Изобретение относится к медицине и предназначено для передвижения больных и инвалидов с нарушенной или утраченной функцией опорно-двигательного аппарата и может использоваться в домашних условиях, для прогулок по улице, лечебных учреждениях, домах-интернатах. Известна инвалидная коляска, содержащая большие ведущие передние колеса, маленькие задние поворотные колеса, приводные рычаги, подлокотники, спинку, сиденье (см. инструкцию по эксплуатации Ставровского завода автотракторного оборудования "Кресло-коляска инвалидная складная с рычажным приводом" мод.407). Данная инвалидная коляска предназначена преимущественно для преодоления значительных расстояний вне помещений.
Недостатком данной инвалидной коляски является недостаточная маневренность, особенно в стесненных условиях.
Известно складное кресло на колесах, содержащее боковые рамы с колесами, выполненные с возможностью поворота друг относительно друга в плоскостях рам, распорки, соединенные между собой крестообразно посредством оси и нижними концами шарнирно с рамами, сиденье, спинку, подлокотники и телескопические штанги, состоящие из стационарной и подвижной частей, соединенных шарнирно посредством гильз верхними концами с крестовиной и нижними концами жестко с рамой, с установленными между ними шариками (патент СССР N 1184433, кл.F 61 G 5/00).
Недостатком складного кресла на колесах является стационарная спинка, отсутствие съемных подлокотников, наличие только двух пар колес, шариковых направляющих, что соответственно сужает функциональные возможности, затрудняет пользователю пересаживание с кровати в коляску и обратно, ограничивает перемещение в стесненных условиях, увеличивает металлоемкость и ухудшает технологичность.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение эргономичности.
На фиг. 1 изображен общий вид кресла-коляски (вид сбоку); на фиг. 2 - общий вид кресла-коляски (вид спереди); на фиг. 3 - вид А на фиг.2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг.2; на фиг.6 - сечение Г-Г на фиг.3; на фиг. 7 - варианты трансформации кресла-коляски.
Кресло-коляска имеет две боковые рамы 1 и 2 (фиг.2), соединенные между собой ножницообразными трубчатыми элементами 3 и 4 и шарнирно соединенные осью 5, проходящей через горизонтальные пальцы 6 и 7. На боковых рамах 1 и 2 установлены приводные большие колеса 8 и 9 малые поворотные колеса 10 и 11 (фиг. 1) и дополнительные малые колеса 12 и 13, которые в нормальном состоянии приподняты. Два дополнительных малых колеса 12 и 13 установлены на нижних концах вертикальных стоек рам 1 и 2. Они могут быть установлены как внутри между вертикальными стойками, так и с внешней стороны рам 1 и 2. В местах крепления больших приводных колес 8 и 9 смонтирован механизм быстрого съема и фиксации, выполненный в виде литого сложной конфигурации кронштейна 14 (фиг.2), состоящего из трех полых цилиндров 15,16 и 17, два из которых 15 и 16, вертикальные с диаметрами, соответствующими диаметру передних вертикальных стоек рам 1 и 2 и диаметру двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора с резьбой на конце 18 под гайку, размещенного в последнем вертикальном полом цилиндре 16, и соединенные между собой горизонтальным полым цилиндром 17 с внутренним диаметром, соответствующим диаметру оси 19 (фиг.6) больших приводных колес 8 и 9, выполненной с радиальной проточкой 20 на конце, соответствующей ступени с большим диаметром 21 двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора 18. В месте пересечения горизонтального полого цилиндра 17 с вертикальным 16 меньшего диаметра выполнено общее овальное отверстие 22. На боковых рамах 1 и 2 установлены съемные подлокотники 23 и 24 (фиг.2) с опорами 25 и 26 на дополнительных стойках 27 и 28, выполненные в виде П-образной скобы из трубчатых элементов с редуцированными концами с установленной в ней щекой 29 (фиг.1). Опоры 25 и 26 на дополнительных стойках 27 и 28 съемных подлокотников 23 и 24 выполнены с бесступенчатой регулировкой по высоте посредством кулачкового механизма, вмонтированного в горизонтальную трубчатую часть П-образной скобы, и выполненного в виде двух цилиндрических кулачков 30 и 31 (фиг.4) со скошенными торцевыми плоскостями с установленным между ними коническим винтом 32 с цилиндрической рукояткой 33. На редуцированных концах П-образной скобы съемных подлокотников 23 и 24 под телескопические соединения с вертикальными стойками рам 1 и 2 вмонтирован подпружиненный фиксатор 34 (фиг.5) с утопающей кнопкой 35, выполненный в виде U-образной пластинчатой пружины 36, на одной из боковых поверхностей которой выполнены фиксатор 34 и кнопка 35.
