Изобретение относится к технике радиоэлектронной защиты транспортных средств (ТС) от угона.
Известен способ предотвращения несанкционированного пользования ТС, согласно которому при угоне ТС сообщают сведения о нем по телефону на центральную станцию, формируют кодовые адресный и командные сигналы, передают их по радиоканалу на ТС, декодируют и блокируют соответствующие агрегаты ТС, обеспечивая его принудительную остановку (DE 4318596 A1, B 60 R 25/00, 08.12.1994).
Недостаток известного способа заключается в необходимости создания отдельной специализированной системы радиосвязи с приемлемыми качеством передачи сигналов, радиусом действия и пропускной способностью, а также в необходимости постоянного наличия у пользователя ТС телефонного аппарата.
Известен способ предотвращения несанкционированного пользования ТС, включающий подачу кодированных сигналов от источника ближней радиосвязи (радиобрелока или транспондера) на охранную систему с датчиками состояния механизмов и от источника дальней радиосвязи (радиостанции пейджинговой компании) на противоугонную систему, установленную на ТС, их анализ, обработку и последующую подачу на разные исполнительные механизмы ТС, связанные с охранной и противоугонной системами, и характеризующийся тем, что перед анализом и обработкой кодированных сигналов в охранной системе эти сигналы дополнительно логически блокируют сигналами, подаваемыми от противоугонной системы, и дополнительно одновременно логически подтверждают или отменяют их последующую подачу на исполнительные механизмы ТС, причем сигналы команд, поступающие от источника дальней радиосвязи, подают на исполнительные механизмы ТС приоритетно по отношению к командам, подаваемым от источника ближней радиосвязи (RU 2163871 C1, 10.03.2001).
Недостаток известного способа определяется неполным использованием функциональных возможностей охранной части системы безопасности, в которой узлы тревожной сигнализации срабатывают лишь от датчиков несанкционированного вторжения, либо от источника ближней радиосвязи. Кроме того, известный способ не предусматривает обратную передачу информации владельцу ТС.
Наиболее близким к предложенному является способ предотвращения несанкционированного пользования ТС, согласно которому охранной частью системы безопасности управляют радиобрелоком и транспондером, а ее противоугонной частью - транспондером и из центра пейджинговой сети по каналу пейджинговой связи, при этом при попытках несанкционированного доступа в ТС охранной частью системы безопасности включают световую или звуковую отпугивающе-предупредительную сигнализацию, а ее противоугонной частью блокируют работу двигателя и по радиоканалу передают сигнал тревоги владельцу ТС, а от него сообщение о срабатывании противоугонной части - в центр пейджинговой сети, в котором формируют по каналу пейджинговой связи сигналы воздействия на противоугонную часть системы безопасности (RU 2160675 C1, 20.12.2000).
Недостаток указанного способа также связан с невысокой эффективностью защиты ТС, обусловленной одностадийным включением тревожной сигнализации и отсутствием препятствий к использованию злоумышленником радиобрелока или транспондера.
Задачей изобретения является повышение эффективности защиты ТС.
Поставленная задача решается тем, что в способе предотвращения несанкционированного пользования ТС, согласно которому охранной частью системы безопасности управляют радиобрелоком и транспондером, а ее противоугонной частью - транспондером и из центра пейджинговой сети по каналу пейджинговой связи, при этом при попытках несанкционированного доступа в ТС охранной частью системы безопасности включают световую или звуковую отпугивающе-предупредительную сигнализацию, а ее противоугонной частью блокируют работу двигателя и по радиоканалу передают сигнал тревоги владельцу ТС, а от него сообщение о срабатывании противоугонной части - в центр пейджинговой сети, в котором формируют по каналу пейджинговой связи сигналы воздействия на противоугонную часть системы безопасности, радиоканал связи с владельцем ТС выполняют с возможностью автоматического контроля его исправности при постановке ТС на охрану, а канал пейджинговой связи - с возможностью воздействия на охранную часть системы безопасности, при этом перед подачей из центра пейджинговой сети сигналов на противоугонную часть системы безопасности передают по каналу пейджинговой связи сигналы на ее охранную часть, вводят систему безопасности в режим паники с подключением дополнительных, ранее не проявлявшихся средств тревожной сигнализации, а выводят систему безопасности из данного режима с помощью Мастер-метки или набором секретного кода, при использовании злоумышленником радиобрелока или транспондера из центра пейджинговой сети по пейджинговому каналу связи отменяют поступление их сигналов на охранную и противоугонную части системы безопасности.
Решению поставленной задачи способствуют частные существенные признаки изобретения.
Воздействие на охранную часть системы безопасности по пейджинговому каналу связи осуществляют без блокирования замков дверей.
Предупредительно-отпугивающую сигнализацию включают, а работу двигателя блокируют при отсутствии транспондера или неопознании его.
