Изобретение относится к технологии изготовления щипковых и смычковых музыкальных инструментов и предназначено для предохранения их от воздействия внешней среды и придания им красивого внешнего вида.
К защитным лакокрасочным покрытиям древесины при производстве музыкальных инструментов предъявляются требования, несколько отличные от требований в других отраслях деревообработки, а именно лакокрасочные покрытия не должны ухудшать акустические свойства инструментов. Применяемая в настоящее время технология покрытия состоит из двух основных операций: грунтования и лакирования (см. Бендас Л.Л., Кузнецов И.А. Производство и ремонт щипковых музыкальных инструментов. М. Легкая и пищевая пром-ть, 1983, с. 217). Грунтование необходимо для того, чтобы закрыть поры древесины и устранить мелкие дефекты. Для грунтования в производстве щипковых инструментов используют в большинстве случаев те же лакокрасочные материалы, что и для лакирования. Для лакирования в настоящее время разработано большое количество рецептов лаков с различными пленкообразующими веществами и на основе различных растворителей. Лак наносят на грунтованную поверхность в несколько слоев с промежуточной сушкой и шлифованием каждого слоя, затем отлакированную поверхность шлифуют и полируют.
Основной недостаток такого покрытия заключается в том, что лак при грунтовке пропитывает поры древесины, что изменяет ее акустические свойства. Лак как бы сковывает корпус инструмента и затрудняет его вибрацию. Поэтому данный способ применяют только при массовом производстве инструментов, и он непригоден для производства высококачественных инструментов.
Известен способ нанесения защитно-декоративного покрытия на корпус скрипки (см. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М. Музыка, 1964, с. 264), в котором в качестве грунта предлагается раствор прополиса, причем рекомендуется одним слоем грунта покрывать также и внутреннюю поверхность инструмента.
Однако прополис в чистом виде - это смола, и, как отмечено (Стахов В. Творчество скрипичного мастера. Л. Музыка 1988, с. 107), "грунтовка даже жидкими растворами смол делает тембр скрипки грубым и холодным". Кроме того, прополис легкоплавок, что не способствует сохранности положенного на такой грунт лака.
Предложен также способ грунтования поверхности корпуса скрипки перед нанесением лака сплавом очень чистого проваренного воска с канифолью в равной весовой пропорции. Этот состав наносится на деки скрипки натиранием подогреваемого корпуса куском состава, завернутого в тряпку, который сам разогревается от трения (см. там же с. 108). Лакируют корпус бесцветным лаком, наносимым в несколько слоев с просушкой и шлифованием каждого слоя. Для последних одного - двух слоев используют цветной лак. Затем поверхность полируют. Этот способ, как наиболее близкий по большинству признаков, мы выбираем за прототип.
По нашим представлениям, после нанесения лака на такой грунт, особенно если воск и канифоль частично растворяются в растворителе лака, происходит проникновение жидкого лака в поры древесины, и ее пропитка лаком ухудшает акустические свойства инструмента. Кроме того, таким способом сложно добиться равномерной окраски инструмента из-за неоднородного снятия цветного лака при полировании.
Таким образом, задачей изобретения является разработка способа нанесения защитно-декоративного покрытия, не ухудшающего акустические свойства музыкального инструмента. Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что в предлагаемом способе при грунтовании закрываются поры древесины, но не происходит их пропитывание лаком, а также упрощается процесс полирования лака, так как отпадает необходимость тщательно следить за равномерностью снятия слоев цветного лака.
Для решения поставленной задачи нанесение защитно-декоративного покрытия на корпус музыкального инструмента, так же как и в прототипе, осуществляют последовательным грунтованием поверхности, последующим ее лакированием и полированием лака. Грунт на основе воска наносят натиранием поверхности корпуса инструмента.
В отличие от прототипа из грунта предварительно удаляют все фракции, растворимые в растворителе лака.
Удаление из грунта растворимых фракций можно произвести, вливая расплавленный грунт в растворитель лака и выделяя осадок.
Для более тщательного удаления растворимых фракций осадок вновь расплавляют и вливают в растворитель лака. Для полной очистки эту операцию можно повторить.
Для повышения равномерности окраски корпуса инструмента поверхность лака окрашивают после его полирования. Окраску целесообразно производить втиранием в предварительно покрытую тонким слоем масла поверхность раствора красителя в растворителе лака с добавлением воды.
Такое грунтование закрывает поры дерева и при покрытии лаком не происходит их пропитки, так как грунт уже не растворяется под действием лака и надежно изолирует поверхность. Таким образом, нанесение покрытия самым минимальным образом влияет на акустические свойства древесины и не ухудшает качество звучания инструмента. Повышаются декоративные качества покрытия, так как оно становится более равномерным по цвету.
