Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках химии, а именно к средствам проведения практических химических экспериментов, а также для научных исследований.
Известны технические решения по патентам США N 3300055, 3480152 по кл. 211-74, в которых склянки, пробирки устанавливаются в углубления, выполненные или в наклонной плоскости, или на ступенчатом планшете. Однако эти технические решения не являются пригодными в процессе обучения учащихся и студентов, так как ограничены в своих функциональных возможностях.
Наиболее близким техническим решением является оборудование, описанное в статье "Творческий поиск учителя" в журнале "Химия в школе", 1985, N 3, стр. 52-54. В ней описывается разработанный стол, в отсеке которого размещены многоярусный штатив с гнездами, расположенными в шахматном порядке, в которых размещен постоянный набор реактивов. Все реактивы помещены в склянки, часть из которых закрыты капельницами, а часть обычными пробками. Склянки снабжены этикетками, имеющими различную окраску, и такие же соответствующие этикетки на штативе, а также планшетку с ячейками. Однако такое техническое решение очень громоздко, требует больших затрат и взаимосвязано с большим переоборудованием классных комнат. Кроме того, данное техническое решение не содержит всех необходимых средств для индивидуальной подготовки учащихся при проведении экспериментальных работ по химии в школах и вузах.
Задачей настоящего изобретения является создание такой микролаборатории, которая обеспечила индивидуальное проведение лабораторных опытов каждым учащимся по различным разделам неорганической, органической, общей и аналитической химии с использованием безопасных микро- и полумикрометодов, что значительно повысит интерес учащихся к химии.
Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении изобретения, является наглядность и простота проведения химических экспериментов, что значительно повышает интерес учащихся к предмету и совершенствует их практические умения и навыки, так как микролаборатория является индивидуальным набором для каждого учащегося.
Предложенная микролаборатория для химического эксперимента позволяет выполнять полный перечень лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных базовым уровнем химического образования, а также обеспечивает их безопасность, так как используется минимальное количество реактивов, надежно закрытых предохранительными крышками.
Поставленная задача достигается тем, что микролаборатория для химического эксперимента, содержащая многоярусный штатив, в корпусе которого в шахматном порядке расположены гнезда, заполненные снабженными различного цвета этикетками, склянками с реактивами, причем часть склянок снабжена крышками-капельницами, а часть пробками, а также прозрачную планшетку с ячейками, дополнительно снабжена выдвижной рабочей доской, держателем электродов, задней стенкой и расположенной справа ступенчатой приборной приставкой, между стенкой и приставкой выполнена щель для химической линейки-трафарета, причем верхняя ступень приставки снабжена глухими ложементами, где размещены роторный стакан, спиртовка, электронагреватель, коробка спичек, предметное стекло, керамическая доска, и глухими отверстиями, где размещены стеклянная палочка, коническая воронка, кусок медной проволоки, карандаш, соединительная и газоотводная трубки с пробками, пробирочный зажим, пинцет, стержень с соединительной муфтой, лапка и кольцо металлического штатива, а нижняя ступень выполнена U-образной формы, между стойками которой вдоль верхней ступени размещены фоновый экран, бумажные фильтры, планшетка, держатель электродов, а стойки нижней ступени снабжены выемками, на которых размещен держатель со сквозными отверстиями для больших и малых пробирок, а верхняя плоскость одной из стоек снабжена втулкой с резьбовым отверстием для закрепления стержня металлического штатива, при этом в корпусе многоярусного штатива, в задней нижней части, по всей его длине выполнена квадратная ниша, где размещены дополнительные двухъярусная и одинарная кассеты с ячейками. Часть крышек-капельниц выполнены в виде демпферного насоса с горизонтальным расположением капельного сопла, а пробки склянок выполнены в виде крышек, снабженных хвостовиками, и часть из них выполнена с центральным отверстием, в которое вставлен микрошпатель.
Поставленная задача достигается тем, что номер этикетки на склянках соответствует номеру гнезда многоярусного штатива, причем номера гнезд начинаются с левого угла нижнего яруса.
Поставленная задача достигается тем, что корпус многоярусного штатива и приборная приставка выполнены из химически стойкого материала, например дерева или полипропилена и т.д.
Поставленная задача достигается тем, что микролаборатория для химического эксперимента снабжена прозрачной съемной крышкой, закрывающей как многоярусный штатив, так и приборную приставку.
Поставленная задача достигается тем, что планшетка выполнена с выступом, который снабжен двумя соединенными посредством канала ячейками.
Поставленная задача достигается тем, что держатель электродов выполнен П-образной формы из прозрачного материала, при этом его стойки с внутренней стороны снабжены направляющими пазами, взаимодействующими с боковыми сторонами выступа планшетки, а на его перекладине закреплены графитовые электроды, подключаемые к источнику электротока.
Поставленная задача достигается тем, что линейка-трафарет дополнительно содержит условное обозначение изогнутой газоотводной трубки с пробкой, электронагреватель, керамическую доску и планшетку.
