СПОСОБ ПОДАЧИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА В БАК ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2002 года по МПК B60S5/00 

Описание патента на изобретение RU2178746C2

Изобретение относится к области топливозаправки и может быть использовано для уменьшения потерь горючего при заправке техники горючесмазочными материалами и снижения при этом уровня негативного воздействия на окружающую среду паров жидкого топлива, образующихся в топливном баке машин, преимущественно в летнее время и в местностях с жарким климатом.

Известен способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины, заключающийся в том, что при заправке (дозапраке) техники подачу жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением (закрытой струей) с использованием топливозаправочного оборудования (колонок, раздаточных агрегатов с насосами, мотопомп и других устройств), сливные патрубки которого предварительно устанавливают в горловину топливного бака заправляемой машины. Данный способ и технические устройства, реализующие его, подробно описаны в литературе (см. , например, Парковое оборудование бронетанкового вооружения и автомобильной техники. Пособие. Кн. первая. - М. : Воениздат, 1994, сс. 7 -13, 17-19, 21- 28, 34-36, 39-45).

Указанный способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению (прототипом).

К недостаткам отмеченного способа относится то, что при такой подаче топлива в топливный бак происходит интенсивное испарение ненасыщенных паров жидкого топлива, в первую очередь легких фракций углеводородов, и конвекционный выброс их в атмосферу, что ведет к существенному загрязнению воздуха и окружающей среды в местах заправки топливом.

Причем при заполнении бензобака топливом только за счет вытеснения из него паров потери могут достигать до 0,01% емкости топливного бака (см. Техническая заправка автомобилей / Под ред. Крамаренко Г. В. - М. : Транспорт, 1972, с. 292).

Предлагаемое изобретение направлено на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха парами жидкого топлива и уменьшение потерь горючего при заправке.

Решение указанной технической задачи достигается тем, что в предлагаемом способе подачи жидкого топлива в бак транспортной машины, который заключается в подаче жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением, непосредственно перед подачей в бак топливо охлаждают путем пропускания его через охлаждающий элемент с хладагентом, например жидким азотом, при этом охлаждение топлива производят до температуры не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск двигателя транспортной машины после заполнения бака.

При этом, в частности, температуру смеси топлива после заполнения бака выбирают из условия:
для автомобильных бензинов - t= 0,5•t10%-50,5oС;
для дизельных топлив - tсм= tпом+(3. . . 5)oС;
где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС;
t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС;
tпoм - температура помутнения дизельного топлива, oС.

Для обеспечения лучшей теплопередачи между охлаждающим элементом с хладагентом и подаваемым в бак топливом топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи.

Заявленный способ реализуется следующим образом.

Жидкое топливо (бензин или дизельное топливо), которое находится перед заправкой в закрытом баке машины, представляет собой, по сути, неоднородную гетерогенную термодинамическую систему, состоящую из жидкой и газообразной фаз горючего. Данная система способна обмениваться энергией с другими системами, например с окружающей средой.

Перед заправкой при температуре топлива в баке, примерно равной температуре окружающей среды, указанная термодинамическая система находится практически в равновесном состоянии. При этом концентрация и давление ненасыщенных и насыщенных паров горючего, находящихся в баке в газообразной форме, остаются неизменными при постоянной температуре топлива и окружающей среды.

После того как крышку топливного бака откроют, в него из резервуара заправочного агрегата осуществляют подачу топлива под давлением. Причем топливо (струю топлива) охлаждают непосредственно перед подачей в бак транспортной машины.

В этом случае динамическое равновесие фаз горючего в рассматриваемой термодинамической системе нарушается.

Вследствие процесса теплообмена между поступающим в бак охлаждаемым топливом, стенками бака и топливом, ранее находившимся в баке, температура топлива в баке начинает снижаться относительно температуры окружающей среды. Это ведет к уменьшению кинетической энергии молекул топлива, скорости испарения жидкости с поверхности раздела фаз и концентрации молекул пара. При этом давление ненасыщенных паров горючего снижается значительно быстрее, чем насыщенных. Происходит резкое обращение ненасыщенных паров горючего в насыщенные, т. е. процесс изохорического охлаждения. В этом случае большая часть паров горючего становится ненасыщенными парами, конденсируется на внутренних стенках бака и, переходя в жидкое состояние, остается в баке.

В результате чего уменьшается концентрация и масса выбросов (истечения) паров горючего из бака транспортной машины в атмосферный воздух, а также снижаются потери и расход горючего при заправке (по сравнению с прототипом).

