Изобретение относится к системам автоматики и передачи сигналов для дистанционного управления транспортными средствами, в частности к противоугонной защите транспортных средств, например для предотвращения насильственного угона и охраны автомобиля при несанкционированных попытках проникновения в него.
Известен способ дистанционного управления транспортным средством, включающий подачу кодированных сигналов от источников дальней радиосвязи (антенных систем базовой радиостанции пейджинговой компании) на управляемый блок с датчиками состояния механизмов, установленный на объекте управления, их анализ, обработку и последующую подачу сигналов на разные исполнительные механизмы объекта (патент РФ N 2074826, приор. 30.11.95 г., МКИ В 60 R 25/00).
Известный способ обеспечивает безопасное управление объектом от недоступного третьим лицам источника радиосигналов - радиостанции пейджинговой компании. Однако применение его для постановки транспортного средства на охрану, снятия с охраны, а также для принятия противоугонных мер неэффективно, так как требует постоянного наличия у пользователя транспортным средством телефонного аппарата и частой загрузки канала связи. Кроме того, этот способ неоперативен, так как не предусматривает непосредственного управления пользователем исполнительными механизмами транспортного средства.
В этом же источнике (патент Российской Федерации N 2074826, приор. 30.11.95 г., МКИ В 60 R 25/00) описано устройство для дистанционного управления, установленное на транспортном средстве и содержащее последовательно соединенные между собой антенну, приемник радиосигналов, узел анализа и обработки кодированных сигналов в виде декодера команд и микропроцессорного блока управления из декодера интерфейса со схемой таймера и буферные усилители в виде релейных переключателей, связанные с разными исполнительными механизмами объекта.
Недостатком известного устройства является отсутствие в нем элементной базы для обеспечения непосредственного управления пользователем исполнительными механизмами транспортного средства, позволяющим оперативно и комфортно эксплуатировать устройство.
Наиболее близким к заявленному способу является способ дистанционного управления транспортным средством, включающий подачу кодированных сигналов от источника ближней радиосвязи (брелок-передатчик) на охранный блок с датчиками состояния механизмов и от источника дальней радиосвязи (радиостанция пейджинговой компании) на противоугонный блок, установленные на транспортном средстве, их анализ, обработку и последующую подачу на разные исполнительные механизмы транспортного средства (рекламный проспект "Автомобильный охранный комплекс ЛИНКЕЙ RSP-100", изготовитель ООО "Линкей-СБ", Москва, 1998, http: //www.motor.ru/catalog/felix/linkey.html).
Известный способ дистанционного управления транспортным средством обеспечивает возможность безопасного, оперативного и комфортного управления транспортным средством благодаря наличию двух каналов связи, один из которых обеспечивает непосредственное участие пользователя в дистанционном управлении транспортным средством, а другой, недоступный для посторонних лиц, обеспечивает противоугонную защиту транспортного средства.
Недостатком известного способа является отсутствие приоритета в прохождении команд, посылаемых от источника дальней связи на исполнителные механизмы, связанные с охранным и противоугонным блоками, перед командами, посылаемыми от источника ближней связи. Поэтому противоугонный сигнал может быть следом отменен командой с ближнего источника радиосвязи, или непрерывный сигнал, подаваемый с источника ближней радиосвязи, будет блокировать поступление сигналов от источника дальней радиосвязи. Например, когда управляемым объектом является автомобиль, то в ситуации насильственной высадки угонщиком водителя во время движения автомобиля (ситуация "Хайджек"), угонщик может воспользоваться брелоком - источником сигналов ближней радиосвязи и отменить все команды, посылаемые с источника дальней радиосвязи. Кроме того, угонщик, подавая непрерывные сигналы брелоком, может блокировать прохождение сигналов с дальнего источника радиосвязи на противоугонный блок. Поэтому этот способ дистанционного управления транспортным средством неэффективен.
В этом же источнике (рекламный проспект "Автомобильный охранный комплекс ЛИНКЕЙ RSP-100", изготовитель ООО "Линкей-СБ", Москва, 1998, http://www.motor.ru/catalog/felix/linkey.html) описано наиболее близкое к заявленному устройство для дистанционного управления, установленное на транспортном средстве и содержащее охранный с датчиками состояния механизмов и противоугонный блоки, связанные между собой через управляемый электронный коммутатор. В каждом из блоков последовательно соединены между собой антенны, приемники радиосигналов, узлы анализа и обработки кодированных сигналов и буферные усилители, связанные с разными исполнительными механизмами транспортного средства.