Поставленная задача достигается тем, что электронагреватель выполнен в виде стакана с горизонтальным крепежным стержнем, в стенках стакана выполнены смотровые пазы, а внутри, в нижней его части, размещен подсоединенный к электрошнуру толстопленочный нагревательный элемент, на котором установлен теплопередатчик, нижняя внутренняя полость которого выполнена в виде полусферы, снабженной периферийными вертикальными стойками, причем стакан снабжен пружинным пробирочным держателем.
На фиг. 1 изображена микролаборатория для химического эксперимента, вид спереди, на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 - вид по стрелке А фиг. 1, на фиг. 4 - изображена двухъярусная кассета с ячейками, на фиг. 5 - вид по стр.А фиг. 4, на фиг. 6 - одинарная кассета с ячейками, на фиг. 7 изображена склянка с простой крышкой, на фиг. 8 - склянка с крышкой, в которую вмонтирован шпатель, на фиг. 9 - склянка с крышкой-капельницей, на фиг. 10 - склянка с крышкой-капельницей в виде демпферного насоса, на фиг. 11 изображена планшетка, на фиг. 12 изображен держатель электродов, на фиг. 13 - электронагреватель, на фиг. 14 изображена химическая линейка-трафарет.
Микролаборатория для химического эксперимента содержит многоярусный штатив 1 (см. фиг. 1, 2, 3) на каждой ступени которого выполнены гнезда 2, в которые вставляются склянки 3 (см. фиг. 7, 8, 9, 10) с реактивами. Каждая склянка снабжена этикеткой 4, причем такая же этикетка наклеена на гнездо штатива, номер этикетки на склянке соответствует номеру гнезда, что исключает изменение порядка расстановки склянок с реактивами и дается наглядный обзор вида реактива. Нумерация гнезд на штативе начинается с левого края нижнего яруса штатива, где расположены наиболее употребляемые реактивы. На этикетках имеется информация: порядковый номер склянки, формула реактива, находящегося в склянке, название реактива. Цвет этикетки соответствует принятым стандартам: белый цвет - простые вещества, оксиды, органические вещества, красный цвет - кислоты, синий цвет - щелочи, зеленый цвет - соли, желтый цвет - индикаторы. Для сохранения от возможности попадания реактивов на этикетки они покрываются слоем парафина или лака. Все склянки закрыты крышками 5, 6, 7, 8 с хвостовиками 9 для удобства снятия крышек при необходимости добавления реактивов. Крышки для разных реактивов - веществ выполнены по-разному. Так склянки с растворами закрываются крышками-капельницами (см. фиг. 9, 10), причем они выполнены двух видов. Одни крышки-капельницы 5 выполнены с вертикальным расположением капельного сопла (см. фиг. 9) и на эти сопла одеты предохранительные колпачки, так как в этих склянках находятся легко испаряемые вещества, колпачки на чертеже не показаны. Другие крышки-капельницы выполнены в виде демпферного насоса 6 с горизонтальным расположением капельного сопла (см. фиг. 10). Склянки с кристаллическими веществами закрыты крышками 7 с отверстием, в котором находится микрошпатель (см. фиг. 8) для удобства забора вещества. Склянки с гранулированными веществами закрыты простыми крышками 8 (см. фиг. 7).
В корпусе многоярусного штатива в задней нижней части по всей его длине выполнена квадратная ниша 10 (см. фиг. 3), в которой размещается двухъярусная 11 (см. фиг. 4,5) и одинарная 12 (см. фиг. 6) кассеты с ячейками 13, причем одинарная кассета 12 устанавливается на ступень 14 двухъярусной 11 кассеты. Справа от штатива 1 за одно целое с ним выполнена ступенчатая приборная приставка 15, имеющая верхнюю 16 ступень и нижнюю 17 ступени. Приборная приставка 15 может быть выполнена и отдельно от штатива 1, но в этом случае они должны быть жестко соединены друг с другом любыми известными методами. Микролаборатория для химического эксперимента дополнительно снабжена задней стенкой 18. В задней стенке приборной приставки 15 по всей ее высоте выполнена выемка, так что между приборной приставкой 15 и задней стенкой 18 образуется щель 19, в которую кладется химическая линейка-трафарет 20 (см. фиг. 14). Горизонтальная поверхность верхней 16 ступени приборной приставки 15 снабжена глухими ложементами 21, где размещаются лабораторный стакан и спиртовка, а также ложементом 22, где размещается коробка спичек, ложементом 23, где размещается предметное стекло и ложементом 24, где размещается керамическая доска. Кроме того, в верхней 16 ступени приборной приставки 15 выполнены глухие отверстия 25, где размещаются стеклянная палочка с резиновым наконечником, карандаш, кусочек медной проволоки, Г-образная и соединительная трубки, кольцо, лапка и стержень с соединительной муфтой металлического штатива, электронагреватель, а также глухие отверстия 26, где размещаются пробирочный зажим, пинцет. Нижняя 27 ступень приборной приставки 15 выполнена П-образной формы, причем стойки 28 снабжены выемками, на которых закреплен держатель 29 со сквозными отверстиями 30, где размещаются большие и малые пробирки. Одна из стоек 28 снабжена втулкой 31 с резьбовым отверстием, которое используется для установки металлического штатива. В пространстве 32 между стойками 28 нижней ступени приборной приставки 15 и держателем 29 размещают прозрачную планшетку 33 (см. фиг. 11) с ячейками 34, фоновый экран и бумажные фильтры. Микролаборатория для химического эксперимента снабжена прозрачной съемной крышкой и выдвижной рабочей доской (на чертеже не показаны), расположенной вдоль всей длины штатива 1 и приборной приставки 15. Все элементы микролаборатории для химического эксперимента, корпус многоярусного штатива 1 и приборная приставка 15, выдвижная рабочая доска и задняя стенка выполнены из химически стойкого материала, например дерева или полипропилена или др. Микролаборатория для химического эксперимента снабжена модернизированной прозрачной планшеткой 33 (см. фиг. 11), изменения состоят в том, что планшетка выполнена с боковым выступом 35, на котором выполнены ячейки, соединенные каналом. С боковым выступом 35 планшетки 33 взаимодействует держатель 36 электродов (см. фиг. 12), который выполнен в виде П-образной формы. Стойки 37 держателя снабжены направляющими пазами 38, в которые входят торцевые 39 стороны бокового выступа 35 планшетки 33, а на его перекладине закреплены электроды 40, которые опускаются в ячейки 34 бокового выступа 35 планшетки 33. Данные элементы микролаборатории используются для проведения отдельных опытов, например электролиза.
