Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений, возводимых под транспортной магистралью без перерыва движения по ней в сложных горно-геологических условиях, в том числе в обводненных слабых грунтах, залегающих под лотком тоннеля и образующих его основание.
Известен тоннель, включающий обделку с лотком, стенами и перекрытием, содержащим наружный защитный экран из элементов с замкнутой или разомкнутой конфигурацией поперечного сечения и замковыми соединениями между элементами (см., например, СН 642416 А 5, 13.04.1984).
В известной конструкции наружный защитный экран расположен над перекрытием тоннеля, лотковая часть тоннеля предназначена для возведения в грунтах с достаточной несущей способностью и такая конструкция не может использоваться в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии обводненных слоев грунта в зоне основания тоннеля, в которых невозможно понизить уровень грунтовых вод, не вызывая осадок дневной поверхности.
Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому техническому результату является тоннель, включающий обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов и расположенные в основании тоннеля инъекционные сваи (см. МАЛИНИН А.Г. Строительство автодорожных тоннелей в Перми. Подземное пространство мира, 5, 1999, с. 23-25).
Однако известная конструкция не обеспечивает достаточной надежности при длительной эксплуатации тоннеля, возводимого в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии в основании тоннеля слабых обводненных грунтов ввиду возможных осадок основания тоннеля как в период возведения тоннеля, так и в период его эксплуатации, следствием чего могут являться и осадки дневной поверхности.
Задачей настоящего изобретения является повышение надежности и безопасности долговременной эксплуатации тоннеля, возведенного в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии обводненных слоев слабого грунта в основании тоннеля.
Задача решается за счет того, что в тоннеле, включающем обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов и расположенные в основании тоннеля инъекционные сваи, согласно изобретению защитный экран тоннеля, выполненного путем разработки предварительно закрепленного слабого грунта, расположен по всему периметру поперечного сечения тоннеля, который снабжен рамами, образующими вместе с экраном и обделкой единую омоноличенную пространственную конструкцию, нижняя часть которой образует объединяющий инъекционные сваи в свайное основание ростверк, усиленный заведенными в него нижними участками рам и патрубками, расположенными в верхних частях свай и выполненными из конструкционного материала, совместимого в работе с инъектируемым материалом свай, преимущественно из металла.
При этом защитный экран может быть выполнен из элементов с замкнутой или разомкнутой конфигурацией поперечного сечения, в том числе металлических труб, преимущественно круглоцилиндрических, в том числе прокатных, и/или сварных, и/или холоднотянутых, и/или паяных по шву, и/или бесшовных, и/или спиральношовных, причем элементы экрана соединены между собой замковыми соединениями с отверстиями, через которые пропущены патрубки, расположенные в верхних частях свай.
Полости элементов экрана могут быть заполнены твердеющим материалом, в качестве которого может быть использован бетон или полимербетон.
Заполнение полостей элементов экрана может быть выполнено с армированием, которое может быть выполнено каркасами, и/или отдельными стержнями, и/или сетками, и/или с включением прокатных профилей, и/или с использованием стержневых конструкций типа плоских или пространственных ферм.
По крайней мере часть поверхностей элементов экрана могут быть выполнены с защитным покрытием.
При этом экран, подкрепляющие элементы экрана рамы и заполнение между ними могут образовывать совместно единую сталежелезобетонную пространственную систему.
Рамы могут быть выполнены однопролетными или многопролетными, со стойками и балками, выполненными в виде закрытого, или открытого, и/или комбинированного профилей из прокатных, и/или гнутых, и/или сварных, и/или трубчатых элементов.
Замковые соединения могут быть выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных элементов экрана двух протяженных элементов, один из которых выполнен С-образным в поперечном сечении, а другой выполнен в виде заведенной в него стенки с расположенным на свободной кромке уширением шириной, превышающей ширину створа С-образного в поперечном сечении элемента.
Тоннель может быть выполнен с порталами, имеющими подпорные стены переменной высоты и защитный экран, расположенный в зонах основания порталов и по крайней мере на части высоты и длины примыкающих к основанию подпорных стен. Защитный экран порталов может быть выполнен аналогично защитному экрану тоннеля.
При этом основание порталов может быть выполнено свайным, с переходными плитами, а сваи основания порталов могут быть выполнены также инъекционными, цементогрунтовыми.
Толщины перекрытия, стен и лотка тоннеля могут соотносится как 1:(0,7... 1,2): (0,5. ..0,9), диаметр свай составляет 600-1000 мм при длине 10-16 м, а диаметр элементов экрана - 800-1400 мм.
При этом с одной стороны тоннеля, внутренней, может быть образована служебная дорожка, а с другой стороны - тротуар.
Дорожная одежда тоннеля может быть выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев керамзитобетона, пористого асфальтобетона и слоя плотного асфальтобетона с поверхностной обработкой.
