СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК F02K9/96 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2187012C2

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при отработке твердотопливных ракетных двигателей.

В процессе отработки ракетных двигателей возникла проблема - оценить прочность заряда топлива по внутреннему каналу и прочность скрепления заряда с корпусом при предельных значениях давления и градиента нарастания давления на начальном участке работы двигателя.

Известен способ испытаний твердотопливного ракетного двигателя, заключающийся в том, что в двигателе на определенном отрезке времени создают давление, превышающее расчетное (см. патент США N 3534597, МПК G 01 M 15/00).

Задача испытаний заключается в том, чтобы испытать элементы конструкции двигателя на предельных режимах его работы. В данном случае испытываемым элементом двигателя являлась конструкция сопла. Максимальное давление в двигателе при реализации этого способа, взятого за прототип, обеспечивается за счет развития поверхности заряда.

Известный способ испытаний, заключающийся в повышении давления в камере сгорания за счет развития поверхности заряда, имеет существенный недостаток - сложность изготовления заряда, приводящая к повышению стоимости проведения испытаний.

Технической задачей настоящего изобретения является упрощение испытаний, снижение стоимости их проведения.

Технический результат достигается тем, что в способе испытаний твердотопливного ракетного двигателя, основанном на повышении (на определенном отрезке времени) давления в камере сгорания, включающем запуск двигателя, измерение параметров двигателя в процессе горения заряда твердого топлива, в горловине (в критическом сечении) сопла до запуска двигателя устанавливают осесимметричную вставку с программированно разрушающейся перемычкой при достижении заданного повышенного в течение определенного времени давления в камере сгорания.

Введение указанного элемента в конструкцию позволяет подтвердить работоспособность прочноскрепленного заряда топлива при допустимых предельных давлениях в камере сгорания.

Приведенный чертеж поясняет описываемый способ.

Вставка 1 из эрозионностойкого материала, например ЭПАНа, устанавливается на сопрягаемую поверхность (поверхность 3) на упругоэластичный слой, например герметик, в горловине сопла 2. При этом для обеспечения лучшего вылета вставки на поверхности Д на длине l наносится антиадгезив, например 5%-ый раствор полиизобутилена П200 в нефрасе.

Перед установкой вставки 1, с целью иключения изгибающих напряжений в программированно разрушающейся перемычке (размер А) от давления истекающих газов, производится заполнение паза Е уносимым материалом, например асбестовым шнуром ШАОН, пропитанным клеем, например К-153, без наполнителя или жесткой резиной, например Р-374М.

С целью повышения надежности вылета вставки при заданном давлении на поверхности Г также наносится антиадгезив.

Кольцевой паз Е является следствием выполнения перемычки (размер А). При этом получение требуемой толщины перемычки, исходя из условия предварительного выполнения поверхности Б возможно двумя способами:
- способ I - варьированием размера L на диаметре Ж с последующим заполнением паза Е, применяется при окончательном значении размера А:
- способ II - в заполненном пазу Е после получения предварительного в допустимых пределах размера А, выполняется кольцевая канавка В. При этом заполнение канавки В проводится после предварительной укладки в канавку антиатгезива, например фторопластовой пленки.

Толщина перемычки определяется исходя из условия обеспечения ее прочности до достижения заданного давления в камере сгорания. Требования по установке обеспечиваются технологией.

Проведенные испытания подтвердили эффективность предложенного способа.

Получены предельные значения давления в камере сгорания и градиента его нарастания, при которых проверена прочность заряда и прочность его скрепления с корпусом.

Похожие патенты RU2187012C2

название год авторы номер документа
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2000
  • Соколовский М.И.
  • Саков Ю.Л.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Чудинов И.П.
  • Зарицкий В.И.
  • Каримов В.З.
  • Ефремов Г.А.
  • Леонов А.Г.
  • Минасбеков Д.А.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Шамраев В.Я.
  • Баранов Г.Н.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Ломаев В.И.
  • Сироткин А.К.
RU2173783C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Кустов Юрий Иванович
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2430257C1
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2004
  • Иванов Александр Сергеевич
  • Опарин Валерий Георгиевич
  • Прогаров Валерьян Полуэктович
RU2274759C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тодощенко А.И.
  • Кустов Ю.И.
  • Зарицкий В.И.
RU2195628C1
РАКЕТНАЯ ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Соколовский М.И.
  • Саков Ю.Л.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Чудинов И.П.
  • Зарицкий В.И.
  • Каримов В.З.
  • Ефремов Г.А.
  • Леонов А.Г.
  • Минасбеков Д.А.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Шамраев В.Я.
  • Баранов Г.Н.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Ломаев В.И.
  • Сироткин А.К.
RU2190112C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Лянгузов С.В.
RU2109159C1
ЭЛЕМЕНТ ТРАКТА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ПОТОКА 1994
  • Лянгузов С.В.
  • Тодощенко А.И.
RU2084678C1
УСТРОЙСТВО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Соколовский М.И.
  • Гапаненко В.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Тодощенко А.И.
RU2127821C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Соколовский М.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Огнев С.В.
RU2171389C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Апакидзе Юрий Валентинович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2435061C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ испытаний твердотопливного ракетного двигателя включает в себя запуск двигателя и измерение параметров двигателя в процессе горения заряда твердого топлива. В горловине сопла до запуска двигателя устанавливают осесимметричную вставку из эрозионно-стойкого материала с программированно разрушающейся перемычкой при достижении заданного давления в камере сгорания. Использование изобретения позволяет за счет воздействия повышенного в заданных пределах давления подтвердить достоверность расчетных параметров работоспособности прочноскрепленного с корпусом заряда топлива. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 187 012 C2

Способ испытаний твердотопливного ракетного двигателя, включающий запуск двигателя, измерение параметров двигателя в процессе горения заряда твердого топлива, отличающийся тем, что в горловине сопла до запуска двигателя устанавливают осесимметричную вставку из эрозионностойкого материала с программированно разрушающейся перемычкой при достижении заданного давления в камере сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187012C2

US 3534597 A1, 30.04.1968
US 3265314 A1, 09.09.1966
US 4424670 A1, 10.01.1984
US 4478040 A1, 23.10.1984
US 4149404 A1, 17.04.1979
US 3543574 A1, 01.12.1970
US 3112614 A1, 03.12.1961
СТЕНДОВАЯ УСТАНОВКА 1993
  • Апакидзе Ю.В.
  • Артюхов А.П.
  • Вакуличев В.Т.
  • Виниченко Ю.С.
  • Гребенкин В.И.
  • Гурьянов В.С.
  • Зайчиков Ю.Е.
  • Калашников В.И.
  • Кривошеев Н.А.
  • Ляпунов А.М.
  • Пак З.П.
  • Преображенский Н.К.
  • Селюгин Г.Б.
  • Широков Р.В.
RU2045675C1
ВЫСОТНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1993
  • Багдасарьян Александр Александрович
  • Багдасарьян Михаил Александрович
  • Шишков Альберт Алексеевич
  • Вакуличев Владимир Тихонович
  • Беляков Владимир Сергеевич
RU2075742C1

RU 2 187 012 C2

Авторы

Лужков Ю.М.

Алексенко М.Н.

Кузнецов П.В.

Даты

2002-08-10Публикация

1998-05-13Подача