Химическая линейка-трафарет 20 (см. фиг. 14) дополнительно снабжена условными обозначениями 41, 42, 43 изогнутой газоотводной трубки с пробкой, электронагревателя и керамической доски или планшетки соответственно.
Микролаборатория для химического эксперимента дополнительно снабжена электронагревателем 44 (см. фиг. 13). Электронагреватель состоит из корпуса 45, выполненного в виде стакана с горизонтальным крепежным стержнем 46, в корпусе электронагревателя выполнены смотровые пазы 47. Внутри корпуса 45 в его нижней части установлен подсоединенный к электрошнуру толстостенный нагревательный элемент 48, на котором размещен теплопередатчик 49. Внутренняя нижняя полость теплопередатчика выполнена в виде полусферы 50 для максимального охвата нижней поверхности вставляемой в теплопередатчик 49 колбы, с целью более полной передачи тепла. По периметру полусферы 50 выполнены вертикальные стойки 51 для поддержания пробирок, причем между стойками выполнены смотровые окна 52, обеспечивающие возможность наблюдения за происходящей реакцией в пробирке. Кроме того, корпус 45 электронагревателя снабжен пружинным пробирочным держателем 53.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МИКРОЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА | 2001 |
|
RU2211490C2 |
УСТРОЙСТВО БИОЛОГИЧЕСКОЙ МИКРОЛАБОРАТОРИИ | 2002 |
|
RU2205455C1 |
ГИБКИЙ ВАЛ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1999 |
|
RU2146019C1 |
ОПОРА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 1991 |
|
RU2136830C1 |
СТЕНД ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ПРИБОРОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ | 2002 |
|
RU2205456C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ НАГРЕВАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211088C2 |
УСТРОЙСТВО ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА | 2006 |
|
RU2313133C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ | 2002 |
|
RU2204865C1 |
СПОСОБ КОММУТАЦИИ ТЕРМОЭЛЕМЕНТА | 1999 |
|
RU2150160C1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КВАНТОВЫХ ЯВЛЕНИЙ | 2005 |
|
RU2291495C1 |
Изобретение предназначено для использования при проведении практических химических экспериментов, а также для научных исследований. Микролаборатория содержит многоярусный штатив и приборную приставку. В штативе выполнены гнезда, в которые вставлены склянки с реактивами, все склянки закрыты крышками. В приборной приставке выполнены ложементы и глухие отверстия, где размещены приборы, оборудование и инструменты, используемые при проведении химических опытов. Микролаборатория дополнительно снабжена выдвижной рабочей доской, держателем электродов, задней стенкой, съемной прозрачной крышкой и электронагревателем. Модернизированы крышки для склянок, планшетка, линейка-трафарет. Электронагреватель выполнен особой оригинальной конструкции. Обеспечивается наглядность и простота проведения химических экспериментов. 7 з.п.ф-лы, 14 ил.
БУРИНСКАЯ Н.Н | |||
и др | |||
Творческий поиск учителя | |||
- Химия и жизнь, 1985, № 3, с.52-54 | |||
ПЕРЕНОСНОЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | 1992 |
|
RU2056944C1 |
DE 2917703 А1, 06.11.1980 | |||
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДОВ ФАЗ ГАЗОЖИДКОСТНОГО ПОТОКА В ТРУБОПРОВОДЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ИЗМЕРЕНИЕМ РАСХОДОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕНТ ЖИДКОЙ ФАЗЫ | 2005 |
|
RU2319111C9 |
КОНФИГУРАЦИЯ, ИНДИКАЦИЯ И ACK/NACK ДЛЯ МНОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ HARQ, СВОБОДНОЙ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2752631C2 |
Авторы
Даты
2001-11-20—Публикация
2000-09-12—Подача