МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Российский патент 2002 года по МПК B64C29/00 B64C35/00 B64C39/02 

Описание патента на изобретение RU2179135C1

Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасения людей, терпящих бедствие в Мировом океане в широком диапазоне погодных условий, а также для других целей, требующих от летательного аппарата больших скоростей полета на марше в сочетании с возможностью вертикальных взлетов и посадок.

Известен многоцелевой самолет-амфибия, предназначенный для проведения спасательных операций в Океане в расширенном диапазоне погодных условий (патент N 2127694, дата регистрации 20 марта 1999 г.).

Недостатком этого самолета является то, что остойчивость системы "самолет-посадочный модуль" обеспечивается балластом, составляющим около 16% взлетной массы, кроме того, необходимый диаметр поплавка 4 м требует увеличения диаметра фюзеляжа и размеров спасательного люка в нем.

Технической сущностью настоящего изобретения является увеличение остойчивости системы "самолет-посадочный модуль" путем увеличения площади опорной базы, за счет увеличения количества поплавков до четырех и увеличения радиуса действия самолета до 30% путем увеличения запаса топлива за счет замены балласта поплавков акваэкранами.

Для достижения этого технического результата многоцелевой самолет-амфибия, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства, снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями, а силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.

Отличительным признаком предлагаемого самолета-амфибии от указанного вышеизвестного, наиболее близкого к нему, является снабжение самолета дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секции посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями, а силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.

Благодаря наличию этих признаков за счет увеличения расстояний между подъемными вентиляторами повышается устойчивость системы "самолет-посадочный модуль" в воздухе, а за счет увеличения расстояния между поплавками - остойчивость системы на воде, что особенно важно при порывах бокового ветра со скоростью более 17 м/сек (5 баллов). Важным фактором, увеличивающим оперативность подъема спасаемых из воды на борт самолета, является увеличение количества спасательных люков, подъемных средств и постов приема людей из воды. Уменьшение размеров спасательных люков увеличивает прочность фюзеляжей, а замена балласта акваэкранами позволяет увеличить бортовой запас топлива. Кроме того, перенос силовой установки с двигателями и подъемными вентиляторами на среднее крыло большей ширины повышает водозащищенность двигателей, а размещение топлива в разгруженном от топлива крыле повышает пожаробезопасность самолета.

Предлагаемый вариант самолета-амфибии и его посадочного модуля иллюстрируется чертежом, где показан общий вид самолета с секционным посадочным модулем в рабочем положении.

Многоцелевой самолет-амфибия содержит два фюзеляжа 1, промежуточное крыло 2, крыло 3, пилоны 4, гондолы с двигателями 5, подъемные вентиляторы 6, хвостовое оперение: вертикальное 7 и горизонтальное 8, раздвижной штанговый буй с нижними 9 и верхними 10 секциями, поплавками 11 со спасательными площадками 12, акваэкранами 13 и жесткими фигурными связями 14.

В полете секции буя в сложенном состоянии вместе с обеспечивающими их использование системами размещаются в подвешенном положении в специальных выгородках обоих фюзеляжей и удерживаются системами быстроразъемных соединений.

Многоцелевой самолет-амфибия использует посадочный модуль следующим образом. По прибытии в район бедствия снижаются до необходимой высоты, обнаруживают терпящих бедствие, выбирают место приводнения, начинают маневр вертикального снижения. Приближаются к водной поверхности открывают спасательные люки, отключают быстроразъемные соединения, удерживающие секции буя в сложенном положении, раздвигают телескопические штанги 9, 10, контролируют приход поплавков 11 в рабочее положение и постановку опорных стержней 10 на упоры и садятся на воду. Спускают спасателей на верхние надводные площадки 12 поплавков и приводят в рабочее положение подъемные средства. Выбрасывают, используя линеметы, терпящим бедствие воздухонаполненные спасательные пояса на бросательных концах, закрепленных на поплавках. Подтягивают спасаемых к спасателю и поднимают их тросовыми транспортерами в спасательные отсеки.

После окончания спасательной операции на воде увеличивают мощность двигателей, начинают вертикальный взлет, отсоединяют быстроразъемными устройствами секции посадочного модуля от фюзеляжей, оставляют их на воде и закрывают спасательные люки. На высоте около 30 метров плавно переводят работу маршевых двигателей на режим набора высоты и останавливают подъемные вентиляторы.

Создание многоцелевого двухфюзеляжного самолета-амфибии с четырехсекционным посадочным модулем в виде штангового буя позволит повысить остойчивость приводненной системы "самолет-посадочный модуль" и устойчивость самолета при взлете и посадке в условиях порывов сильного бокового ветра; увеличит его радиус действия и оперативность подъема спасаемых людей из воды. Кроме того, повышается пожаробезопасность самолета, прочность его фюзеляжей и улучшается водозащищенность двигателей.

Похожие патенты RU2179135C1

название год авторы номер документа
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Носов Н.А.
  • Занд В.Е.
RU2127694C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Кормилицин Юрий Николаевич
  • Волосов Леонид Семенович
  • Занд Владимир Евграфович
  • Носов Николай Андреевич
RU2116225C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1996
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Занд В.Е.
  • Носов Н.А.
RU2122965C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ 2003
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Носов Н.А.
  • Зандт В.Е.
RU2255025C2
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" 2006
  • Половников Юрий Владимирович
RU2324627C2
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОВЕРТОЛЕТ-АМФИБИЯ "ДЕЛЬФИН" 2011
  • Половников Юрий Владимирович
RU2476352C2
ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ - МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ "БУРЕВЕСТНИК" 2004
  • Половников Юрий Владимирович
RU2270137C2
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2011
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2471677C1
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2083439C1
ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО И ВОДНОГО БАЗИРОВАНИЯ С УКОРОЧЕННЫМ И ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ "ЛАДОГА-9 УВ" 2001
  • Шуликов К.В.
RU2196707C2

Реферат патента 2002 года МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается создания спасательных самолетов с возможностью вертикальных взлетов и посадок. Самолет-амфибия имеет фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства. Самолет снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции. Посадочный модуль выполнен четырехсекционным. Каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками. Балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями. Силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами может быть установлена на среднем крыле. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении остойчивости системы "самолет-посадочный модуль" путем увеличения площади опорной базы посредством увеличения количества поплавков до четырех и размещения их в полете на марше в двухфюзеляжном планере. 1 з.п.ф-лы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 179 135 C1

1. Многоцелевой самолет-амфибия, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства, отличающийся тем, что самолет снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями. 2. Многоцелевой самолет-амфибия по п. 1, отличающийся тем, что силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179135C1

МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Носов Н.А.
  • Занд В.Е.
RU2127694C1
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2083439C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1996
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Занд В.Е.
  • Носов Н.А.
RU2122965C1
US 3499620 A 10.03.1970.

RU 2 179 135 C1

Авторы

Кормилицин Ю.Н.

Волосов Л.С.

Занд В.Е.

Носов Н.А.

Даты

2002-02-10Публикация

2000-10-20Подача