При работающем двигателе переход охранной части системы безопасности в режим тревоги сопровождают срабатыванием ее противоугонной части с блокированием работы двигателя.
Коды радиобрелока и транспондера защищают от сканирования использованием динамического кодирования.
При утере, неисправности или хищении радиобрелока или транспондера в систему безопасности вводят персональный секретный код.
На чертеже представлена функциональная схема, иллюстрирующая реализацию предложенного способа.
На схеме показаны Мастер-метка 1 (электронный ключ-транспондер), используемые при эксплуатации автомобиля транспондеры (метки) 2 - 4, радиобрелоки 5 - 7, блок считывания информации 8, передатчик 9 и приемник 10 радиопейджера, блок управления 11 охранной частью системы безопасности, охранная часть 12 системы безопасности, блок датчиков несанкционированного доступа 13, основные блоки тревожной сигнализации 14.1 - 14.n, дополнительные блоки тревожной сигнализации 15.1 - 15.m, блок управления 16 противоугонной частью системы безопасности, противоугонная часть 17 системы безопасности, иммобилайзер 18 с процессором 19 и постоянным запоминающим устройством 20, блок сигнализации 21 и исполнительный механизм 22 для воздействия на двигатель.
Система безопасности, в которой реализуется способ, предназначена для защиты ТС от угона и сигнализации о попытках проникновения, то есть в ней сочетаются противоугонная защита и охранная сигнализация. Система безопасности выполняет обе функции: оповещает владельца ТС о вторжении или попытке вторжения, а также блокирует работу двигателя при попытке несанкционированного использования ТС или при его захвате (и также оповещает владельца или охрану о факте блокирования работы двигателя).
В данной системе безопасности имеет место дистанционное опознавание кодов транспондеров 2 - 4 и радиобрелоков 5 - 7 блоком считывания информации 8. Транспондеры 2 - 4 позволяют управлять охранной 12 и противоугонной 17 частями системы безопасности через соответствующие блоки управления 11 и 16, а радиобрелоки 5 - 7 только охранной частью 12 системы безопасности через блок управления 11 охранной частью системы безопасности.
Каждый из транспондеров 2 - 4 имеет уникальный код. Система безопасности дистанционно определяет наличие или отсутствие транспондера и реагирует соответствующим образом.
При опознавании транспондера 2 - 4 система безопасности позволяет беспрепятственно пользоваться ТС. Дальность распознавания транспондеров 2 - 4 позволяет управлять системой безопасности, не вынимая транспондеры 2 - 4 из кармана. В случае неопознавания система безопасности оповещает о попытке проникновения и блокирует работу двигателя.
В память системы безопасности могут быть записаны коды трех различных транспондеров 2 - 4. Возможно удаление кодов утерянных транспондеров 2 - 4. Запись новых транспондеров 2 - 4 проводится посредством Мастер-метки 1.
Транспондер может быть выполнен, например, в виде пластиковой карточки. Карточка не требует источника питания.
Радиобрелоки 5 - 7 выполнены четырехкнопочными. Они обеспечивают дополнительный сервис и не являются обязательными при пользовании системой безопасности.
В зависимости от количества контролируемых датчиков в блоке 13 датчиков несанкционированного доступа существует два основных режима охраны автомобиля:
- режим полной охраны, при котором контролируются все датчики;
- режим охраны периметра, при котором не контролируются датчики удара и объема.
Система безопасности позволяет контролировать:
- состояние концевого выключателя двери водителя;
- состояние концевых выключателей остальных дверей (кроме двери водителя);
- состояние концевого выключателя капота;
- состояние концевого выключателя багажника;
- состояние двухуровневого датчика удара;
- состояние двухуровневого датчика объема;
- состояние габаритных огней;
- нажатие педали тормоза;
- включение зажигания;
- факт отключения питания системы безопасности.
Режим охраны периметра используется в случаях, когда могут иметь место ложные срабатывания датчиков удара и объема. Например, при охране ТС с работающим двигателем или при охране ТС в салоне которого кто-нибудь находится (например, собака).
Радиоканалы транспондеров и радиобрелоков защищены от сканирования и перехвата кода использованием известного алгоритма динамического кодирования KeeLoQ (фирмы MicroСhip, США).
К примеру, код радиобрелока изменяется по случайному закону при каждом нажатии на кнопку. Количество комбинаций кодов - 2•1019. Однажды переданный код никогда не повторится и не будет принят системой безопасности. Перехват кода в системе безопасности становится бессмысленным и безрезультатным занятием. Дальность действия радиобрелока 30 м. В память системы безопасности могут быть записаны коды трех различных радиобрелоков 5 - 7. Возможно удаление кодов утерянных радиобрелоков. Запись новых радиобрелоков проводится посредством Мастер-метки 1.
