Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в конструкциях пересечений в разных уровнях транспортных магистралей, одна из которых проходит в тоннеле под другой в сложных горно-геологических условиях, в том числе и при наличии в основании тоннеля слабых обводненных грунтов и возведении тоннеля без перерыва движения по вышележащей транспортной магистрали.
Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому техническому результату является пересечение в разных уровнях транспортных магистралей, одна из которых проходит над другой, пропущенной в тоннеле, содержащем обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов и расположенные снаружи тоннеля зоны упрочненного инъектированием грунта (см., например, Кондратов А.Б., Бородулин В. И. Тоннель в третье тысячелетие. Подземное пространство мира, 1999, 5, с. 17-18).
Однако известная конструкция пересечения не обеспечивает достаточной надежности при длительной эксплуатации тоннеля, возводимого в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии в основании тоннеля слабых обводненных грунтов ввиду возможных осадок основания тоннеля как в период возведения тоннеля, так и в период его эксплуатации, следствием чего могут являться и осадки дневной поверхности.
Задачей настоящего изобретения является повышение экономичности, надежности и безопасности возведения и эксплуатации пересечения, имеющего в своем составе тоннель, предназначенный для пропуска железнодорожной магистрали, возводимой без перерыва движения по вышележащей автодорожной магистрали в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии слабых обводненных грунтов в основании тоннеля и тесной городской застройке, не допускающей осадок дневной поверхности.
Задача решается за счет того, что в пересечении в разных уровнях транспортных магистралей, одна из которых проходит над другой, пропущенной в тоннеле, содержащем обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов и расположенные снаружи тоннеля зоны упрочненного инъектированием грунта, согласно изобретению при расположении в тоннеле железнодорожной транспортной магистрали, а над ней - автодорожной магистрали, зоны упрочненного инъектированием грунта выполнены в виде армированной структуры из системы образованных из упрочняющего материала или из пропитанного им грунта усиливающих элементов в виде инъекционных свай, и/или грушеобразных тел, и/или взаимно пересекающихся слоев, причем указанные зоны расположены либо снаружи всего периметра тоннеля, либо под основанием тоннеля, либо под основанием тоннеля и, по крайней мере, на части высоты грунта, прилегающего к нижним частям стен тоннеля, а защитный экран расположен по всему периметру тоннеля и подкреплен с внутренней стороны рамами, причем, по крайней мере, часть оголовков усиливающих элементов, или расположенные в них дополнительные элементы пересекают экран, заведены в обделку с образованием совместно с экраном и обделкой единой пространственной конструкции.
Элементы экрана могут быть выполнены с замкнутой или разомкнутой конфигурацией поперечного сечения и замковыми соединениями между элементами, а дополнительные элементы, расположенные в оголовках инъекционных свай, выполнены из конструкционного материала, преимущественно из металла, совместимого в работе с инъектируемым материалом свай, преимущественно в виде патрубков, которые пропущены через отверстия, выполненные для этого в замковых соединениях элементов экрана.
Защитный экран может быть выполнен из металлических труб, преимущественно круглоцилиндрических, в том числе прокатных, и/или сварных, и/или холоднотянутых, и/или паяных по шву, и/или бесшовных, и/или спиральношовных.
Полости элементов экрана могут быть заполнены твердеющим материалом, в качестве которого может быть использован, например, бетон или полимербетон, при этом заполнение полостей элементов экрана может быть выполнено с армированием, которое может быть выполнено каркасами, и/или отдельными стержнями, и/или сетками, и/или с включением прокатных профилей, и/или с использованием стержневых конструкций типа плоских или пространственных ферм.
При этом, по крайней мере, часть поверхностей элементов экрана могут быть выполнены с защитным покрытием.
Экран, подкрепляющие элементы экрана рамы и заполнение между ними могут быть включены в обделку, причем экран, рамы и заполнение между ними образуют совместно единую сталежелезобетонную пространственную систему.
Рамы могут быть выполнены однопролетными или многопролетными, со стойками и балками, выполненными в виде закрытого, или открытого, и/или комбинированного профилей из прокатных, и/или гнутых, и/или сварных, и/или трубчатых элементов.
Замковые соединения могут быть выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных элементов экрана двух протяженных элементов, один из которых выполнен С-образным в поперечном сечении, а другой выполнен в виде заведенной в него стенки с расположенным на свободной кромке уширением шириной, превышающей ширину створа С-образного в поперечном сечении элемента.
Тоннель может быть выполнен с порталами, имеющими подпорные стены переменной высоты и расположенный в зонах основания порталов и, по крайней мере, на части высоты и длины примыкающих к основанию подпорных стен защитный экран, а защитный экран порталов может быть выполнен аналогично защитному экрану тоннеля, при этом основание порталов может быть выполнено свайным.
Сваи основания порталов могут быть выполнены также инъекционными, например, цементогрунтовыми.