На верхних горизонтальных трубчатых элементах рам 1 и 2 выполнены четыре простейших телескопических соединения, каждое из которых состоит из пары круглых вертикальных трубчатых стоек 37 и 38 (фиг.1), одна из которых 37 крепится к горизонтальному трубчатому элементу 39 по углам сиденья 40, и выполнена в виде вертикального трубчатого элемента 37, а вторая 38 выполнена в виде трубчатого элемента 38 на верхнем горизонтальном трубчатом элементе рам 1 и 2. Сиденье 40 представляет из себя сшитую кожано-тканевую конструкцию прямоугольной формы. К рамам 1 и 2 с одной стороны навешиваются на кронштейн 41, выполненный в виде С-образной скобы с двумя штырьками 42 на концах и с отверстием 43 в выступе в средней части, две подножки 44 с откидной пластмассовой опорой 45. Две подножки 44 регулируются по высоте посредством телескопического соединения и зажима хомутом 46 двух круглых трубчатых элементов 47 и 48. На средней части подножки 44 имеется Г-образная скоба 49 (фиг.2) для крепления поддерживающей ленты 50 для ног.
На противоположном конце подножки 44 имеется кронштейн 51 (фиг.1), выполненный в виде Г-образной скобы с двумя отверстиями 52 со смонтированным в средней части быстродействующим фиксатором с рычагом 53, выполненным в виде кулачкового механизма. С другой стороны к рамам 1 и 2 навешивается на кронштейн 41 спинка 54, выполненная в виде Г-образных изогнутых вертикальных стоек с ручками на одном конце и ушками с отверстиями 55 и с размещенным между ними быстродействующим фиксатором с рычагом 53 (фиг.1) на другом конце. Между Г-образными изогнутыми вертикальными стойками спинки 54 закреплено гибкое прошитое полотно прямоугольной формы.
На каждом горизонтальном трубчатом элементе рам 1 и 2 смонтирован ручной рычажной тормоз 56 (фиг.1), служащий для стопорения колес 8 и 9. С внешней стороны спинки 54 имеется карман 57 для принадлежностей и домкрата, выполненного в виде закрытой винтовой пары гайка-винт, установленной в трубчатой рубашке, одним концом закрепленной штифтом к ручке-рукоятке. На трубчатой рубашке выполнен крючок, который служит для закрепления с ушком 58, расположенным на каждом трубчатом верхнем горизонтальном элементе П-образной скобы.
Кресло-коляска используется для перемещения следующим образом. Пользователь должен вначале застопорить приводные большие колеса 8 и 9 с помощью ручного рычажного тормоза 56, затем пользователь перемещается с кровати на коляску, предварительно сняв один или оба съемных подлокотника 23 и 24, нажав на подпружиненный фиксатор 34 с утопающей кнопкой 35. Устроившись поудобнее в кресло-коляске, пользователь возвращает на место съемные подлокотники 23 и 24, зафиксировав их подпружиненным фиксатором 34, затем отпускает ручные рычажные тормоза 56. Пользователь начинает движение кресла-коляски, приводя во вращение большие приводные колеса 8 и 9, в стесненных условиях (в дверях квартиры или лифта), то есть там, где кресло-коляска не может пройти по ширине, пользователь может снять большие приводные колеса 8 и 9 или сузить кресло-коляску с помощью домкрата. Снятие больших приводных колес 8 и 9 осуществляется путем нажатия кнопки двухступенчатого подпружиненного фиксатора 18, при этом происходит растопорение осей 19 больших приводных колес 8 и 9. Первая ступень 21 двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора 18 выходит из зацепления с радиальной проточкой 20 на конце оси 19 больших приводных колес 8 и 9 из общего овального отверстия 22, после чего пользователь свободно снимает приводные колеса 8 и 9, кресло-коляска опускается на два дополнительных колеса 12 и 13 и проезжает в стесненных условиях.
