Изобретение относится к области топливозаправки и может быть использовано для уменьшения потерь горючего при заправке техники горючесмазочными материалами и снижения при этом уровня негативного воздействия на окружающую среду паров жидкого топлива, образующихся в топливном баке машин, преимущественно в летнее время и в местностях с жарким климатом.
Известен способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины, заключающийся в том, что при заправке (дозапраке) техники подачу жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением (закрытой струей) с использованием топливозаправочного оборудования (колонок, раздаточных агрегатов с насосами, мотопомп и других устройств), сливные патрубки которого предварительно устанавливают в горловину топливного бака заправляемой машины. Данный способ и технические устройства, реализующие его, подробно описаны в литературе (см. , например, Парковое оборудование бронетанкового вооружения и автомобильной техники. Пособие. Кн. первая. - М. : Воениздат, 1994, сс. 7 -13, 17-19, 21- 28, 34-36, 39-45).
Указанный способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению (прототипом).
К недостаткам отмеченного способа относится то, что при такой подаче топлива в топливный бак происходит интенсивное испарение ненасыщенных паров жидкого топлива, в первую очередь легких фракций углеводородов, и конвекционный выброс их в атмосферу, что ведет к существенному загрязнению воздуха и окружающей среды в местах заправки топливом.
Причем при заполнении бензобака топливом только за счет вытеснения из него паров потери могут достигать до 0,01% емкости топливного бака (см. Техническая заправка автомобилей / Под ред. Крамаренко Г. В. - М. : Транспорт, 1972, с. 292).
Предлагаемое изобретение направлено на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха парами жидкого топлива и уменьшение потерь горючего при заправке.
Решение указанной технической задачи достигается тем, что в предлагаемом способе подачи жидкого топлива в бак транспортной машины, который заключается в подаче жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением, непосредственно перед подачей в бак топливо охлаждают путем пропускания его через охлаждающий элемент с хладагентом, например жидким азотом, при этом охлаждение топлива производят до температуры не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск двигателя транспортной машины после заполнения бака.
При этом, в частности, температуру смеси топлива после заполнения бака выбирают из условия:
для автомобильных бензинов - tcм= 0,5•t10%-50,5oС;
для дизельных топлив - tсм= tпом+(3. . . 5)oС;
где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС;
t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС;
tпoм - температура помутнения дизельного топлива, oС.
Для обеспечения лучшей теплопередачи между охлаждающим элементом с хладагентом и подаваемым в бак топливом топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи.
Заявленный способ реализуется следующим образом.
Жидкое топливо (бензин или дизельное топливо), которое находится перед заправкой в закрытом баке машины, представляет собой, по сути, неоднородную гетерогенную термодинамическую систему, состоящую из жидкой и газообразной фаз горючего. Данная система способна обмениваться энергией с другими системами, например с окружающей средой.
Перед заправкой при температуре топлива в баке, примерно равной температуре окружающей среды, указанная термодинамическая система находится практически в равновесном состоянии. При этом концентрация и давление ненасыщенных и насыщенных паров горючего, находящихся в баке в газообразной форме, остаются неизменными при постоянной температуре топлива и окружающей среды.
После того как крышку топливного бака откроют, в него из резервуара заправочного агрегата осуществляют подачу топлива под давлением. Причем топливо (струю топлива) охлаждают непосредственно перед подачей в бак транспортной машины.
В этом случае динамическое равновесие фаз горючего в рассматриваемой термодинамической системе нарушается.
Вследствие процесса теплообмена между поступающим в бак охлаждаемым топливом, стенками бака и топливом, ранее находившимся в баке, температура топлива в баке начинает снижаться относительно температуры окружающей среды. Это ведет к уменьшению кинетической энергии молекул топлива, скорости испарения жидкости с поверхности раздела фаз и концентрации молекул пара. При этом давление ненасыщенных паров горючего снижается значительно быстрее, чем насыщенных. Происходит резкое обращение ненасыщенных паров горючего в насыщенные, т. е. процесс изохорического охлаждения. В этом случае большая часть паров горючего становится ненасыщенными парами, конденсируется на внутренних стенках бака и, переходя в жидкое состояние, остается в баке.
В результате чего уменьшается концентрация и масса выбросов (истечения) паров горючего из бака транспортной машины в атмосферный воздух, а также снижаются потери и расход горючего при заправке (по сравнению с прототипом).
Охлаждение топлива производят непосредственно перед подачей его из резервуара заправочного агрегата в топливный бак путем пропускания топлива через охлаждающий элемент с хладагентом. В качестве хладагента может использоваться любой сжиженный газ, например жидкий азот, который имеет температуру плавления tпл= -210oС, а температуру кипения tкип= -195,8oС (см. Химический энциклопедический словарь. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. - М. : Сов. энциклопедия, 1983, с. 15).
Причем при заправке (дозаправке) транспортной машины охлаждение струи топлива производят не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск непрогретого двигателя машины после заполнения бака.
Такая минимальная температура, в частности, по имеющимся данным (см. Милушкин А. А. , Черняйкин В. А. Справочник водителя автомобиля. - 3-е изд. , перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1982, с. 108, 113; Подчинок В. М. Эксплуатация военной автомобильной техники. - Рыбинск: Вооружение, политика, конверсия, 1995, с. 181-182, 196), составит для автомобильных бензинов tсм= 0,5•t10%-50,5oС; для дизельных топлив tсм= tпом+(3-5)oС, где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС; t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС; tпом - температура помутнения дизельного топлива, oС.
