ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ Российский патент 2001 года по МПК A62C3/04 A62C4/00 

Описание патента на изобретение RU2174026C1

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем.

Известен ряд противопожарных устройств, например огнепреградитель, содержащий ограничительную заслонку и эластичную емкость, соединенную с системой подачи жидкости (SU 1533702 A, 07.01.1990).

Но такая система сложная в эксплуатации и недостаточно надежна.

Наиболее близким к предлагаемому является противопожарный клапан для воздуховодов, содержащий установленные в корпусе на осях и соединенные с легкоплавким замком поворотные створки, каждая из которых выполнена из двух пластин, и вспучивающийся огнезащитный материал (SU 1443882 А1, 15.12.1988).

Однако такая конструкция недостаточно надежно перекрывает воздуховод, так как створки неплотно смыкаются, а сквозные крепежные элементы служат тепловыми мостами, что также снижает эксплуатационные возможности клапана.

Задачей изобретения является создание противопожарного клапана для воздуховодов, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в повышении надежности и эксплуатационных возможностей клапана.

Этот технический результат в противопожарном клапане для воздуховодов, содержащем установленные в корпусе на осях и соединенные с легкоплавким замком поворотные створки, каждая из которых выполнена из двух пластин, и вспучивающийся огнезащитный материал, достигается тем, что клапан содержит фиксирующий механизм, установленный на рукоятке открытия поворотных створок, при этом вспучивающийся огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности поворотных створок коробчатой формы, заполненных теплоизоляционным материалом, пластины поворотных створок имеют зигзагообразное сечение, а центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскости поворотных створок, причем длина крепежных элементов, с помощью которых поворотные створки крепятся на осях, меньше толщины поворотных створок, а легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса.

Кроме того, легкоплавкий замок содержит зацепляющий механизм, выполненный в виде стержня, установленного на штыре, закрепленном в люке с возможностью вращения, а фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, входящий в зацепление с ограничителем, расположенным на корпусе клапана.

Вспучивающийся огнезащитный материал может быть армирован.

Эксплуатационные возможности клапана повышены вследствие:
а) исключения тепловых мостов, так как крепежные элементы, соединяющие створки клапана с осями вращения, меньше толщины створок, а сами створки смещены от осей вращения;
б) введение фиксатора обеспечивает плотное смыкание створок и, кроме того, исключает их самопроизвольное открытие;
в) расположение легкоплавкого замка в специальном люке обеспечивает легкий к нему доступ и замену в процессе эксплуатации;
г) герметичность клапана повышена за счет профильного выполнения пластин, создающих лабиринт, затрудняющий прохождение газового потока при пожаре;
д) огнестойкость клапана повышается за счет нанесения огнезащитного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса и внешние поверхности створок, а также за счет армирования покрытия полотном из стеклоткани.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид клапана; на фиг. 2 - вид клапана сбоку, вид Б на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 3 (легкоплавкий замок); на фиг. 5 - вид Г на фиг. 4; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 2 (фиксирующий механизм); на фиг. 7 - вид Е на фиг. 6; на фиг. 8 - створки в закрытом положении.

Клапан содержит корпус 1 прямоугольной формы. Корпус 1 на боковой поверхности содержит ограничитель 2. Внутренняя поверхность корпуса 1 покрыта армированным вспучивающимся огнезащитным материалом 3 (ОЗП-1). В корпусе 1 на осях 4 параллельно друг другу установлены поворотные створки 5.

Каждая створка 5 выполнена из двух пластин 6, соединенных между собой сваркой. В поперечном сечении пластина 6 имеет зигзагообразную форму с отгибом 7 под 90o одного из торцов. Пластины 6 образуют коробчатую створку 5, заполненную теплоизоляционным материалом 8, например муллитокремнеземистой ватой. На плоскости створок 5 нанесено вспучивающееся огнезащитное покрытие 3.

Створки соединены между собой системой тяг и рычагов 9, соединенной с корпусом 1 посредством пружины 10.

Створки 5 крепятся на осях 4 с помощью винтов 11, длина которых меньше, чем толщина створки 5, что исключает появление местных тепловых мостов.

