РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ Российский патент 2001 года по МПК F02K1/00 

Описание патента на изобретение RU2175398C2

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при создании (модернизации) ракеты-носителя (РН), содержащей жидкостные ракетные двигательные установки (ЖРДУ) трех ступеней.

Известна РН "Протон", оснащенная ЖРДУ III ступени, содержащая двигатель РД-0212, состоящий из маршевого однокамерного двигателя РД-0213 и рулевого четырехкамерного двигателя РД-0214 (каталог "Оружие России", том VI, 3AO "Военный парад", Россия- Москва, 1996-1997; стр. 611- аналог).

Известны РН "Спутник", "Луна", "Восток", "Восход", "Молния", "Союз" с ЖРДУ I и II ступени, содержащие маршевые четырехкамерные двигатели РД-107 и РД-108 с двумя и четырьмя рулевыми камерами.

Известна РН "Союз" с ЖРДУ III ступени, содержащая маршевый четырехкамерный двигатель РД-0110 с четырьмя рулевыми соплами (каталог "Оружие России", том VI, 3AO "Военный парад", Россия-Москва, 1996-1997; стр. 542-544, стр. 607 - прототип).

Указанная РН, выбранная в качестве прототипа, оснащена многокамерными двигателями разной тяги, которые по сравнению с маршевыми однокамерными двигателями имеют значительно меньшую длину, поэтому уменьшены и габариты всей ракеты, что в конечном итоге приводит к заметному выигрышу в массе.

В то же время указанная конструкция многокамерного двигателя обладает следующими недостатками:
не позволяет унифицировать маршевые и рулевые двигатели (агрегаты) трех ступеней РН;
не позволяет максимально использовать мидель ракеты;
не позволяет по высоте полета ракеты регулировать геометрическую степень расширения сопла;
расширяющиеся части сопел и защита двигателя имеют большую массу;
при работе двигателей I и II ступени, начинающих работать от Земли, возникает большое непостоянное донное сопротивление.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков: обеспечение унификации маршевых и рулевых двигателей (агрегатов) трех ступеней РН, уменьшение массы РН, увеличение геометрической степени расширения сопел, повышение эксплуатационных характеристик РН.

Поставленная задача достигается тем, что в РН, содержащей на I, II и III ступенях маршевые и рулевые четырехкамерные двигатели, на I и II ступенях установлены маршевые однокамерные двигатели, тяга каждого из которых равна тяге рулевого четырехкамерного двигателя I ступени, а на III ступени установлен маршевый четырехкамерный двигатель тягой, равной тяге рулевого четырехкамерного двигателя I ступени, при этом камеры маршевого четырехкамерного двигателя III ступени снабжены высотными сопловыми насадками, образующими излом контура сопла.

На фиг. 1 представлена конструктивно-компоновочная схема РН, на фиг. 2 - вид А, на фиг. 3 - сечение Б-Б, на фиг. 4 - сечение В-В, где:
1 - ЖРДУ I ступени РН;
2 - ЖРДУ II ступени РН;
3 - ЖРДУ III ступени РН;
4 - маршевый однокамерный двигатель I ступени;
5 - маршевый однокамерный двигатель II ступени;
6 - рулевой двухкамерный двигатель I ступени;
7 - рулевой четырехкамерный двигатель II ступени;
8 - маршевый четырехкамерный двигатель III ступени;
9 - камера маршевого четырехкамерного двигателя III ступени;
10 - высотный сопловой насадок камеры маршевого четырехкамерного двигателя III ступени.

Первая ступень РН (см. фиг. 2) состоит из четырех боковых ЖРДУ 1, каждая из которых содержит четыре маршевых однокамерных двигателя 4 и один рулевой двухкамерный двигатель 6.

Вторая ступень РН состоит из центральной ЖРДУ 2, начинающей работать от Земли, которая содержит четыре маршевых однокамерных двигателя 5 и один рулевой четырехкамерный двигатель 7.

ЖРДУ 3 (см. фиг. 3) III ступени РН состоит из одного маршевого четырехкамерного двигателя 8, камеры которого содержат камеры с земным соплом 9 (см. фиг. 4) и высотные сопловые насадки 10, образующие с земными соплами излом контура. Сопло с изломом земного контура и переходом его в высотный имеет ~ на 10% меньшую массу, чем высотное сопло без излома контура.

В настоящее время проводятся работы по модернизации РН "Союз", которая находится в эксплуатации 35 лет.

ЦСКБ считает, что на всех трех ступенях целесообразно заменить используемые двигатели новыми.

Создание маршевых двигателей для I, II и III ступеней РН "Союз" можно осуществить на базе модифицированного под топливо кислород-керосин рулевого четырехкамерного двигателя РД-0245 (модуля), находящегося в серийном производстве, без которого невозможно модернизировать РН. Для уменьшения в четыре раза количества камер на ЖРДУ I и II ступени РН целесообразно использовать камеру двигателя РД-0216, тяга которой равна тяге четырехкамерного двигателя РД-0245. При этом высота по оси двигателей I и II ступени составляет ~ 1200 мм, что на 1700 мм меньше высоты, заданной в техническом задании.

