Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение вручную, и может быть использовано для передвижения больных и инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата как внутри помещений, так и вне их.
Известна коляска для инвалидов, содержащая стул для размещения инвалида, четыре колеса, каждое из которых имеет ступицу с подшипниками и осью, установленную в последних, два механизма перемещения коляски, каждый из которых выполнен в виде рычага, и шарнирно соединенного с ним одним концом шатуна. При этом каждое колесо снабжено вилкой, выполненной с втулкой, посредством которой колесо закреплено на ножке стула с возможностью съема, а шатун вторым концом соединен с осью колеса, рычаг при этом снабжен опорным элементом из фрикционного материала (См. описание изобретения к а. с. СССР 1710037, МПК5, A 61 G 5/02).
Наиболее близким аналогом по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является инвалидная коляска с регулируемым шасси, содержащая складную раму, выполненную из пары боковин в виде плоских рамок, которые соединены парой шарнирных звеньев, имеющих двойной шарнир в средней части, ведущие колеса, смонтированные на выдвижных из втулок рамы осях, подножник, гибкие сиденье и спинку, закрепленные к боковинам, вертикально к боковинам закреплен пневмоцилиндр со сферическим подпятником на конце штока, источник сжатого газа, смонтированный в раме, при этом указанный подпятник контактирует с поверхностью, на которой расположена коляска при ее подъеме пневмоцилиндром для изменения ширины колеи ведущих колес.
При этом втулки выдвижных осей ведущих колес жестко закреплены к корпусу пневмоцилиндра, а на втулках установлен фиксатор осей (См. титульный лист и формулу изобретения РФ к заявке 94030855, МПК6, A 61 G 5/02).
Недостатками инвалидной коляски с регулируемым шасси являются:
сложность конструкции, обусловленная необходимостью установки пневмоцилиндра и источника сжатого газа;
неудобство в процессе эксплуатации коляски, обусловленное тем, что источник сжатого газа необходимо периодически менять или перезаряжать из-за ограниченного объема, и, как следствие, высокая себестоимость изготовления коляски.
Указанные недостатки ограничивают область применения коляски.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в упрощении и облегчении конструкции коляски, повышении удобства в процессе ее эксплуатации и, следовательно, снижении себестоимости изготовления.
Сущность заявляемого изобретения заключается в достижении упомянутого технического результата за счет того, что кресло-коляска инвалидная складная с ручным приводом, содержащая складную раму, выполненную из пары боковин, соединенных шарнирными звеньями, ведущие и ведомые колеса, опору для ног, гибкие сиденье и спинку, закрепленные к боковинам, согласно изобретению ведущие колеса установлены под верхними лонжеронами боковин, а под сиденьем смонтирована продольно ориентированная трубчатая направляющая с двумя вертикальными стойками на концах, к каждой из которых попарно слева и справа одной стороной присоединены указанные шарнирные звенья, противоположные концы которых связаны с вертикальными стойками боковин, а на трубчатой направляющей механизма регулировки установлен ползун с фиксирующей рукояткой, при этом к ползуну на шарнирах прикреплены тяги, противоположные концы которых шарнирно связаны с вертикальными стойками боковин.
Причем шарнирные звенья, образующие пары между вертикальными стойками боковин, установлены под углом, а тяги могут быть прикреплены к задним вертикальным стойкам боковин или к передним.
Новизна заявляемого технического решения состоит в том, что конструктивное решение регулировки ширины колеи колес позволило установить передние ведущие колеса под сиденьем, что позволило уменьшить габариты коляски. По-новому решена и конструкция механизма регулировки, а именно установкой под сиденьем горизонтальной трубчатой направляющей с двумя вертикальными стойками, к которым присоединены попарно четыре шарнирных звена, противоположные концы которых связаны с вертикальными стойками боковин.
Кроме того, на направляющей установлен ползун с фиксирующей рукояткой. На ползуне шарнирно закреплены две тяги, которые, по усмотрению пользователя, своими противоположными концами могут быть подсоединены к передним или задним вертикальным стойкам боковин.
Новое исполнение механизма регулировки позволило упростить и облегчить конструкцию коляски, повысить удобство ее использования, обеспечить возможность регулировки ширины сиденья под конкретного пользователя и обеспечить возможность эксплуатации в условиях ограниченного пространства малогабаритных квартир за счет уменьшения размеров ширины коляски.
При исследовании заявляемого объекта изобретения в технической, патентной и научно-технической литературе не обнаружена указанная совокупность признаков. Это позволяет сделать вывод о том, что эта совокупность признаков неочевидна для специалистов в этой области техники.
