Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей.
Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка на 10-6 полюсов с 13 выводными концами, выполненная двухслойной [1].
Недостаток этой обмотки заключается в большом количестве выводов, что усложняет конструкцию коробки выводов и переключающего устройства.
Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка на 10-6 полюсов с 9 выводными концами, выполненная двухслойной [2].
Недостатки этой обмотки заключаются в низких значениях обмоточных коэффициентов, что снижает степень использования габарита двигателя.
Наиболее близкой к изобретению является полюсопереключаемая обмотка на 10-6 полюсов, выполненная однослойной, содержащая 18 катушечных групп, у которой конец k катушечной группы соединен с концом k+9 катушечной группы, начала 4, 6, 8 катушечных групп, начала 10, 12, 14 катушечных групп, начала катушечных групп 16, 18, 2 катушечных групп объединены в нулевые точки, выводы взяты от начал 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 катушечных групп, где k последовательно принимает значения 1, 2, 3,... 9 [3].
Недостатком этой обмотки является некачественный состав магнитодвижущих сил при десяти полюсах.
Указанная задача достигается переходом от однослойного к двухслойному варианту исполнения обмотки. Все катушки в обмотке разделены на 36 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с концом 6 катушечной группы, начало 6 катушечной группы - с концом 19 катушечной группы, начало 19 катушечной группы - с началом 24 катушечной группы, конец 5 катушечной группы - с концом 10 катушечной группы, начало 10 катушечной группы - с концом 23 катушечной группы, начало 23 катушечной группы - с началом 28 катушечной группы, конец 9 катушечной группы - с концом 14 катушечной группы, начало 14 катушечной группы - с концом 27 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с началом 32 катушечной группы, конец 13 катушечной группы - с концом 18 катушечной группы, начало 18 катушечной группы - с концом 31 катушечной группы, начало 31 катушечной группы - с началом 36 катушечной группы, конец 17 катушечной группы - с концом 22 катушечной группы, начало 22 катушечной группы - с концом 35 катушечной группы, начало 35 катушечной группы - с началом 4 катушечной группы, конец 21 катушечной группы - с концом 26 катушечной группы, начало 26 катушечной группы - с концом 3 катушечной группы, начало 3 катушечной группы - с началом 8 катушечной группы, конец 25 катушечной группы - с концом 30 катушечной группы, начало 30 катушечной группы - с концом 7 катушечной группы, начало 7 катушечной группы - с началом 12 катушечной группы, конец 29 катушечной группы - с концом 34 катушечной группы, начало 34 катушечной группы - с концом 11 катушечной группы, начало 11 катушечной группы - с началом 16 катушечной группы, конец 33 катушечной группы - с концом 2 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с концом 15 катушечной группы, начало 15 катушечной группы - с началом 20 катушечной группы, концы 24, 28, 32 катушечных групп, концы 36, 4, 8 катушечных групп, концы 12, 16, 20 катушечных групп объединены в нулевые точки, выводы взяты от начал 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 катушечных групп.
На фиг. 1 показана развернутая схема обмотки для двигателя с 36 пазами на статоре; на фиг. 2-5 - направления тока в сторонах катушки и кривые магнитодвижущих сил.
Обмотка содержит тридцать шесть катушечных групп с номерами от 1 до 36 и выводы с номерами от 37 до 45.
Все катушки в обмотке разделены на 36 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с концом 6 катушечной группы, начало 6 катушечной группы - с концом 19 катушечной группы, начало 19 катушечной группы - с началом 24 катушечной группы, конец 5 катушечной группы - с концом 10 катушечной группы, начало 10 катушечной группы - с концом 23 катушечной группы, начало 23 катушечной группы - с началом 28 катушечной группы, конец 9 катушечной группы - с концом 14 катушечной группы, начало 14 катушечной группы - с концом 27 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с началом 32 катушечной группы, конец 13 катушечной группы - с концом 18 катушечной группы, начало 18 катушечной группы - с концом 31 катушечной группы, начало 31 катушечной группы - с началом 36 катушечной группы, конец 17 катушечной группы - с концом 22 катушечной группы, начало 22 катушечной группы - с концом 35 катушечной группы, начало 35 катушечной группы - с началом 4 катушечной группы, конец 21 катушечной группы - с концом 26 катушечной группы, начало 26 катушечной группы - с концом 3 катушечной группы, начало 3 катушечной группы - с началом 8 катушечной группы, конец 25 катушечной группы - с концом 30 катушечной группы, начало 30 катушечной группы - с концом 7 катушечной группы, начало 7 катушечной группы - с началом 12 катушечной группы, конец 29 катушечной группы - с концом 34 катушечной группы, начало 34 катушечной группы - с концом 11 катушечной группы, начало 11 катушечной группы - с началом 16 катушечной группы, конец 33 катушечной группы - с концом 2 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с концом 15 катушечной группы, начало 15 катушечной группы - с началом 20 катушечной группы, концы 24, 28, 32 катушечных групп, концы 36, 4, 8 катушечных групп, концы 12, 16, 20 катушечных групп объединены в нулевые точки, выводы взяты от начал 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 катушечных групп.