Рассмотрим более подробно реализацию способа. Грунт на основе пчелиного воска разогревают до жидкого состояния и вливают в растворитель лака. Если лак на спиртовой основе, то в спирт, если на ацетоновой, то в ацетон. Вариантов может быть множество, главное сам принцип подбора пары грунт и лак. Из полученной жидкости выпадает нерастворимый осадок. Его отфильтровывают и сушат. Для полной очистки от растворимых фракций эту операцию можно повторить два-три раза. Затем полученное нерастворимое вещество нагревают до плавления, выливают в форму и дают остыть. Этот грунт годится как для лакового покрытия, так и для внутренней грунтовки инструмента. Естественно, такой грунт наносят втиранием. Полученным твердым брикетом частой штриховкой поперек волокон древесины грунт наносят на поверхность дерева, затем втирают марлевым тампоном. Втирать его нужно медленно, не допуская его плавления от теплоты из-за трения, и в направлении поперек волокон дерева. Излишки удаляют чистой тряпочкой. При подготовке дерева верхней деки под нанесение грунта, для получения эффектного узора поверхность нужно обрабатывать самой мелкой шкуркой поперек волокон до выявления узора дерева. Для дополнительного закрытия пор дерева и более лучшего выявления текстуры перед грунтованием можно втирать поперек волокон порошкообразный краситель белого цвета, например зубной порошок. Грунт наносят по приведенной выше схеме, затем по обычной технологии наносят и полируют бесцветный лак, который затем подвергают окраске красителем. В качестве красителя может быть использован любой традиционно применяемый краситель растительного происхождения либо анилиновые красители. У нас хороший результат дал флоуменисцентный краситель красного цвета. Краситель растворяют в растворителе, затем приливают некоторое количество воды (1:2), отполированную поверхность лака покрывают тонким слоем масла для предотвращения его растворения и затем втирают полученный краситель, добиваясь равномерной окраски корпуса.
Нанесенное таким образом покрытие по внешнему виду и физическим свойствам соответствует, по нашему мнению, лаку Страдивари, как он описан в литературе. Оба лака наиболее полно выявляют текстуру дерева, особенно у верхних дек, которые изготовлены из ели. Оба лака имеют очень тонкий окрашенный верхний слой, причем вся лаковая поверхность окрашена равномерно, оба изменяют окраску (играют) при изменении угла освещения. Такое покрытие, так же как и у Страдивари, отличается тем, что лак не имеет прочной связи с корпусом и при достаточно сильном механическом воздействии откалывается, обнажая чистую поверхность дерева, покрытую тончайшим слоем бесцветного грунта, который не растворяется обычными растворителями. При микроскопическом исследовании дерева корпуса непосредственно под слоем грунта скрипок Страдивари были обнаружены минеральные частицы, по предположению частицы туфа. В нашем случае для более полного выявления текстуры дерева и дополнительного закрытия пор древесины перед грунтованием используется зубной порошок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ МОНТИРОВКИ СМЫЧКОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2000 |
|
RU2181508C1 |
СПОСОБ КРАШЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ | 2005 |
|
RU2278024C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | 2000 |
|
RU2185283C2 |
КЛАССИЧЕСКИЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 1995 |
|
RU2087947C1 |
СПОСОБ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТДЕЛКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 2000 |
|
RU2173268C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНОГО ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 2015 |
|
RU2594554C1 |
СЛОИСТЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЗОНАНСНЫХ ДЕК МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | 2009 |
|
RU2504024C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2156783C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 1994 |
|
RU2049101C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ГРУНТОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2142974C1 |
Способ нанесения защитно-декоративного покрытия на корпус смычковых и щипковых музыкальных инструментов для повышения качества звучания инструментов заключается в том, что из грунта предварительно удаляют растворимые в растворителе лака фракции. 4 з.п. ф-лы.
СТАХОВ В.А | |||
Творчество скрипичного мастера | |||
- Л.: Музыка, 1988, с | |||
Счетный сектор | 1919 |
|
SU107A1 |
МНОГОХОДОВОЙ ТРУБЧАТЫЙ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2202072C2 |
US 4822690 A, 18.04.1989 | |||
УСТРОЙСТВО для ПРИЕМА И ДЕШИФРИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ ЧАСТОТНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 0 |
|
SU313728A1 |
Авторы
Даты
2002-02-20—Публикация
2000-08-15—Подача