Использование признаков в заявляемой совокупности дает возможность получить новый технический результат, следовательно, заявляемое изобретение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Заявляемый объект изобретения промышленно применим, так как может быть изготовлен промышленным способом, работоспособен, осуществим и воспроизводим, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена кинематическая схема инвалидного кресла-коляски (вид сбоку), на фиг.2 - вид сверху, на фиг.3 - вид по стрелке А на фиг.1. Силовой составляющей кресла-коляски является каркас, сваренный из металлических труб, состоящий из двух боковин 1, соединенных шарнирными звеньями 2, коляска также содержит механизм регулировки, который позволяет производить регулировку ширины сиденья и ее складывание для транспортного положения. Боковины 1 являются основой несущей конструкции и состоят из верхнего 3 и нижнего 4 лонжеронов, связанных друг с другом посредством задних 5 и передних 6 вертикальных стоек. К боковинам 1 по контуру верхнего лонжерона 3 крепится на винтах гибкое сиденье 7, переходящее в спинку сиденья. Под сиденьем 7 расположен механизм регулировки 8, состоящий из горизонтальной трубчатой направляющей, концы которой завершаются вертикальными стойками, и расположенного на ней ползуна 9 с фиксирующей рукояткой 10. К вертикальным стойкам механизма регулировки 8 подсоединены шарнирные звенья 2, противоположные концы которых связаны с вертикальными стойками 5 и 6 боковин 1. Шарнирные звенья 2, связанные с правой и левой боковинами 1, установлены под углом, такое исполнение способствует процессу регулировки натяжения тканьевого сиденья 7. Расположенный на механизме регулировки 8 ползун 9 является исполнительным звеном и состоит из трубы и фиксирующей рукоятки 10. К ползуну 9 подсоединены две тяги 11, противоположные концы которых связаны с торцами шарнирных звеньев 2, прикрепленных к задним вертикальным стойкам 5 боковин 1.
Другим вариантом исполнения может быть присоединение тяг 11 к передним вертикальным стойкам боковин 1.
К передним вертикальным стойкам 6 боковин 1 крепятся передние колеса 12. Колеса 12 - ведущие, обеспечивают передвижение коляски при воздействии на них мускульной силы рук. Задние колеса 13 ведомые, поворотные, самоориентируемые. Вариантом исполнения может быть блок из сдвоенных колес, закрепленный на балансирной оси. Поворотные оси задних колес 13 вращаются в подшипниках поворотного узла 14, расположенного на нижнем лонжероне 4 боковины 1. Конструкцией предусмотрено защитное ограждение 15, служащее для предотвращения прямого контакта ног с передним колесом, которое также выполняет роль кронштейна крепления опоры для ног 16. Опора для ног 16 регулируется по высоте и фиксируется в требуемом положении. Конструктивное исполнение опоры для ног 16 - вертикальная стойка, соединенная с горизонтальной площадкой для ступней ног, откидывающейся в вертикальное положение при складывании кресла-коляски.
Изменение ширины колес и сиденья 7 производят следующим образом. Вращением рукоятки ползуна 10 расфиксировать ползун 9 и переместить по горизонтальной направляющей механизма регулировки 8 к передней части коляски, при этом тяги 12 тянут за собой шарнирные звенья 2, за счет чего происходит уменьшение колеи колес и ослабление натяжения тканьевого сиденья 7. Вывернуть винты крепления тканьевого сиденья к верхним лонжеронам 3 боковин 1 и вынуть из пазов сиденья 7 металлические планки. Установить необходимую ширину каркаса коляски и установить в соответствующие пазы тканьевого сиденья 7 металлические планки, закрепить тканьевое сиденье к боковинам коляски и произвести окончательное натяжение ткани сиденья перемещением ползуна 9 по трубчатой направляющей механизма регулировки 8. Зафиксировать положение ползуна 9 фиксирующей рукояткой 10.
Приведение кресла-коляски в транспортное положение производят операцией перемещения ползуна 9 по горизонтальной направляющей механизма регулировки 8 до момента минимального расстояния между боковинами 1.
Заявляемое к защите патентом РФ техническое решение позволит эксплуатировать кресло-коляску как внутри помещений, так и вне их.
На заявляемое техническое решение изготовлены экспериментальные образцы, проведены их испытания, и на стадии оформления находится соглашение с Министерством социального обеспечения республики Татарстан по обеспечении ими инвалидов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2015 |
|
RU2611875C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 1995 |
|
RU2104683C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2005 |
|
RU2271187C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ | 2000 |
|
RU2188135C2 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2452451C1 |
ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ | 1991 |
|
RU2038064C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПАНДУС ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОЛЯСКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2478362C2 |
РЫЧАЖНАЯ ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА | 2015 |
|
RU2578800C1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2154584C1 |
Кресло-коляска содержит складную раму, выполненную из пары боковин с шарнирными звеньями, передние, ведущие колеса, которые установлены под верхними лонжеронами, и задние поворотные колеса, опору для ног, гибкие сиденье и спинку. Под сиденьем смонтирована продольно ориентированная трубчатая направляющая механизма регулировки. К вертикальным стойкам трубчатой направляющей попарно слева и справа одной стороной присоединены шарнирные звенья, противоположные концы которых связаны с вертикальными стойками. На трубчатой направляющей механизма регулировки установлен ползун с рукояткой. К ползуну на осях прикреплены тяги, противоположные концы тяг шарнирно связаны с вертикальными стойками пары боковин. Шарнирные звенья образуют пары между вертикальными стойками пары боковин и установлены под углом, а тяги могут быть прикреплены как к задним, так и к передним вертикальным стойкам пары боковин. В результате достигается упрощение и облегчение конструкции коляски, повышение удобства в процессе ее эксплуатации и, следовательно, снижение себестоимости изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
RU 94030855 A1, 20.05.1997 | |||
Ортопедическая коляска | 1984 |
|
SU1219082A1 |
US 5112076 A, 12.05.1992 | |||
Способ реабилитации работников с хроническими производственно обусловленными заболеваниями органов дыхания: ринофарингитом, трахеобронхитом, обусловленными воздействием вредных факторов титано-магниевого производства | 2019 |
|
RU2716962C1 |
Авторы
Даты
2002-07-27—Публикация
2000-05-06—Подача