Дорожная одежда служебной дорожки может быть выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня с прослойкой пенополистирола, слоя цементно-песчаной смеси и плиток покрытия.
Дорожная одежда тротуара может быть выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня с прослойкой пенополистирола, растворной стяжки, цементно-песчаной смеси и плиток покрытия.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности и безопасности эксплуатации тоннеля за счет исключения осадок дневной поверхности как при возведении, так и при эксплуатации при одновременном снижении осадок грунтов основания тоннеля, возведенного в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии слабых обводненных грунтов в уровне основания тоннеля, в том числе сильно сжимаемых торфов, подстилаемых суглинками текучей консистенции, ниже которых находится слой гравия, и расположении коренных грунтов на значительной глубине.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен схематично продольный разрез грунтового массива в зоне расположения тоннеля;
на фиг.2 - поперечный разрез тоннеля с защитным экраном и свайным основанием;
на фиг.3 - замковое соединение элементов экрана;
на фиг. 4 - фрагмент поперечного сечения части тоннеля на промежуточной стадии возведения с защитным экраном и рамами временного крепления;
на фиг.5 - вид по А-А на фиг.4;
на фиг.6 - схема армирования лотка в зоне портала в плане;
на фиг.7 - вид по Б-Б на фиг.6;
на фиг.8 - фрагмент армирования подпорной стенки портала вдоль тоннеля;
на фиг. 9 - узел В на фиг.7, поперечный разрез (замковые соединения условно не показаны);
на фиг.10 - то же, вид сбоку (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг. 11 - вид по Г-Г на фиг.8 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг. 12 - вид по Д-Д на фиг.8 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг. 13 - вид по Е-Е на фиг.8 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг.14 - фрагмент портала тоннеля, продольный разрез, сваи условно не показаны;
на фиг.15 - портал тоннеля с подпорными стенками, вид спереди;
на фиг.16 - то же, в плане;
на фиг.17 - вид по И-И на фиг.16 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг.18 - фрагмент головного участка тоннеля в плане;
на фиг.19 - разрез по К-К на фиг.18 (замковые соединения и сваи условно не показаны);
на фиг.20 - дорожная одежда в тоннеле в разрезе, узел Л на фиг.19;
на фиг.21 - то же, вид по М-М на фиг.18;
на фиг.22 - то же, на служебных дорожках, узел Н на фиг.19;
на фиг.23 - то же на тротуарах, узел П на фиг.19.
Тоннель включает обделку 1, состоящую из лотка 2, стен 3 и перекрытия 4, наружный защитный экран 5 из протяженных элементов 6 с замкнутой или разомкнутой (на чертежах не показано) конфигурацией поперечного сечения и замковыми соединениями 7 между элементами 6. Защитный экран 5 тоннеля, выполненного путем разработки предварительно закрепленного слабого грунта, расположен по всему периметру поперечного сечения тоннеля, а лоток 2 обделки 1 снабжен свайным основанием 9 с инъекционными сваями 10, верхние части которых содержат выполненные из конструкционного материала, преимущественно из металла, совместимого в работе с инъектируемым материалом свай 10, патрубки 11, которые пропущены через отверстия 12, выполненные для этого в замковых соединениях 7 элементов 6 экрана 5.
Элементы экрана 5 могут быть выполнены из металлических труб, преимущественно круглоцилиндрических, в том числе прокатных, и/или сварных, и/или холоднотянутых, и/или паяных по шву, и/или бесшовных, и/или спиральношовных.
При этом полости 13 элементов 6 экрана 5 заполнены твердеющим материалом, в качестве которого может быть использован бетон или полимербетон (не показано).
Заполнение элементов 6 экрана 5 может быть выполнено с армированием, которое может быть выполнено каркасами, и/или отдельными стержнями, и/или сетками, и/или с включением прокатных профилей, и/или с использованием стержневых конструкций типа плоских или пространственных ферм (не показано).
По крайней мере часть поверхностей труб могут быть выполнены с защитным покрытием (на чертежах не показано).
При этом экран 5, подкрепляющие элементы 6 экрана 5 рамы 14 и заполнение между ними (на чертежах не показано) образуют совместно единую сталежелезобетонную пространственную систему.
Рамы 14 могут быть выполнены однопролетными или многопролетными, со стойками 15 и балками 16, выполненными в виде закрытого, или открытого, и/или комбинированного профилей из прокатных, и/или гнутых, и/или сварных, и/или трубчатых элементов.
Замковые соединения 7 выполнены в виде приваренных на обращенных друг к другу поверхностях элементов 6 экрана 5, образующих замок, двух протяженных элементов 17 и 18, один из которых 17 выполнен С-образным в поперечном сечении, а другой 18 выполнен в виде заведенной в него стенки с расположенным на свободной кромке уширением 20, шириной, превышающей ширину створа С-образного в поперечном сечении элемента 17.
