СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА Российский патент 2001 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2171893C2

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Известен способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм, которые ведут во встречном направлении, с разделением карьерного поля на две части, образуемые пересечением встречных наклонных транспортных и предохранительных берм [1].

Недостатком способа является большие объемы горноподготовительных и вскрышных работ.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм [2, 3].

Однако данный способ характеризуется относительно большими объемами горноподготовительных и вскрышных работ.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе отстройки нерабочего борта карьера, включающем сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм, отстройку борта ведут с делением первого витка транспортной бермы, сооружаемой со дна карьера, на внутреннюю и внешнюю зону, при этом внутренняя зона витка сооружается с горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы.

В предполагаемом способе новыми признаками в сравнении с прототипом являются:
- деление первого витка транспортной бермы, сооружаемой со дна карьера на внутреннюю и внешнюю зону;
- сооружение внутренней зоны витка горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне на наклонные предохранительные бермы.

Указанные новые признаки исключают недостатки существующих способов отстройки нерабочего борта карьера и обеспечивают следующие положительные свойства:
- деление первого витка транспортной бермы на зоны позволяет установить четкую границу перехода с горизонтальных предохранительных берм на наклонные предохранительные бермы;
- сооружение внутренней зоны витка горизонтальными предохранительными бермами, позволяет ликвидировать увеличение площади дна карьера за счет нарезки наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна карьера, а также уменьшить объем горноподготовительных работ (ГПР);
- сооружение внешней зоны витка наклонными предохранительными бермами, позволяет перейти на втором витке транспортной бермы к сооружению параллельных транспортных и предохранительных берм.

Способ поясняется чертежами. На фиг. 1 - показан существующий способ отстройки бортов с наклонными предохранительными бермами в глубинной части карьера; на фиг. 2 - зависимость дополнительной площади и количества наклонных берм от площади дна карьера; на фиг. 3 - границы зон витка транспортной бермы; на фиг. 4 - способ отстройки нерабочего борта в глубинной части карьера; на фиг. 5 - развитие горных работ на горизонтах. На приведенных чертежах указаны следующие обозначения: 1 - транспортная берма; 2 - наклонная предохранительная берма; 3 - линия границы внутренней и внешней зоны витка транспортной бермы; 4 - горизонтальные предохранительные бермы; 5 - контур оконтуривающих скважин.

Для раскрытия технической сущности и преимуществ предлагаемого изобретения приведен пример, где отстроены условные карьеры существующим и предлагаемым способами. Условный карьер представляет собой округлую форму, с крутопадающим трубообразным рудным телом площадью 235 тыс.м2. Исходными параметрами берм и уступов приняты: ширина предохранительных берм - 10-15 м; ширина транспортных берм - 20-30 м; высота нерабочего уступа - 30 м; угол откоса уступа - 70o; уклон транспортной бермы - 80%.

На фиг. 1 показан существующий способ отстройки нерабочего борта с наклонными предохранительными бермами. Как видно из чертежа, по мере подъема транспортной бермы 1 на высоту нерабочего уступа со дна карьера отстраиваются параллельно к транспортной берме 1 наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2, НПБ3, НПБ4 и НПБ5). При сооружении транспортной бермы 1 с горизонта 30 м на горизонт 60 м высота нерабочего уступа достигает принятой высоты - 30 м, тогда со дна карьера параллельно к транспортной берме 1 сооружают наклонную предохранительную берму 2 (HПБ1). Для сооружения этой наклонной предохранительной бермы 2 (НПБ1), площадь дна карьера увеличивают на величину ΔS1 (фиг. 1 заштриховано). Когда транспортная берма 1 отстраивается с горизонта 60 м на горизонт 90 м, со дна карьера сооружают вторую наклонную предохранительную берму 2 (НПБ2) и так далее.

Таким образом, транспортная берма 1 сооружается со дна карьера на один виток, т.е. с горизонта 30 м до горизонта 210 м и поднимается на высоту 180 м. Высота нерабочего уступа в данном примере принята равной 30 м, тогда количество наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна карьера равно

где Hn - высота подъема, м;
hну - высота нерабочего уступа, м.


В существующем способе отстройки нерабочего борта карьера сооружение наклонных предохранительных берм производят со дна карьера, что приводит к увеличению его площади на величину суммы площадей "треугольников прирезки" (фиг. 1 заштрихованы). Величина дополнительной площади определяется по формуле
ΔSn= 1,25[B2т.б

+Bп.б(n-l)], м2 (2)
где Bт.б. - ширина транспортной бермы, м;
Вп.б. - ширина наклонных предохранительных берм, м;
n - количество наклонных предохранительных берм.

Дополнительная площадь дна карьера ΔSn в зависимости от количества наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна карьера, изменяется от 605 м2 до 1750 м2 (фиг. 2, ΔSn= f(S).

По данным проектных расчетов, при увеличении площади дна карьера от 20 тыс. м2 до 400 тыс.м2, количество наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна, увеличивается от одной бермы до пяти берм (фиг. 2, n = f(s)).

