Изобретение относится к открытой разработке полезных ископаемых и может быть использовано на карьерах (разрезах) с целью сокращения объемов вскрышных работ при техническом перевооружении и реконструкции карьера.
Известен способ ведения открытых горных работ, включающий разработку горного массива уступами при транспортных системах разработки [1]. Применение экскавационного оборудования, используемого для таких систем разработки (карьерные одноковшовые экскаваторы), ограничивает высоту уступа, которая не превышает, как правило 15-17 м, что обусловливает относительно низкие значения угла откоса рабочего борта карьера.
Предложенные в последние годы принципиально новые конструктивно-компоновочные схемы карьерных экскаваторов для транспортных систем разработки обеспечивают возможность увеличения высоты уступа и угла откоса отрабатываемого борта карьера соответственно до 30-35 м и 22-24o и позволяют более рационально выбирать параметры рабочего борта карьера.
Задача изобретения - создание способа отработки рабочего борта карьера, позволяющего не прекращать горные работы в период реконструкции рабочего борта с целью замены существующего экскавационного оборудования на новое, более эффективное.
Эта задача решается с помощью предлагаемого способа отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции, включающего его отработку уступами, согласно которому на четных уступах, считая снизу, прекращают горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов.
Нечетные уступы можно отрабатывать последовательно, начиная с первой пары нижних нечетных уступов. При этом к отработке сдвоенных уступов приступают по мере их готовности.
Погашение нечетных уступов производят так, чтобы высота сдвоенных уступов увеличивалась в большей степени, чем ширина их рабочих площадок. Благодаря этому увеличивается угол откоса рабочего борта карьера.
На чертеже представлена схема отработки рабочего борта, иллюстрирующая предлагаемый способ.
На чертеже римскими цифрами обозначены уступы, отрабатываемые по базовой технологии заходками, обозначенными арабскими цифрами.
Предлагаемый способ заключается в следующем. Четные уступы (считая снизу) подлежащего реконструкции карьера освобождают от оборудования и горные работы на них полностью прекращают. Нечетные уступы отрабатывают на ширину их рабочей площадки, то есть до полного их погашения и образования сдвоенных уступов. При невозможности одновременной отработки всех нечетных уступов производить их погашение можно поэтапно, например, отрабатывая сначала самый нижний уступ с образованием нижнего сдвоенного уступа (бывшие уступы I и II). Затем освободившуюся технику с уступа I при необходимости перебрасывают на уступ III и отрабатывают его до полного погашения аналогично уступу I, получая в результате сдвоенный уступ (бывшие уступы III-IV). Далее действуют таким же образом вплоть до окончания перестройки рабочего борта. При этом должно соблюдаться условие: степень увеличения высоты уступов должна быть больше, чем степень увеличения ширины рабочих площадок.
После окончания реконструкции приступают к нормальной эксплуатации карьера с помощью нового оборудования на всех сдвоенных уступах в соответствии с проектными горно-геологическими параметрами.
Рассмотрим последовательность и параметры выполнения отдельных этапов работы по перестройке рабочего борта карьера. В начале перестройки из работы выводится существующее вскрышное оборудование всех уступов базовой технологии за исключением двух нижних нечетных уступов (I и III).
Последующие работы по реконструкции проводятся поэтапно.
Этап 1. 3аходки 1, 2, 3.
В процессе этого этапа на нижнем вскрышном уступе I отрабатывается ширина полосы, равная ширине рабочей площадки базовой технологии.
Параметры заходок при отработке этой полосы целесообразно выбирать из условия наименьшего целого числа их количества и возможностей экскавационного и транспортного оборудования.
Завершается этап I подготовкой двух сдвоенных нижних уступов (уступы I-II и Ill-IV).
Этап 2. Заходки 4, 5, 6.
На этом этапе на нижнем сдвоенном уступе и добычных уступах отрабатывают три равные по ширине заходки (4, 5 и 6).
Одновременно начинается подготовка третьего и четвертого сдвоенных уступов (соответственно уступы V-VI и VII-VIII), выполняемая базовым вскрышным оборудованием на уступах V и VII. При этом может использоваться вскрышное оборудование, освободившееся на предыдущем этапе на уступах I и III. И так далее до момента окончания реконструкции рабочего борта карьера.
Предлагаемый способ позволяет увеличить угол откоса рабочего борта карьера, существенно снизить объем вскрышных работ на период реконструкции, получить экономию эксплуатационных затрат.
Увеличение угла откоса борта на уступе достигается за счет непропорционального увеличения высоты уступа и ширины рабочей площадки (высота уступа увеличивается в два раза, а ширина рабочей площадки - в 1,2-1,8 раза).
Источник информации
1. Горная энциклопедия, М., "СЭ". 1991, т. 5, с. 277, ст. "Уступ".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОГРУЗОЧНЫЙ ЭКСКАВАТОР-ДРАГЛАЙН | 2000 |
|
RU2186178C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ СБЛИЖЕННЫХ НАКЛОННЫХ ПЛАСТОВ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО | 1994 |
|
RU2062879C1 |
Способ реконструкции глубоких карьеров | 1988 |
|
SU1647138A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ УСТУПА ТОНКИМИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ СЛОЯМИ | 1996 |
|
RU2119056C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2528704C1 |
Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых | 1988 |
|
SU1700236A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЭКСКАВАТОРОВ ТИПА "ОБРАТНАЯ ЛОПАТА" | 2015 |
|
RU2574749C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2002 |
|
RU2230192C1 |
Способ реконструкции карьеров | 1990 |
|
SU1710754A1 |
КОВШ ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА | 1995 |
|
RU2078875C1 |
Изобретение относится к открытой разработке полезных ископаемых и может быть использовано на отрабатываемых уступами карьерах и разрезах при техническом перевооружении и реконструкции. Согласно изобретению на четных уступах, считая снизу, прекращают все горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, увеличивая при этом высоту уступов в большей степени, чем ширину их рабочих площадок, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов. Способ позволяет не прекращать горные работы в период реконструкции рабочего борта, заменить экскавационное оборудование на более эффективное. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Горная энциклопедия | |||
- М.: Советская энциклопедия, 1991, т.5, с.277 | |||
Способ добычи полезных ископаемых | 1981 |
|
SU1041692A1 |
Способ реконструкции карьера | 1984 |
|
SU1176076A1 |
Способ реконструкции карьеров | 1990 |
|
SU1710754A1 |
Способ отстройки нерабочих бортов глубоких карьеров | 1990 |
|
SU1721244A1 |
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ ВЫСОКИХ УСТУПОВ БОРТА КАРЬЕРА | 1994 |
|
RU2076210C1 |
RU 94007540 A1, 27.12.1995. |
Авторы
Даты
2002-05-27—Публикация
2000-04-06—Подача