Охлаждение топлива производят непосредственно перед подачей его из резервуара заправочного агрегата в топливный бак путем пропускания топлива через охлаждающий элемент с хладагентом. В качестве хладагента может использоваться любой сжиженный газ, например жидкий азот, который имеет температуру плавления tпл= -210oС, а температуру кипения tкип= -195,8oС (см. Химический энциклопедический словарь. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. - М. : Сов. энциклопедия, 1983, с. 15).

Причем при заправке (дозаправке) транспортной машины охлаждение струи топлива производят не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск непрогретого двигателя машины после заполнения бака.

Такая минимальная температура, в частности, по имеющимся данным (см. Милушкин А. А. , Черняйкин В. А. Справочник водителя автомобиля. - 3-е изд. , перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1982, с. 108, 113; Подчинок В. М. Эксплуатация военной автомобильной техники. - Рыбинск: Вооружение, политика, конверсия, 1995, с. 181-182, 196), составит для автомобильных бензинов tсм= 0,5•t10%-50,5oС; для дизельных топлив tсм= tпом+(3-5)oС, где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС; t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС; tпом - температура помутнения дизельного топлива, oС.

При температуре смеси топлива выше указанной обеспечивается надежный пуск непрогретого двигателя транспортной машина (см. , например, Колесник П. А. Автомобильные эксплуатационные материалы. - М. : Транспорт, 1972, с. 24, 58).

Расчеты показывают, что для применяемых в настоящее время автомобильных бензинов и дизельных топлив температура смеси не должна быть менее -15,5oС - для летних сортов бензинов, менее -23oС - для зимних сортов бензина, менее (-5 . . . -7)oС - для дизельного топлива марки Л и (-30 . . . -32)oС - для дизельного топлива марки 3.

Впоследствии после закрытия крышки топливного бака машины, заправленного горючим, описанная выше термодинамическая система будет постепенно приходить в равновесное состояние с окружающей средой, т. е. температура смеси будет возрастать, пока не приблизится к температуре окружающей среды. Пусковые качества топлив при этом ухудшаться не будут.

Применение предложенного способа заправки будет наиболее эффективным при высоких (положительных) температурах окружающего воздуха, т. е. преимущественно в летнее время и в условиях жаркого климата.

Для обеспечения лучшей теплопередачи между охлаждающим элементом с хладагентом и подаваемым в бак топливом топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи.

Рассеивание струи топлива можно осуществлять, например, с помощью специальных устройств-рассеивателей, монтируемых перед охлаждающим элементом, в зависимости от возможного места установки охлаждающего элемента рассеивание осуществляют в замкнутом пространстве либо на выходе струи топлива из резервуара заправочного агрегата, либо в шланге подачи топлива, либо собственно на раздаточном устройств.

Предлагаемый способ заправки может быть реализован с использованием существующих в настоящее время устройств и оборудования, в том числе заправочного оборудования, холодильных установок и других устройств, материалов и химических веществ.