Тоннель выполнен с порталами 21, имеющими подпорные стены 22 переменной высоты, и расположенный в зонах основания 23 порталов 21 и по крайней мере на части высоты и длины примыкающих к основанию подпорных стен 22 защитный экран 24, который может быть выполнен аналогично защитному экрану 5 тоннеля.
При этом основание 23 порталов 21 выполнено свайным 25, с переходными плитами 26, а сваи 27 основания 23 порталов 21 могут быть выполнены также инъекционными, цементогрунтовыми.
Толщины перекрытия 4, стен 3 и лотка 2 тоннеля соотносятся как 1:(0,7... 1,2):(0,5...0,9), диаметр свай 10, 27 составляет 600-1000 мм при длине 10-16 м, а диаметр элементов 6 экрана 5 и 24 - 800-1400 мм.
С одной внутренней стороны тоннеля образована служебная дорожка 28, а с другой стороны - тротуар 29.
Дорожная одежда тоннеля выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев керамзитобетона 30, пористого асфальтобетона 31 и слоя плотного асфальтобетона 32 с поверхностной обработкой.
Дорожная одежда служебной дорожки 28 выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня 34 с прослойкой 35 пенополистирола, слоя 36 цементно-песчаной смеси и плиток 37 покрытия, а дорожная одежда тротуара - из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня 34 с прослойкой 35 пенополистирола, растворной стяжки 38, цементно-песчаной смеси 36 и плиток 37 покрытия.
Армирование лотка 2, стен 3 и перекрытия 4 тоннеля в описанной конкретной конструкции может быть выполнено арматурными стержнями 39, но может использоваться и иное армирование из числа известных.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНСТРУКЦИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181413C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА | 2001 |
|
RU2181397C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181402C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181401C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181400C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181403C1 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2251610C2 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2250962C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2181398C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181415C1 |
Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений, возводимых под транспортной магистралью без перерыва движения по ней в сложных горно-геологических условиях, в том числе в обводненных слабых грунтах, залегающих под лотком тоннеля и образующих его основание. Тоннель включает обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов с замкнутой или разомкнутой (на чертежах не показано) конфигурацией поперечного сечения и замковыми соединениями между элементами. Новым является то, что защитный экран тоннеля, выполненного путем разработки предварительно закрепленного слабого грунта, расположен по всему периметру поперечного сечения тоннеля, а лоток обделки снабжен свайным основанием с инъекционными сваями, верхние части которых содержат выполненные из конструкционного материала, преимущественно из металла, совместимого в работе с инъектируемым материалом свай, патрубки, которые пропущены через отверстия, выполненные для этого в замковых соединениях элементов экрана. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности и безопасности эксплуатации тоннеля за счет исключения осадок дневной поверхности как при возведении, так и при эксплуатации при одновременном снижении осадок грунтов основания тоннеля, возведенного в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии слабых обводненных грунтов в уровне основания тоннеля, в том числе сильно сжимаемых торфов, подстилаемых суглинками текучей консистенции, ниже которых находится слой гравия, и расположении коренных грунтов на значительной глубине. 18 з. п.ф-лы, 23 ил.
14. Тоннель по п. 13, отличающийся тем, что сваи основания порталов выполнены также инъекционными, цементогрунтовыми.
МАЛИНИН А.Г | |||
Строительство автодорожных тоннелей в Перми | |||
Металлический водоудерживающий щит висячей системы | 1922 |
|
SU1999A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1999 |
|
RU2138597C1 |
Противофильтрационный экран | 1976 |
|
SU642416A1 |
DE 3710590 A1, 20.10.1998 | |||
US 5522676 А, 04.06.1996 | |||
DE 3710822 A1, 20.10.1988 | |||
DE 3229889 A1, 16.02.1983 | |||
КОНДРАТОВ А.Б., БОРОДУЛИН В.И | |||
О тоннеле в третье тысячелетие | |||
Металлический водоудерживающий щит висячей системы | 1922 |
|
SU1999A1 |
МАЛИНИН А.Г | |||
Предварительное инъекционное закрепление грунтов при строительстве тоннелей в Перми, Подземное пространств о мира.-2001, №1, с.42-47 | |||
Металлический водоудерживающий щит висячей системы | 1922 |
|
SU1999A1 |
Городские подземные транспортные сооружения.-М.: Стройиздат, 1979, с.415-425, рис | |||
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
и др | |||
Химическое закрепление грунтов при ликвидации аварии | |||
Перекатываемый затвор для водоемов | 1922 |
|
SU2001A1 |
Даты
2002-04-20—Публикация
2001-07-24—Подача