТАНИИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2001 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2171460C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), в частности к способам снижения уровня вибрации ГТД.

Известны решения по снижению уровня вибрации в роторных машинах (см. патент РФ N 1828166, кл. F 01 D 5/10, F 01 D 25/04, 1995 г.), и в рабочем колесе турбомашины (см. авт. свид. СССР N 1471653, кл. F 01 D 5/16, 1995 г.).

Наиболее близким способом (методикой) к заявляемому изобретению по совокупности признаков является способ снижения уровня вибрации на предъявительских испытаниях газотурбинных двигателей, заключающийся в исследовании основных параметров, узлов двигателя турбокомпрессорной части, включающий исследование узлов - посадки вала на носок, биение рессоры ротора компрессора низкого давления (РКНД), установленной в вал, посадку диска на вал, биение заднего торца фланца вала, дисбаланс облопаченных дисков.

(ТУ N 05.63.028. ред. 2) - принят за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что в известном способе не обеспечивается необходимый уровень снижения вибрации на предъявительских испытаниях (до нормы <40 мм/с), т.к. в нем не предусмотрены исследования параметров других основных узлов ГТД, в частности исследования допуска непрямолинейности в дисках высокого и низкого давления и другие.

Технический результат обеспечение снижения вибрации на предъявительских испытаниях.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном способе (методике) снижения уровня вибрации при испытании газотурбинных двигателей, заключающемся в исследовании основных параметров узлов турбокомпрессорной части двигателя, включающих исследование узлов - посадку вала на носок, биение рессоры, РКНД, установленной в вал, посадку диска на вал, биение заднего торца фланца вала, дисбаланс облопаченных дисков, особенность заключается в том, что проводят исследование допуска непрямолинейности и наличия кольцевых зон занижения на опорных поверхностях в дисках высокого и низкого давления, обеспечивая его величину не > 0,03 мм, производят раскладку по весам комплектов шпилек с гайками, исследуют разнотолщинность распорных колец в зоне втулок ротора компрессора, при этом при исследовании узла биения рессоры подбирают положение рессоры с минимальным биением, при исследовании дисбаланса облопаченных дисков производят перебалансировку до величины остаточного дисбаланса не > 5 г см, а в случае превышения биения > 0,03 мм выполняют проточку фланца вала, также производят доработку дисков за счет снятия припуска по наихудшей стороне, обеспечивая величину разнотолщинности и прямолинейности не > 0,03 мм.

Исследование газотурбинного двигателя на предъявительских испытаниях предлагаемым способом позволяет снизить уровень вибрации и за счет этого повысить надежность работы двигателя в полетах.

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

Проводят исследования основных узлов ГТД на предъявительскую испытаниях на предмет снижения вибрации при разложении по частотам анализатором типа УМ-ЗХ.

Исследуют узлы-посадки вала компрессора низкого давления (КНД) на носок ротора КНД в сборочном цехе, при обнаружении отличия диаметров узел дорабатывают, при превышении биения рессоры КНД, установленной в вал КНД, подбирают положение рессоры с минимальным биением, при неполучении посадки диска турбовинтового двигателя (ТВД) на вал КВД также производят доработку диска ТВД для обеспечения посадки с натягом 0,01-0,04 мм, далее исследуют биение заднего торца фланца вала ЕВД, обеспечивая биение не > 0,03 мм, исследуют дисбаланс облопаченных дисков (Dост), при Dост > 15 гсм перебалансировывают до величины Dост не > 5 гсм, при этом дополнительно проводят исследования узлов допуска прямолинейности в дисках высокого и низкого давления, обеспечивая его величину не > 0,03 мм, раскладку по весам комплектов шпилек с гайками, разнотолщинность распорных колец в зоне втулок ротора компрессора и наличие кольцевых зон занижения на опорных поверхностях дисков.

Таким образом, за счет исследования дополнительных узлов и устранения в них дефектов, влияющих на снижения вибрации данных узлов и двигателя в целом, существенно снижается уровень вибрации ГТД и, как следствие, повышается надежность работы двигателя в полетах.

Похожие патенты RU2171460C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Васневский Владимир Антонович
  • Крутяков Сергей Станиславович
  • Шарафиев Владимир Лотфуллович
RU2784762C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2544419C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551246C1
УЗЕЛ ОТСОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ В РОТОРЕ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2522233C1
СПОСОБ СБОРКИ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ДИСКОМ ТУРБИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Мальцев Н.Е.
RU2102216C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551142C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2555940C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2544636C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2545111C1
РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2514820C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ ПРИ ИСПЫТАНИИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение предназначено для снижения уровня вибрации газотурбинных двигателей. Для обеспечения снижения уровня вибрации проводят исследования допуска непрямолинейности и наличия кольцевых зон занижения на опорных поверхностях в дисках высокого и низкого давления, обеспечивая его величину не > 0,03 мм, производят раскладку по весам комплектов шпилек с гайками, исследуют разнотолщинность распорных колец в зоне втулок ротора компрессора. Такой способ позволяет существенно снизить уровень вибрации газотурбинных двигателей и как следствие повысить надежность его работы в полетах. 4 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 171 460 C1

1. Способ (методика) снижения уровня вибрации при испытании газотурбинных двигателей, заключающийся в исследовании основных параметров узлов турбокомпрессорной части двигателя, включающий исследование узлов - посадки вала на носок, биение рессоры ротора компрессора низкого давления, установленной в вал, посадку диска на вал, биение заднего торца фланца вала, дисбаланс облопаченных дисков, отличающийся тем, что проводят исследование допуска непрямолинейности и наличия кольцевых зон занижения на опорных поверхностях в дисках высокого и низкого давления, обеспечивая его величину не > 0,03 мм, проводят раскладку по весам комплектов шпилек с гайками, исследуют разнотолщинность распорных колец в зоне втулок. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при исследовании узла биения рессоры подбирают положение с минимальным биением. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что при исследовании дисбаланса облопаченных дисков производят перебалансировку до величины остаточного дисбаланса не > 5 гсм. 4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что в случае превышения биения > 0,03 мм выполняют проточку торца фланца вала. 5. Способ по пп.1 - 4, отличающийся тем, что производят доработку дисков за счет снятия припуска по наихудшей стороне, обеспечивая величину разнотолщинности и прямолинейности не > 0,03 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2171460C1

ДОРОФЕЕВ В.М
и др
Испытания воздушно-реактивных двигателей
- М.: Оборонгиз, 1961,с.135
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД 1996
  • Виноградов Ю.В.
  • Виноградов В.Ю.
RU2118810C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН ПО ВИБРАЦИИ КОРПУСА 1996
  • Костюков В.Н.
  • Бойченко С.Н.
  • Костюков А.В.
RU2103668C1
РОТОРНАЯ МАШИНА (ЕЕ ВАРИАНТЫ) 1989
  • Гельфенбейн Л.С.
RU1828166C
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ 1987
  • Иванов Е.Н.
SU1471653A1
EP 0459946 A1, 04.12.1991
DE 2921976 A, 06.12.1979.

RU 2 171 460 C1

Авторы

Щербаков В.В.

Манапов И.У.

Сыроежкин О.В.

Яханов Е.А.

Багаутдинов А.М.

Даты

2001-07-27Публикация

1999-12-02Подача