СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО Российский патент 2004 года по МПК B64C3/14 

Описание патента на изобретение RU2228282C2

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для проектирования стреловидных крыльев для дозвуковых самолетов.

Известны различные схемы стреловидных крыльев (см. Техническая информация ЦАГИ №23, 1980 года, авторское свидетельство 1580737 по классу: 6 В 64 С 3/14, энциклопедию "Авиация" под редакцией Г.П.Свищева, издательство "Российские энциклопедии", М., 1988 г.) В последнее время такие крылья выполняются с использованием сверхкритических профилей.

Прототипом предлагаемого решения является крыло самолета Ту-204, защищенное авторским свидетельством СССР №1783723, кл. В 64 С 3/14. Для повышения аэродинамического качества и уменьшения волновых потерь на этом крыле сверхкритические профили выполнены со средними линиями, имеющими на участке от 10 до 40% местных хорд "полочный" характер с отношением соответствующих ординат средних линий 0,75-1,0. Это позволяет получить относительно высокие значения аэродинамического качества до скоростей, соответствующих числам М<0,75-0,8. Однако крыло-прототип, использующее "эффект закрылка", создает большие отрицательные значения коэффициента продольного момента при нулевой подъемной силе (mzo~-0,1), что приводит к значительным потерям качества на продольную балансировку самолета.

Кроме того, углы схода в хвостовой части профиля на верхней поверхности достигают 14-15 градусов, что приводит к появлению ранних отрывов потока не только на крейсерских числах М, но и на взлетно-посадочных углах атаки.

Задачей настоящего изобретения является увеличение значений балансировочного аэродинамического качества и максимальных эксплуатационных скоростей полета самолета до скоростей, соответствующих числам М=0,85-0,92, а также существенное уменьшение неблагоприятных отрицательных значений коэффициента mzo.

Для достижения этой цели крыло сформировано как единая пространственная система на базе неплоской срединной поверхности, имеющей в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовых частях при и положительной вогнутостью f=0,015-0,02 при , а при переходе от бортовых сечений далее по размаху отрицательная вогнутость постепенно исчезает и положения максимальной положительной вогнутости плавно смещаются назад по хорде от значений у борта до значений в концевых сечениях, при этом максимальные относительные толщины профилей располагаются при , а верхние образующие профилей выполнены так, что на расчетных режимах максимальные разрежения не превышают предельно допустимых значений Срмахдоn, а углы наклона верхней поверхности у задней кромки имеют величины не более 7 градусов.

На фиг.1 показана схема и форма в плане скоростного стреловидного крыла. На фиг.2. совмещены основные сечения (профили условно развернуты для более наглядной демонстрации изменения формы профилей по сечениям). На фиг.3 показано сравнение предлагаемого решения и "сверхкритического" профиля. На фиг.4 показаны средние линии крыла-прототипа в различных сечениях по размаху. На фиг.5 показаны средние линии предлагаемого крыла в различных сечениях по размаху. На фиг.6 приведен закон изменения угла геометрической крутки по размаху предлагаемого крыла. На фиг.7 дан примерный закон изменения максимальной относительной толщины крыла по размаху крыла. На фиг.8 показано сравнение расчетных зависимостей mz=f(Cy) для крыла-прототипа и предлагаемого крыла. На фиг.9 представлены ожидаемые зависимости балансировочного максимального аэродинамического качества для предлагаемого крыла и лучших из прототипов.

Предлагаемое скоростное стреловидное крыло 1 состоит из центроплана 2 с углом стреловидности по передней кромке χпк=25-35 градусов и консолей 3 с меньшим углом стреловидности по передней кромке (χпкк=0-30 градусов). Крыло известными методами закреплено с фюзеляжем самолета 4 (фиг.1).

Сечения крыла образованы профилями 5 (фиг.2). Предлагаемое крыло создается на базе пространственной срединной поверхности, включающей определенные формы средних линий и закон изменения геометрической крутки по размаху, найденные из решения задач оптимизации при заданных условиях. В бортовых сечениях крыла средние линии имеют S-образную форму с отрицательной вогнутостью в хвостовой части и положительной вогнутостью fmax~0,02 при . Далее по размаху положение максимальной положительной вогнутости плавно смещается до значения , а отрицательная вогнутость исчезает. Каждое сечение крыла устанавливается под определенным углом геометрической крутки. Закон распределения угла геометрической крутки по размаху является нелинейным.

Для выбранного распределения максимальных относительных толщин профилей крыла по размаху с учетом выбранной формы в плане определяются ординаты "у" верхней поверхности крыла в точках расположения максимальных толщин хсмах=0,51-0,56. Эти точки лежат ниже по потоку, чем точки максимальной вогнутости Xfmaxв.сmах = Уcpл(xCmax))+Cmax/2. В каждом поточном сечении крыла через точки (0, 0), (Хсmах, Увсmах), (1,0) при одновременном выполнении условия по ограничению угла схода на задней кромке (σ=6-7 градусов) проводятся верхние образующие крыла. Ограничивающим для построения является условие, что максимально допустимое разрежение не должно превышать величин, соответствующих значениям коэффициента давления Срмахдоn, который может быть приближенно вычислен по формуле:

где γ=1, 4 - коэффициент адиабатического расширения;

χ - угол стреловидности по передней кромке крыла;

М - число М полета.

Нижние образующие профилей в поточных сечениях определяются из соотношения ун =

Ув-2усрл.

Таким образом, геометрическая форма предлагаемого крыла оказывается полностью определена.

Преимущества предлагаемого скоростного крыла иллюстрируют зависимости на фиг.7 и 8.