Узел анализа и обработки кодированных сигналов охранного блока представляет собой совокупность из декодера, контроллера и блока памяти. Декодер сигналов ближней радиосвязи предназначен для анализа процедур по идентификации индивидуального кода источника ближней радиосвязи (брелока-передатчика), расшифровки кодов команд и формирования сигналов синхронизации. Контроллер охранного блока предназначен для обработки дешифрированных сигналов и формирования исполнительных команд. Блок памяти предназначен для хранения индивидуального кода источника ближней радиосвязи (или индивидуальных кодов, если используется несколько брелоков-передатчиков).
Узел анализа и обработки кодированных сигналов противоугонного блока представляет собой совокупность из декодера и контроллера с резидентной памятью. Декодер сигналов дальней радиосвязи (пейджинговый канал) предназначен для процедур анализа по идентификации индивидуального кода абонента (личного номера абонента, который обслуживается в системе) пейджинговой компании, дешифрации кодированных сигналов, получаемых от приемника в стандарте, например, POCSAG, формировании последовательных однобайтовых посылок, состоящих из адресных и исполнительных команд, сигналов управления и синхронизации. Контроллер противоугонного блока предназначен для обработки однобайтовых посылок, состоящих из адресных и исполнительных команд, записи их в резидентную память и формирования сигналов управления исполнительными устройствами.
Таким образом, команды, прошедшие через канал ближней радиосвязи, меняют состояние исполнительных механизмов, ранее установленное командами, поступившими по каналу дальней радиосвязи, инвариантно без учета их функционального совпадения.
Буферные усилители каждого из блоков представляют собой узлы сопряжения электрических параметров выходных управляющих цепей с входными цепями исполнительных механизмов.
Датчики состояния механизмов, связанные с охранным блоком, предназначены для получения первичной информации о состоянии той или иной части транспортного средства при воздействии на него различных механических и температурных факторов и передачи ее для последующей обработки на охранный блок. Эти датчики расположены, например, в салоне, на дверях, капоте, багажнике транспортного средства.
Охранная сигнализация срабатывает от датчиков блокировки при несанкционированном открывании дверей, капота, багажника или при проникновении в салон транспортного средства, включая сирену, габаритные огни в режиме мигания и блокируя работу двигателя. В то же время, охранная сигнализация может срабатывать и от источника ближней радиосвязи (брелока).
Управляемый электронный коммутатор связывает между собой охранный и противоугонный блоки и обеспечивает поочередное прохождение на исполнительные механизмы, связанные с охранным и противоугонным блоками, того сигнала, который раньше поступил, независимо от источника его инициирования, т.е. команды, прошедшие через канал ближней радиосвязи, меняют состояние исполнительных механизмов, ранее установленное командами, поступившими по каналу дальней радиосвязи, инвариантно без учета их функционального совпадения.
Однако это известное устройство (рекламный проспект "Автомобильный охранный комплекс ЛИНКЕЙ RSP-100", изготовитель ООО "Линкей-СБ", Москва, 1998, http://www.motor.ru/catalog/felix/linkey.html) не обеспечивает эффективной и надежной защиты транспортного средства от угона, так как не содержит простой элементной базы, позволяющей при совпадении или несовпадении функций команд, переданных по обоим каналам, сохранять приоритетность за командой, переданной от источника дальней радиосвязи, чтобы оперативно влиять на состояние исполнительных механизмов транспортного средства, отменяя, подтверждая и блокируя логически команды, посылаемые от источника ближней радиосвязи.
Предлагаемыми изобретениями решается задача повышения эффективности и надежности защиты транспортного средства от угона, а также расширения технологических и эксплуатационных возможностей способа дистанционного управления транспортным средством и устройства для его осуществления.
Единым техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленной группы изобретений, является создание условий абсолютной приоритетности прохождению командных сигналов с недоступного третьим лицам источника дальней радиосвязи в конструктивно простом устройстве, обеспечивающем при совпадении или несовпадении функций команд, переданных по обоим каналам, сохранять приоритетность за командой, переданной от источника дальней радиосвязи.