Толщины перекрытия, стен и лотка могут соотноситься как 1:(0,7-1,2): (0,5-0,9), диаметр свай составляет 600-1000 мм при длине 10-16 м, а диаметр элементов экрана - 800-1400 мм.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении безопасности и надежности конструкции пересечения как на стадии возведения, так и на стадии эксплуатации за счет выполнения его позволяющим обеспечить бесперебойную работу пересечения, производство работ по возведению тоннеля в составе пересечения без перерыва движения по вышележащей магистрали и исключение деформаций дневной поверхности, превышающих допустимые значения, что особенно важно при тесной застройке города и сложных горно-геологических условиях, в том числе и при наличии в основании тоннеля слабых обводненных грунтов, а также повышение экономичности конструкции за счет образования совместно работающей единой пространственной сталежелезобетонной конструкции, включающей защитный экран, подкрепляющие его рамы и материал обделки, а также усиленное свайное основание тоннеля и закрепленный инъектированием грунт.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображено пересечение в разных уровнях транспортных магистралей в аксонометрии;
на фиг. 2 - поперечный разрез тоннеля с защитным экраном и свайным основанием;
на фиг.3 - стыковое соединение элементов экрана;
на фиг.4 - фрагмент поперечного сечения части защитного экрана с подкрепляющей его рамой;
на фиг.5 - вид по А-А на фиг.4;
на фиг.6 - схема армирования лотка в зоне портала в плане;
на фиг.7 - вид по Б-Б на фиг.6;
на фиг.8 - фрагмент армирования подпорной стенки портала вдоль тоннеля;
на фиг.9 - узел В на фиг.2, поперечный разрез (замковые соединения условно не показаны);
на фиг.10 - то же, вид сбоку (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг. 11 - вид по Г-Г на фиг.8 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг. 12 - вид по Д-Д на фиг.8 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг. 13 - вид по Е-Е на фиг.8 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг.14 - фрагмент портала тоннеля, продольный разрез (сваи условно не показаны);
на фиг.15 - портал тоннеля с подпорными стенками, вид спереди;
на фиг.16 - то же, в плане;
на фиг.17 - вид по Ж-Ж на фиг.16 (замковые соединения и сваи условно не показаны).
Пересечение в разных уровнях включает транспортные магистрали 1, 2, одна из которых 1 проходит над другой 2, пропущенной в тоннеле 3, содержащем обделку 4, состоящую из лотка 5, стен 6 и перекрытия 7, наружный защитный экран 8 из протяженных элементов 9 и расположенную снаружи тоннеля зоны 10 упрочненного инъектированием грунта. При расположении в тоннеле 3 железнодорожной транспортной магистрали 2, а над ней - автодорожной магистрали 1 зоны 10 упрочненного инъектированием грунта выполнены в виде армированной структуры из системы образованных из упрочняющего материала или из пропитанного им грунта усиливающих элементов в виде инъекционных свай 11, и/или грушеобразных тел (не показано), и/или взаимно пересекающихся слоев (не показано), причем указанные зоны 10 расположены либо снаружи всего периметра тоннеля 3, либо под основанием 12 тоннеля 3, либо под основанием 12 тоннеля 3 и, по крайней мере, на части высоты грунта, прилегающего к нижним частям 13 стен 14 тоннеля 3, а защитный экран 8 расположен по всему периметру тоннеля 3 и подкреплен с внутренней стороны рамами 15, причем, по крайней мере, часть оголовков 16 усиливающих элементов, или расположенные в них дополнительные элементы 17 пересекают экран 8, заведены в обделку 4 с образованием совместно с экраном 8 и обделкой 4 единой пространственной конструкции.
Элементы 9 экрана 8 могут быть выполнены с замкнутой или разомкнутой (не показано) конфигурацией поперечного сечения и замковыми соединениями 18 между элементами 9, а дополнительные элементы 17, расположенные в оголовках 16 инъекционных свай 11, выполнены из конструкционного материала, преимущественно из металла, совместимого в работе с инъектируемым материалом свай, преимущественно в виде патрубков, которые пропущены через отверстия 19, выполненные для этого в замковых соединениях 18 элементов 9 экрана 8.
Защитный экран 8 может быть выполнен из металлических труб, преимущественно круглоцилиндрических, в том числе прокатных, и/или сварных, и/или холоднотянутых, и/или паяных по шву, и/или бесшовных, и/или спиральношовных.
Полости 20 элементов 9 экрана 8 заполнены твердеющим материалом, в качестве которого может быть использован, например, бетон или полимербетон, при этом заполнение полостей элементов экрана может быть выполнено с армированием (не показано), которое выполнено каркасами, и/или отдельными стержнями, и/или сетками, и/или с включением прокатных профилей, и/или с использованием стержневых конструкций типа плоских или пространственных ферм (на чертежах не показано).
При этом, по крайней мере, часть поверхностей элементов 9 экрана 8 выполнены с защитным покрытием.
Экран рамы и заполнение между ними образуют совместно единую сталежелезобетонную пространственную систему.
Рамы 15 могут быть выполнены однопролетными или многопролетными, со стойками 21 и балками 22, выполненными в виде закрытого, или открытого, и/или комбинированного профилей из прокатных, и/или гнутых, и/или сварных, и/или трубчатых элементов.