Расстояние от центров осей 4 до створок 5 равно половине толщины створок 5, они расположены со стороны, противоположной направлению распространения огня. Створки 5, соединенные через систему тяг и рычагов 9, снабжены фиксирующим механизмом (см. фиг. 6, 7), расположенным на рукоятке 12 открытия створок. Фиксирующий механизм содержит подпружиненный стержень 13. Возвратная пружина 14 закреплена гайкой 15 на втулке 16. Вращательное движение фиксатора 17 на оси 18 ограничивается стержнем 13. Фиксатор 17 представляет собой пластину в виде четырехугольника с одной скругленной стороной, переходящей в паз 19, расположенный на сопряженной стороне.

Рукоятка 12 жестко закреплена болтом 20 на оси 4 верхней створки 5. Один конец пружины 14 закреплен на рукоятке 12 через стержень 13, а другой - на корпусе 1 через втулку 16.

Легкоплавкий замок (см. фиг. 4) в случае повышения температуры обеспечивает срабатывание клапана, т.е. перекрытие воздуховода створками 5.

Легкоплавкий замок расположен в съемном люке 21, выполненном в боковой части корпуса 1. Легкоплавкий замок состоит из двух медных пластин 22, спаянных между собой внахлест сплавом Вуда; кроме того, он включает зацеп 23, выполненный в виде стержня с пазом, установленного в отверстие на штыре 24. В другом отверстии штыря 24 с обратной стороны люка 21 закреплен рычаг 25, один конец которого соединен с люком 21 пружиной 26, на другом закреплен трос 27. Штырь 24 установлен в люке 21 с возможностью вращения. На ближайшей к легкоплавкому замку верхней створке 5 закреплен крючок 28, который входит в паз зацепа 23.

Клапан функционирует следующим образом.

Он устанавливается в проем противопожарной преграды, через который проходит воздуховод, и служит для предотвращения распространения пожара через данный проем по воздуховоду.

В обычном положении клапан открыт и пропускает поток воздуха по воздуховоду.

Крючок 28 зацеплен за паз зацепа 23 легкоплавкого замка, створки 5 удерживаются в открытом положении.

При возникновении пожара срабатывает легкоплавкий замок, т.е. при повышении температуры свыше 72oC сплав Вуда расплавляется, пластины 22 легкоплавкого замка размыкаются, зацеп 23, перемещаясь в отверстии штыря 24, освобождает крючок 28. Створки 5 через систему тяг и рычагов 9 закрываются под действием пружины 10.

При этом фиксатор 17 фиксирующего механизма своим пазом 19 входит в зацепление с ограничителем 2, расположенным на корпусе 1, и предотвращает открытие створок 5.

При закрытых створках 5 отгибами 7 пластины 6 образуется лабиринтное соединение, препятствующее распространению пламени и газов.

При дальнейшем повышении температуры (св. 200oC) нанесенное на наружные поверхности створок 5 и на внутреннюю поверхность корпуса 1 вспучивающееся огнезащитное покрытие 3 увеличивается в объеме, перекрывает зазоры, существующие в проеме клапана, и увеличивает теплоизолирующий слой на его поверхности, в результате чего клапан становится герметичным и повышает огнестойкость его металлических конструкций.

Створки 5 не могут самопроизвольно открываться, а только при воздействии через рукоятку 12.

Для аварийного закрытия створок 5 зацеп 23 выводится из зацепления с крючком 28 посредством вращательного движения штыря 24, который приводится в движение тросом 27 через рычаг 25 или вручную, или с использованием любого исполнительного механизма (электромагнита, пневмо-, гидроцилиндра и т.п.).

Похожие патенты RU2174026C1

название год авторы номер документа
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ 2004
  • Ковалев Иван Григорьевич
  • Подрыванов Александр Владимирович
RU2273504C1
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ 2006
  • Ковалев Иван Григорьевич
  • Подрыванов Александр Владимирович
  • Малинин Денис Борисович
  • Цыпин Павел Евгеньевич
RU2329078C1
Противопожарный клапан для воздуховодов 1987
  • Вайнберг Юлий Семенович
SU1443882A1
МАССООБМЕННЫЙ АППАРАТ 2000
  • Юнусов Ф.В.
  • Подрыванов А.В.
  • Ковалев И.Г.
RU2168349C1
Герметичный вентиляционный клапан 2021
  • Чернышков Александр Владимирович
RU2753384C1
Дверь противопожарная герметическая 2021
  • Чернышков Александр Владимирович
RU2775385C1
ОГНЕЗАДЕРЖИВАЮЩИЙ КЛАПАН 2001
  • Гришков В.Н.
  • Лотков А.И.
  • Панин В.Е.
  • Козубов В.И.
  • Тимкин В.Н.
RU2195984C2
НАТЯЖНОЙ ЗАМОК ДЛЯ ПОВОРОТНОЙ СТВОРКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2022
  • Арапов Александр Польевич
  • Бухаров Олег Владимирович
  • Катаев Олег Олегович
RU2777994C1
ЗАМОК СТВОРКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Каплун Я.Б.
  • Ивлиев В.А.
  • Федоров Г.А.
RU2090444C1
ГАРАЖНЫЙ КОДОВЫЙ ЗАМОК 1992
  • Лялин Иван Лаврентьевич
RU2088736C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 174 026 C1