Для получения указанного технического результата предлагается способ дистанционного управления транспортным средством, включающий подачу кодированных сигналов от источника ближней радиосвязи на охранный блок с датчиками состояния механизмов и от источника дальней радиосвязи на противоугонный блок, установленные на транспортном средстве, их анализ, обработку и последующую их подачу на разные исполнительные механизмы транспортного средства, связанные с охранным и противоугонным блоками.
Отличительные признаки предлагаемого способа дистанционного управления транспортным средством заключаются в том, что перед анализом и обработкой кодированных сигналов в охранном блоке эти сигналы дополнительно блокируют логически сигналами, подаваемыми с противоугонного блока, и дополнительно одновременно логически подтверждают или отменяют их последующую подачу на исполнительные механизмы транспортного средства, при этом команды сигналов, поступающие от источника дальней радиосвязи, подают на исполнительные механизмы транспортного средства приоритетно по отношению к командам, подаваемым от источника ближней радиосвязи.
Для получения указанного технического результата предлагается устройство для дистанционного управления, установленное на транспортном средстве и содержащее охранный с датчиками состояния механизмов и противоугонный блоки, связанные между собой через управляемый электронный коммутатор, в каждом из которых последовательно соединены между собой свои антенны, приемники радиосигналов, узлы анализа и обработки кодированных сигналов и буферные усилители, связанные с разными исполнительными механизмами транспортного средства.
Отличительные признаки предлагаемого устройства для дистанционного управления, установленного на транспортном средстве, заключаются в том, что между приемником охранного блока и его узлом анализа и обработки кодированных сигналов дополнительно установлен ключ, один из входов которого связан с выходом приемника, а выход ключа соединен с одним из входов узла анализа и обработки кодированных сигналов, а между узлом анализа и обработки кодированных сигналов противоугонного блока и управляемым электронным коммутатором дополнительно установлен узел логических элементов, входы которого связаны с выходами узла анализа и обработки кодированных сигналов противоугонного блока, а выход соединен с одним из входов ключа охранного блока и одним из входов управляемого электронного коммутатора.
Кроме того, для наилучшей реализации указанного технического результата в заявляемом устройстве в качестве управляемого электронного коммутатора установлен блок логических элементов 2ИЛИ, каждый из которых одним из двух входов связан через инвертор с выходом узла логических элементов, а другой вход каждого подведен к соответствующему выходу узла анализа и обработки кодированных сигналов охранного блока, а в качестве узла анализа и обработки кодированных сигналов противоугонного блока установлена последовательная совокупность из декодера, последовательно- параллельного регистра, дешифратора, связанного своими выходами соответственно с тактовыми входами блока Д-триггеров, а также двоичного счетчика, выходы которого соединены через логический элемент 2И-НЕ со своим входом разрешения счета, с входом разрешения дешифрации дешифратора и одним из входов логического элемента 2И, выход которого подключен к тактовому входу последовательно-параллельного регистра, старший значащий разряд которого связывает входы данных блока Д-триггеров, причем другой вход логического элемента 2И и тактовый вход двоичного счетчика подведены к выходу тактовых импульсов синхронизации декодера, управляющий выход которого соединен со входами сброса двоичного счетчика и последовательно-параллельного регистра.
Предлагаемое устройство позволяет конструктивно просто обеспечить эффективную и надежную защиту транспортного средства от угона за счет создания особых условий для прохождения сигналов от источников дальней и ближней радиосвязи к исполнительным механизмам, связанным с охранным и противоугонным блоками.
Предлагаемые изобретения иллюстрируются схемами:
Фиг. 1 - структурная схема устройства для дистанционного управления транспортным средством, установленного на транспортном средстве.
Фиг. 2 - функциональная схема управляемого электронного коммутатора.
Фиг. 3 - функциональная схема узла логических элементов.