Способ осуществляется следующим образом:
- отстройку нерабочего борта ведутся со дна карьера, при этом сооружение транспортной бермы 1 производится на один виток.

Данный виток транспортной бермы 1 делится на внутреннюю (б) и внешнюю (а) зоны. Граница этих зон показана линией 3 (фиг. 3);
- транспортную берму 1 (фиг. 4) с горизонта 30 м поднимают на горизонт 60 м. На горизонте 60 м сооружают горизонтальную предохранительную берму 4 (ГПБ1) до границы зон 3, а затем переходят на наклонную предохранительную берму 2 (НПБ1). Таким образом, по мере подъема транспортной бермы 1 во внутренней зоне витка сооружаются горизонтальные предохранительные бермы 4 (ГПБ2, ГПБ3, ГПБ4, ГПБ5) на горизонтах 90 м; 120 м; 150 м; 180 м, переходящих во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы (НПБ2, НПБ3, НПБ4, НПБ5).

На фиг. 5 показано развитие горных работ на горизонтах. Высоту рабочих уступов принимают 15 м, уступы при погашении сдваивают, т.е. нерабочая высота уступа равна 30 м. Горные работы ведут экскаваторами ЭКГ-8И, а транспортирование горных пород осуществляют автосамосвалами БелАЗ - 548. В период развития горных работ по конечному контуру проводят транспортную берму 1 с горизонта 120 м на горизонт 105 м. Ширина транспортной бермы 1 в период проходки равна 35 м, длина 187,5 м. По мере углубления транспортной бермы 1, во внешней зоне витка, сооружают наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2, НПБ3, НПБ4, НПБ5), а во внутренней зоне витка сооружают горизонтальные предохранительные бермы 4 (ГПБ5, ГПБ4) на горизонтах 180 м и 150 м. По горизонту 120 м горизонтальная предохранительная берма 4 (ГПБ3) находится в стадии формирования.

Наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2, НПБ3) сооружают до горизонта 120 м. Наклонная предохранительная берма 2 (НПБ4) сооружается до горизонта 150 м, а затем переходит на горизонтальную предохранительную берму 4 (ГПБ4). Наклонная предохранительная берма 2 (НПБ5) сооружается до горизонта 180 м, а также затем переходит на горизонтальную предохранительную берму 4 (ГПБ5).

После проходки транспортной бермы 1 на горизонт 105 м вводят экскаваторы N 1, 2, 3, 4, которые ведут отработку данного горизонта в двух противоположных направлениях. Экскаваторы N 2, 3 работают в противоположном направлении вскрытия для формирования внутренней зоны витка транспортной бермы 1. По горизонту 120 м станками БС N 3 и БС N 2 обуривают оконтуривающие скважины 5 для формирования горизонтальной предохранительной бермы 4 (ГПБ3).

Экскаватор N 1 работает по формированию транспортной бермы 1, пройденной с горизонта 120 м на горизонт 105 м. Буровой станок БС N 1 обуривает оконтуривающие скважины 5. Экскаватор N 4 работает для формирования внешней зоны витка. При подходе линии фронта горных работ, к внешней зоне витка, формируют наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2) по контуру оконтуривающих скважин 5.

Объемы горных работ при существующем и предлагаемом способах отстройки нерабочего борта карьера приведены в таблице.

Из таблицы следует, что при существующем способе отстройки нерабочего борта карьера объем вскрышных и горноподготовительных работ составляет соответственно 37580,5 тыс.м3 и 4798 тыс.м3, тогда как при предлагаемом способе этот объем равен 36576,1 тыс.м3 и 2989,75 тыс.м3. Таким образом, сокращения объемов вскрыши и горноподготовительных работ составляет соответственно на 1004,4 тыс.м3 и 1804 тыс.м3.

Следовательно, применение предлагаемого способа отстройки нерабочего борта карьера позволит существенным образом улучшить технико-экономические показатели горных работ за счет снижения объема вскрышных работ на 2,7% и горноподготовительных работ на 60%. Кроме того, за счет сокращения объема траншейных работ, связанных с проходкой наклонных предохранительных берм, уменьшается износ экскаваторов, в результате чего увеличивается срок их службы.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 621875, кл. E 21 C 41/02, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР N 497407, кл. E 21 C 41/02, 1970.

3. Галкин А.M., Галкин В.А., Попов В.И. Опыт проектирования и строительства карьеров с наклонными предохранительными бермами - М.: Цветметинформация, 1977. - 35 с.