Одними и теми же радиобрелоками 5 - 7 и транспондерами 2 - 4 можно управлять несколькими системами безопасности, установленными на разных ТС.
Предусмотренный в системе безопасности матричный индикатор информирует о состоянии системы безопасности наглядными пиктограммами и звуковыми сигналами. С помощью кнопки, расположенной на индикаторе, можно оперативно изменить работу системы безопасности.
Персональный секретный код позволяет в критических ситуациях управлять охранной частью 12 системы безопасности без использования транспондеров 2 - 4 или радиобрелоков 5 - 7 в случае их потери, неисправности или хищения.
Система безопасности позволяет охранять автомобиль с работающим двигателем, даже при отсутствии владельца. При несанкционированных открытиях капота, багажника, дверей салона или нажатии на педаль тормоза, сопровождающихся соответствующими срабатываниями датчиков, система безопасности переходит в режим тревоги и блокирует работу двигателя.
Функция поддержки зажигания позволяет при включении режима охраны с работающим двигателем вынимать ключ из замка зажигания.
Если пользователь покинул свой автомобиль (при этом открывалась дверь водителя), а транспондер остался у пользователя, то работа двигателя блокируется (без какого-либо внешнего сигнала) через 30 с после нажатия на педаль тормоза.
При включении блокировки иммобилайзер 18 системы безопасности включает исполнительный механизм 22, который в течение 15 с периодически размыкает и замыкает блокируемую цепь двигателя, увеличивая время разомкнутого состояния, а затем размыкает ее окончательно. Это позволяет перед окончательной блокировкой двигателя снизить скорость движущегося автомобиля до безопасного значения. После включения исполнительного механизма 22 иммобилайзер 18 подает сигнал на включение блока сигнализации 21, который формирует радиосигнал предупреждения владельца ТС. Владелец ТС после получения радиосигнала предупреждения информирует центр пейджинговой сети, в котором формируют по каналу пейджинговой связи сигналы воздействия на противоугонную часть системы безопасности.
При включении режима охраны система безопасности проверяет состояние датчиков в блоке 13 датчиков несанкционированного доступа, концевиков дверей, багажника и капота. Если какой-либо из датчиков или концевиков постоянно выдает сигнал о срабатывании, то включить режим охраны можно только одним из радиобрелоков 5 - 7. Система безопасности включает режим охраны, отключая неисправные датчики и концевики и оповещая об этом соответствующими звуковыми и световыми сигналами.
Если за время охраны переход в режим тревоги вызывается неисправностью какого-либо датчика, система безопасности отключает этот датчик и остается в режиме охраны. Датчики удара или объема отключаются после 5 циклов тревоги. Концевики капота, багажника, дверей салона, зажигания и тормоз отключаются после 3 или 15 циклов тревоги.
Цифровой двухуровневый датчик удара, входящий в комплект системы безопасности, обеспечивает адаптацию к фоновым шумам и вибрациям. Это радикально снижает количество ложных срабатываний (например, от проезжающих автомобилей) даже при высокой чувствительности. Датчик имеет раздельную реакцию на слабые и сильные удары, полуавтоматическую установку уровней срабатывания. Предусмотрен режим оперативного изменения чувствительности в режиме охраны.
Цифровой двухуровневый датчик объема, входящий в комплект системы безопасности, обеспечивает срабатывание предупредительного уровня при приближении к ТС и тревожного уровня при попытках проникнуть внутрь. В датчике применена цифровая обработка сигнала. Это радикально снижает количество ложных срабатываний (например, от проезжающих автомобилей) даже при высокой чувствительности.
Система безопасности позволяет по командам радиобрелока дистанционно регулировать чувствительность датчиков удара и объема. Чувствительность предупредительного и тревожного уровней может лежать в диапазоне от 0 до 255 условных единиц и регулируются независимо друг от друга в режиме "снято с охраны".
В режиме технического обслуживания ТС возникает необходимость отключения сигнальных и противоугонных функций. Включить такой режим можно при помощи транспондеров (2 - 4) или вводом секретного кода.
При отключении питания система безопасности хранит в энергонезависимой памяти информацию о своем состоянии. Если система безопасности была снята с охраны, то при подаче питания она возвращается в прежнее состояние. Если система безопасности находилась в режиме охраны, то при подаче питания она переходит в режим тревоги. Отключение питания системы безопасности не нейтрализует ее противоугонные функции.
Вся информация об установках системы безопасности хранится в многостраничной электронной Мастер-метке 1. Для внесения изменений в алгоритм работы системы безопасности необходимо с помощью специальной компьютерной программы изменить содержание Мастер-метки 1, а затем переписать информацию Мастер-метки 1 в систему безопасности через блок 8 считывания информации на блок 11 управления охранной частью системы безопасности и на блок 16 управления противоугонной частью системы безопасности.