Затем пользователь одевает приводные колеса 8 и 9 путем нажатия кнопки двухступенчатого подпружиненного фиксатора 18, вторая ступень с меньшим диаметром двухступенчатого кнопочного подпружиненного фиксатора 18 свободно пропускает оси 19 больших приводных колес 8 и 9. При необходимости пользователь может поменять местами подножки 44 со спинкой 54, в результате передними могут быть или большие приводные колеса 8 и 9, или малые поворотные 10 и 11, что дает возможность пользователю развивать разные группы мышц. Съем подножек 44 и спинки 54 происходит следующим образом. Подножки 44 путем нажатия на быстродействующий фиксатор с рычагом 53 выводится из зацепления с кронштейном 41, после чего она свободно снимается. Спинка 54 снимается аналогичным способом. Подножки 44 закрепляются со стороны спинки 54, а спинка 54 - со стороны подножек 44, то есть они меняются местами. Съемные подлокотники 23 и 24 регулируются по высоте в зависимости от антропометрических данных пользователя следующим образом. Вращают конический винт 32 с помощью цилиндрической подвижной рукоятки 33, цилиндрические кулачки 30 и 31 раздвигаются и стопорят опоры 25 и 26 на дополнительных стойках 27 и 28 съемных подлокотников 23 и 24. По желанию пользователя могут быть сняты одна или обе подножки 44, один или оба съемных подлокотника 23 и 24, спинка 54, в результате кресло-коляска превращается в табурет на колесах. В стесненных условиях пользователь может использовать домкрат, для чего он устанавливает его крючком в то или иное ушко 58 (фиг.1) зацепив одновременно крючком за тот или иной горизонтальный трубчатый элемент рам 1 и 2. Вращением рукоятки по часовой стрелке ввинчивается винт в гайку, в результате сиденье 40 с пользователем поднимается путем скольжения круглых вертикальных трубчатых стоек 37 и 38, кресло-коляска сужается до 50 мм. Затем пользователь приводит кресло-коляску в исходное состояние в обратной последовательности. В случае, когда пользователь не может сам приводить в движение кресло-коляску с помощью больших приводных колес 8 и 9, он может их снять так, как было описано выше, кресло-коляска останется на четырех малых колесах - двух малых поворотных колесах 10 и 11 и двух дополнительных малых колесах 12 и 13, в результате чего снижается вес и сокращаются габариты кресло-коляски до 50 мм.
Изобретение по сравнению с прототипом обеспечивает удобство при преодолении стесненных условий, удобство при пользовании кресло-коляской за счет наличия съемных подлокотников и возможности перестановки подножек и спинки. Также преимуществом является возможность получения нескольких вариантов трансформации кресла-коляски. Кресло-коляска обладает большой маневренностью и при необходимости может двигаться в любую сторону с помощью больших приводных колес. При преодолении небольших препятствий высотой до 5 см кресло-коляска имеет независимые вертикальные перемещения колес.
Часть деталей кресла-коляски имеет защитно-декоративное покрытие светло-серого цвета, которое хорошо гармонирует со всей конструкцией кресла-коляски.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2005 |
|
RU2271187C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ДЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2154456C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2003 |
|
RU2257192C2 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2452451C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 1993 |
|
RU2088184C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПАНДУС ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОЛЯСКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2478362C2 |
ИНВАЛИДНАЯ ШАГАЮЩАЯ КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2010 |
|
RU2434622C1 |
ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ | 1991 |
|
RU2038064C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2018 |
|
RU2767548C1 |
Кресло-коляска | 1989 |
|
SU1787436A1 |
Использование: в медицине. Сущность изобретения: кресло-коляска, содержащее боковые рамы 1 и 2 с колесами, соединенные между собой ножницеобразными трубчатыми элементами 3 и 4, сиденье 40, спирку 54, подлокотники 23 и 24, подножки 44, причем оно снабжено двумя дополнительными малыми колесами 12 и 13, установленными на нижних концах вертикальных стоек рам 1 и 2, а ножницеобразные трубчатые элементы 3 и 4 соединены осью 5 проходящей через горизонтальные пальцы 6 и 7 при этом большие приводные колеса 8 и 9, подножки 44, спинка 54 подлокотники 24 и 23 с опорами выполнены съемными, последние на дополнительных стойках выполнены в виде П-образной скобы из трубчатых элементов с редуцированными концами с установленной в ней щекой под телескопическое соединение с вертикальными стойками рам 1 и 2, с вмонтированным в них подпружиненным фиксатором 34 с утопающей кнопкой 35, выполненной в виде V-образной пластинчатой пружины 36, на одной из боковых поверхностей которой выполнены фиксатор 34 и кнопка 35. В результате расширяются функциональные возможности транспортного средства для инвалидов и повышается его эргономичность. 4 з.п.ф-лы, 7 ил.
SU, патент, 1184433, кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1998-02-20—Публикация
1995-11-23—Подача