Замковые соединения 18 выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных элементов 9 экрана 8 двух протяженных элементов 23, 24, один из которых 23 выполнен С-образным в поперечном сечении, а другой 24 выполнен в виде заведенной в него стенки с расположенным на свободной кромке уширением 25 шириной, превышающей ширину створа С-образного в поперечном сечении элемента 23.
Тоннель 3 выполнен с порталами 26, имеющими подпорные стены 27 переменной высоты и расположенный в зонах основания 28 порталов 26 и, по крайней мере, на части высоты и длины примыкающих к основанию 28 подпорных стен 27 защитный экран 29, а защитный экран 29 порталов 26 выполнен аналогично защитному экрану 8 тоннеля 3, при этом основание 28 порталов 26 может быть выполнено свайным.
Сваи 30 основания 28 порталов 26 выполнены также инъекционными, например, цементогрунтовыми.
Толщины перекрытия 7, стен 6 и лотка 5 соотносятся как 1:(0,7-1,2): (0,5-0,9), диаметр свай 11, 30 составляет 600-1000 мм при длине 10-16 м, а диаметр элементов 9 экрана 8 - 800-1400 мм.
Армирование лотка 5, стен 6 и перекрытия 7 тоннеля в описанной конкретной конструкции может быть выполнено арматурными стержнями 31, но может использоваться и иное армирование из числа известных.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181400C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181402C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181403C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181413C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА | 2001 |
|
RU2181397C1 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2181412C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА | 2001 |
|
RU2181399C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181416C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2181398C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181417C1 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в конструкциях пересечений в разных уровнях транспортных магистралей, одна из которых проходит в тоннеле под другой в сложных горно-геологических условиях, в том числе и при наличии в основании тоннеля слабых обводненных грунтов и возведении тоннеля без перерыва движения по вышележащей транспортной магистрали. Пересечение в разных уровнях транспортных магистралей, одна из которых проходит над другой, пропущенной в тоннеле, содержащем обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов и расположенные снаружи тоннеля зоны упрочненного инъектированием грунта. Новым является то, что при расположении в тоннеле железнодорожной транспортной магистрали, а над ней - автодорожной магистрали зоны упрочненного инъектированием грунта выполнены в виде армированной структуры из системы образованных из упрочняющего материала или из пропитанного им грунта усиливающих элементов в виде инъекционных свай, и/или грушеобразных тел, и/или взаимно пересекающихся слоев, причем указанные зоны расположены либо снаружи всего периметра тоннеля, либо под основанием тоннеля, либо под основанием тоннеля и, по крайней мере, на части высоты грунта, прилегающего к нижним частям стен тоннеля, а защитный экран расположен по всему периметру тоннеля и подкреплен с внутренней стороны рамами, причем, по крайней мере, часть оголовков усиливающих элементов или расположенные в них дополнительные элементы пересекают экран, заведены в обделку с образованием совместно с экраном и обделкой единой пространственной конструкции. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении безопасности и надежности конструкции пересечения как на стадии возведения, так и на стадии эксплуатации за счет выполнения его позволяющим обеспечить бесперебойную работу пересечения, производство работ по возведению тоннеля в составе пересечения без перерыва движения по вышележащей магистрали и исключение деформаций дневной поверхности, превышающих допустимые значения, что особенно важно при тесной застройке города и сложных горно-геологических условиях, в том числе и при наличии в основании тоннеля слабых обводненных грунтов, а также повышение экономичности конструкции за счет образования совместно работающей единой пространственной сталежелезобетонной конструкции, включающей защитный экран, подкрепляющие его рамы и материал обделки, а также усиленное свайное основание тоннеля и закрепленного инъектированием грунта. 15 з.п. ф-лы, 17 ил.
КОНДРАТОВ А.Б., БОРОДУЛИН В.И | |||
О тоннеле в третье тысячелетие | |||
Подземное пространство мира, №5, 1999, с.17,18 | |||
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1999 |
|
RU2138597C1 |
Противофильтрационный экран | 1976 |
|
SU642416A1 |
DE 3710590 A1, 20.10.1998 | |||
US 5522676 A, 04.06.1996 | |||
DE 3710822 A1, 20.10.1988 | |||
DE 3229889 A1, 16.02.1983 | |||
МАЛИНИН А.Г | |||
Строительство автодорожных тоннелей в Перми | |||
- подземное пространство мира, 1999, №5, с.23-25 | |||
МАЛИНИН А.Г | |||
Предварительное инъекционное закрепление грунтов при строительстве тоннелей в Перми | |||
- Подземное пространство мира, 2001, №1, с.42-47, подписано к печати 05.03.2001 | |||
Тоннельный переход с опережающим экраном из труб под железной дорогой, Корпорация "ТРАНССТРОЙ" | |||
Тоннельная ассоциация России, 1999 | |||
МАКОВСКИЙ Л.В | |||
Городские подземные транспортные сооружения | |||
- М.: Стройиздат, 1979, с.415-425, рис | |||
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
ГОЛЫШЕВ А.П | |||
и др | |||
Химическое закрепление грунтов при ликвидации аварии | |||
- Метро и тоннели, 2001, №3, с.8-11, подписано к печати 05.2001. |
Даты
2002-04-20—Публикация
2001-07-24—Подача