Реферат патента 2001 года ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ

Изобретение может быть использовано для предотвращения распространения пламени по воздухопроводам вентиляционных систем. Клапан содержит корпус с установленными на осях поворотными створками, соединенными с легкоплавким замком. Вспучивающийся армированный огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности створок коробчатой формы, выполненных из пластин зигзагообразного сечения и заполненных теплоизоляционным материалом. Центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскости створок, а длина крепежных элементов, их соединяющих, меньше толщины створок. Клапан снабжен фиксирующим механизмом, расположенным на рукоятке открытия створок и содержащим подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана. Легкоплавкий замок размещен в съемном люке боковой части корпуса и имеет зацеп, выполненный в виде стержня, установленного на штыре, закрепленном в люке с возможностью вращения. Изобретение позволяет повысить надежность и эксплуатационные возможности клапана. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 174 026 C1

1. Противопожарный клапан для воздуховодов, содержащий установленные в корпусе на осях и соединенные с легкоплавким замком поворотные створки, каждая из которых выполнена из двух пластин, и вспучивающийся огнезащитный материал, отличающийся тем, что клапан содержит фиксирующий механизм, установленный на рукоятке открытия поворотных створок, при этом вспучивающийся огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности поворотных створок коробчатой формы, заполненных теплоизоляционным материалом, пластины поворотных створок имеют зигзагообразное сечение, а центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскости поворотных створок, причем длина крепежных элементов, с помощью которых поворотные створки крепятся на осях, меньше толщины поворотных створок, а легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса. 2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что легкоплавкий замок содержит зацепляющий механизм в виде стержня, установленного на штыре, закрепленном в люке с возможностью вращения. 3. Клапан по п.1, отличающийся тем, что фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана. 4. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что вспучивающийся огнезащитный материал армирован.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2174026C1

Противопожарный клапан для воздуховодов 1987
  • Вайнберг Юлий Семенович
SU1443882A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ 2002
  • Шелковский В.К.
  • Арефьев А.Г.
  • Вишкин В.К.
RU2233804C2
US 5779540 A, 14.07.1998
US 5730653 A, 24.03.1998
РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА 2003
  • Кардашев С.Н.
  • Глуховцев В.Э.
RU2230163C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Тимофеев В.Н.
  • Тузов Л.В.
  • Данилов И.П.
  • Ильгачев А.Н.
  • Тимофеев Д.В.
RU2165028C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОГЕКСАНОНА ИЗ БЕНЗОЛА 2002
  • Панов Г.И.
  • Дубков К.А.
  • Староконь Е.В.
  • Пармон В.Н.
RU2205819C1
DE 19643854 A1, 07.05.1998
Прибор для измерения теплопроводности материалов 1974
  • Капелюх Федор Васильевич
  • Волчок Иван Петрович
SU512414A1
Запорное устройство для перекрытия воздуховода 1983
  • Таубкин Игорь Соломонович
  • Панарин Юрий Николаевич
  • Кожухов Александр Федорович
  • Ахачинский Александр Владиславович
  • Уршанский Михаил Аркадьевич
  • Кочетков Михаил Акадьевич
  • Кашин Роланд Николаевич
  • Маслов Александр Васильевич
  • Гуленков Виктор Васильевич
SU1210857A1
СПОСОБ РАБОТЫ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ 2016
  • Сова Александр Николаевич
  • Мазлумян Григорий Сергеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Будагов Михаил Юрьевич
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Сизанов Александр Владимирович
  • Егоров Олег Владимирович
  • Ерусланкин Сергей Александрович
RU2620034C1

RU 2 174 026 C1

Авторы

Ковалев И.Г.

Подрыванов А.В.

Даты

2001-09-27Публикация

2000-07-03Подача