СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2001 года по МПК F02K9/50 

Описание патента на изобретение RU2177070C2

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Система наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки (ДУ) КЛА используется в современных РДУ КЛА для создания импульсов тяги, необходимых как для перемещения центра масс КЛА (коррекция траектории движения, торможение КЛА для обеспечения его схода с орбиты), так и для создания управляющих моментов относительно его центра масс (ориентация, развороты и т. д. ). Импульсы тяги для различных режимов управления аппаратом в пространстве создаются с помощью имеющихся на борту реактивных двигателей (РД), величины тяг которых в зависимости от их назначения изменяются в широких пределах (от нескольких сотен кГс до единиц и менее кГс). Работа указанных двигателей с заданными параметрами обеспечивается системами наддува топливных баков и подачи топлива к входам двигателей.

Известны системы наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки космического летательного аппарата (см., например, Т.М. Мелькумов и др. Ракетные двигатели, М.: Машиностроение, 1976 г., с. 10). Системы наддува содержат баллоны высокого давления, заполненные газом, например азотом, которые служат для обеспечения выдавливания топлива из топливных баков и подачи его к реактивным двигателям двигательной установки. Баллоны высокого давления связаны с полостями наддува топливных баков посредством магистралей низкого давления, содержащих отсечные клапаны и газовые редукторы и обратные клапаны. Заправка баллонов газом высокого давления производится на Земле перед стартом ракеты-носителя.

Недостатками таких систем является малая живучесть системы, низкая надежность и невозможность многоразового использования систем наддува для дозаправки топливом баков в условиях космического полета.

Известна также система наддува топливных баков ДУ КЛА (см., например, патент РФ 2119082, кл. F 02 K 9/44 от 4.06.1996 г.), выбранная в качестве прототипа.

Система содержит бортовой компрессор, связанный пневмомагистралями высокого и низкого давления соответственно с баллонами наддува и газовыми полостями топливных баков, обратный клапан, установленный на пневмомагистрали высокого давления.

Наличие бортового компрессора в данной системе наддува позволяет в процессе космического полета приводить систему в исходное состояние, т.е. перекачивать газ из газовых полостей топливных баков обратно в баллоны наддува, создавая в них давление газа, равное исходному при заправке на Земле, при этом обеспечивается возможность для дозаправки топливом баков в условиях космического полета, например, от космического дозаправщика. Однако, в таких системах возникают отказы в работе при запуске бортового компрессора в условиях космических орбитальных полетов из-за наличия в пневмомагистрали на выходе из компрессора высокого давления газа.

Недостатком системы прототипа является низкая живучесть и надежность из-за наличия в магистрали на выходе из бортового компрессора остаточного газа высокого давления при запуске и работе компрессора.

Задачей настоящего изобретения является создание системы наддува топливных баков ДУ КЛА, которая обладала бы повышенной живучестью и надежностью в условиях космического орбитального полета.

Это достигается за счет обеспечения в пневмомагистрали на выходе из бортового компрессора давления газа, позволяющего свободный (безотказный) запуск и работу компрессора путем сброса высокого давления из пневмомагистрали на выходе из компрессора.

Сущность изобретения заключается в том, что система наддува топливных баков ДУ КЛА, содержащая бортовой компрессор, связанный пневмомагистралями высокого и низкого давления соответственно с баллонами наддува и газовыми полостями топливных баков, и обратный клапан, установленный на пневмомагистрали высокого давления, дополнительно снабжена емкостью, включенной через дроссельное устройство в пневмомагистраль высокого давления между обратным клапаном и бортовым компрессором, причем дроссельное устройство и обратный клапан установлены непосредственно на выходе из бортового компрессора.

Технический результат заключается в том, что по сравнению с известными техническими решениями вновь созданная система наддува топливных баков ДУ КЛА обеспечивает не только повышение надежности и живучести системы наддува, но и увеличивает ресурс функционирования ДУ КЛА в процессе эксплуатации на орбите Земли.

Использование предлагаемой системы наддува топливных баков ДУ КЛА, например, на космическом орбитальном комплексе типа "Мир" - "Союз-ТМ" - "Прогресс" - "Шаттл" позволит дать значительный экономический эффект за счет увеличения ресурса работы, повышения живучести и надежности системы наддува.

Суть изобретения поясняется чертежом, на котором обозначена система наддува, состоящая из бортового компрессора 1, связанного пневмомагистралями высокого давления 2 и низкого давления 3 соответственно с баллонами наддува 4, 5 и газовыми полостями 6, 7 топливных баков 8, 9 и обратного клапана 10, установленного на пневмомагистрали высокого давления 2.

Система наддува дополнительно снабжена емкостью 11, выполненной, например, в виде сильфонного компенсатора и включенной через дроссельное устройство 12 в пневмомагистраль высокого давления 2 между обратным клапаном 10 и бортовым компрессором 1. Дроссельное устройство 12 и обратный клапан 10 установлены непосредственно на выходе 13 из бортового компрессора 1.

Работает система наддува топливных баков ДУ КЛА в режиме перекачки газа, например газообразного азота из газовых полостей 6, 7 топливных баков 8, 9 горючего и окислителя в баллоны наддува 4, 5, следующим образом.

Перед включением компрессора 1 в работу открывают пускоотсечные клапаны 14, 15 и 16, 17, и после пуска компрессора 1 производят откачку газа из газовых полостей 6, 7 топливных баков 8, 9 и закачку его с высоким давлением через пневмомагистрали высокого давления 2 в соответствующие газовые баллоны 4, 5, затем закрывают пускоотсечные клапаны 14, 15, 16, 17 и останавливают бортовой компрессор 1.