Управление вектором тяги четырех ЖРДУ I ступени можно обеспечить двумя четырехкамерными двигателями РД-0245 или четырьмя двухкамерными двигателями РД-0245. Управление вектором тяги ЖРДУ II ступени можно обеспечить одним четырехкамерным двигателем РД-0245.

В каждой ЖРДУ I ступени можно уменьшить количество маршевых двигателей до трех, если использовать для управления вектором тяги в каждой ЖРДУ по одному четырехкамерному рулевому двигателю. Технические требования ЦСКБ можно полностью выполнить за счет изменения внутридвигательных параметров как маршевых двигателей, так и рулевого.

Управление вектором тяги ЖРДУ III ступени можно обеспечить поворотом маршевых камер или рулевых сопел (камер).

В другом варианте РН поставленная цель достигается тем, что в ней на I и II ступени установлены маршевые однокамерные двигатели, тяга каждого из которых равна тяге рулевого четырехкамерного двигателя I ступени, а на III ступени установлен маршевый четырехкамерный двигатель тягой, равной тяге рулевого четырехкамерного двигателя I ступени, при этом камеры маршевых двигателей I и II ступени, выполненные с укороченными соплами, и камеры маршевого двигателя III ступени снабжены общими сопловыми насадками.

На фиг. 5 представлена конструктивно-компоновочная схема РН (второй вариант), на фиг. 6 - вид Г, на фиг. 7 - сечение Е-Е, на фиг. 8 - сечение Д-Д, на фиг. 9 - сечение Ж-Ж, где:
11 - ЖРДУ с общим сопловым насадком I ступени РН;
12 - ЖРДУ с общим сопловым насадком II ступени РН;
13 - ЖРДУ с общим сопловым насадком III ступени РН;
14 - маршевый двигатель с общим сопловым насадком I ступени;
15 - маршевый двигатель с общим сопловым насадком II ступени;
16 - камера с укороченным соплом двигателя I и II ступени;
17 - общий сопловой насадок двигателя I и II ступени;
18 - маршевый четырехкамерный двигатель с общим сопловым насадком III ступени;
19 - общий сопловой насадок двигателя III ступени.

Первая ступень РН (см. фиг. 6) состоит из четырех боковых ЖРДУ 11, каждая из которых содержит четыре маршевых однокамерных двигателя 14 с общим сопловым насадком и один рулевой двухкамерный двигатель 6.

Вторая ступень РН состоит из центральной ЖРДУ 12, начинающей работать от Земли, которая содержит четыре маршевых однокамерных двигателя 15 с общим сопловым насадком и один рулевой четырехкамерный двигатель 7.

В ЖРДУ I и II ступени камеры 16 (см. фиг. 7) выполнены с укороченными соплами, к которым присоединен общий сопловой насадок 17.

ЖРДУ 13 (см. фиг. 8) III ступени РН состоит из одного маршевого четырехкамерного двигателя 18, камеры с земным соплом 9 (см. фиг. 9) которого присоединены к общему сопловому насадку 19.

Три или четыре модульных однокамерных маршевых двигателя с укороченными соплами I и II ступени и камеры маршевого четырехкамерного двигателя III ступени в районе выходных сечений соединены с общими сопловыми насадками, имеющими в сечении, перпендикулярном оси двигателя, форму эпициклоиды с тремя или четырьмя ветвями. Общий сопловой насадок по сравнению с полноразмерными частями этих сопел имеет ~ на 34% меньшую массу.

Использование общего соплового насадка позволяет увеличить удельный импульс тяги (уменьшить высоту двигателя) за счет максимального использования миделя ракеты, регулирования по высоте геометрической степени расширения сопла (при изломе контура сопел и насадка) и уменьшения донного сопротивления РН.

Применение предложенного изобретения позволяет эффективно унифицировать маршевые и рулевые двигатели трех ступеней РН, уменьшить массу конструкции, повысить ее надежность, снизить стоимость создания РН.

Изготовление (модернизация) предлагаемой РН не требует специальных технологий и реализуется известными методами.

