РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 2002 года по МПК F01D5/08 

Описание патента на изобретение RU2186991C2

Изобретение относится к конструкциям роторов турбин газотурбинных двигателей наземного и авиационного применений.

Известен ротор двухступенчатой турбины, междисковая полость в котором перекрыта промежуточным диском, зафиксированным относительно основных дисков с помощью радиальных штифтов [1].

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за возможной поломки радиальных штифтов при взаимных температурных деформациях основных дисков и промежуточного диска.

Известен также ротор двухступенчатой турбины, междисковая полость в котором перекрыта тепловым экраном в виде двух промежуточных дисков (дефлекторов), причем в ободе первого промежуточного диска выполнены сообщающиеся с осевыми радиальные каналы [2].

Однако, такая конструкция обладает низкой надежностью из-за перегрева ободной части промежуточных дисков, потери прочности и вероятности поломки.

Высокоэкономичные современные газотурбинные двигатели имеют высокую температуру газа перед турбиной. В двигателе ПС-90А температура газа на выходе из I-го соплового аппарата турбины на взлетном режиме достигает 1640 К (1367oС). Газ, имеющий такую температуру, омывает I-ю рабочую лопатку турбины, а также ободную часть I-го диска. Для уменьшения площади соприкосновения с газом междисковая полость двухступенчатой турбины перекрыта двумя промежуточными дисками, ободная часть которых по своей периферии омывается газом с температурой выше 1000oС.

Существующие дисковые материалы не могут работать при таких температурах, ободная часть промежуточных дисков может потерять прочность, оторваться от полотна и вылететь в проточную часть турбины, что вызовет катастрофическую поломку двигателя.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности работы турбины за счет применения эффективной системы охлаждения обода промежуточных дисков ротора, которая позволяет снижать температуру материала ободной части промежуточных дисков до нормируемой.

Сущность изобретения заключается в том, что в роторе двухступенчатой турбины, содержащем рабочие диски первой и второй ступеней с рабочими лопатками и тепловой экран в виде второго промежуточного диска с осевыми и радиальными каналами в ободе, согласно изобретению, отношение числа осевых каналов первого промежуточного диска (n) к числу рабочих лопаток 1-й ступени (z) составляет 1-4, при этом отношение величины минимального расстояния между поверхностью канала и наружной поверхностью обода первого промежуточного диска (h) к диаметру осевого канала (d) лежит в интервале 0,2-1,5.

Следует отметить, что в промежуточном диске, состоящем из ступицы, полотна и обода, наиболее нагретым при работе двигателя даже при использовании канальной системы охлаждения, является обод. В связи с этим взаимные термические деформации полотна со ступицей и нагретого обода приводят к появлению в ободе напряжений сжатия. Поэтому выполнение в ободе множества каналов, которые являются концентраторами напряжений, не приводит к появлению трещин.

Заявляемое соотношение между размерами конструктивных элементов обеспечивает эффективное охлаждение обода промежуточных дисков с помощью канальной системы охлаждения при минимальном расходе охлаждающего воздуха. На двигателе ПС-90А при расходе охлаждающего воздуха через осевые каналы, равном 0,3% от расхода газа через турбину, заявляемая конструкция надежно работает более 7000 ч без ремонта, а на газотурбинном двигателе наземного применения - более 20000 ч.

При соотношении n/z<1 число каналов в ободе будет снижаться, что ухудшит охлаждение обода. Излишнее увеличение числа каналов в ободе при h/z≥4 приведет к увеличению трудоемкости изготовления и стоимости промежуточного диска I-й ступени.

Образование трещин в ободе будет возможно лишь в том случае, когда h/d<0,2, т. к. при этом уменьшается минимальное расстояние от внутренней поверхности канала до наружной поверхности обода. Соотношение h/d>1,5 приведет к увеличению расстояния от наружной поверхности обода до внутренней поверхности канала, что ухудшит охлаждение наружной поверхности обода и вызовет перегрев.

На фиг. 1 представлен продольный разрез заявляемой конструкции ротора двухступенчатой турбины; на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 - сечение А - А на фиг.2 в увеличенном виде.

Ротор двухступенчатой турбины 1 состоит из диска I-й ступени 2 и диска II-й ступени 3 с рабочими лопатками 4 и 5 соответственно.

Междисковая воздушная полость 6 изолирована от газа 7 передним 8 и задним 9 промежуточными дисками. Газ 7 перетекает в направлении от I-й рабочей лопатки 4 ко II-й рабочей лопатке 5 через лабиринтное уплотнение 10, которое образовано гребешками 11 на ободах 12 и 13 переднего и заднего промежуточных дисков 8 и 9, а также сотовым уплотнителем 14 на сопловом аппарате II-й ступени 15.