Похожие патенты RU2178746C2

название год авторы номер документа
ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЙ КРАН 2004
  • Невдах Михаил Александрович
  • Швец Эльмир Александрович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Акумов Андрей Вадимович
  • Швец Александр Эльмирович
RU2288166C2
ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЙ КРАН 1999
  • Цыбизов Е.И.
  • Крайнюков А.В.
  • Демихов С.В.
  • Пузевич Н.Л.
RU2163881C1
ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЙ КРАН 2003
  • Камышенцев Юрий Иванович
  • Крайнюков Андрей Викторович
  • Швец Эльмир Александрович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Гуляев Виктор Викторович
RU2294312C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРИМЕНЯЕМЫХ ТОПЛИВ И МАСЕЛ В БАКАХ СИСТЕМ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ И ТРАНСМИССИИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2014
  • Москалёв Владимир Семёнович
  • Алёшечкин Николай Дмитриевич
  • Шудыкин Александр Сергеевич
RU2569206C1
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕВЫРАБОТАННЫХ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ В ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ 2000
  • Ведерников М.В.
  • Романовский М.А.
  • Жиганов Е.Б.
  • Зубарьков В.А.
RU2196081C2
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕВЫРАБОТАННЫХ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ В ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ 2000
  • Ведерников М.В.
  • Герасимов А.Б.
  • Жиганов Е.Б.
  • Зубарьков В.А.
RU2189484C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ С ВПРЫСКОМ БЕНЗИНА 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Варакута Анатолий Иванович
  • Вереютин Алексей Юрьевич
  • Меркушов Юрий Николаевич
  • Петляков Дмитрий Иванович
RU2291984C1
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ 1999
  • Павлов Г.И.
RU2168651C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНОГО ДИЗЕЛЯ К НИЗКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ 2019
  • Савин Михаил Александрович
  • Балаба Станислав Владимирович
  • Загородников Дмитрий Юрьевич
  • Зубарев Игорь Александрович
  • Лазарев Иван Сергеевич
  • Мокроусова Ольга Анатольевна
  • Опарин Иван Дмитриевич
  • Пареньков Роман Владимирович
  • Поляков Александр Степанович
  • Селянин Тимофей Борисович
  • Тарарыкин Александр Михайлович
  • Терентьев Виталий Викторович
  • Теряев Евгений Викторович
  • Федотов Виталий Васильевич
  • Филиппов Алексей Валерьевич
  • Шуртаков Евгений Александрович
  • Савина Ольга Михайловна
RU2715299C1
СИСТЕМА УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ ПРИ ПРИЕМЕ И ХРАНЕНИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА НЕФТЕБАЗАХ 2018
  • Богданов Андрей Юрьевич
  • Матвеев Юрий Алексеевич
RU2699749C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОДАЧИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА В БАК ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области автозаправки. Способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины заключается в подаче жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением. Непосредственно перед подачей в бак топливо охлаждают путем пропускания его через охлаждающий элемент с хладагентом, например жидким азотом. При этом охлаждение топлива производят до температуры не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск двигателя транспортной машины после заполнения бака. Температуру смеси топлива после заполнения бака выбирают из условия: для автомобильных бензинов tсм= 0,5•t10%-50,5oС; для дизельных топлив tсм= tпом+(3. . . 5)oС, где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС; t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС; tпoм - температура помутнения дизельного топлива, oС. Топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи. Технической задачей данного изобретения является уменьшение потерь горючего при заправке техники горючесмазочными материалами и снижение при этом уровня негативного воздействия на окружающую среду паров жидкого топлива, образующихся в топливном баке машин преимущественно в летнее время и в местностях с жарким климатом. 2 з. п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 178 746 C2

1. Способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины, заключающийся в подаче жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением, отличающийся тем, что непосредственно перед подачей в бак топливо охлаждают путем пропускания его через охлаждающий элемент с хладагентом, например жидким азотом, при этом охлаждение топлива производят до температуры не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск двигателя транспортной машины после заполнения бака. 2. Способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины по п. 1, отличающийся тем, что температуру смеси топлива после заполнения бака выбирают из условия: для автомобильных бензинов tсм= 0,5•t10%-50,5oС; для дизельных топлив tсм= tпом+(3. . . 5)oС, где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС; t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС; tпом - температура помутнения дизельного топлива, oС. 3. Способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины по п. 1, отличающийся тем, что топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2178746C2

СИСТЕМА ВОЗВРАТА ПАРОВ В УСТАНОВКЕ ЗАПРАВКИ ГОРЮЧИМ 1996
  • Ленский Анатолий Борисович
  • Криштал Виля Нафтулович
  • Белорусец Борис Оскарович
  • Андросов Александр Сергеевич
  • Рубцов Владимир Валентинович
RU2114052C1
ГУРЕЕВ А.А
Автомобильные бензины
- М.: Гостоптехиздат, 1961, с.35
ЛОСИКОВ Б.В
и др
Основы применения нефтепродуктов
- М.: Гостоптехиздат, 1959, с.155
СПОСОБ ВОЗВРАТА ПАРОВ В УСТАНОВКЕ ЗАПРАВКИ ГОРЮЧИМ 1996
  • Ленский Анатолий Борисович
  • Криштал Виля Нафтулович
  • Белорусец Борис Оскарович
  • Андросов Александр Сергеевич
  • Рубцов Владимир Валентинович
RU2114051C1
СИСТЕМА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПАРОВ БЕНЗИНА В УСТАНОВКЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1992
  • Джорджио Бергамини[It]
  • Эрнесто Парис[It]
RU2037469C1
Способ налива нефтепродуктов в маршрут транспортных емкостей и устройство для его осуществления 1989
  • Сандт Рудольф Христианович
  • Бобров Валерий Влидимирович
  • Абдулькеримов Андрей Меджитович
  • Савельев Павел Анисимович
  • Самойлов Сергей Вячеславович
SU1710499A1
Устройство для сбора информации 1986
  • Омельченко Виктор Валентинович
SU1406624A2

RU 2 178 746 C2

Авторы

Цыбизов Е.И.

Даты

2002-01-27Публикация

1999-03-29Подача