После остановки бортового компрессора 1 в пневмомагистрали высокого давления 2 на участке между обратным клапаном 10 и бортовым компрессором 1, т. е. на выходе 13 из компрессора 1 остается остаточное высокое давление газа, что приводит к отказам в работе при повторных запусках бортового компрессора 1. Для исключения подобных ситуаций и обеспечения безотказных запусков и работы бортового компрессора 1 в предлагаемой системе наддува дополнительно введена емкость 11, включенная через дроссельное устройство 12 в пневмомагистраль высокого давления 2 на участке между обратным клапаном 10 и бортовым компрессором 1.

Дроссельное устройство 12 выполнено, например, в виде дроссельной шайбы с расчетным проходным сечением отверстия, обеспечивающим подпор газа при работе бортового компрессора и сброс газа в емкость 11 после остановки компрессора 1, когда остаточный газ, находящийся под высоким давлением на выходе 13 из компрессора 1, дросселируется через дроссельную шайбу и сбрасывается (перетекает) в емкость 11, обеспечивая давление газа на выходе 13 из компрессора 1, необходимое для плавного и надежного запуска компрессора 1.

Установка дроссельного устройства 12 и обратного клапана 10 непосредственно на выходе 13 из бортового компрессора 1 обеспечивает минимальный газовый объем на данном участке, что значительно сокращает объем, размеры и вес емкости 11.

Итак, система наддува приводится в исходное рабочее состояние, готовое к заправке баков 8, 9 от космического заправщика.

Заправку топливных баков 8, 9 топливом производят от соответствующих баков, расположенных на космическом заправщике, который периодически запускается с Земли и доставляет на КЛА топливо для реактивных двигателей 18 двигательной установки.

Выдавливание и подачу топлива из баков 8, 9 к РД 18 производят посредством подачи газа из баллонов 4, 5 в газовые полости 6, 7 топливных баков 8, 9 по пневмомагистралям 19, 20, каждая из которых содержит последовательно установленные пускоотсечные клапаны 21, 22, газовые редукторы 23, 24 и обратные клапаны 25, 26.

Таким образом, дополнительное снабжение системы наддува емкостью 11, включенной через дроссельное устройство 12 в пневмомагистраль высокого давления 2 между обратным клапаном 10 и бортовым компрессором 1 и установка дроссельного устройства 12 и обратного клапана 10 непосредственно на выходе 13 из бортового компрессора 1, создает условия для плавного и надежного запуска и работы компрессора, что обеспечивает повышение живучести и надежности системы наддува топливных баков ДУ КЛА при эксплуатации в условиях космического орбитального полета, а, следовательно, и выполнение поставленной задачи.

Похожие патенты RU2177070C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
RU2159348C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ ГАЗА В СИСТЕМЕ НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С БОРТОВЫМ КОМПРЕССОРОМ И СПОСОБ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ БОРТОВОГО КОМПРЕССОРА 1999
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
  • Федотов В.К.
  • Цихоцкий В.М.
RU2159861C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ 2006
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2339835C2
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ 2006
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
  • Хитев Николай Иванович
RU2339834C2
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГОРЮЧЕГО И ОКИСЛИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Гореликов В.И.
  • Соболев В.М.
RU2143579C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГОРЮЧЕГО И ОКИСЛИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Гореликов В.И.
RU2140003C1
СИСТЕМА ДОЗАПРАВКИ ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Банин В.Н.
  • Гореликов В.И.
RU2260705C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА 2009
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2407907C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА 2006
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2339832C2
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ 2006
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2339833C2

Реферат патента 2001 года СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Система наддува топливных баков двигательной установки космического летательного аппарата содержит бортовой компрессор, связанный пневмомагистралями высокого и низкого давления соответственно с баллонами наддува и газовыми полостями топливных баков. Система наддува топливных баков дополнительно снабжена обратным клапаном и емкостью, включенный через дроссельное устройство в пневмомагистраль высокого давления между вновь введенным обратным клапаном и бортовым компрессором. Дроссельное устройство и обратный клапан установлены непосредственно на выходе из бортового компрессора. Изобретение позволяет создать систему наддува топливных баков двигательной установки космического летательного аппарата, которая бы обладала повышенной живучестью и надежностью в условиях космического орбитального полета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 177 070 C2

Система наддува топливных баков двигательной установки космического аппарата, содержащая бортовой компрессор, связанный пневмомагистралями высокого и низкого давления соответственно с баллонами наддува и газовыми полостями топливных баков, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена обратным клапаном и емкостью, включенной через дроссельное устройство в пневмомагистраль высокого давления между вновь введенным обратным клапаном и бортовым компрессором, причем дроссельное устройство и обратный клапан установлены непосредственно на выходе из бортового компрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2177070C2

СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
  • Цихоцкий В.М.
RU2119082C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГОРЮЧЕГО И ОКИСЛИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
  • Цихоцкий В.М.
RU2109975C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОРБИТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 1997
  • Гореликов В.И.
RU2131989C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГОРЮЧЕГО И ОКИСЛИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
RU2132477C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ ВИНТ КАЧЕСТВА СМЕСИ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Кипоренко В.Т.
  • Четвертков И.Б.
  • Черныш В.И.
RU2136939C1
Газотурбинный агрегат 1980
  • Зарицкий Сергей Петрович
  • Вертепов Андрей Григорьевич
  • Гречухин Евгений Михайлович
SU922304A1

RU 2 177 070 C2

Авторы

Сарычев Л.Н.

Гореликов В.И.

Даты

2001-12-20Публикация

2000-02-03Подача