Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в высоковольтных импульсных трансформаторах, например для устройств электрического розжига в бытовых газовых плитах.
Известны технические решения конструкции индукционной катушки, патент Франции 2356251, кл. Н 01 F 27/28, 1977, патент США 4055825, кл. 336-70, 1979. Общими недостатками этих конструкций являются большие габариты индукционной катушки, а следовательно, и высоковольтного импульсного трансформатора, большая собственная емкость обмотки, что увеличивает ток потребления блока питания, в котором используется трансформатор с такой катушкой, а также низкая надежность из-за высокой вероятности пробоя обмотки катушки.
Наиболее близким аналогом является конструкция катушка индукционного устройства, авторское свидетельство СССР 1053 169, кл. Н 01 F 27/28, 1983. Известная катушка содержит изоляционный цилиндрический каркас, выполненный с кольцевыми канавками разной глубины, в которых размещены секции обмотки, последовательно соединенные между собой, глубина средней канавки каркаса меньше глубины крайних канавок. Каркас под средней канавкой выполнен с продольной прорезью, при этом конец одной крайней секции обмотки соединен через указанную прорезь с началом другой крайней секции, конец которой соединен с началом средней секции обмотки. Такая конструкция имеет уменьшенные габариты с одновременным снижением собственной емкости обмотки.
К недостаткам такой конструкции катушки индукционного устройства относится повышенная собственная емкость обмотки, обусловленная ограниченным числом секций обмотки, а также невысокая надежность, обусловленная наличием некоторого перепада провода между концом одной секции и началом другой секции обмотки, что повышает вероятность межвиткового пробоя обмотки катушки.
В основу предложенного технического решения положена идея создания конструктивно простой, технологичной в изготовлении, удобной в эксплуатации катушки индукционной высоковольтного импульсного трансформатора.
Целью изобретения является снижение собственной емкости катушки с одновременным повышением надежности за счет уменьшения вероятности межвиткового пробоя обмотки.
Это достигается тем, что в катушке индукционной высоковольтного импульсного трансформатора, содержащей изоляционный цилиндрический каркас, имеющий сквозное отверстие вдоль оси каркаса и выполненный с кольцевыми канавками, в которых размещены секции обмотки, последовательно соединенные между собой, все нечетные кольцевые канавки смещены в плоскости, перпендикулярной оси каркаса, в одном направлении относительно оси каркаса, а все четные кольцевые канавки смещены в плоскости, перпендикулярной оси каркаса, относительно оси каркаса в направлении, противоположном направлению смещения нечетных кольцевых канавок. Расстояние, на которое смещены относительно друг друга любые две смежные канавки, всегда одинаково и определяется степенью заполнения секции обмотки, т.е. количеством витков провода секции обмотки. Расстояние выбирается таким образом, чтобы переходы провода с одной секции на другую секцию обмотки происходили плавно в одной плоскости, т.е. отсутствовали бы перепады и перегибы провода между концом одной секции и началом другой секции обмотки. Это снижает вероятность пробоя обмотки и повышает надежность индукционной катушки.
В каждой перегородке, разделяющей секции обмоток, канавок имеется одна прорезь для соединения двух смежных секций обмотки. Конец каждой секции обмотки соединен с началом смежной секции обмотки за исключением начала первой секции обмотки и конца последней секции обмотки. При этом прорези в двух соседних перегородках находятся с противоположных сторон каркаса, но всегда в местах наибольшего удаления смежных канавок относительно друг друга. Это позволяет максимально разнести в пространстве находящиеся под разным потенциалом концы провода одной секции обмотки, т.е. обеспечить соединение разнопотенциальных концов провода одной секции обмотки с соседними секциями в разных, максимально удаленных друг от друга местах, что снижает вероятность пробоя обмотки и повышает надежность катушки индукционной.
Изобретение поясняется чертежами.
Фиг.1 - катушка, вид сверху, со стороны сквозного отверстия;
фиг.2 - катушка, вид спереди в разрезе по оси катушки;
фиг.3 - катушка, вид слева в разрезе по оси катушки;
фиг.4 - катушка, вид справа в разрезе по оси катушки;
фиг.5 - сечение I-I на фиг.2;
фиг.6 - сечение II-II на фиг.2.