Фиг. 4 - функциональная схема узла анализа и обработки кодированных сигналов противоугонного блока.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Кодированные сигналы от источников дальней и ближней радиосвязи подают на охранный и противоугонный блоки, размещенные непосредственно на транспортном средстве. Затем в каждом из блоков поступающие сигналы анализируют, обрабатывают и подают на разные исполнительные механизмы транспортного средства. Перед анализом и обработкой кодированных сигналов в охранном блоке эти сигналы дополнительно блокируют логически сигналами, подаваемыми с противоугонного блока, и дополнительно одновременно логически подтверждают или отменяют их последующую подачу на исполнительные механизмы транспортного средства. При этом команды сигналов, поступающие от источника дальней радиосвязи, подают на исполнительные механизмы транспортного средства приоритетно по отношению к командам, подаваемым от источника ближней радиосвязи.
Предлагаемое устройство для дистанционного управления, установленное на транспортном средстве (фиг. 1), состоит из охранного блока 1, дистанционно связанного с источником ближней радиосвязи, и противоугонного блока 2, дистанционно связанного с источником дальней радиосвязи. Оба блока расположены на разных печатных платах.
Охранный блок 1 содержит последовательно соединенные между собой антенну 3, приемник ближней радиосвязи 4, ключ 5, узел анализа и обработки кодированных сигналов 6, управляемый электронный коммутатор 7 в виде блока логических элементов 2ИЛИ и буферные усилители 8, связанные с разными исполнительными механизмами 9 транспортного средства.
Противоугонный блок 2 содержит последовательно соединенные между собой антенну 10, приемник радиосигналов 11, узел анализа и обработки кодированных сигналов 12, буферные усилители 13 и исполнительные механизмы 14, связанные с противоугонным блоком.
Охранный 1 и противоугонный 2 блоки связаны между собой через управляемый электронный коммутатор 7 охранного блока 1 и через узел логических элементов 15. Входы узла логических элементов 15 связаны с выходами узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока. А выход узла логических элементов 15 соединен с одним из входов ключа 5 охранного блока 1 и одним из входов управляемого электронного коммутатора 7.
С охранным блоком 1 связаны также датчики 16 состояния механизмов транспортного средства, предназначенные для получения первичной информации о состоянии той или иной части транспортного средства при воздействии на него различных механических и температурных факторов и передачи ее для последующей обработки на охранный блок. Эти датчики расположены, например, в салоне, на дверях, капоте, багажнике транспортного средства.
Управляемый электронный коммутатор (фиг. 2) состоит из логических элементов 2ИЛИ 17, число которых определяется числом исполнительных механизмов транспортного средства, выполняющих только охранные функции и связанных с охранным 1 и противоугонным 2 блоками. Один из двух входов каждого логического элемента 2ИЛИ 17 подключен соответственно к одному из выходов узла анализа и обработки кодированных сигналов 6 охранного блока 1, а другие их входы объединены и через инвертор 18 связаны с выходом узла логических элементов 15 и одним из входов ключа 5 охранного блока 1. Выходы логических элементов 2ИЛИ 17 подключены соответственно к входам буферных усилителей 8 охранного блока 1.
Узел логических элементов 15 (фиг. 3), например, для двухканального противоугонного блока содержит инвертор 19, вход которого связан с первым каналом противоугонного блока 2, а его выход подключен к одному из входов логического элемента 2ИЛИ-НЕ 20, другой вход которого подключен ко второму каналу противоугонного блока. Выход логического элемента 2ИЛИ-НЕ 20 связан с входом управляемого электронного коммутатора 7 и одним из входов ключа 5 охранного блока 1.
Узел анализа и обработки кодированных сигналов 6 охранного блока 1 выполнен по аналогии с известным узлом анализа и обработки кодированных сигналов охранного блока ближайшего аналога автомобильного охранного комплекса ЛИНКЕЙ RSP -100, изготовителя ООО "Линкей-СБ" (фиг. 1), и представляет собой совокупность из декодера, контроллера и памяти. Декодер сигналов ближней радиосвязи предназначен для процедур анализа по идентификации индивидуального кода источника ближней радиосвязи (брелока-передатчика), расшифровки кодов команд и формирования сигналов синхронизации. Контроллер охранного блока предназначен для обработки дешифрированных сигналов и формирования исполнительных команд. Память предназначена для хранения индивидуального кода источника ближней радиосвязи (или индивидуальных кодов, если используется несколько брелоков-передатчиков).