Если напряжение подать на объединенные выводы (37, 40, 43), (38, 41, 44), (39, 42, 45), получим 6 полюсов. Схема соединения - три звезды. Если напряжение подать на выводы 38, 41, 44 и объединить вывод 39 с выводом 40, вывод 42 с выводом 43, вывод 45 с выводом 37, получим 10 полюсов. Схема соединения фаз - комбинированная звезда - треугольник. На фиг. 2 - 5 направление тока и кривые магнитодвижущих сил соответствуют прохождению тока в фазе A через максимальное положительное значение. Стороны катушек фазы A обозначены квадратом, фазы B - треугольником, фазы C - кругом.
Величины обмоточных коэффициентов составляют Kоб1(2р=6) = 0,933 и Kоб1( 2р=10) = 0,76.
Двухскоростные электродвигатели с предлагаемой обмоткой наиболее полно подходят для привода вентиляторов и других машин с вентиляторными характеристиками.
Источники информации
1. Тембель П.В., Геращенко Г.В. Справочник по обмоточным данным электрических машин и аппаратов. - Киев: Техника, 1981, с. 242.
2. Авт. св. СССР N 995212, H 02 K 17/14, 1983.
3. Патент RU N 2149491, H 02 K 17/14, 3/28, 2000.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА | 2003 |
|
RU2242077C1 |
ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА НА 10-4-2 ПОЛЮСА | 2001 |
|
RU2205493C1 |
ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА НА 10-4-2 ПОЛЮСА | 2002 |
|
RU2218650C1 |
ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА | 2003 |
|
RU2259000C1 |
СТАТОРНАЯ ОБМОТКА НА 14/10 ПОЛЮСОВ | 2004 |
|
RU2265942C1 |
СТАТОРНАЯ ОБМОТКА НА 8/4 ПОЛЮСА | 2004 |
|
RU2265943C1 |
СТАТОРНАЯ ОБМОТКА НА 8/4 ПОЛЮСА | 2008 |
|
RU2345463C1 |
СТАТОРНАЯ ОБМОТКА НА 20/16 ПОЛЮСОВ | 2003 |
|
RU2231197C1 |
СТАТОРНАЯ ОБМОТКА НА 8/4 ПОЛЮСА | 2004 |
|
RU2264023C1 |
СТАТОРНАЯ ОБМОТКА НА 16/10 ПОЛЮСОВ | 2003 |
|
RU2231198C1 |
Изобретение относится к электротехнике и позволяет создавать двухскоростные электродвигатели. Сущность изобретения состоит в следующем. Все катушки в обмотке разделены на 36 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с концом 6 катушечной группы, начало 6 катушечной группы - с концом 19 катушечной группы, начало 19 катушечной группы - с началом 24 катушечной группы, конец 5 катушечной группы - с концом 10 катушечной группы, начало 10 катушечной группы - с концом 23 катушечной группы, начало 23 катушечной группы - с началом 28 катушечной группы, конец 9 катушечной группы - с концом 14 катушечной группы, начало 14 катушечной группы - с концом 27 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с началом 32 катушечной группы, конец 13 катушечной группы - с концом 18 катушечной группы, начало 18 катушечной группы - с концом 31 катушечной группы, начало 31 катушечной группы - с началом 36 катушечной группы, конец 17 катушечной группы - с концом 22 катушечной группы, начало 22 катушечной группы - с концом 35 катушечной группы, начало 35 катушечной группы - с началом 4 катушечной группы, конец 21 катушечной группы - с концом 26 катушечной группы, начало 26 катушечной группы - с концом 3 катушечной группы, начало 3 катушечной группы - с началом 8 катушечной группы, конец 25 катушечной группы - с концом 30 катушечной группы, начало 30 катушечной группы - с концом 7 катушечной группы, начало 7 катушечной группы - с началом 12 катушечной группы, конец 29 катушечной группы - с концом 34 катушечной группы, начало 34 катушечной группы - с концом 11 катушечной группы, начало 11 катушечной группы - с началом 16 катушечной группы, конец 33 катушечной группы - с концом 2 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с концом 15 катушечной группы, начало 15 катушечной группы - с началом 20 катушечной группы, концы 24, 28, 32 катушечных групп, концы 36,4,8 катушечных групп, концы 12, 16, 20 катушечных групп объединены в нулевые точки, выводы взяты от начал 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 катушечных групп. Если напряжение подать на объединенные выводы (37, 40, 43), (38, 41, 44), (39, 42, 45), получим 6 полюсов. Схема соединения - три звезды. Если напряжение подать на выводы 38, 41, 44 и объединить вывод 39 с выводом 40, вывод 42 с выводом 43, вывод 45 с выводом 37, получим 10 полюсов. Схема соединения фаз - комбинированная звезда - треугольник. Технический результат от использования данного изобретения состоит в улучшении качества состава магнитодвижущих сил при десяти полюсах и в повышении значений обмоточных коэффициентов, что повышает степень использования габаритов многоскоростных электродвигателей с предлагаемой обмоткой. 5 ил.
