АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ Российский патент 2002 года по МПК B63H19/02 

Описание патента на изобретение RU2183178C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям, использующим энергию морских волн для движения судна.

Известно автоматическое устройство управления волновым движителем, содержащее соединенное с баллером небалансирное управляющее крыло и кинематическую передачу, связывающую названное крыло с управляемым балансирным крылом, причем передаточное отношение кинематической передачи больше единицы (Авторское свидетельство СССР 592671, кл. В 63 Н 19/02, 1974 г.).

Недостатком известного устройства является то, что оно обеспечивает оптимальный закон управления углом атаки управляемого крыла к набегающему потоку лишь в одной точке, что не позволяет эффективно использовать энергию морских волн для получения максимально возможной тяги в широком диапазоне углов скоса набегающего потока воды.

Предложенное техническое решение предназначено для повышения эффективности использования энергии морских волн для движения судна.

Технический результат достигается тем, что кинематическая передача имеет передаточное отношение, равное единице, и содержит соединенные с баллерами колеса, соединенные между собой гибкой связью, при этом баллер управляющего крыла соединен с насаженным на него колесом подвижно и снабжен кольцевым упором, неподвижно закрепленным на нем, а колесо - выступом для ограничения поворота баллера внутри колеса, баллер управляющего крыла соединен с насаженным на него колесом неподвижно и зафиксирован параллельно оси корпуса волнодвижителя упругим элементом.

Технический результат достигается также тем, что гибкая связь выполнена в виде замкнутой цепи, а ведущее и ведомое колеса в виде звездочек.

На фиг. 1 показано автоматическое устройство управления волновым движителем, вид сверху;
на фиг.2 - кинематическая передача, вид сбоку.

на фиг. 3 - график зависимости угла атаки α управляемого крыла от угла скоса β набегающего потока.

Небалансирное управляющее крыло 1, центр гидродинамического давления (ЦД) которого расположен кормовее оси баллера, и балансирное управляемое крыло 2 с центром гидродинамического давления, расположенным на оси баллера, с помощью баллеров 3 и 4 и подшипников шарнирно соединены с корпусом 5 волнового движителя. На баллеры насажены звездочки 6 и 7, кинематически связанные между собой замкнутой цепью 8.

Звездочка 6 соединена с баллером подвижно, а ее поворот на баллере ограничен кольцевым упором 9, неподвижно соединенным с баллером 3, и внутренним выступом 10 на корпусе звездочки.

Звездочка 7 соединена с баллером 4 неподвижно.

С помощью пружин 11 управляемое крыло 2 удерживается в положении, при котором его хорда параллельна оси корпуса 5.

Корпус 5 с помощью подшипников 12 и кронштейнов 13 соединен с корпусом судна.

Работа
При встречном волнении и зафиксированных в плоскости горизонта баллерах крыльев управляющее крыло 1, непрерывно отслеживая угол скоса потока, ориентируется во флюгерное положение к нему.

Если угол скоса потока не превышает значения β1, колебания крыла 1 не вызывают колебания крыла 2, которое удерживается в исходном положении пружинами 11. Угол атаки при этом равен углу скоса потока, что обеспечивается благодаря свободному повороту баллера 3 внутри неподвижной в этот момент звездочки 6.

При достижении углом скоса потока значения β1 кольцевой упор 9 входит в контакт с внутренним выступом 10 и звездочка 6 начинает поворачиваться, поворачивая посредством цепи 8 баллера 4 и звездочки 7 крыло 2 на постоянный угол атаки к набегающему потоку. Оптимальный угол атаки остается постоянным и при уменьшении угла скоса потока до значения β1, что обеспечивается воздействием пружин 11 и противодействием крыла 1 через кольцевой упор 9 и внутренний выступ 10. По достижении скоса потока значения β1 крыло 2 останавливается и удерживается в исходном положении пружинами 11.

Таким образом устройство управления обеспечивает работу управляемого крыла с оптимальным углом атаки, начиная с угла скоса потока, равного оптимальному углу атаки.

Похожие патенты RU2183178C1

название год авторы номер документа
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2142387C1
ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2143377C1
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2000
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2183177C2
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 1998
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2143376C1
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2147543C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1992
  • Сенькин Юрий Федорович
RU2087377C1
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2000
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2196071C2
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 2000
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2183176C2
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 1991
  • Сенькин Юрий Федорович
RU2031054C1
ВОЛНОХОД 1993
  • Сенькин Юрий Федорович
RU2087370C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 183 178 C1

Реферат патента 2002 года АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ

Изобретение предназначено для повышения эффективности использования энергии морских волн для движения судна. Управляющее крыло 1 связано с управляемым крылом 2 посредством кинематической передачи, содержащей установленные на баллерах 3, 4 колеса 6, 7 равного диаметра, соединенные между собой замкнутой гибкой связью. Проворот колеса 6 на баллере 3 ограничен кольцевым упором. Колесо 7 жестко установлено на баллере 4. С помощью пружин 11 управляемое крыло 2 удерживается в положении, при котором его хорда параллельна оси корпуса 5. Управляющее крыло 1 отслеживает угол скоса потока и по достижении угла, ограниченного кольцевым упором, поворачивает управляемое крыло 2. Устройство обеспечивает работу управляемого крыла 2 с оптимальным углом атаки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 183 178 C1

1. Автоматическое устройство управления волновым движителем, содержащее соединенное с баллером небалансирное управляющее крыло и кинематическую передачу, связывающую названное крыло с управляемым балансирным крылом, установленным на своем баллере, отличающееся тем, что содержит насаженные на баллеры, которые установлены на корпусе движителя, колеса равного диаметра, соединенные между собой замкнутой гибкой связью, при этом баллер управляющего крыла соединен с насаженным на него колесом подвижно и снабжен ограничителем поворота внутри этого колеса, а баллер управляемого крыла соединен со своим колесом неподвижно и удерживается относительно корпуса движителя упругим элементом. 2. Автоматическое устройство по п. 1, отличающееся тем, что замкнутая гибкая связь выполнена в виде цепи, а колеса - в виде звездочек.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2183178C1

Судоуй волновой движетель 1974
  • Сенькин Юрий Федорович
SU592671A1
Устройство для подачи твердого топлива в зону обжига туннельных печей 1956
  • Борисов И.Н.
  • Лавров Н.А.
  • Трофимов В.В.
SU109621A1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1990
  • Кульмис Л.М.
  • Виноградов А.В.
  • Жигалов Э.А.
  • Шапиро Б.А.
  • Паршиков С.К.
RU2009069C1
DE 3425426 А1, 16.01.1986.

RU 2 183 178 C1

Авторы

Сенькин Ю.Ф.

Даты

2002-06-10Публикация

2000-09-22Подача