Похожие патенты RU2171893C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 2002
  • Александров И.Н.
  • Ведин А.Т.
  • Пономарёв С.Ф.
  • Акишев А.Н.
  • Бахтин В.А.
RU2213223C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 2011
  • Семёнов Александр Сергеевич
  • Кава Павел Борисович
  • Пономарев Андрей Иванович
RU2475648C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 2011
  • Зобнин Владислав Иванович
  • Кольцов Павел Викторович
  • Иванов Юрий Станиславович
  • Палютина Евгения Николаевна
  • Головина Олеся Николаевна
  • Захаров Илья Владимирович
RU2474692C2
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА 1996
  • Милушков В.А.
  • Радьков В.А.
  • Новоселецкий А.П.
  • Калашников В.Я.
  • Ялпута Г.В.
  • Усачев В.М.
  • Юрин Н.Н.
RU2118456C1
Способ отстройки нерабочего борта глубокого карьера 2019
  • Андросов Артур Дмитриевич
  • Заровняев Борис Николаевич
  • Шубин Григорий Владимирович
  • Собакина Мария Петровна
RU2713844C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2005
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Нехаев Владимир Аркадьевич
RU2294434C1
Способ отработки глубоких карьеров в криолитозоне 2018
  • Андросов Артур Дмитриевич
  • Шубин Григорий Владимирович
  • Заровняев Борис Николаевич
  • Седалищева Сахаяна Ивановна
RU2676352C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ 1995
  • Андросов А.Д.
  • Самохин А.В.
  • Зубков В.П.
  • Саввинов К.Н.
  • Изаксон В.Ю.
  • Леоненко В.Н.
  • Гринев В.Г.
  • Ганченко М.В.
RU2099528C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 2001
  • Александров И.Н.
  • Шубин Г.В.
RU2206748C1
Способ отстройки нерабочих бортов глубоких карьеров 1990
  • Дриженко Анатолий Юрьевич
  • Мартыненко Владимир Петрович
  • Бенько Николай Петрович
  • Гонцул Владимир Алексеевич
  • Воробьев Аркадий Иванович
  • Коноревский Виктор Леонидович
  • Будков Вячеслав Петрович
  • Киянец Александр Васильевич
SU1721244A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 171 893 C2

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Отстройку нерабочего борта ведут с делением первого витка транспортной бермы, сооружаемой со дня карьера, на внутреннюю и внешнюю зону, при этом внутренняя зона витка сооружается с горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы. Применение предлагаемого способа позволит улучшить технико-экономические показатели горных работ - снижение объема вскрышных и горноподготовительных работ; позволит уменьшить износ экскаваторов. 5 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 171 893 C2

Способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм, отличающийся тем, что отстройку ведут с делением первого витка транспортной бермы, сооружаемого со дна карьера, на внутреннюю и внешнюю зону, при этом внутреннюю зону витка сооружают с горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2171893C2

Способ отстройки нерабочего борта карьера 1970
  • Галкин Алексей Михеевич
  • Симаков Петр Георгиевич
  • Царьков Николай Емельянович
  • Ржевский Владимир Васильевич
  • Фисенко Георгий Лаврентьевич
  • Долинин Константин Александрович
  • Сисин Александр Георгиевич
  • Туринцев Юрий Иванович
  • Харитонов Юрий Михайлович
  • Анистратов Юрий Иванович
  • Попов Сергей Иванович
  • Ермаков Иван Ильич
SU497407A1
Способ отстойки нерабочего борта карьера 1976
  • Александров Илья Николаевич
  • Андросов Артур Дмитриевич
  • Разживин Вячеслав Михайлович
SU621875A1
Способ отстройки нерабочего борта карьера Ю.Г.Желябовского 1989
  • Желябовский Юрий Григорьевич
SU1694900A1
Способ отстройки нерабочих бортов глубоких карьеров 1990
  • Дриженко Анатолий Юрьевич
  • Мартыненко Владимир Петрович
  • Бенько Николай Петрович
  • Гонцул Владимир Алексеевич
  • Воробьев Аркадий Иванович
  • Коноревский Виктор Леонидович
  • Будков Вячеслав Петрович
  • Киянец Александр Васильевич
SU1721244A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 1993
  • Андросов Артур Дмитриевич
  • Гринев Владимир Герасимович
  • Ганченко Михаил Васильевич
  • Саввинов Константин Николаевич
  • Самохин Анатолий Васильевич
  • Изаксон Всеволод Юльевич
  • Леоненко Валерий Николаевич
  • Зубков Владимир Петрович
RU2034150C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 1994
  • Галкин А.М.
  • Головнев А.И.
  • Гузынин В.Г.
  • Зотеев В.Г.
  • Кольев А.С.
  • Килин А.Б.
  • Наумов С.А.
  • Новиков Н.А.
  • Сеньчковский В.Н.
RU2084633C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ 1995
  • Андросов А.Д.
  • Самохин А.В.
  • Зубков В.П.
  • Саввинов К.Н.
  • Изаксон В.Ю.
  • Леоненко В.Н.
  • Гринев В.Г.
  • Ганченко М.В.
RU2099528C1
RU 94035314 А1, 20.04.1997
RU 94044181 А1, 27.10.1996.

RU 2 171 893 C2

Авторы

Александров И.Н.

Самохин А.В.

Заровняев Б.Н.

Шубин Г.В.

Вычужин Т.А.

Даты

2001-08-10Публикация

1999-06-01Подача