Похожие патенты RU2175398C2

название год авторы номер документа
СОПЛО МНОГОКАМЕРНОГО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Худиковский В.Л.
  • Кучин А.П.
  • Козелков В.П.
RU2140005C1
МАРШЕВАЯ МНОГОКАМЕРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С СОПЛОВЫМ НАСАДКОМ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Миронов Вадим Всеволодович
  • Куранов Михаил Леонидович
  • Борисов Дмитрий Марианович
  • Давыденко Николай Андреевич
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Лаптев Игорь Вячеславович
RU2364741C1
МАРШЕВАЯ МНОГОКАМЕРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С СОПЛОВЫМ НАСАДКОМ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Губертов А.М.
  • Миронов В.В.
  • Давыденко Н.А.
  • Волков Н.Н.
  • Волкова Л.И.
  • Кондратенко В.И.
  • Куранов М.Л.
RU2267026C1
Компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком 2015
  • Денисов Алексей Эмильевич
  • Крайко Александр Николаевич
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Пономарев Николай Борисович
  • Пьянков Кирилл Сергеевич
  • Старков Владимир Кирилович
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Чванов Владимир Константинович
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2610873C2
МАРШЕВАЯ МНОГОКАМЕРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С СОПЛОВЫМ НАСАДКОМ 2008
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Кочетков Юрий Михайлович
  • Голов Игорь Александрович
  • Пономарев Николай Борисович
RU2373419C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Горохов В.Д.
  • Орлов В.А.
  • Пронякин М.И.
RU2176744C2
ДВУХКАМЕРНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 2016
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Фомин Валерий Митрофанович
RU2626618C1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2000
  • Горохов В.Д.
  • Лобов С.Д.
  • Братухин Н.А.
  • Мигдаль С.М.
  • Орлов В.А.
  • Черниченко В.В.
RU2239085C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПЛА МНОГОКАМЕРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И СОСТАВНОЙ СОПЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2012
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Денисов Алексей Эмильевич
RU2511800C1
БЕЗЫГОЛЬНЫЙ ИНЪЕКТОР 1999
  • Рогачев В.Т.
  • Смоляров Б.В.
  • Катов В.Н.
RU2152227C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 175 398 C2

Реферат патента 2001 года РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при создании (модернизации) ракеты-носителя (РН), содержащей жидкостные ракетные двигательные установки трех ступеней. Ракета-носитель содержит на I и II ступенях маршевые однокамерные двигатели, тяга каждого из которых равна тяге рулевого двигателя I ступени, а на III ступени - маршевый четырехкамерный двигатель тягой, равной тяге рулевого двигателя I ступени, при этом камеры маршевого четырехкамерного двигателя III ступени снабжены высотными сопловыми насадками, образующими излом контура сопла. Ракета-носитель содержит на I и II ступенях маршевые однокамерные двигатели, тяга каждого из которых равна тяге рулевого двигателя I ступени, а на III ступени - маршевый четырехкамерный двигатель тягой, равной тяге рулевого двигателя I ступени, при этом камеры маршевых двигателей I и II ступени, выполненные с укороченными соплами, и камеры маршевого двигателя III ступени снабжены общими сопловыми насадками. Применение предложенного изобретения позволяет эффективно унифицировать маршевые и рулевые двигатели трех ступеней РН, уменьшить массу конструкции, повысить ее надежность, снизить стоимость создания РН. 2 с.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 175 398 C2

1. Ракета-носитель, содержащая на I и II ступенях маршевые и рулевые двигатели и на III ступени маршевый четырехкамерный двигатель с четырьмя рулевыми соплами, отличающаяся тем, что в ней на I и II ступенях установлены маршевые однокамерные двигатели, тяга каждого из которых равна тяге рулевого двигателя I ступени, а на III ступени установлен маршевый четырехкамерный двигатель тягой, равной тяге рулевого двигателя I ступени, при этом камеры маршевого четырехкамерного двигателя III ступени снабжены высотными сопловыми насадками, образующими излом контура сопла. 2. Ракета-носитель, содержащая на I и II ступенях маршевые и рулевые двигатели и на III ступени маршевый четырехкамерный двигатель с четырьмя рулевыми соплами, отличающаяся тем, что в ней на I и II ступенях установлены маршевые однокамерные двигатели, тяга каждого из которых равна тяге рулевого двигателя I ступени, а на III ступени установлен маршевый четырехкамерный двигатель тягой, равной тяге рулевого двигателя 1 ступени, при этом камеры маршевых двигателей I и II ступени, выполненные с укороченными соплами, и камеры маршевого двигателя III ступени снабжены общими насадками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2175398C2

Каталог "Оружие России"
VI
- М.: ЗАО "Военный парад", 1996-1997, с.607
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ИЗНОШЕННЫХ ПОКРЫШЕК И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Бабенко Ю.И.
  • Власов Владимир Николаевич
  • Кулаков А.Е.
RU2194616C1
US 4480437 A, 06.11.1984
US 5282576 A, 01.02.1994
Устройство для вращения гибкого магнитного диска 1987
  • Жямайтис Витаутас Пранович
  • Мешкис Юргис Антанович
  • Гяцявичюс Юозас Юозович
  • Барздайтис Витаутас Юозович
SU1531153A1
SU 1009150 A1, 20.08.1996.

RU 2 175 398 C2

Авторы

Худиковский В.Л.

Титков Н.Е.

Даты

2001-10-27Публикация

1999-08-10Подача