Во-первых, предлагаемое крыло не имеет больших отрицательных значений коэффициента mzo в отличие от крыла-прототипа. Это объясняется тем, что предлагаемое крыло имеет в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовой части (фиг.2), а крыло-прототип имеет большую положительную вогнутость средних линий в хвостовой части во всех сечениях по размаху. Уменьшение отрицательных значений mzo уменьшает потери аэродинамического качества на балансировку, снижает отрицательное нагружение горизонтального оперения, что увеличивает суммарную подъемную силу и уменьшает лобовое сопротивление самолета в целом. Увеличение максимальных крейсерских скоростей (чисел М) обусловлено тем, что верхняя поверхность крыла спроектирована так, что максимальное разрежение на ней не превышает допустимых значений коэффициента давления на расчетном режиме (Мрасч =

0,85-0,87) и поэтому волновые потери являются относительно слабыми. К тому же уменьшение углов наклона верхней поверхности в хвостовой части профилей на предлагаемом крыле устраняет возможность возникновения ранних отрывов на расчетных крейсерских режимах и на взлетно-посадочных режимах. В целом отмеченные особенности способствуют уменьшению сопротивления и повышению значений Кмах, а также улучшает характеристики устойчивости и управляемости самолета.

Все отмеченные качества и преимущества предложенного решения подтверждены расчетами и испытаниями.

Похожие патенты RU2228282C2

название год авторы номер документа
СКОРОСТНОЕ КРЫЛО 2003
  • Климов Валентин Тихонович
  • Кораблев Георгий Яковлевич
  • Метелица Сергей Владимирович
  • Суринов Татевос Романович
RU2311315C2
ПРЯМОЕ СКОРОСТНОЕ КРЫЛО 2003
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгинович
  • Ермишин Александр Викторович
  • Климов Валентин Тихонович
  • Метелица Сергей Владимирович
  • Суринов Татевос Романович
RU2314971C2
ПРЯМОЕ СКОРОСТНОЕ КРЫЛО 2006
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгинович
  • Климов Валентин Тихонович
RU2314970C1
САМОЛЕТ, СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2006
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Литвинов Максим Сергеевич
  • Светлов Максим Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Кантемиров Дмитрий Викторович
RU2384472C2
РЕГИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2003
  • Ермишин Александр Викторович
  • Климов Валентин Тихонович
  • Медведев Михаил Аркадьевич
  • Метелица Сергей Владимирович
  • Суринов Татевос Романович
RU2312792C2
Крыло летательного аппарата 2018
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Пейгин Сергей Владимирович
RU2679104C1
Крыло летательного аппарата 2019
  • Брагин Николай Николаевич
  • Пейгин Сергей Владимирович
RU2707164C1
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Пейгин Сергей Владимирович
RU2600413C1
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Янин Владимир Викторович
RU2540293C1
Крыло летательного аппарата 2019
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Пейгин Сергей Владимирович
RU2713579C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 228 282 C2

Реферат патента 2004 года СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло сформировано как единая пространственная система на базе неплоской срединной поверхности, имеющей в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовых частях при >0,7-0,8 и положительной вогнутостью f=0,015-0,02 при =0-0,7, а при переходе от бортовых сечений далее по размаху отрицательная вогнутость постепенно исчезает и положения максимальной положительной вогнутости плавно смещаются назад по хорде от значений =0,3 у борта до значений =0,5 в концевых сечениях. Максимальные относительные толщины профилей располагаются при =0,51-0,56, а верхние образующие профилей выполнены так, что на расчетных режимах максимальные разрежения не превышают предельно допустимых значений, а углы наклона верхней поверхности у задней кромки имеют величины не более 7 градусов. Изобретение направлено на увеличение эксплуатационных скоростей и максимального балансировочного аэродинамического качества крыла. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 228 282 C2

Скоростное стреловидное крыло дозвукового самолета, состоящее из центроплана и консоли, выполненное с удлинением λ=9-11, сужением η=3,5-4,2, углами стреловидности по передней кромке =25-35°, отличающееся тем, что крыло сформировано как единая пространственная система на базе неплоской срединной поверхности, имеющей в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовых частях при >0,7-0,8 и положительной вогнутостью f=0,015-0,02 при =0-0,7, а при переходе от бортовых сечений далее по размаху отрицательная вогнутость постепенно исчезает и положения максимальной положительной вогнутости плавно смещаются назад по хорде от значений =0,3 у борта до значений =0,5 в концевых сечениях, при этом максимальные относительные толщины профилей располагаются при =0,51-0,56, углы наклона верхней поверхности у задней кромки имеют величины не более 7°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2228282C2

СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО 1987
  • Бюшгенс Г.С.
  • Воробьев Ю.В.
  • Жукова Р.А.
  • Кощеев А.Б.
  • Махоткин Г.В.
  • Некрасова М.Н.
  • Павловец Г.А.
  • Свищев Г.П.
  • Скоморохов С.И.
  • Туполев А.А.
  • Черемухин Г.А.
  • Юдин Г.А.
  • Разбегаева Л.В.
SU1580737A1
US 4245804 A, 20.01.1981
Измеритель амплитудно-частотных характеристик пьезопреобразователей 1974
  • Милюс Пранас-Бернардас Прано
  • Кажис Римантас-Ионас Юозо
SU505133A1

RU 2 228 282 C2

Авторы

Васильев Л.Е.

Климов В.Т.

Кротков Д.П.

Метелица С.В.

Даты

2004-05-10Публикация

2002-07-12Подача