Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при отработке твердотопливных ракетных двигателей.
В процессе отработки ракетных двигателей возникла проблема - оценить прочность заряда топлива по внутреннему каналу и прочность скрепления заряда с корпусом при предельных значениях давления и градиента нарастания давления на начальном участке работы двигателя.
Известен способ испытаний твердотопливного ракетного двигателя, заключающийся в том, что в двигателе на определенном отрезке времени создают давление, превышающее расчетное (см. патент США N 3534597, МПК G 01 M 15/00).
Задача испытаний заключается в том, чтобы испытать элементы конструкции двигателя на предельных режимах его работы. В данном случае испытываемым элементом двигателя являлась конструкция сопла. Максимальное давление в двигателе при реализации этого способа, взятого за прототип, обеспечивается за счет развития поверхности заряда.
Известный способ испытаний, заключающийся в повышении давления в камере сгорания за счет развития поверхности заряда, имеет существенный недостаток - сложность изготовления заряда, приводящая к повышению стоимости проведения испытаний.
Технической задачей настоящего изобретения является упрощение испытаний, снижение стоимости их проведения.
Технический результат достигается тем, что в способе испытаний твердотопливного ракетного двигателя, основанном на повышении (на определенном отрезке времени) давления в камере сгорания, включающем запуск двигателя, измерение параметров двигателя в процессе горения заряда твердого топлива, в горловине (в критическом сечении) сопла до запуска двигателя устанавливают осесимметричную вставку с программированно разрушающейся перемычкой при достижении заданного повышенного в течение определенного времени давления в камере сгорания.
Введение указанного элемента в конструкцию позволяет подтвердить работоспособность прочноскрепленного заряда топлива при допустимых предельных давлениях в камере сгорания.
Приведенный чертеж поясняет описываемый способ.
Вставка 1 из эрозионностойкого материала, например ЭПАНа, устанавливается на сопрягаемую поверхность (поверхность 3) на упругоэластичный слой, например герметик, в горловине сопла 2. При этом для обеспечения лучшего вылета вставки на поверхности Д на длине l наносится антиадгезив, например 5%-ый раствор полиизобутилена П200 в нефрасе.
Перед установкой вставки 1, с целью иключения изгибающих напряжений в программированно разрушающейся перемычке (размер А) от давления истекающих газов, производится заполнение паза Е уносимым материалом, например асбестовым шнуром ШАОН, пропитанным клеем, например К-153, без наполнителя или жесткой резиной, например Р-374М.
С целью повышения надежности вылета вставки при заданном давлении на поверхности Г также наносится антиадгезив.
Кольцевой паз Е является следствием выполнения перемычки (размер А). При этом получение требуемой толщины перемычки, исходя из условия предварительного выполнения поверхности Б возможно двумя способами:
- способ I - варьированием размера L на диаметре Ж с последующим заполнением паза Е, применяется при окончательном значении размера А:
- способ II - в заполненном пазу Е после получения предварительного в допустимых пределах размера А, выполняется кольцевая канавка В. При этом заполнение канавки В проводится после предварительной укладки в канавку антиатгезива, например фторопластовой пленки.
Толщина перемычки определяется исходя из условия обеспечения ее прочности до достижения заданного давления в камере сгорания. Требования по установке обеспечиваются технологией.
Проведенные испытания подтвердили эффективность предложенного способа.
Получены предельные значения давления в камере сгорания и градиента его нарастания, при которых проверена прочность заряда и прочность его скрепления с корпусом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2000 |
|
RU2173783C1 |
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2430257C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2004 |
|
RU2274759C1 |
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2195628C1 |
РАКЕТНАЯ ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2190112C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2109159C1 |
ЭЛЕМЕНТ ТРАКТА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ПОТОКА | 1994 |
|
RU2084678C1 |
УСТРОЙСТВО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2127821C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2171389C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2010 |
|
RU2435061C1 |
Способ испытаний твердотопливного ракетного двигателя включает в себя запуск двигателя и измерение параметров двигателя в процессе горения заряда твердого топлива. В горловине сопла до запуска двигателя устанавливают осесимметричную вставку из эрозионно-стойкого материала с программированно разрушающейся перемычкой при достижении заданного давления в камере сгорания. Использование изобретения позволяет за счет воздействия повышенного в заданных пределах давления подтвердить достоверность расчетных параметров работоспособности прочноскрепленного с корпусом заряда топлива. 1 ил.
Способ испытаний твердотопливного ракетного двигателя, включающий запуск двигателя, измерение параметров двигателя в процессе горения заряда твердого топлива, отличающийся тем, что в горловине сопла до запуска двигателя устанавливают осесимметричную вставку из эрозионностойкого материала с программированно разрушающейся перемычкой при достижении заданного давления в камере сгорания.
US 3534597 A1, 30.04.1968 | |||
US 3265314 A1, 09.09.1966 | |||
US 4424670 A1, 10.01.1984 | |||
US 4478040 A1, 23.10.1984 | |||
US 4149404 A1, 17.04.1979 | |||
US 3543574 A1, 01.12.1970 | |||
US 3112614 A1, 03.12.1961 | |||
СТЕНДОВАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2045675C1 |
ВЫСОТНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1993 |
|
RU2075742C1 |
Авторы
Даты
2002-08-10—Публикация
1998-05-13—Подача