При температуре смеси топлива выше указанной обеспечивается надежный пуск непрогретого двигателя транспортной машина (см. , например, Колесник П. А. Автомобильные эксплуатационные материалы. - М. : Транспорт, 1972, с. 24, 58).
Расчеты показывают, что для применяемых в настоящее время автомобильных бензинов и дизельных топлив температура смеси не должна быть менее -15,5oС - для летних сортов бензинов, менее -23oС - для зимних сортов бензина, менее (-5 . . . -7)oС - для дизельного топлива марки Л и (-30 . . . -32)oС - для дизельного топлива марки 3.
Впоследствии после закрытия крышки топливного бака машины, заправленного горючим, описанная выше термодинамическая система будет постепенно приходить в равновесное состояние с окружающей средой, т. е. температура смеси будет возрастать, пока не приблизится к температуре окружающей среды. Пусковые качества топлив при этом ухудшаться не будут.
Применение предложенного способа заправки будет наиболее эффективным при высоких (положительных) температурах окружающего воздуха, т. е. преимущественно в летнее время и в условиях жаркого климата.
Для обеспечения лучшей теплопередачи между охлаждающим элементом с хладагентом и подаваемым в бак топливом топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи.
Рассеивание струи топлива можно осуществлять, например, с помощью специальных устройств-рассеивателей, монтируемых перед охлаждающим элементом, в зависимости от возможного места установки охлаждающего элемента рассеивание осуществляют в замкнутом пространстве либо на выходе струи топлива из резервуара заправочного агрегата, либо в шланге подачи топлива, либо собственно на раздаточном устройств.
Предлагаемый способ заправки может быть реализован с использованием существующих в настоящее время устройств и оборудования, в том числе заправочного оборудования, холодильных установок и других устройств, материалов и химических веществ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЙ КРАН | 2004 |
|
RU2288166C2 |
ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЙ КРАН | 1999 |
|
RU2163881C1 |
ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЙ КРАН | 2003 |
|
RU2294312C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРИМЕНЯЕМЫХ ТОПЛИВ И МАСЕЛ В БАКАХ СИСТЕМ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ И ТРАНСМИССИИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2569206C1 |
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕВЫРАБОТАННЫХ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ В ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ | 2000 |
|
RU2196081C2 |
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕВЫРАБОТАННЫХ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ В ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ | 2000 |
|
RU2189484C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ С ВПРЫСКОМ БЕНЗИНА | 2005 |
|
RU2291984C1 |
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2168651C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНОГО ДИЗЕЛЯ К НИЗКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ | 2019 |
|
RU2715299C1 |
СИСТЕМА УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ ПРИ ПРИЕМЕ И ХРАНЕНИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА НЕФТЕБАЗАХ | 2018 |
|
RU2699749C1 |
Изобретение относится к области автозаправки. Способ подачи жидкого топлива в бак транспортной машины заключается в подаче жидкого топлива из резервуара заправочного агрегата под давлением. Непосредственно перед подачей в бак топливо охлаждают путем пропускания его через охлаждающий элемент с хладагентом, например жидким азотом. При этом охлаждение топлива производят до температуры не ниже температуры, обеспечивающей в смеси с заправленным в бак ранее топливом надежный пуск двигателя транспортной машины после заполнения бака. Температуру смеси топлива после заполнения бака выбирают из условия: для автомобильных бензинов tсм= 0,5•t10%-50,5oС; для дизельных топлив tсм= tпом+(3. . . 5)oС, где tсм - температура смеси топлива в баке после заправки, oС; t10% - температура перегонки (выкипания) 10% бензина, oС; tпoм - температура помутнения дизельного топлива, oС. Топливо перед охлаждением рассеивают в замкнутом пространстве, а подачу осуществляют порциями, попеременно уменьшая и увеличивая давление подачи. Технической задачей данного изобретения является уменьшение потерь горючего при заправке техники горючесмазочными материалами и снижение при этом уровня негативного воздействия на окружающую среду паров жидкого топлива, образующихся в топливном баке машин преимущественно в летнее время и в местностях с жарким климатом. 2 з. п. ф-лы.
СИСТЕМА ВОЗВРАТА ПАРОВ В УСТАНОВКЕ ЗАПРАВКИ ГОРЮЧИМ | 1996 |
|
RU2114052C1 |
ГУРЕЕВ А.А | |||
Автомобильные бензины | |||
- М.: Гостоптехиздат, 1961, с.35 | |||
ЛОСИКОВ Б.В | |||
и др | |||
Основы применения нефтепродуктов | |||
- М.: Гостоптехиздат, 1959, с.155 | |||
СПОСОБ ВОЗВРАТА ПАРОВ В УСТАНОВКЕ ЗАПРАВКИ ГОРЮЧИМ | 1996 |
|
RU2114051C1 |
СИСТЕМА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПАРОВ БЕНЗИНА В УСТАНОВКЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2037469C1 |
Способ налива нефтепродуктов в маршрут транспортных емкостей и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1710499A1 |
Устройство для сбора информации | 1986 |
|
SU1406624A2 |
Авторы
Даты
2002-01-27—Публикация
1999-03-29—Подача