Поскольку газ 7, обтекающий наружную поверхность 16 обода 12 первого промежуточного диска 8, имеет температуру ~1000oС, то обод 12 оснащен канальной системой охлаждения: в ободе 12 выполнено множество осевых каналов 17, на выходе соединенных с радиальными каналами 18.

На входе осевые каналы 17 через кольцевую полость 19 соединены с каналами 20 подвода охлаждающего воздуха на охлаждение I-й рабочей лопатки 4.

От воздействия центробежных сил ободы 12 и 13 промежуточных дисков 8 и 9 удерживаются с помощью полотен 21, 22 и ступиц 23, 24 соответственно, расположенных в воздушной полости 6.

Заявляемое устройство работает следующим образом.

При работе двигателя высокотемпературный газ обтекает наружную поверхность 16 обода 12 I-го промежуточного диска 8, нагревая его. Для снижения температуры обода 12 использована конвективная канальная система охлаждения обода, состоящая из множества осевых каналов 17 (на двигателе ПС-90 А 180 каналов), на выходе соединенных с радиальными каналами 18.

Охлаждающий воздух высокого давления из полости 20 подвода воздуха на охлаждение I-й рабочей лопатки 4 через кольцевую полость 19 поступает во множество каналов 17 и 18, обеспечивая приемлемый для обеспечения высокого ресурса уровень температуры наружной поверхности 16 обода 12 первого промежуточного диска 8.

Развитая внутренняя поверхность каналов 17 позволяет получить высокую эффективность охлаждения обода 12. На охлаждение обода 12 используется ~10% расхода воздуха на охлаждение I-й рабочей лопатки 4.

Поскольку температура газа 7 по мере перетекания в лабиринтном уплотнении 10 падает, обод 13 второго промежуточного диска 9 уже не требует столь эффективной системы охлаждения.

Источники информации
1. В.А. Шварц. Конструкции газотурбинных установок, М., Машиностроение, 1970, с. 256, рис.184.

2. Патент РФ 1130008, F 01 D 4/18, F 02 С 7/12.

Похожие патенты RU2186991C2

название год авторы номер документа
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2141036C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА 1998
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Фадеев С.И.
RU2147689C1
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ 1998
  • Кузнецов В.А.
  • Иванов В.В.
RU2151883C1
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2369747C1
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2352789C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2369749C1
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2193091C2
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Иванов В.В.
  • Толмачев В.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2200235C2
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2352791C1
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2364727C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 186 991 C2

Реферат патента 2002 года РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ

Ротор двухступенчатой турбины газотурбинных двигателей наземного и авиационного применения содержит рабочие диски первой и второй ступеней с рабочими лопатками и тепловой экран в виде второго промежуточного диска с осевыми и радиальными каналами в ободе. Отношение числа осевых лопаток в ободе первого промежуточного диска к числу рабочих лопаток первой ступени составляет 1-4. Отношение величины минимального расстояния между поверхностью канала и наружной поверхностью обода первого промежуточного диска к диаметру осевого канала лежит в интервале 0,2-1,5. Изобретение позволяет повысить надежность работы турбины за счет повышения эффективности охлаждения обода промежуточных дисков ротора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 186 991 C2

Ротор двухступенчатой турбины, содержащий рабочие диски первой и второй ступеней с рабочими лопатками и тепловой экран в виде второго промежуточного диска и первого промежуточного диска с осевыми и радиальными каналами в ободе, отличающийся тем, что отношение числа осевых каналов в ободе первого промежуточного диска (n) к числу рабочих лопаток 1-й ступени (z) составляет 1-4, при этом отношение величины минимального расстояния между поверхностью канала и наружной поверхностью обода первого промежуточного диска (h) к диаметру осевого канала (d) лежит в интервале 0,2-1,5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2186991C2

РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ 1982
  • Иванов Н.А.
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Фадеев С.И.
  • Черняев И.А.
RU1130008C
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ 1998
  • Кузнецов В.А.
  • Иванов В.В.
RU2151883C1
ПЛИТА ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ 0
SU259566A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ЭФФЕКТОВ 2001
  • Бокша К.А.
  • Семенов В.М.
RU2189845C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОГО РАСПЫЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ВАКУУМЕ 1984
  • Свиридов Е.В.
  • Мухортов В.М.
  • Клевцов А.Н.
  • Дудкевич В.П.
SU1240076A1
US 3989410 A, 02.11.1976.

RU 2 186 991 C2

Авторы

Иванов В.В.

Кузнецов В.А.

Фадеев С.И.

Даты

2002-08-10Публикация

2000-09-19Подача