Лучший вариант выполнения изобретения
Катушка индукционная высоковольтного импульсного трансформатора содержит изоляционный цилиндрический каркас 1 со сквозным отверстием 2 вдоль оси каркаса 1 (фиг.1). На поверхности каркаса 1 имеются кольцевые канавки 3, расположенные перпендикулярно оси каркаса 1 (фиг.2-4). В каждой канавке 3 размещена одна секция обмотки 4. Смежные канавки 3 отделены друг от друга изолирующими перегородками 5. Все нечетные кольцевые канавки 6 (фиг.3) смещены на определенное расстояние относительно оси каркаса 1 в плоскости, перпендикулярной оси каркаса 1, а все четные кольцевые канавки 7 смещены на то же самое расстояние относительно оси каркаса 1 в плоскости, перпендикулярной оси каркаса 1, но в противоположную сторону относительно смещения нечетных кольцевых канавок 6 (фиг.5, 6). При таком расположении все смежные канавки 3 находятся на одинаковом относительно друг друга расстоянии по одной из координат в плоскости их смещения, а по другой координате канавки 3 расположены без кого-либо смещения друг относительно друга. В каждой перегородке 5, отделяющей смежные секции обмотки 4, имеется по одной прорези 8. При этом прорези 8 в двух соседних перегородках 5 находятся с противоположных сторон каркаса 1, но всегда в местах наибольшего удаления смежных канавок 3 относительно друг друга. Все секции обмотки 4 последовательно соединены между собой, т.е. конец каждой секции обмотки 4 через прорезь 8 соединен проводом 9 с началом обмотки 4 смежной секции. Причем последовательное соединение каждых двух смежных секций обмотки 4 происходит поочередно через прорези 8, расположенные по разные стороны каркаса 1. Т.е. конец первой секции обмотки 4 соединен через прорезь 8 с началом второй секции обмотки 4, а конец второй секции обмотки 4 соединен с началом третьей секции обмотки 4 через другую прорезь 8, расположенную с противоположной стороны каркаса 1 и так далее. Начало провода первой секции и конец провода последней секции обмотки 4 соединены, соответственно, с нижним 10 и верхним 11 контактными штырями катушки.
Изобретение может быть легко изготовлено из современных материалов на базе существующей технологии и наиболее эффективно может быть использовано в устройствах электрического розжига в бытовых газовых плитах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Катушка индукционного устройства | 1982 |
|
SU1053169A1 |
КАТУШКА ИНДУКТИВНОСТИ | 2006 |
|
RU2333561C1 |
КАТУШКА ИНДУКТИВНОСТИ | 2014 |
|
RU2553455C1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 1991 |
|
RU2030004C1 |
Высоковольтный трансформатор для системы зажигания | 1983 |
|
SU1086467A1 |
ТОКОВИХРЕВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2216729C1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ВЫСОКОЧАСТОТНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 1999 |
|
RU2155404C1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 2012 |
|
RU2522934C2 |
ИМПУЛЬСНЫЙ НЕЙТРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2014 |
|
RU2551840C1 |
ИНДУКЦИОННЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ДЕЙТРОНОВ - НЕЙТРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2008 |
|
RU2366124C1 |
Изобретение может быть использовано в высоковольтных импульсных трансформаторах, например для устройств электрического розжига в бытовых газовых плитах. Катушка индукционная высоковольтного импульсного трансформатора содержит изоляционный цилиндрический каркас, имеющий сквозное отверстие вдоль оси каркаса и выполненный с кольцевыми канавками, в которых размещены секции обмотки, последовательно соединенные между собой и отделенные друг от друга изоляционными перегородками, причем все нечетные кольцевые канавки смещены в одном направлении относительно оси каркаса, а все четные кольцевые канавки смещены относительно оси каркаса в направлении, противоположном смещению нечетных кольцевых канавок. В каждой перегородке имеется одна прорезь для соединения двух смежных секций обмотки, причем прорези в двух соседних перегородках находятся с противоположных относительно оси каркаса сторон каркаса в местах наибольшего удаления смежных канавок относительно друг друга, при этом конец каждой секции обмотки через прорезь соединен с началом обмотки смежной секции, за исключением начала первой секции обмотки и конца последней секции обмотки. Изобретение позволяет снизить собственную емкость катушки и повысить надежность путем уменьшения вероятности межвиткового пробоя. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.
Катушка индукционного устройства | 1982 |
|
SU1053169A1 |
Планетарный механизм | 1974 |
|
SU542857A1 |
DE 4140460 A1, 03.06.1993. |
Авторы
Даты
2002-06-27—Публикация
2000-07-26—Подача