Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем.
Известен ряд противопожарных устройств, например огнепреградитель, содержащий ограничительную заслонку и эластичную емкость, соединенную с системой подачи жидкости (SU 1533702 A, 07.01.1990).
Но такая система сложная в эксплуатации и недостаточно надежна.
Наиболее близким к предлагаемому является противопожарный клапан для воздуховодов, содержащий установленные в корпусе на осях и соединенные с легкоплавким замком поворотные створки, каждая из которых выполнена из двух пластин, и вспучивающийся огнезащитный материал (SU 1443882 А1, 15.12.1988).
Однако такая конструкция недостаточно надежно перекрывает воздуховод, так как створки неплотно смыкаются, а сквозные крепежные элементы служат тепловыми мостами, что также снижает эксплуатационные возможности клапана.
Задачей изобретения является создание противопожарного клапана для воздуховодов, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в повышении надежности и эксплуатационных возможностей клапана.
Этот технический результат в противопожарном клапане для воздуховодов, содержащем установленные в корпусе на осях и соединенные с легкоплавким замком поворотные створки, каждая из которых выполнена из двух пластин, и вспучивающийся огнезащитный материал, достигается тем, что клапан содержит фиксирующий механизм, установленный на рукоятке открытия поворотных створок, при этом вспучивающийся огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности поворотных створок коробчатой формы, заполненных теплоизоляционным материалом, пластины поворотных створок имеют зигзагообразное сечение, а центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскости поворотных створок, причем длина крепежных элементов, с помощью которых поворотные створки крепятся на осях, меньше толщины поворотных створок, а легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса.
Кроме того, легкоплавкий замок содержит зацепляющий механизм, выполненный в виде стержня, установленного на штыре, закрепленном в люке с возможностью вращения, а фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, входящий в зацепление с ограничителем, расположенным на корпусе клапана.
Вспучивающийся огнезащитный материал может быть армирован.
Эксплуатационные возможности клапана повышены вследствие:
а) исключения тепловых мостов, так как крепежные элементы, соединяющие створки клапана с осями вращения, меньше толщины створок, а сами створки смещены от осей вращения;
б) введение фиксатора обеспечивает плотное смыкание створок и, кроме того, исключает их самопроизвольное открытие;
в) расположение легкоплавкого замка в специальном люке обеспечивает легкий к нему доступ и замену в процессе эксплуатации;
г) герметичность клапана повышена за счет профильного выполнения пластин, создающих лабиринт, затрудняющий прохождение газового потока при пожаре;
д) огнестойкость клапана повышается за счет нанесения огнезащитного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса и внешние поверхности створок, а также за счет армирования покрытия полотном из стеклоткани.
Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид клапана; на фиг. 2 - вид клапана сбоку, вид Б на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 3 (легкоплавкий замок); на фиг. 5 - вид Г на фиг. 4; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 2 (фиксирующий механизм); на фиг. 7 - вид Е на фиг. 6; на фиг. 8 - створки в закрытом положении.
Клапан содержит корпус 1 прямоугольной формы. Корпус 1 на боковой поверхности содержит ограничитель 2. Внутренняя поверхность корпуса 1 покрыта армированным вспучивающимся огнезащитным материалом 3 (ОЗП-1). В корпусе 1 на осях 4 параллельно друг другу установлены поворотные створки 5.
Каждая створка 5 выполнена из двух пластин 6, соединенных между собой сваркой. В поперечном сечении пластина 6 имеет зигзагообразную форму с отгибом 7 под 90o одного из торцов. Пластины 6 образуют коробчатую створку 5, заполненную теплоизоляционным материалом 8, например муллитокремнеземистой ватой. На плоскости створок 5 нанесено вспучивающееся огнезащитное покрытие 3.
Створки соединены между собой системой тяг и рычагов 9, соединенной с корпусом 1 посредством пружины 10.
Створки 5 крепятся на осях 4 с помощью винтов 11, длина которых меньше, чем толщина створки 5, что исключает появление местных тепловых мостов.
Расстояние от центров осей 4 до створок 5 равно половине толщины створок 5, они расположены со стороны, противоположной направлению распространения огня. Створки 5, соединенные через систему тяг и рычагов 9, снабжены фиксирующим механизмом (см. фиг. 6, 7), расположенным на рукоятке 12 открытия створок. Фиксирующий механизм содержит подпружиненный стержень 13. Возвратная пружина 14 закреплена гайкой 15 на втулке 16. Вращательное движение фиксатора 17 на оси 18 ограничивается стержнем 13. Фиксатор 17 представляет собой пластину в виде четырехугольника с одной скругленной стороной, переходящей в паз 19, расположенный на сопряженной стороне.
Рукоятка 12 жестко закреплена болтом 20 на оси 4 верхней створки 5. Один конец пружины 14 закреплен на рукоятке 12 через стержень 13, а другой - на корпусе 1 через втулку 16.
Легкоплавкий замок (см. фиг. 4) в случае повышения температуры обеспечивает срабатывание клапана, т.е. перекрытие воздуховода створками 5.