Если за время охраны имеют место попытка проникновения, отключается питание, нажимается педаль тормоза или включается зажигание, то охранная часть 12 системы безопасности подает звуковые и световые сигналы с помощью основных блоков тревожной сигнализации 14.1 - 14.n (например, автомобильной сирены). Срабатывание датчиков объема, удара, открытие капота, багажника, дверей салона отображаются на индикаторе.
Одним из основных блоков тревожной сигнализации (14.1 - 14.n) является блок дистанционного оповещения о проникновении. Конструктивно этот блок может, например, использовать тот же канал связи с владельцем ТС, что и блок сигнализации 21.
При подключенном передатчике радиопейджера 9 (по команде из центра пейджинговой сети) сигнал тревоги может быть передан на приемник радиопейджера 10.
Через 4 мин после постановки на охрану система безопасности кратковременно включает радиосигнал предупреждения владельца ТС для того, чтобы можно было проконтролировать надежность этого радиоканала. Для этого радиоканала возможен и режим непрерывного десятиминутного контроля.
При попытке угона транспортного средства водитель, являющийся абонентом пейджинг-системы связи, с помощью телефонного аппарата выходит на связь с оператором центра пейджинговой сети. Тот принимает сообщение пользователя об угоне, а также условный номер (адрес) приемника радиопейджера 10, на который следует передать команду.
При использовании злоумышленником радиобрелока или транспондера из центра пейджинговой сети по пейджинговому каналу связи может быть отменено поступление их сигналов на охранную 12 и противоугонную 17 части системы безопасности.
Если же несанкционированное движение ТС все же происходит, по заданному адресу с помощью передатчика 9 и приемника 10 сначала отправляется команда на охранную часть 12 для ввода системы безопасности в режим паники. При этом подключаются дополнительные блоки тревожной сигнализации 15.1 - 15. m (например, автономная сирена, мигающие фары).
Если злоумышленником продолжается попытка ТС, из центра пейджинговой сети по пейджинговому каналу связи через приемник радиопейджера 10 отправляется команда на противоугонную часть 17 системы безопасности и, в частности, на иммобилайзер 18. Процессором 19 через исполнительный механизм 22 блокируется двигатель ТС и происходит его принудительная остановка. При этом программа управления исполнительным механизмом 22 при принудительной остановке ТС записана в постоянном запоминающем устройстве 20. О срабатывании исполнительного механизма 22 противоугонная часть 17 системы безопасности сообщает радиосигналом, выдаваемым с помощью блока 21 сигнализации.
Неожиданное для злоумышленника создание режима паники перед отключением двигателя предопределяет повышенную эффективность защиты ТС от угона.
Высокий уровень защиты достигается также применением дистанционно управляемых реле HOOK-UP® , устанавливаемых в любом месте ТС без прокладки дополнительных проводов. Реле HOOK-UP® выполнено в конструкции штатного реле, что обеспечивает высокую скрытность установки, а также позволяет устанавливать реле HOOK-UP® вместо штатного реле ТС. Управление реле осуществляется специальными кодированными сигналами по штатным проводам ТС и не требует прокладки дополнительных проводов. Количество устанавливаемых на ТС реле HOOK-UP® не ограничено. Использование реле HOOK-UP® определяет высокую защищенность и устойчивость системы безопасности к нейтрализации.
Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от угона. При несанкционированном доступе в ТС охранной частью системы включают отпугивающе-предупредительную сигнализацию, а ее противоугонной частью блокируют работу двигателя и по радиоканалу передают сигнал тревоги владельцу ТС, а от него - сообщение о срабатывании противоугонной части в центр пейджинговой сети, где формируют по каналу пейджинговой связи сигналы воздействия на противоугонную часть. Радиоканал связи с владельцем ТС выполняют с возможностью автоматического контроля исправности, а канал пейджинговой связи - с возможностью воздействия на охранную часть. Отличие способа заключается в том, что перед подачей из центра пейджинговой сети сигналов на противоугонную часть передают по каналу пейджинговой связи сигналы на ее охранную часть, вводят систему в режим паники с включением дополнительных средств тревожной сигнализации, а выводят систему из данного режима с помощью Мастер-метки или набором секретного кода. При использовании злоумышленником радиобрелока или транспондера из центра пейджинговой сети по пейджинговому каналу отменяют поступление их сигналов на охранную и противоугонную части. Способ обеспечивает повышенную эффективность защиты ТС. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ОХРАННАЯ СИСТЕМА | 2000 |
|
RU2160675C1 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2163871C1 |
DE 4318596 A1, 08.12.1994 | |||
US 6026922 А, 22.02.2000. |
Авторы
Даты
2002-02-10—Публикация
2001-07-12—Подача