Узел анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока 2 (фиг. 4) функционально аналогичен известному узлу анализа и обработки кодированных сигналов противоугонного блока ближайшего аналога автомобильного охранного комплекса ЛИНКЕЙ RSP-100, изготовителя ООО "Линкей-СБ", но реализован на другой элементной базе и представляет собой совокупность из декодера 21 последовательно-параллельного регистра 22, дешифратора 23, связанного своими выходами соответственно с тактовыми входами блока Д-триггеров 24, а также двоичного счетчика 25, выходы которого соединены через логический элемент 2И-НЕ 26 со своим входом разрешения счета, с входом разрешения дешифрации дешифратора и одним из входов логического элемента 2И 27, выход которого подключен к тактовому входу последовательно-параллельного регистра 22, старший значащий разряд которого связывает входы данных блока Д-триггеров 24, причем другой вход логического элемента 2И 27 и тактовый вход двоичного счетчика 25 подведены к выходу тактовых импульсов синхронизации декодера 21, управляющий выход которого соединен со входами сброса двоичного счетчика 25 и последовательно-параллельного регистра 22.
Декодер 21 дальней радиосвязи (пейджинговый канал) узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока 2 предназначен для определения скорости передачи кодированных сигналов, процедур анализа данных по идентификации индивидуального кода абонента (личного номера абонента, который обслуживается в системе) пейджинговой компании, дешифрации кодированных сигналов, получаемых от приемника в стандарте, например, POCSAG, формировании последовательных однобайтовых посылок данных, состоящих из адресных и исполнительных команд, сигналов управления и синхронизации работой последовательно-параллельного регистра 22 и двоичного счетчика 25.
Последовательно-параллельный регистр 22 узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного бока 2 предназначен для преобразования байтов данных кодированного сигнала из последовательного кода в параллельный, который представляет своим старшим значащим разрядом исполнительную функцию сигнала управления исполнительными механизмами 14, а младшими значащими разрядами - адрес канала вывода этого сигнала из узла анализа и обработки кодированных сигналов 12.
Дешифратор 23 узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока 2 предназначен для формирования единичного позиционного кода адреса канала вывода сигнала управления исполнительными механизмами 14.
Блок Д-триггеров 24 узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока 2 предназначен для фиксации логических уровней сигналов управления исполнительными механизмами 14 и представляет собой буферную память для каналов вывода искомых сигналов.
Двоичный счетчик 25 узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока 2 предназначен для отсчета битов в байтах данных, снимаемых с выхода данных декодера 21, и управления работой последовательно-параллельного регистра 22 и дешифратора 23 через логические элементы 2И-НЕ 26 и 2И 27.
Буферные усилители 8 и 13 (фиг. 1) каждого из блоков выполнены по аналогии с буферными усилителями наиболее близкого аналога автомобильного охранный комплекс ЛИНКЕЙ RSP -100, изготовитель ООО "Линкей-СБ", и представляют собой узлы сопряжения электрических параметров выходных управляющих цепей с входными цепями исполнительных механизмов, например с приводом электродвигателей блокировки замков, дверей и т.п.
В противоугонное устройство конструктивно заложены команды, последовательность которых определяется непосредственно владельцем транспортного средства по мере их необходимости.
Команда "Стоянка" отключает подачу топлива и систему зажигания, блокируя одновременно управление от источника ближней радиосвязи (брелок-передатчик).
Команда "Тревога" отключает системы подачи топлива и зажигания, включает оповещающие сигналы тревоги: сирену, дымовую шашку и т.д., одновременно блокируя управление от источника ближней радиосвязи.
Команда "Дорога" включает системы подачи топлива и зажигания, снимает блокировку управления от источника ближней радиосвязи.
Устройство для дистанционного управления транспортным средством, расположенное на транспортном средстве, работает следующим образом.
Управление различными функциями систем автомобиля осуществляют по двум отдельным каналам: системы дальней радиосвязи, например пейджинговой передачи командных сообщений в стандарте POCSAG в зоне действия пейджинговых компаний, и источника ближней радиосвязи, например с брелока-передатчика.
