Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на самолетах с дозвуковой и околозвуковой скоростями полета.
Известно, что сбегающие с концов крыла вихри приводят к возникновению индуктивного сопротивления, что обуславливает снижение аэродинамического качества самолета.
На формирование и интенсивность концевых вихрей оказывает непосредственное влияние законцовка крыла, форма и положение которой может способствовать уменьшению концевых вихрей на определенных режимах полета.
Известны законцовки крыла в виде концевых "крылышек" (Житомирский Г.И. Конструкция самолета. - М. Машиностроение 1991 г., с. 94, рис. 2.68), которые за счет использования скосов потока с внешней стороны концевых вихрей снижают потери аэродинамического качества самолета.
Однако такие устройства сложны по форме, имеют большие габариты и вес, требуют увеличения жесткости крыла, что приводит к перетяжелению конструкции.
Известна также законцовка крыла, установленная в плоскости крыла и имеющая уступ по передней кромке (патент РФ N 2063365, кл. B 64 C 3/10, 1993 г. ). Снижение потерь аэродинамического качества самолета в этом техническом решении осуществляется за счет создания дополнительной подсасывающей силы на передней кромке уступа, обтекаемого концевым вихрем.
Законцовки с уступом были использованы на самолете-амфибии Бе-200, в результате чего был снижен вес крыла, повышены характеристики по флаттеру, улучшены аэродинамические и летные характеристики самолета.
Однако на стреловидном крыле при больших околозвуковых скоростях потери аэродинамического качества становятся существенными, а такая законцовка - малоэффективной.
Известна законцовка крыла, выполненная с профилями увеличенной по сравнению с крылом кривизной и углами крутки, при этом торцевая кромка законцовки перед уступом выполнена острой, плавно переходящей в тупую переднюю кромку законцовки за уступом, а линия максимальных толщин надхордовой части профилей законцовки за уступом смещена по верхнему контуру назад и расположена в диапазоне (60-80)% местной хорды законцовки (патент РФ N 2086467, кл. B 64 C 3/10).
Однако из-за возникновения раннего срыва потока с хвостовой части законцовки от чрезмерной диффузорности схода профилей по верхней поверхности был получен лишь незначительный положительный эффект.
Задачей изобретения является повышение аэродинамического качества самолета как при дозвуковых, так и при околозвуковых скоростях полета.
Технический результат достигается тем, что у законцовки крыла самолета, имеющей уступ по передней кромке и составленной из профилей увеличенной по сравнению с крылом кривизной и углами крутки, хвостовая часть выполнена конусообразной формы с удаленной назад вершиной от задней кромки крыла на расстояние (0,2 - 0,4) bк, где bк - концевая хорда крыла. Размер конусообразной формы хвостовой части законцовки и удаление назад ее вершины от задней кромки крыла связан с формой и толщиной концевого профиля и определяется из условия плавного безотрывного схода потока с конусообразной хвостовой ее части.
На фиг. 1 изображена законцовка крыла в плане; на фиг. 2 - схема обтекания профилей предлагаемой законцовки и прототипа; на фиг. 3 - схема обтекания (вид спереди); на фиг. 4 - то же (вид в плане); на фиг. 5 - распределение скосов потока перед передней кромкой уступа.
Как видно из фиг. 1 крыло 1 самолета имеет законцовку 2, выполненную с уступом 3 по передней кромке 4, профили увеличенной по сравнению с крылом кривизной 5 (фиг. 2) и углами крутки 6, хвостовую часть 7 конусообразной формы и удаленной назад вершиной 8 от задней кромки 9 крыла 1 на расстояние (0,2 - 0,4) bк, где bк - концевая хорда крыла. Показан безотрывный сход потока 10 вместо срыва потока 11 в прототипе (фиг. 2) с хвостовой конусообразной части 7, первый вихрь 12 (фиг. 3, 4, 5), вызывающий скосы потока 13 (фиг. 5) с внешней стороны до уступа 3, а также вихри 14 (фиг. 3, 4), отсос потока 15 (фиг. 4) с концевой части крыла, возникающий от вихри 12.
Устройство работает следующим образом. При обтекании крыла в его концевой части образуется вихрь 12, который до уступа 3 вызывает благоприятный скос вверх потока 13 с внешней стороны уступа. Благодаря этому создается дополнительная подсасывающая сила на передней кромке уступа 3, а прохождение вихря 12 над верхней поверхностью крыла создает отсос потока 15 и дополнительное разряжение. Эффективность отсоса потока 15 усиливается за счет появления вихрей 14, сбегающих с кромок конусообразной хвостовой части 7 законцовки 2.
Кроме того, конусообразная хвостовая часть уменьшает относительную толщину законцовки. Это позволяет затянуть по скорости возникновение сверхзвуковых зон и, таким образом, использовать изобретение на околозвуковых скоростях полета.
Исследования в аэродинамической трубе проводились на модели самолета с крылом стреловидностью 33o, удлинением 9, сужением 4 и относительными толщинами 12 - 11 - 10%. Предлагаемая законцовка по сравнению с прототипом позволяет увеличить максимальное аэродинамическое качество как на малых, так и на околозвуковых скоростях. При скорости потока, соответствующей числу М = 0,84, переход от законцовки - прототипа к предлагаемой дал возможность увеличить максимальное аэродинамическое качество модели на Δ Kmax = 0,2.
В случае использования предлагаемого изобретения на среднемагистральном пассажирском самолете при среднем годовом налете 3000 час и стоимости керосина 7840 руб. за тонну годовая экономия на один самолет составит примерно 6,0 млн. руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2637233C1 |
ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2012 |
|
RU2495787C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ВИХРЕВОГО СЛЕДА МЕХАНИЗИРОВАННОГО КРЫЛА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2174483C2 |
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2266233C1 |
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2063365C1 |
СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО | 2002 |
|
RU2228282C2 |
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2242400C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА | 1994 |
|
RU2086467C1 |
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2216480C2 |
Аэродинамический профиль | 2020 |
|
RU2736402C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на самолетах с дозвуковой и околозвуковой скоростями полета. Законцовка крыла самолета имеет уступ по передней кромке. Законцовка крыла самолета составлена из профилей с увеличенной по сравнению с крылом кривизной и углами крутки. Хвостовая часть законцовки выполнена конусообразной формы с удаленной назад вершиной от задней кромки крыла на расстояние, равное (0,2 - 0,4)•bк, где bк - концевая хорда крыла. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении аэродинамического качества самолета как при дозвуковых, так и при околозвуковых скоростях полета. 5 ил.
Законцовка крыла самолета, имеющая уступ по передней кромке и составленная из профилей с увеличенной по сравнению с крылом кривизной и углами крутки, отличающаяся тем, что хвостовая часть законцовки выполнена конусообразной формы с удаленной назад вершиной от задней кромки крыла на расстояние (0,2 - 0,4) • bк, где bк - концевая хорда крыла.
КРЫЛО САМОЛЕТА | 1994 |
|
RU2086467C1 |
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2063365C1 |
US 5634613 A, 03.06.1997 | |||
US 5992793 A, 30.11.1999 | |||
DE 3835213 A1, 10.05.1990 | |||
US 4108403 A, 22.08.1978 | |||
US 4477042 A, 16.10.1984. |
Авторы
Даты
2001-09-20—Публикация
2000-07-10—Подача