Полюсопереключаемая обмотка на 10-6 полюсов (двойного шага), у которой выводы от начал 1, 5, 9, 13, 17 катушечных групп, отличающаяся тем, что все катушки в обмотке разделены на 36 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с концом 6 катушечной группы, начало 6 катушечной группы - с концом 19 катушечной группы, начало 19 катушечной группы - с началом 24 катушечной группы, конец 5 катушечной группы - с концом 10 катушечной группы, начало 10 катушечной группы - с концом 23 катушечной группы, начало 23 катушечной группы - с началом 28 катушечной группы, конец 9 катушечной группы - с концом 14 катушечной группы, начало 14 катушечной группы - с концом 27 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с началом 32 катушечной группы, конец 13 катушечной группы - с концом 18 катушечной группы, начало 18 катушечной группы - с концом 31 катушечной группы, начало 31 катушечной группы - с началом 36 катушечной группы, конец 17 катушечной группы - с концом 22 катушечной группы, начало 22 катушечной группы - с концом 35 катушечной группы, начало 35 катушечной группы - с началом 4 катушечной группы, конец 21 катушечной группы - с концом 26 катушечной группы, начало 26 катушечной группы - с концом 3 катушечной группы, начало 3 катушечной группы - с началом 8 катушечной группы, конец 25 катушечной группы - с концом 30 катушечной группы, начало 30 катушечной группы - с концом 7 катушечной группы, начало 7 катушечной группы - с началом 12 катушечной группы, конец 29 катушечной группы - с концом 34 катушечной группы, начало 34 катушечной группы - с концом 11 катушечной группы, начало 11 катушечной группы - с началом 16 катушечной группы, конец 33 катушечной группы - с концом 2 катушечной группы, начало 2 катушечной группы - с концом 15 катушечной группы, начало 15 катушечной группы - с началом 20 катушечной группы, концы 24, 28, 32 катушечных групп, концы 36, 4, 8 катушечных групп, концы 12, 16, 20 катушечных групп, объединены в нулевые точки, выводы взяты от начал 21, 25, 29, 33 катушечных групп.
ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА НА 10/6 ПОЛЮСОВ | 1999 |
|
RU2149491C1 |
Полюсопереключаемая трехфазная обмотка | 1981 |
|
SU995212A1 |
Совмещенная двухслойная трехфазная обмотка на 2 @ и 3 @ пар полюсов | 1989 |
|
SU1665459A1 |
Полюсопереключаемая обмотка на 8-6 полюсов | 1985 |
|
SU1280676A1 |
Трехфазная якорная обмотка для совмещенной машины | 1988 |
|
SU1539904A1 |
АМОРТИЗАТОР "ХАРГЕНС"(ВАРИАНТЫ) И ЭЛЕКТРО-ПНЕВМОСИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА" | 2003 |
|
RU2241154C1 |
GB 1471522 А, 24.07.1977 | |||
Тембель П.В | |||
и др | |||
Справочник по обмоточным данным электрических машин и аппаратов | |||
- Киев: Техника, 1981, с.242. |
Авторы
Даты
2001-11-20—Публикация
2000-09-14—Подача