Дистанционное управление охранным блоком 1 (фиг. 1) осуществляют аналогично управлению охранным блоком известного ближайшего аналога - автомобильного охранного комплекса ЛИНКЕЙ RSP-100, изготовителя ООО "Линкей-СБ", подачей частотно-модулированных кодированных сигналов в формате KeeLog (Microchip Technologi, USA), с источника ближней радиосвязи на антенну 3 приемника 4 охранного блока 1. С выхода этого приемника 4 частотно-демодулированный сигнал на промежуточной частоте в последовательном коде формата KeeLog поступает на один из входов ключа 5, с выхода которого он попадает на вход узла анализа и обработки кодированных сигналов 6, где он программным путем подвергается процедурам анализа данных, содержащихся в отдельных битах его кодового слова, на соответствие содержимому одноименных битов памяти узла анализа и обработки кодированных сигналов 6, хранящих индивидуальный код источника ближней радиосвязи. При успешной идентификации этих кодов в контроллере запускается программа дешифрации кода команды, размещенного в очередных битах полученного кодированного сигнала в формате KeeLog, формируются сигналы синхронизации, выбираются под управлением программы микрокоманды программной памяти контроллера и формируются по соответствующим параллельным выходным портам сигналы управления исполнительными механизмами в виде импульсных и потенциальных логических уровней. Затем каждый из управляющих сигналов с выходных портов контроллера узла анализа и обработки кодированных сигналов 6 поступает через управляемый электронный коммутатор 7 и буферные усилители 8 на конкретные исполнительные механизмы транспортного средства, связанные с охранным 1 и противоугонным 2 блоками.
Дистанционное управление противоугонным блоком осуществляют от источника дальней радиосвязи, например, с использованием программной и аппаратной среды стандартной системы радиопейджинга через ее базовую передающую станцию к абонентам. При передаче сообщения об угоне в пейджинговую компанию по линии связи: телефонной или сотовой, оператор компании, используя программное обеспечение и оборудование пейджинговой станции, являющееся источником дальней радиосвязи, вводит по номеру (псевдониму абонента) в компьютер этой станции данное сообщение в виде цифробуквенной информации, которое преобразуется, кодируется в стандарте, например, POCSAG, записывается в выходную очередь базы данных, отправляется на пейджинг-терминал системы и через передатчик с антенной передается на антенну 10 и приемник 11 противоугонного блока 2. Приемник 11 противоугонного блока 2 в свою очередь преобразует этот радиосигнал в сигнал промежуточной частоты в виде кодовой последовательности в стандарте POCSAG, которая передается в двоичном коде по битам. Структура посылки представляет собой связанную по битам последовательность блоков информации. Первым блоком идет преамбула (576 бит), затем пакеты с данными (с 1-го по N-ый). Каждый пакет состоит из 17 кодовых слов, а каждое кодовое слово - последовательность из 32-х битов. Место первого кодового слова занимает слово синхронизации, все же последующие попарно образуют фреймы с 0-го по 8-ой. В слове синхронизации содержится индивидуальный код абонента (CAP-код), или физический адрес противоугонного устройства, по которому декодер 21 вычисляет номер фрейма - начала передачи сообщения, используя проверочные биты БЧХ.
С выхода приемника 11 противоугонного блока 2 этот кодированный сигнал поступает на вход декодера 21 узла анализа и обработки кодированных сигналов 12 противоугонного блока 2. Декодер 21 определяет скорость передачи данных кодированного сигнала, анализирует код идентификации этого сигнала на соответствие его САР-коду, хранящемуся в его памяти, и при совпадении этих кодов корректирует по необходимости ошибки в битах сообщения согласно проверочным битам БЧХ и формирует на своем выходе данных однобайтовые последовательности, состоящие из адреса и данных, а на выходе синхронизации синхронно с битами данных однобайтовой последовательности тактовые импульсы синхронизации. При несовпадении кодов декодер 21 вырабатывает сигнал сброса на выходе управления и подает его на входы сброса последовательно-параллельного регистра 22 и двоичного счетчика 25, переводя их тем самым в энергосберегающий режим SLEEP.