Легкоплавкий замок расположен в съемном люке 21, выполненном в боковой части корпуса 1. Легкоплавкий замок состоит из двух медных пластин 22, спаянных между собой внахлест сплавом Вуда; кроме того, он включает зацеп 23, выполненный в виде стержня с пазом, установленного в отверстие на штыре 24. В другом отверстии штыря 24 с обратной стороны люка 21 закреплен рычаг 25, один конец которого соединен с люком 21 пружиной 26, на другом закреплен трос 27. Штырь 24 установлен в люке 21 с возможностью вращения. На ближайшей к легкоплавкому замку верхней створке 5 закреплен крючок 28, который входит в паз зацепа 23.
Клапан функционирует следующим образом.
Он устанавливается в проем противопожарной преграды, через который проходит воздуховод, и служит для предотвращения распространения пожара через данный проем по воздуховоду.
В обычном положении клапан открыт и пропускает поток воздуха по воздуховоду.
Крючок 28 зацеплен за паз зацепа 23 легкоплавкого замка, створки 5 удерживаются в открытом положении.
При возникновении пожара срабатывает легкоплавкий замок, т.е. при повышении температуры свыше 72oC сплав Вуда расплавляется, пластины 22 легкоплавкого замка размыкаются, зацеп 23, перемещаясь в отверстии штыря 24, освобождает крючок 28. Створки 5 через систему тяг и рычагов 9 закрываются под действием пружины 10.
При этом фиксатор 17 фиксирующего механизма своим пазом 19 входит в зацепление с ограничителем 2, расположенным на корпусе 1, и предотвращает открытие створок 5.
При закрытых створках 5 отгибами 7 пластины 6 образуется лабиринтное соединение, препятствующее распространению пламени и газов.
При дальнейшем повышении температуры (св. 200oC) нанесенное на наружные поверхности створок 5 и на внутреннюю поверхность корпуса 1 вспучивающееся огнезащитное покрытие 3 увеличивается в объеме, перекрывает зазоры, существующие в проеме клапана, и увеличивает теплоизолирующий слой на его поверхности, в результате чего клапан становится герметичным и повышает огнестойкость его металлических конструкций.
Створки 5 не могут самопроизвольно открываться, а только при воздействии через рукоятку 12.
Для аварийного закрытия створок 5 зацеп 23 выводится из зацепления с крючком 28 посредством вращательного движения штыря 24, который приводится в движение тросом 27 через рычаг 25 или вручную, или с использованием любого исполнительного механизма (электромагнита, пневмо-, гидроцилиндра и т.п.).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ | 2004 |
|
RU2273504C1 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ | 2006 |
|
RU2329078C1 |
Противопожарный клапан для воздуховодов | 1987 |
|
SU1443882A1 |
МАССООБМЕННЫЙ АППАРАТ | 2000 |
|
RU2168349C1 |
Дверь противопожарная герметическая | 2021 |
|
RU2775385C1 |
Герметичный вентиляционный клапан | 2021 |
|
RU2753384C1 |
ОГНЕЗАДЕРЖИВАЮЩИЙ КЛАПАН | 2001 |
|
RU2195984C2 |
НАТЯЖНОЙ ЗАМОК ДЛЯ ПОВОРОТНОЙ СТВОРКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2022 |
|
RU2777994C1 |
ЗАМОК СТВОРКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2090444C1 |
ГАРАЖНЫЙ КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1992 |
|
RU2088736C1 |
Изобретение может быть использовано для предотвращения распространения пламени по воздухопроводам вентиляционных систем. Клапан содержит корпус с установленными на осях поворотными створками, соединенными с легкоплавким замком. Вспучивающийся армированный огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности створок коробчатой формы, выполненных из пластин зигзагообразного сечения и заполненных теплоизоляционным материалом. Центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскости створок, а длина крепежных элементов, их соединяющих, меньше толщины створок. Клапан снабжен фиксирующим механизмом, расположенным на рукоятке открытия створок и содержащим подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана. Легкоплавкий замок размещен в съемном люке боковой части корпуса и имеет зацеп, выполненный в виде стержня, установленного на штыре, закрепленном в люке с возможностью вращения. Изобретение позволяет повысить надежность и эксплуатационные возможности клапана. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.
Противопожарный клапан для воздуховодов | 1987 |
|
SU1443882A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ | 2002 |
|
RU2233804C2 |
US 5779540 A, 14.07.1998 | |||
US 5730653 A, 24.03.1998 | |||
РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА | 2003 |
|
RU2230163C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2165028C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОГЕКСАНОНА ИЗ БЕНЗОЛА | 2002 |
|
RU2205819C1 |
DE 19643854 A1, 07.05.1998 | |||
Прибор для измерения теплопроводности материалов | 1974 |
|
SU512414A1 |
Запорное устройство для перекрытия воздуховода | 1983 |
|
SU1210857A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ | 2016 |
|
RU2620034C1 |
Авторы
Даты
2001-09-27—Публикация
2000-07-03—Подача