С выхода данных декодера 21 однобайтовые посылки данных синхронно по каждому биту передаются с тактовыми импульсами синхронизации на вход последовательно-параллельного регистра 22. Двоичный счетчик 25 отсчитывает по тактовым импульсам синхронизации для соответствующего числа каналов требуемое число бит данных под управлением логического элемента 2И-НЕ 26, который одновременно управляет и прохождением этих импульсов через логический элемент 2И 27 на тактовый вход последовательно-параллельного регистра 22. Затем этот регистр по числу полученных им тактовых импульсов продвигает на своем параллельном выходе биты данных в виде двоичного кода. Значения старшего разряда регистра 23 подаются на объединенные входы данных блока Д-триггеров 24, а значения младших разрядов заводятся соответственно на входы дешифратора 23. Так как в однобайтовых посылках данных, передаваемых с выхода декодера 21, посылка начинается с младшего бита, то этот бит, продвигаясь по тактам в регистре 22, оказывается на выходе его старшего разряда и представляет своим логическим уровнем, попадающим на входы данных блока Д-триггеров 24, команду для исполнительных механизмов 14.
Параллельные каналы вывода логических уровней на исполнительные механизмы 14 через блок Д-триггеров 24 организованы следующим образом: дешифратор 23 выбирает своим выходным единичным позиционным кодом по соответствующим шинам соответствующие тактовые входы блока Д-триггеров 24, подавая тем самым сигнал записи на соответствующий Д-триггер для фиксации значения старшего разряда регистра 22, подведенного к объединенным входам данных блока Д-триггеров 24. Записанный логический уровень в соответствующий Д-триггер удерживается на выходе блока Д-триггеров 24 до тех пор, пока на этот канал не поступит очередной логический уровень с выхода старшего разряда регистра 22 и зафиксируется по тактовому входу сигналом, соответствующим выходному коду дешифратора 23. Таким образом, старший разряд выходного кода регистра 22 отвечает за исполнительную функцию команды, подаваемой на исполнительный механизм, а младшие его разряды - за адрес канала, при этом блок Д-триггеров 24 удерживает на входах каналов логические уровни ранее поступивших сигналов исполнительных команд.
Далее логические уровни подают на входы буферных усилителей 13 противоугонного блока 1 и входы узла логических элементов 15. С выходов буферных усилителей противоугонного блока 2 сигналы в виде тех же уровней поступают на исполнительные механизмы 14, связанные непосредственно с противоугонным блоком 2.
Принцип действия узла логических элементов 15, например, для двух каналов (фиг. 3 и 4) представлен таблицей истинности (см. таблицу).
Здесь 1-му каналу X1 соответствуют логические уровни сигналов следующих команд: "0" - "Дорога" и "1" - "Стоянка", а инверсному 2-ому каналу X2: "0" - "Тревога" и "1" - "Отмена тревоги". Активным уровнем блокировки на выходе узла логических элементов 15 является "0". С появлением этого низкого уровня на выходе узла логических элементов 15 блокируется ключ 5 охранного блока 1 и через него не проходят сигналы дальней радиосвязи. Кроме того, на выходах логических элементов 2ИЛИ 17 управляемого электронного коммутатора 7 этого же блока устанавливаются высокие уровни, которые логически подтверждают команды с охранного блока 1, если он ранее установил свои исполнительные механизмы 9 в режим "Охрана", и отменяют его команды, если они перед этим снимали со своих исполнительных механизмов 9 этот режим, переведя их в активный режим. Например, блокируют зажигание двигателя, подачу топлива, замки дверей, замки капота, замки багажника и т.д.
При насильственном угоне транспортного средства пользователь сообщает об угоне в пейджинговую компанию по линии связи: телефонной или сотовой, оператору компании, который, используя программное обеспечение и оборудование пейджинговой станции, являющейся источником дальней радиосвязи, отправляет это сообщение на противоугонный блок 2 транспортного средства в виде десятичной цифры, представляющей собой код команды управления исполнительными механизмами, псевдонимом которой может быть, например, цифра "9" - "Тревога". После соответствующих преобразований полученный противоугонным блоком 2 конкретный сигнал поступает в виде логического уровня по соответствующему каналу через фиксирующий его Д-триггер блока Д-триггеров 24 на узел логических элементов 15, который в свою очередь логически устанавливает на своем выходе уровень сигнала для блокировки ключа 5 и одновременно логически отменяет поступление уровня сигнала с узла анализа и обработки кодированных сигналов 6 охранного блока 1, и устанавливает на выходе управляемого электронного коммутатора 7 логический уровень сигнала, подаваемого на исполнительный механизм для исполнения командной функции - блокировки зажигания двигателя.
Наличие совокупности из ключа 5, управляемого электронного коммутатора 7 в виде блока логических элементов 2ИЛИ и узла логических элементов, связывающих охранный и противоугонный блоки, позволяет использовать один логический уровень сигнала для приоритетного управления вторым каналом при сохранении достоинств известного, наиболее близкого аналога, исключая, таким образом, несанкционированную возможность использования канала ближней радиосвязи и тем самым надежно и безопасно позволяя менять режимы работ исполнительных механизмов обоих блоков без участия источника ближней радиосвязи только по командам, передаваемым от источника дальней радиосвязи. Это дает возможность ставить транспортное средство на стоянку, используя команды дальней связи, например "Стоянка", управляя при этом приоритетно исполнительными механизмами обоих блоков 1 и 2 без включения оповещающих противоугонных средств, например дополнительной сирены и агрессивных средств защиты, например дымовых шашек. Отменить эти команды можно только по каналу дальней радиосвязи, равносильно как и другие команды, переданные по этому же каналу.
Таким образом, управление противоугонным блоком, размещенным на транспортном средстве, посредством передачи кодированных сигналов от недоступного для третьих лиц источника делает практически невозможным насильственный угон транспортного средства, и в отличие от наиболее близкого аналога, в котором команды, прошедшие через канал ближней радиосвязи, меняют состояние исполнительных механизмов, установленное ранее по каналу дальней радиосвязи, инвариантно без учета их функционального совпадения, в заявленном устройстве при совпадении или несовпадении функций команд, переданных по обоим каналам, приоритетность сохраняется за командой, переданной от источника дальней радиосвязи. Кроме того, простота схемотехнического решения, не требующего дополнительных преобразований, сопряжений для информационной связи двух каналов, повышает надежность и эффективность заявленного устройства, а также позволяет расширить технологические и эксплуатационные возможности способа дистанционного управления транспортным средством.
Кроме того, эффективность защиты транспортного средства от угона обусловлена также и экономической целесообразностью использования для решения задачи простой элементной базы вместо включения специальной постоянно работающей программы, требующей одновременно и ее размещения.
Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах изобретений, позволил установить, что заявитель не обнаружил аналогов, характеризующихся признаками, тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявляемых изобретений.
Определение из перечня выявленных аналогов наиболее близких решений позволило выявить совокупность существенных, по отношению к усматриваемому техническому результату, отличительных признаков в заявляемом способе дистанционного управления транспортным средством и устройстве для его осуществления, изложенных в формуле изобретения.
Следовательно, заявленные изобретения "способ дистанционного управления транспортным средством и устройство для его осуществления" соответствуют критерию "новизна".
Критерий изобретения "промышленная применимость" подтверждается тем, что предлагаемые способ дистанционного управления транспортным средством и устройство для его осуществления, с их новыми признаками успешно используются на предприятии при производстве устройств для защиты автомобилей от угона.
Изобретения относятся к системам предотвращения несанкционированного использования транспортных средств. При дистанционном управлении подают кодированные сигналы от источника ближней радиосвязи на охранный блок и от источника дальней радиосвязи на противоугонный блок, анализируют их, обрабатывают и направляют на разные исполнительные механизмы. Команды, поступающие от источника дальней радиосвязи, подают на механизмы приоритетно по отношению к командам, поступающим от источника ближней радиосвязи. Охранный и противоугонный блоки связаны через управляемый коммутатор. Между приемником охранного блока и узлом анализа и обработки сигналов установлен ключ, а между узлом анализа и обработки сигналов противоугонного блока и коммутатором - логический узел. Изобретения позволяют повысить эффективность и надежность защиты транспортного средства. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 4 ил., 1 табл.
US 5402104 A, 28.03.1995 | |||
DE 19705534 A1, 30.10.1997 | |||
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, НАВИГАЦИИ И МОНИТОРИНГА | 1998 |
|
RU2122239C1 |
Экономайзер | 0 |
|
SU94A1 |
Авторы
Даты
2001-03-10—Публикация
2000-04-18—Подача